«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ФГОС» Фарнина Галина Николаевна
Фарнина Галина Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 69 комбинированного вида»
Аннотация: Статья посвящена проблеме экологического образования определяется она тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Наша задача научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: экологическое образование; ФГОС; экологические акции; дидактические экологические игры Кейс-технология.
G.Farnina L.Сubbotina (Russia). "INNOVATIVE APPROACHES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE MIDST OF THE GEF"
Annotation: the article deals with the problem of environmental education is determined by the fact that today it is a question of respect for nature is directly connected with the question of the future of humanity. During pre-school child childhood comes an intense social development, which is carried out by its interaction with others, peers and adults. Our task is to teach a child to treat each and every living organism, as a valuable, unique entity that has the right to life. The best results can be achieved if you begin to form the basis of ecological culture in the preschool age.
Keywords: environmental education; GEF; environmental actions; teaching environmental game Case-technologies.
Экологическое образование выступает одним из компонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности с дошкольниками нужно обращать внимание на
постановку не только образовательных, но также воспитательных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т.д.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой».
Задачи экологического образования:
-ознакомить ребенка с флорой и фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и животных;
-сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к планете, к родной земле, к природе.
Результат экологического образования экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.
Педагогические наблюдения показывают, что уже с младшей группы дошкольники без труда усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в увлекательной и доступной форме и учитывают интерес детей к явлениям природы
Крайне важно спланировать эту работу по экологическому образованию дошкольников и отслеживать результаты этой деятельности. Основой планирования работы нужно рассматривать программу, принятую в образовательном учреждении. Именно программа определяет основной круг задач и содержание экологической работы с детьми». Главная цель этого планирования это обеспечение системности. Важную роль для планирования экологической деятельности с детьми имеет также интеграция разных видов и форм деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкально-театрализованной. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников. Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям.
Можно сделать вывод, что работа по экологическому образованию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
Работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других
как на специально организованных занятиях, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;
Праздники и развлечения экологического содержания одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Инновационные формы экологического образования в современных ДОУ - это разнообразные дидактические игры и экологические акции.
Одной из форм экологического образования и воспитания в ДОУ являются экологические акции - это комплекс мероприятий, действий, который помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему-либо. Акция может включать в себя разные мероприятия, объединенные одной темой: цикл наблюдений, чтение и заучивание стихотворений, подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы, комплекс занятий по разным методикам, продумывание и иллюстрирование сказок, выставки детских рисунков, организация опытов, создание экологических плакатов и пр. Акция может подразумевать и однократное мероприятие.
Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также имеют огромное значение в формировании экологической культуры у дошкольников. Проведение экологических акций часто становится хорошей традицией детского сада. Хочется верить, что дети, вырастая, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в их сердцах на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
«Сохраним воду чистой», акция, цель которой привлечь внимание детей к необходимости экономного использования воды.
Цель акции «День Земли»: стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к ней как к родному дому
«Дидактические экологические игры». Дидактическая игра - активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В дидактической игре, в отличие от учебных занятий, учебные цели не формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего естественное стремление поиграть.
Формой работы по экологическому образованию является также «Лаборатория юного эколога». Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
«Экологическая тропа». Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Очень важно помнить об интегрированном подходе на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности. Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Я считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря важная совместная практическая деятельность, в
процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе, и появляется интерес к ней и любовь.
«Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда. Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на окне, такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы, дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих наблюдений дети фиксируют в дневник.
Одной из инновационных технологий является кейс-технология. Кейс – технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. Д ля создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Поэтому в детском саду проходят акции и проекты с участием родителей и детей.
В проектах «Опыты дома», целью которых была организация совместной деятельности родителя и ребенка через опытно-экспериментальную деятельность, ребенок с родителями делал исследовательскую работу, которую потом презентовали в группе.
Осенняя акция «Трудовой десант». Субботник с участием родителей и детей: дошкольники обычно с энтузиазмом собирают ветки, работают с граблями, подметают.
Летняя акция «Вместе озеленим участок» не только сформирует у детей элементарный навык посадки растений, но и способствует формированию уважительного отношения к чужому труду.
Зимняя акция «Покорми птиц зимой», где родителям предлагалось совместно с детьми смастерить кормушку для птиц, повесить ее на территории детского сада, приносить корм для птиц, прививая этим самым детям доброту, заботу о птицах.
Такие акции способствуют закреплению знаний о природных явлениях, учат детей самостоятельно планировать свою деятельность, развивают в детях самостоятельность, ответственность. Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки экологической деятельности.
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому, стали внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Опыт нашей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость. Инновационные технологии, которые мы применяем в образовательной и проектно-исследовательской деятельности, положительно влияют на качество обучения и воспитания, способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся, также повышают профессиональный уровень педагога.
Библиография:
1.Анохин А.Е; Бондаренко Т.М., Суханова А. С., Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Воронеж 2007.
2.Канева М. С., Чадаева Г. И. Экологическое воспитание // Начальная школа плюс до и после. 2011.
3.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное. пособие для студента. среднего. педагогического. учебного. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4..Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы М. АРКТИ, 2004
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное. пособие для студентов. высшее. педагогическое. учебное. заведений. М.Издательский. центр «Академия», 2002 г.
6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика Синтез, 1999
7.Никульшина О. А., Скутина О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015
8.Нефедова, Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии.-2006.
9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду// 2005
10.Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М. Издательский центр «Академия», 2008.
11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.