Я - учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и учить детей фантазировать, мыслить, познавать глубже и всесторонне этот чудесный мир. Одним словом, созидать.
Эта потребность в самовыражении, проявление интеллекта и нравственных начал, воплощение индивидуальности и называется творчеством. Как нужны сегодняшнему времени перемен люди-творцы, самостоятельно мыслящие, умеющие ориентироваться в проблемных ситуациях, личности, способные принимать ответственные решения! Как важно сейчас внимание к общечеловеческим проблемам, освобождающим от схематизма, к формированию культуры личности, её духовности. Возможно, поэтому главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Именно в школе начинается процесс формирования качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Тема моей работы: " Развитие творческих способностей учащихся на уроках и на внеклассных занятиях русского языка и литературы»
Актуальность этой темы очевидна. Сейчас наблюдается снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; у детей отсутствует нравственный ориентир. И я считаю, что основная задача каждого учителя - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом.
ИННОВАЦИОННЫ
Е ПРИЁМЫ
НА УРОКАХ РУССКОГО
НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
ЯЗЫКА
Автор Голубева Ольга Леонидовна,
Автор Голубева Ольга Леонидовна,
Традиционная система обучения несколько отстает от
потребностей общества. Следствием этого становится
разработка инновационных технологий в обучении.
Инновационные методики характеризуются новым стилем
организации учебно-познавательной деятельности
учеников, изменяющим как способы презентации и
усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких
методик — активизировать, оптимизировать,
интенсифицировать процесс познания. Инновационное
обучение предполагает обязательное включение учащихся
в деятельность, коллективные формы работы, обмен
мнениями. Инновационные технологии позволяют
реализовать одну из основных целей обучения русскому
языку (развитие коммуникативной личности), то есть дают
возможность перейти от изучения языка как системно-
структурного образования к изучению его как средства
общения и мышления, а учебно-познавательную
деятельность перевести на продуктивно-творческий
уровень.
Одной из разновидностей инновационного
обучения русскому языку является его
метафоризация. Метафоричность мышления
активизирует эмоциональную память и сам
процесс познания.
Метафоризация лингвистических сведений
возможна в силу того обстоятельства, что язык,
как явление развивающееся и
функционирующее, может быть
антропологически интерпретирован. В качестве
примера приведу игру во Вселенную русского
языка (автор Канарская О. В.). В основе ее
лежит идея многолетнего «космического
путешествия» по Вселенной русского языка.
Специально для работы был создан атлас — сборник
главных объектов этой Вселенной. Первая часть атласа
представляет собой общий план, включающий десять
лингвистических объектов. Центр Вселенной — планета
Лексикония, экспедиция на которую знакомит с ключевой
единицей языка — словом (и фразеологизмом). Планета
окружена свечением — это Корона Культуры Речи. Кроме
Лексиконии имеются еще две самостоятельные планеты —
планета Словообразования и двойная планета ФоГра
(фонетика и графика). Имеются еще две галактики —
Морфологическая и Синтаксическая, а также Млечный
путь стилистики, который ведет к совершенствованию
устной и письменной речи. Две коварные Туманности —
Орфографическая и Пунктуационная — придуманы для
того, чтобы ученики не забывали о грамотности.
Интонационные облака позволяют работать над звуковой
стороной речи. Последний объект — искусственная
межпланетная станция «Логос-текстум».
Обычно используются опоры-схемы или учебные
картинки. Наглядность дает возможность управлять
познавательной деятельностью ученика, воздействуя
на эмоции, фиксировать внимание на общих и
частных вопросах темы, при необходимости
увеличивая изображение наблюдаемого объекта,
обращая внимание на его основные характеристики.
Учебные картинки и схемы могут быть превращены в
наброски маршрутов проделанных путешествий,
восстанавливаемых в памяти. Такой подход
обеспечивает системное усвоение материала
(ученики видят состав учебного материала, осознают
его элементы, функции и т. п.) Он позволяет
активизировать память, эмоции, воображение,
показать, что русский язык обозрим, интересен и
познаваем. Рисунки-опоры разработаны так, что
языковая система предстает перед учеником как
целостная структура, которую он изучает с точки
зрения устройства и как средство общения.
