Инновационные компоненты педагогической деятельности школьного учителя физической культуры

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Иконка файла материала metodicheskaya_rabota.doc
Инновационные компоненты педагогической деятельности школьного учителя физической культуры 1Введение. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт ­ общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об   устойчивом   качестве   личности.   Исторически   физическая   культура складывалась   прежде   всего   под   влиянием   практических   потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования   и   воспитания   физическая   культура   становилась   базовым фактором формирования двигательных умений и навыков1. Нововведения,   или   инновации,   характерны   для   любой профессиональной   деятельности   человека   и   поэтому   естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.  Инновации   сами   по   себе   не   возникают,   они   являются   результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80­х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и,   соответственно,   её   понятийное   обеспечение   стали   предметом специальных исследований.  Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые   как   синонимы,   были   научно   обоснованы   и   введены   в 1 2категориальный аппарат педагогики2. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий   физической   культурой.   Да   и   большинство   не   видит   интереса   в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить   новые   методики   занятий,   оценок   в   свои   уроки   что   бы   Именно   поэтому   тема   инноваций   в заинтересовать   учащихся. педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент. Объект   исследования:  инновации   в   деятельности   педагога физической культуры. Предмет   исследования:  инновационные   аспекты   педагогической деятельности школьного учителя физической культуры. Цель   исследования:  раскрыть   содержание   инновационной деятельности в физкультурном образовании. Задачи исследования: 1)   проанализировать   литературу   и   раскрыть   сущность   понятия «инновационная деятельность» в образовании; 2)   охарактеризовать   инновационную   деятельность   учителя физической культуры. Методы   исследования.  В   исследовании   применялись   анализ   и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения. 2 3Инновации на уроках физической культуры. Специфика   предмета   позволяет   использовать   многообразие   форм организации   деятельности   с   использованием   здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 2 лет здоровьесберегающая   программа   «Положительное   влияние   уроков физической культуры на здоровье школьников». Результаты работы данной программы   просматриваются   как   в   образовательном   процессе,   так   и   во внеурочной деятельности.  На уроках ученики должны быть мотивированы  на положительный результат   и   доброжелательное   отношение   друг   к   другу.   Такой   эффект может   быть   достигнут   лишь   при   комплексном   использовании   всего арсенала   методов   и   средств   обучения,   наиболее   результативными   из которых   являются   –   метод   имитации,   метод   проектов,   игровой,   метод регламентированного   упражнения,   сравнения,   методы   анализа, соревновательный метод3. На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей   человеческого   организма.  Это   означает,   что   в   юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс   приспособляемости,   т.е.   настроя   всех   функциональных   систем организма   на   работу   в   максимальном   режиме.   Урок   построен   таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую   они   способны   выдержать   без   ущерба   для   здоровья.   Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода   максимальных   усилий,  метода   динамических   усилий, «ударного» метода.   В   конце   урока   ребята   получают   домашнее   задание   на   освоение 3 4техники   движений,   развитие   двигательных   качеств,   контроль   за   его выполнением   осуществляется   в   конце   изучения   модуля.   На   уроках обучающиеся   учатся   правильному,   в   полном   смысле   «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика4. На   уроках   применяется   способ   круговой   тренировки,   в   основе которого лежат три метода: 1. Непрерывно­поточный, который заключается в выполнении заданий одного   за   другим,   с   небольшим   интервалом   времени.   Этот   метод способствует комплексному развитию двигательных качеств. 2. Поточно­интервальный   базируется   на   краткосрочном   (20­40   с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости. 3. Интенсивно­интервальный   используется   с   ростом   уровня физической подготовленности5. Совместно   с   учениками   разработан   комплекс   общей   физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес   к   систематическим   занятиям   физической   культурой.   Им   стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.  На  занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические   навыки,   но   и   навыки   организатора.   С   этой   целью   ребята самостоятельно подготавливают  обзор спортивных новостей за неделю в городе,   крае,   стране,   мире   и   выпускают   информационный   бюллетень «Новости   спорта»,   разрабатывают   комплексы   общих   развивающих 4 5 5упражнений   для   разминки,   выстраивают   индивидуальную   траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение   к   делу:   целеустремленность,   трудолюбие,   добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и   обязательные   специфические   волевые   качества:   решительность   и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы   им   в   будущей   трудовой   деятельности   и   способствуют карьерному росту6. На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно­распределительных форм учебной   опирающимся   на деятельности   к   ее   индивидуальным   формам, самостоятельную   работу   студентов   и   переход   к   саморегуляции   и самокоррекции.   С   этой   целью   применяется   технология   Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.  6 6Вывод. Нововведения,   или   инновации,   характерны   для   любой профессиональной   деятельности   человека,   и   поэтому   они   становятся предметом   изучения,   анализа   и   внедрения.   Инновации   возникают   в результате   научных   исследований,   анализа   и   обобщения   передового педагогического опыта.  Как   правило,   инновации   возникают   в   результате   попыток   решить традиционную   проблему   новым   способом,   в   результате   длительного процесса   накопления   и   осмысления   фактов,   когда   и   рождается   новое качество,   несущее   новаторский   смысл.   Большинство   современных инноваций   находятся   в   преемственной   связи   с   историческим   опытом   и имеют   аналоги   в   прошлом.   Это   дает   основание   утверждать,   что инновационный   процесс   ­   это   мотивированный,   целенаправленный   и сознательный   процесс   по   созданию,   освоению,   использованию   и распространению   современных   (или   осовремененных)   идей   (теорий, методик,   технологий   и   т.п.),   актуальных   и   адаптированных   для   данных условий   и   соответствующих   определенным   критериям.   Он   направлен   на качественное   улучшение   системы,   в   которую   вносится   новшество,   и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения7. В   основе   инновационных   образовательных   процессов   лежат   две важнейшие проблемы педагогики: ­проблема изучения педагогического опыта; ­проблема доведение до практики. Результатом   инновационных   процессов   в   образовании   является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в 7 7системе   образования   предполагает   введение   нового   в   цели   образования; разработку   нового   содержания,   новых   методов   и   форм   обучения   и   внедрение   и   распространение   уже   существующих воспитания, педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее   развитие;   школу   как   экспериментальную   площадку;   ситуацию,   когда школа   имеет   принципиально   новую   образовательную   ориентацию   и осуществляет   обновление   образования   и   воспитания,   которые   имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования8.  Инновации   в   системе   физического   воспитания   учащихся   является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений. Они вбирают в себя такие нововведения, как ФГОС, сдача ГТО. 8 8Список использованной литературы. 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. ­ М.: ФиC, 1988. ­ 208 с. 2. Крылова Н.Б. Культурология образования. ­ М.: Народное образование, 2000, с. 43­65 3. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. ­ 2003. ­ № 1. 4. Лубышева Л.И.,   Бальсевич В.К.   Ценности   физической   культуры   в здоровом   стиле   жизни //   Матер.   междунар.   конф.   «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994 5. Рапацевич,   Е.С.   Педагогика.   Большая   современная   энциклопедия/Е.С. Рапацевич. ­ Минск: Современное слово. ­ 2005. 6. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. ­ М.: Школа­Пресс, 2000 г. 7. Тюнников деятельности инновационной   Ю.С.   Анализ     общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2004. ­№ 5. 8. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1. 9