Инновационные процессы образования. Теория обучения (ДидактикА).

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам накопленные достижения. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Ян Амос Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи, среди которых: Пётр Каптерев, Николай Бунаков, Николай Корф, Владимир Стоюнин, Алексей Острогорский и другие. Значимой площадкой для развития дидактики как теории воспитывающего обучения стал в XIX веке журнал «Филологические записки», издаваемый в Воронеже под редакцией Алексея Хованского, главным редакторским достижением которого стала эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития «Живое слово», составленная Алексеем Барсовым. В советский период проблемы дидактики разрабатывали Павел Блонский, Станислав Шацкий и Леонид Занков. Неизменным со времён Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Иконка файла материала Инновационные процессы образования.Дидактика.ppt

М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории

Инновационные процессы образования. Теория обучения (ДидактикА)

Дидактика – теория обучения

Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки. Современная дидактика призвана реализовать идеи гуманной педагогики, направленной на формирование свободной, творческой, социально активной, полезной и успешной личности. Знание теории обучения необходимо каждому педагогу, поскольку задачи образования, воспитания и развития учащихся в педагогической деятельности наиболее эффективно решаются с опорой на научные знания.

Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, обучающий») – теория обучения.
Ещё Древней Греции учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. Термин «дидактика» появился в XVII веке. Он был введён В. Ратке в значении «искусство обучения». Я.А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов как обучение, так и воспитание. Однако по мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе.

Основываясь на наиболее признанных в педагогической науке определениях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, В.И. Загвязинский), современную дидактику можно определить как относительно самостоятельный раздел педагогики, науку, которая занимается изучением теоретических и методических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования.

https://znanio.ru/person/z98576333

ДИДАКТИКА - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.




Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогической теории, в которой раскрываются общие закономерности процесса обучения





https://znanio.ru/person/z98576333

Объект дидактики - обучение

Предмет дидактики- взаимосвязь и взаимодействие преподавания (обучающе- воспитывающей деятельности учителя) и учения (учебно- познавательной деятельности учащихся)



Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Группы задач современной дидактики:

Описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания;

Совершенствовать процесс обучения, разрабатывать новые, более эффективные системы обучения и образовательные технологии







Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Процесс обучения можно рассматривать как целенаправленное, последовательно меняющиеся взаимодействие преподавателя и занимающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания последних.

Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирования основ мировоззрения.

Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Направления исследования учебного процесса

Разрабатывает систему методов, приемов и правил обучения, определяет условия их эффективного применения;
Разрабатывает и совершенствует формы, виды, системы, модели обучения;
Исследует сущность и закономерности обучения, общие принципы организации учебного процесса






Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Изучение объективных факторов и определение общей цели образования (Требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук);
Воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, ТСО, МП;
Реализация целей и задач обучения в действиях педагогов;
Осознание целей и задач образования и обучения самими учащимися.

Этапы формирования и реализации задач обучения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Процесс обучения включает в себя две составляющие:

преподавание (деятельность учителя), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности;

- учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

В процессе обучения учитель:

Преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

Руководит процессом освоения знаний, умений и навыков;

Создает условия для развития личности учащегося.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

В свою очередь ученик:

Учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя или самостоятельно;
Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации, способов решения поставленных задач.

https://znanio.ru/person/z98576333

Двусторонность педагогического процесса

Основные категории дидактики

Обучение - это специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики


Образование – объем систематизированных знаний, умений , навыков, способов мышления, приобретенных в процессе обучения.

Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.  Это означает,  что оно  изменяется  под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики


Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;

Умения – овладение способами(приемами) применения усвоенных знаний на практике;

Навыки –умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

https://znanio.ru/person/z98576333

Характерные признаки процесса обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Педагогическая деятельность - особый вид общественно – полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответ-ствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

https://znanio.ru/person/z98576333

Функции педагогического процесса

Образовательная функция.


Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания. В процессе обучения ребенок постоянно получает информацию, это происходит на уроках, в кружках, внеклассных мероприятиях. Получение учеником знаний вне урока во многом стихийно, не систематизировано. Задача учителя – давать знания целенаправленно. Для этого существуют учебные планы, образовательные программы.

https://znanio.ru/person/z98576333

Развивающая функция.

Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень развития. Интеллектуальное развитие учащихся гораздо успешнее, если перед учеником ставятся цели и необходимость самостоятельно добывать знания и использовать их на практике.
Когда ученику предлагают выполнить определенную задачу, он проделывает сложную мыслительную работу. Эта работа включает в себя некоторые действия. Он наблюдает, анализирует, применяет правила для решения учебных задач.
В том случае, если обучение проходит с использованием всего двух мыслительных действий (восприятия и запоминания), то ребенок оказывается лишен развивающего момента обучения. Он привыкает к использованию этих двух простых действий и становится не способен к решению более сложных задач, требующих от него анализа. Научившись мыслить и анализировать, ученик уже становится способным ставить перед собой цели самостоятельно, он может совершенствоваться.

https://znanio.ru/person/z98576333

Воспитывающая функция.


Простого обучения и умственного развития оказывается мало. Полноценный и достойный член общества должен быть еще и хорошо воспитан.
Воспитание проходит в постоянном взаимодействии формирующейся личности с социумом.

https://znanio.ru/person/z98576333