ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В настоящее время стало уделяться очень большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Причиной этому стало весомое увеличение количества таких детей и появление новых возможностей их приспособления к жизни. В современном обществе дети с ограниченными возможностями здоровья как определённая социальная группа нуждаются в создании адекватных их возможностям условий. Я считаю, что для получения ими качественного образования соответствующие условия должны создаваться государством уже начиная с дошкольных учреждений, и далее для получения профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В данный момент наша страна достаточно заинтересована в том, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья в положительную сторону. В связи с этим в системе специального образования стали активно внедряться современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, позволяющих решать многие проблемы.
Педагогические инновации могут использоваться в качестве:
‒ абсолютно новых (при отсутствии аналогов и прототипов);
‒ относительно новых (при внесении определённых изменений в уже существующие педагогические технологии).
Благодаря потребности в предоставлении хорошего, массового и индивидуализированного образования, массового и индивидуализированного образования стала вводиться система дистанционного обучении, как особая форма специального образования детей-инвалидов, с помощью которой дети могу обучаться в образовательной организации по месту жительства, при этом они одновременно взаимодействуют с отдаленной учебно-развивающей обстановкой и информационными образовательными ресурсами.
Современному педагогу помогают и информационные технологии. Благодаря информационным технологиям открываются малоизученные технологические вариации обучения, которые связаны с исключительными достижениями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Информационные технологии проектируют:
‒ работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;
‒ использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ;
‒ применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ;
‒ использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ.
На уроках спец.дисцилинможно использовать проектную деятельность, направленную на формирование навыков умственного труда у детей с ОВЗ.
В своей профессиональной деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося группы. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации). В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий.
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения обучающихсяс особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Обучающиеся с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Большую эффективность в практике работы с детьми с ОВЗ дает применение следующих технологий:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- элементы ИКТ;
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность обучающихся с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Инновационные технологии существенно в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают педагогам в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
· новизна в постановке целей и задач;
· оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
· разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
Высокие достижения преподавателя в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, преподаватель и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Список использованной литературы:
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – М.: Издательский центр, 2010.
2. Мамеева-Шварцман И.М. Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс].
3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности занятий.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.