Дидактика – теория обучения
Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки. Современная дидактика призвана реализовать идеи гуманной педагогики, направленной на формирование свободной, творческой, социально активной, полезной и успешной личности. Знание теории обучения необходимо каждому педагогу, поскольку задачи образования, воспитания и развития учащихся в педагогической деятельности наиболее эффективно решаются с опорой на научные знания.
Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, обучающий») – теория обучения.
Ещё Древней Греции учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. Термин «дидактика» появился в XVII веке. Он был введён В. Ратке в значении «искусство обучения». Я.А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов как обучение, так и воспитание. Однако по мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе.
Основываясь на наиболее признанных в педагогической науке определениях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, В.И. Загвязинский), современную дидактику можно определить как относительно самостоятельный раздел педагогики, науку, которая занимается изучением теоретических и методических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования.
https://znanio.ru/person/z98576333
ДИДАКТИКА - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогической теории, в которой раскрываются общие закономерности процесса обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
Группы задач современной дидактики:
Описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания;
Совершенствовать процесс обучения, разрабатывать новые, более эффективные системы обучения и образовательные технологии
Дидактика – теория обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
Процесс обучения можно рассматривать как целенаправленное, последовательно меняющиеся взаимодействие преподавателя и занимающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания последних.
Дидактика – теория обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирования основ мировоззрения.
Дидактика – теория обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
Направления исследования учебного процесса
Разрабатывает систему методов, приемов и правил обучения, определяет условия их эффективного применения;
Разрабатывает и совершенствует формы, виды, системы, модели обучения;
Исследует сущность и закономерности обучения, общие принципы организации учебного процесса
Дидактика – теория обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
Изучение объективных факторов и определение общей цели образования (Требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук);
Воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, ТСО, МП;
Реализация целей и задач обучения в действиях педагогов;
Осознание целей и задач образования и обучения самими учащимися.
Этапы формирования и реализации задач обучения.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
Процесс обучения включает в себя две составляющие:
преподавание (деятельность учителя), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности;
- учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
В процессе обучения учитель:
Преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
Руководит процессом освоения знаний, умений и навыков;
Создает условия для развития личности учащегося.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
В свою очередь ученик:
Учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя или самостоятельно;
Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации, способов решения поставленных задач.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
Обучение - это специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
Образование – объем систематизированных знаний, умений , навыков, способов мышления, приобретенных в процессе обучения.
Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;
Умения – овладение способами(приемами) применения усвоенных знаний на практике;
Навыки –умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
https://znanio.ru/person/z98576333
Основные категории дидактики
Педагогическая деятельность - особый вид общественно – полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответ-ствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
https://znanio.ru/person/z98576333
Образовательная функция.
Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания. В процессе обучения ребенок постоянно получает информацию, это происходит на уроках, в кружках, внеклассных мероприятиях. Получение учеником знаний вне урока во многом стихийно, не систематизировано. Задача учителя – давать знания целенаправленно. Для этого существуют учебные планы, образовательные программы.
https://znanio.ru/person/z98576333
Развивающая функция.
Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень развития. Интеллектуальное развитие учащихся гораздо успешнее, если перед учеником ставятся цели и необходимость самостоятельно добывать знания и использовать их на практике.
Когда ученику предлагают выполнить определенную задачу, он проделывает сложную мыслительную работу. Эта работа включает в себя некоторые действия. Он наблюдает, анализирует, применяет правила для решения учебных задач.
В том случае, если обучение проходит с использованием всего двух мыслительных действий (восприятия и запоминания), то ребенок оказывается лишен развивающего момента обучения. Он привыкает к использованию этих двух простых действий и становится не способен к решению более сложных задач, требующих от него анализа. Научившись мыслить и анализировать, ученик уже становится способным ставить перед собой цели самостоятельно, он может совершенствоваться.
https://znanio.ru/person/z98576333
Воспитывающая функция.
Простого обучения и умственного развития оказывается мало. Полноценный и достойный член общества должен быть еще и хорошо воспитан.
Воспитание проходит в постоянном взаимодействии формирующейся личности с социумом.
https://znanio.ru/person/z98576333
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.