Инновационные методы в использовании альтернативных психолого – педагогических форм преемственности дошкольного и школьного образования, для детей с разными образовательными возможностями
Ключевые слова: преемственность, инновация, альтернативные формы, диалоговое общение, психолого-педагогические формы
Инновационные методы в организации преемственности детский сад – школа – это форма организации преемственных связей, активизирующих совместный творческий поиск учителя и воспитателя, для получения конкретных и прогнозируемых результатов, в сопровождении образовательной успешности дошкольника и ученика.
КГКП «Детский сад №12» - дошкольная организация общеобразовательного типа с группами компенсирующего обучения и развития, что предполагает организацию коррекционно-развивающего обучения в специализированных группах, с учетом основного нарушения детей и организацию развивающего пространства для детей с общими образовательными способностями.
Непрерывный процесс обучения дошкольника рассматривается сегодня специалистами, как целостная система преемственности в содержании, методах и формах обучения детей с общими и особыми образовательными потребностями. [1,с.230]
Педагогическая практика показывает, что традиционные формы сегодня не срабатывают, существующие формы преемственности недостаточно эффективны и не выполняют главной своей функции:
- не обеспечивают соблюдения поступательного и непрерывного характера обучения детей на разных образовательных ступенях;
- не выработан сохранный механизм психолого - физиологического самочувствия ребенка, в условиях непрерывного образования;
- не обеспечивается «безболезненная» адаптации к изменяющей образовательной ситуации;
- не учитывается категория детей с особыми образовательными потребностями.
Поэтому один из основных аспектов при организации преемственности дошкольного и школьного обучения детей, с разными образовательными возможностями – это специально созданные условия для эффективного взаимодействия педагогов детского сада - школы. [2,с.173]
Условия эффективного взаимодействия воспитателя и учителя:
целостная система педагогического просвещения, с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагога, о методах и приемах организации образовательного пространства, для детей с разными образовательными потребностями;
инновационное поле для реализации профессиональной активности педагогов;
вариативность в выборе инновационных педагогических и психологических методов, в организации эффективных форм преемственности по обучению детей с разными образовательными потребностями.
Учитывая специфику нарушений у детей коррекционных групп и возрастные психофизиологические особенности детей с общими образовательными возможностями, работу по организации преемственности детский сад – школа начинали с выделения эффективных психолого- педагогических форм взаимодействия воспитателей и учителей.
Отличительная особенность инновационных форм преемственности - это их альтернативность в сочетании с теоретической и практической направленностью, [4, с.18] то есть процесс взаимодействия моделируется так, чтобы различные альтернативные психолого-педагогические формы преемственности были ориентированы на результат:
- обеспечили более высокий уровень преемственности в методах и приемах обучения; - позволили реализовать принцип «спирали», т.е. непрерывность обучения детей, формирование познавательно –развивающих функций, на более высоком уровне трудности, с учетом задач образовательных организаций;
- дали возможность воспитателю и учителю сделать качественный анализ знаний, умений и навыков, для эффективного прогнозирования образовательных целей и задач
Альтернативные психолого-педагогические формы преемственности, позволяют перенести акцент с результативной стороны взаимодействия на его процессуальную сторону т.е.:
1. Выделить проблемное поле преемственности детского сада – школы;
2. Определить эффективные психолого –педагогические формы взаимодействия воспитателя и учителя, по выделенным проблемам преемственности
3. Определить инновационные технологии в организации преемственных связей;
4. Сочетать инновационную и творческую деятельность воспитателей и учителей при организации учебного процесса;
В соответствии с выделенным проблемным полем, вводится экспресс диагностика, для определения инновационных технологий и результативных форм организации преемственности детского сада-школы, по обучению детей с разными образовательными возможностями. [3,с.215]Психолого – педагогические формы преемственности классифицируются по каждой выделенной проблеме. Так, повышение профессиональной компетентности педагогов с целью получения качественных образовательных результатов, осуществляем через следующие преемственные связи:
создаем информационное пространство на основе современных научных достижений, в области дошкольного и начального школьного образования, через организацию педагогических мастерских, педагогических чтений, конференций, по обмену опытом работы с разной категорией детей.
Непосредственный контакт воспитателя и учителя осуществляем через различные инновационные формы преемственности, где диалоговом общении вырабатывается механизм безболезненного перехода ребенка с детского сада в школу. [5,с.126]
Методический диалог, где в диалоге воспитателя и учителя выделяются эффективные формы сопровождения детей на разных образовательных ступенях, что осуществляется через организацию социально-психологических тренингов по развитию позитивного взаимодействия со сверстниками, педагогами.
Методический фестиваль - на котором педагоги обмениваются опытом работы по внедрению инновационных технологий, так например обучение грамоте и чтению по методике Шулешко и Глена Домана, использование приемов на активизацию познавательно - мыслительной деятельности в практике работы с разной категорией детей. В рамках фестиваля организуется конкурсы на лучший дидактический комплекс наглядного и демонстрационного материала.
Методический мост –активизация теоретических знаний, практических умений и навыков педагогов по организации преемственности в обучении детей с разными образовательными возможностями, через данную форму воспитатели и учителя знакомятся с лучшим педагогическим опытом, проводятся обучающие практические занятия, разрабатываются рекомендации для всех участников преемственности ;
Методический ринг – совершенствование профессиональных знаний педагогов по обучению детей с разными образовательными возможностями
Процесс взаимодействия по преемственности организуется таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения, совместного поиска, [6,с.127]имеют возможность вести продуктивный диалог, развивать педагогическую идею и переводить ее на более высокие формы сотрудничества.
Считаем, что данная модель преемственности поможет провести целенаправленную работу по организации взаимодействия между дошкольной организацией и начальной школой, создать условия для эффективной деятельности всех участников образовательного процесса, обеспечить успешность адаптации и социализации первоклассников, получить положительные результаты педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с.
2. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. - 173 c.
3. Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. - М.: Педагогика, 1955. - 215 с.
4. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 -- 18.
5. Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2008. – 126 с.
6. Елфимова Н.В., Ильин Е.П., Маркова А.К., Особенности отношения учащийся к различным формам организации обучения. - М.: Педагогика, 1975. - 127 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.