Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Инновационные компоненты педагогической деятельности
школьного учителя физической культуры
1Введение.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не
связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт
общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и
каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической
культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как
об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура
складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей
общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения
и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем
образования и воспитания физическая культура становилась базовым
фактором формирования двигательных умений и навыков1.
Нововведения,
или инновации,
характерны для любой
профессиональной деятельности человека и поэтому естественно
становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом
научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и
целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается
в управлении.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с
80х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций
и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом
специальных исследований.
Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“,
употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в
1
2категориальный аппарат педагогики2.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от
занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в
данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным
вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы
Именно поэтому тема инноваций в
заинтересовать учащихся.
педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна
на сегодняшний момент.
Объект исследования:
инновации в деятельности педагога
физической культуры.
Предмет исследования:
инновационные аспекты педагогической
деятельности школьного учителя физической культуры.
Цель исследования:
раскрыть содержание инновационной
деятельности в физкультурном образовании.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия
«инновационная деятельность» в образовании;
2) охарактеризовать инновационную деятельность учителя
физической культуры.
Методы исследования.
В исследовании применялись анализ и
обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.
2
3Инновации на уроках физической культуры.
Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм
организации деятельности с использованием здоровьесберегающих
технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 2 лет
здоровьесберегающая программа «Положительное влияние уроков
физической культуры на здоровье школьников». Результаты работы данной
программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во
внеурочной деятельности.
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный
результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект
может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего
арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из
которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод
регламентированного упражнения,
сравнения,
методы анализа,
соревновательный метод3.
На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой
и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических
возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском
организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит
процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем
организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким
образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и
содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку,
которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой
результат достигается в результате использования всего арсенала методов:
метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного»
метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение
3
4техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его
выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках
обучающиеся учатся правильному, в полном смысле «культурному»
выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но
и личностное развитие ученика4.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе
которого лежат три метода:
1. Непрерывнопоточный, который заключается в выполнении заданий
одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод
способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2. Поточноинтервальный базируется на краткосрочном (2040 с)
выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что
способствует развитию общей силовой выносливости.
3. Интенсивноинтервальный используется с ростом уровня
физической подготовленности5.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической
подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой
интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало
небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз
сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на
перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество
между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только
технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята
самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в
городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень
«Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих
4
5
5упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию
обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их
отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность,
настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются
и обязательные специфические волевые качества: решительность и
смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые
необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют
карьерному росту6.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для
постепенного перехода от коллективнораспределительных форм учебной
опирающимся на
деятельности к ее индивидуальным формам,
самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и
самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио,
адаптированная к преподаваемой дисциплине.
6
6Вывод.
Нововведения,
или инновации,
характерны для любой
профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся
предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в
результате научных исследований, анализа и обобщения передового
педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить
традиционную проблему новым способом, в результате длительного
процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое
качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных
инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и
имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что
инновационный процесс это мотивированный, целенаправленный и
сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и
распространению современных (или осовремененных) идей (теорий,
методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных
условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на
качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и
предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с
позиции нововведения7.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две
важнейшие проблемы педагогики:
проблема изучения педагогического опыта;
проблема доведение до практики.
Результатом инновационных процессов в образовании является
использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также
тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в
7
7системе образования предполагает введение нового в цели образования;
разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и
внедрение и распространение уже существующих
воспитания,
педагогических систем; разработку новых технологий управления школой,
ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда
школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и
осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют
системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и
другие компоненты системы образования8.
Инновации в системе физического воспитания учащихся является
функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.
Они вбирают в себя такие нововведения, как ФГОС, сдача ГТО.
8
8Список использованной литературы.
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиC,
1988. 208 с.
2. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование,
2000, с. 4365
3. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/
В.С. Лазарев // Сельская школа. 2003. № 1.
4. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в
здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные
исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С.
Рапацевич. Минск: Современное слово. 2005.
6. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. М.: ШколаПресс, 2000 г.
7. Тюнников
деятельности
инновационной
Ю.С.
Анализ
общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников //
Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5.
8. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового
образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ.
1993, №1.
9