Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями
Оценка 4.9

Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Оценка 4.9
doc
09.01.2020
Инновационные методы в  использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями
Никифорова О.В. .doc

 

 

 

Инновационные методы в  использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

 

Ключевые  слова: преемственность, инновация, альтернативные формы, диалоговое общение, психолого-педагогические формы

          

Инновационные методы в организации преемственности детский сад – школа – это форма организации преемственных связей, активизирующих совместный творческий поиск учителя и воспитателя, для получения конкретных и прогнозируемых результатов, в сопровождении образовательной успешности дошкольника и ученика. 

КГКП «Детский сад №12» - дошкольная организация общеобразовательного типа с группами компенсирующего обучения и развития, что предполагает организацию коррекционно-развивающего обучения в специализированных группах, с учетом основного нарушения детей и организацию развивающего пространства для детей с общими образовательными способностями.

Непрерывный процесс обучения дошкольника рассматривается сегодня специалистами, как целостная система преемственности в содержании, методах и формах обучения детей с общими и особыми образовательными потребностями. [1,с.230]

 Педагогическая практика показывает, что традиционные формы сегодня не срабатывают, существующие формы преемственности  недостаточно эффективны и  не выполняют главной своей функции:

- не обеспечивают соблюдения поступательного и непрерывного характера обучения детей на разных образовательных ступенях;

- не выработан сохранный механизм  психолого - физиологического самочувствия ребенка, в условиях непрерывного образования;  

- не обеспечивается «безболезненная» адаптации к изменяющей образовательной ситуации;

-  не учитывается категория детей с особыми образовательными потребностями.

Поэтому один из основных аспектов при организации преемственности дошкольного и школьного обучения детей,  с разными образовательными возможностями – это специально созданные  условия для эффективного взаимодействия педагогов детского сада - школы. [2,с.173]

Условия эффективного взаимодействия воспитателя и учителя:

 целостная система педагогического просвещения, с целью повышения психолого-педагогической компетентности  педагога, о методах и приемах организации образовательного пространства, для детей с разными образовательными потребностями;

 инновационное поле для реализации профессиональной активности педагогов;

 вариативность в выборе инновационных  педагогических и психологических методов, в организации эффективных форм преемственности по обучению детей с разными образовательными потребностями. 

Учитывая специфику нарушений у детей коррекционных групп и возрастные психофизиологические особенности детей с общими образовательными возможностями, работу по  организации преемственности детский сад – школа начинали с выделения эффективных психолого- педагогических форм взаимодействия воспитателей и учителей.

Отличительная особенность инновационных форм преемственности - это их альтернативность в сочетании с теоретической и практической направленностью,  [4, с.18] то есть процесс взаимодействия моделируется  так, чтобы  различные альтернативные психолого-педагогические формы преемственности были ориентированы на  результат:

 - обеспечили более высокий уровень преемственности в методах и приемах обучения;                                                                                                                                                                                              -   позволили реализовать принцип «спирали», т.е. непрерывность обучения  детей, формирование познавательно –развивающих  функций, на более высоком уровне трудности, с учетом задач образовательных организаций;

-    дали возможность воспитателю и учителю сделать качественный анализ знаний, умений и навыков, для эффективного прогнозирования  образовательных целей и задач

Альтернативные психолого-педагогические формы преемственности,   позволяют  перенести  акцент с результативной стороны взаимодействия на его процессуальную сторону т.е.:

1.                 Выделить проблемное поле преемственности детского сада – школы;

2.                  Определить эффективные психолого –педагогические формы взаимодействия воспитателя и учителя, по выделенным проблемам преемственности

3.                 Определить инновационные технологии в организации  преемственных связей;    

4.                 Сочетать инновационную и творческую деятельность воспитателей и учителей при организации учебного процесса;                                         

               В соответствии с выделенным проблемным полем, вводится экспресс диагностика, для определения инновационных технологий и результативных  форм   организации преемственности детского сада-школы,   по обучению детей с разными образовательными возможностями. [3,с.215]Психолого – педагогические формы преемственности классифицируются по каждой выделенной проблеме. Так,  повышение профессиональной компетентности педагогов с целью получения  качественных  образовательных результатов, осуществляем через следующие преемственные связи:

 создаем информационное пространство на основе современных научных достижений, в области дошкольного и начального школьного образования, через организацию педагогических мастерских, педагогических чтений, конференций, по обмену опытом работы с разной категорией детей.

 Непосредственный контакт воспитателя и учителя осуществляем через различные инновационные формы преемственности, где диалоговом общении вырабатывается механизм безболезненного перехода ребенка с детского сада в школу. [5,с.126]                                                                                                                                                                                                                                                

  Методический диалог, где в диалоге  воспитателя и учителя выделяются эффективные формы сопровождения детей на разных образовательных ступенях, что осуществляется через организацию социально-психологических тренингов по развитию позитивного взаимодействия со сверстниками, педагогами.

Методический фестиваль - на котором педагоги обмениваются опытом работы по внедрению инновационных технологий, так например обучение грамоте и чтению по методике Шулешко и Глена Домана, использование приемов на активизацию познавательно - мыслительной деятельности в практике  работы с разной категорией детей. В рамках фестиваля организуется конкурсы на лучший дидактический комплекс наглядного и демонстрационного материала.

Методический мост –активизация теоретических знаний, практических умений и навыков педагогов по организации преемственности в  обучении детей с разными образовательными возможностями, через данную форму воспитатели и учителя знакомятся с лучшим педагогическим опытом, проводятся обучающие практические занятия, разрабатываются рекомендации для всех участников преемственности ;

Методический ринг – совершенствование профессиональных знаний педагогов по обучению детей с разными образовательными возможностями

Процесс взаимодействия по преемственности организуется таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения, совместного поиска, [6,с.127]имеют возможность вести продуктивный диалог, развивать педагогическую идею и переводить ее на более высокие формы сотрудничества.

Считаем, что данная модель преемственности поможет провести целенаправленную работу по организации взаимодействия между дошкольной организацией и начальной школой, создать условия для эффективной деятельности всех участников образовательного процесса, обеспечить успешность адаптации и социализации первоклассников, получить положительные результаты педагогической деятельности.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.                 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с.

2.                 Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. - 173 c.

3.                 Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. - М.: Педагогика, 1955. - 215 с.

4.                 Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 -- 18.

5.                 Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2008. – 126 с.

6.                 Елфимова Н.В., Ильин Е.П., Маркова А.К., Особенности отношения учащийся к различным формам организации обучения. - М.: Педагогика, 1975. - 127 с.

 

Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в  использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в  использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в  использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями

Инновационные методы в  использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020