Инновационные процессы образования. Теория обучения (ДидактикА).
Оценка 5

Инновационные процессы образования. Теория обучения (ДидактикА).

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
Междисциплинарный 4
Взрослым
07.05.2021
Инновационные процессы образования. Теория обучения (ДидактикА).
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам накопленные достижения. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Ян Амос Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи, среди которых: Пётр Каптерев, Николай Бунаков, Николай Корф, Владимир Стоюнин, Алексей Острогорский и другие. Значимой площадкой для развития дидактики как теории воспитывающего обучения стал в XIX веке журнал «Филологические записки», издаваемый в Воронеже под редакцией Алексея Хованского, главным редакторским достижением которого стала эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития «Живое слово», составленная Алексеем Барсовым. В советский период проблемы дидактики разрабатывали Павел Блонский, Станислав Шацкий и Леонид Занков. Неизменным со времён Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Инновационные процессы образования.Дидактика.ppt

М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории

М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории

М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории

Инновационные процессы образования. Теория обучения (ДидактикА)

Дидактика – теория обучения Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки

Дидактика – теория обучения Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки

Дидактика – теория обучения

Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки. Современная дидактика призвана реализовать идеи гуманной педагогики, направленной на формирование свободной, творческой, социально активной, полезной и успешной личности. Знание теории обучения необходимо каждому педагогу, поскольку задачи образования, воспитания и развития учащихся в педагогической деятельности наиболее эффективно решаются с опорой на научные знания.

Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, обучающий») – теория обучения.
Ещё Древней Греции учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. Термин «дидактика» появился в XVII веке. Он был введён В. Ратке в значении «искусство обучения». Я.А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов как обучение, так и воспитание. Однако по мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе.

Основываясь на наиболее признанных в педагогической науке определениях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, В.И. Загвязинский), современную дидактику можно определить как относительно самостоятельный раздел педагогики, науку, которая занимается изучением теоретических и методических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования.

https://znanio.ru/person/z98576333

ДИДАКТИКА - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах

ДИДАКТИКА - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах

ДИДАКТИКА - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.




Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогической теории, в которой раскрываются общие закономерности процесса обучения





https://znanio.ru/person/z98576333

Объект дидактики - обучение

Объект дидактики - обучение

Объект дидактики - обучение

Предмет дидактики- взаимосвязь и взаимодействие преподавания (обучающе- воспитывающей деятельности учителя) и учения (учебно- познавательной деятельности учащихся)



Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Группы задач современной дидактики:

Группы задач современной дидактики:

Группы задач современной дидактики:

Описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания;

Совершенствовать процесс обучения, разрабатывать новые, более эффективные системы обучения и образовательные технологии







Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Процесс обучения можно рассматривать как целенаправленное, последовательно меняющиеся взаимодействие преподавателя и занимающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания последних

Процесс обучения можно рассматривать как целенаправленное, последовательно меняющиеся взаимодействие преподавателя и занимающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания последних

Процесс обучения можно рассматривать как целенаправленное, последовательно меняющиеся взаимодействие преподавателя и занимающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания последних.

Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний и навыков, формирование умения…

Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний и навыков, формирование умения…

Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирования основ мировоззрения.

Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Направления исследования учебного процесса

Направления исследования учебного процесса

Направления исследования учебного процесса

Разрабатывает систему методов, приемов и правил обучения, определяет условия их эффективного применения;
Разрабатывает и совершенствует формы, виды, системы, модели обучения;
Исследует сущность и закономерности обучения, общие принципы организации учебного процесса






Дидактика – теория обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Изучение объективных факторов и определение общей цели образования (Требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук);

Изучение объективных факторов и определение общей цели образования (Требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук);

Изучение объективных факторов и определение общей цели образования (Требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук);
Воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, ТСО, МП;
Реализация целей и задач обучения в действиях педагогов;
Осознание целей и задач образования и обучения самими учащимися.

Этапы формирования и реализации задач обучения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Процесс обучения включает в себя две составляющие:

преподавание (деятельность учителя), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности;

- учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

В процессе обучения учитель:

Преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

Руководит процессом освоения знаний, умений и навыков;

Создает условия для развития личности учащегося.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

В свою очередь ученик:

Учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя или самостоятельно;
Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации, способов решения поставленных задач.

https://znanio.ru/person/z98576333

Двусторонность педагогического процесса

Двусторонность педагогического процесса

Двусторонность педагогического процесса

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Обучение - это специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики


Образование – объем систематизированных знаний, умений , навыков, способов мышления, приобретенных в процессе обучения.

Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.  Это означает,  что оно  изменяется  под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики


Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;

Умения – овладение способами(приемами) применения усвоенных знаний на практике;

Навыки –умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

https://znanio.ru/person/z98576333

Характерные признаки процесса обучения https://znanio

Характерные признаки процесса обучения https://znanio

Характерные признаки процесса обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Педагогическая деятельность - особый вид общественно – полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответ-ствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

https://znanio.ru/person/z98576333

Функции педагогического процесса

Функции педагогического процесса

Функции педагогического процесса

Образовательная функция. Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений

Образовательная функция. Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений

Образовательная функция.


Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания. В процессе обучения ребенок постоянно получает информацию, это происходит на уроках, в кружках, внеклассных мероприятиях. Получение учеником знаний вне урока во многом стихийно, не систематизировано. Задача учителя – давать знания целенаправленно. Для этого существуют учебные планы, образовательные программы.

https://znanio.ru/person/z98576333

Развивающая функция. Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень…

Развивающая функция. Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень…

Развивающая функция.

Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень развития. Интеллектуальное развитие учащихся гораздо успешнее, если перед учеником ставятся цели и необходимость самостоятельно добывать знания и использовать их на практике.
Когда ученику предлагают выполнить определенную задачу, он проделывает сложную мыслительную работу. Эта работа включает в себя некоторые действия. Он наблюдает, анализирует, применяет правила для решения учебных задач.
В том случае, если обучение проходит с использованием всего двух мыслительных действий (восприятия и запоминания), то ребенок оказывается лишен развивающего момента обучения. Он привыкает к использованию этих двух простых действий и становится не способен к решению более сложных задач, требующих от него анализа. Научившись мыслить и анализировать, ученик уже становится способным ставить перед собой цели самостоятельно, он может совершенствоваться.

https://znanio.ru/person/z98576333

Воспитывающая функция. Простого обучения и умственного развития оказывается мало

Воспитывающая функция. Простого обучения и умственного развития оказывается мало

Воспитывающая функция.


Простого обучения и умственного развития оказывается мало. Полноценный и достойный член общества должен быть еще и хорошо воспитан.
Воспитание проходит в постоянном взаимодействии формирующейся личности с социумом.

https://znanio.ru/person/z98576333

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021