Еще одной нестандартной формой организации
учебно-воспитательного процесса являются
педагогические мастерские. Основополагающая
идея этой технологии заключается в том, что
человек изначально способен к самой
разнообразной деятельности. Все зависит от того,
какие методы будут применяться в процессе его
образования и развития. Этот метод
характеризуется отношением учителя к ученику
как к равному, использованием стратегии
исследования, самостоятельным поиском ответов
на вопросы.
Мастерская — это ряд заданий, которые
направляют работу школьников в нужное русло.
Учащиеся каждый раз вынуждены осуществлять
выбор пути исследования, средств достижения
цели, темпа работы и т. п.
В мастерской ребенок выстраивает свои знания
самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого
хорошо продуман мастером (учителем). Работа мастерской
опирается на определенные принципы. Во время ее
проведения:
•создается атмосфера открытости, доброжелательности,
общения, сотворчества;
•в учебный процесс включается эмоциональная сфера
ребенка путем обращения к его чувствам;
•мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в
поиске знаний, не торопится отвечать на вопросы,
необходимую информацию подает малыми дозами, когда
обнаруживает потребность в ней у учеников;
•исключается официальная оценка работы ученика (нет
похвалы, порицания, не выставляются отметки в журнал),
но через афиширование работ (публичное их
представление) создается возможность для самооценки,
самокоррекции; продумывается чередование
индивидуальной и коллективной работы, что обеспечивает
диалогический способ освоения знаний;
осознается важность не только и не столько результата, сколько
самого процесса обучения, в котором реализуются законы
Главной задачей этой
методики является внедрение
в учебный процесс таких
методов, которые развивают
критическое мышление
учащихся любого возраста.
Эти методы можно
эффективно применять,
работая и в рамках
традиционной системы
обучения. Рассмотрим
некоторые из этих методов.
«Линия времени»
Каждому учащемуся выдается лист с таблицей, по ходу
изучения темы он заполняет колонки.
Результат: материал систематизируется, ребенок чувствует
уверенность в своих силах.
Это я хочу
узнать
Это я узнаю
скоро
Это я узнал
недавно
Это я знаю
уже давно
Игра «Придумай
кличку»
Применяется в рамках тем «Состав слова. Способы
словообразования» на этапе объяснения нового материала,
первичного закрепления и др. Способствует активизации
шар, орел, стрела, рыжий, звезда
мыслительной деятельности.
Шарик, Орлик, Стрелка, Рыжик,
Звёздочка
Словарная работа
Формы «подачи» словарных слов. Задача учащихся – определить
слово, записать в словарик.
Вставь пропущенные гласные
Прптств – препятствие
Жжжть – жужжать
Расставь буквы в нужном порядке
Сражаться – жрасьаятс
Выбери буквы, обозначающие звонкие согласные
Дстифалошг – диалог
звуки.
Словарная работа
Учащимся предлагается описать картину. Учитель
помогает, подсказывает, предлагает подобрать синонимы.
Найденные детьми словарные слова вносятся в словарик.
Прекрасный
Замечательный
Восхищение
Восторгаться
Впечатление
Применение ИКТ
может оказать существенную помощь при изучении тем «Состав
слова. Словообразование». Например, данный прием наглядно
демонстрирует, как одни и те же морфемы от разных корней
образуют разные слова.
«Проверь себя»
Прием экономит время и силы учителя.
В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое,
но я?ствен?ое булькание воды. Я пош_л на
звук. От главного больш_го оврага отх_дил
в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к.
В лунном безмолвии послышалось далёкое,
но явственное булькание воды. Я пошёл на
звук. От главного большого оврага отходил
в сторону небольшой овражек-тупичок.
«Карта успеха»
Выдается каждому в начале изучения новой темы.
Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания.
Результат: каждый работает в своем темпе, у учителя
больше времени на оказание индивидуальной помощи.
«Подведём итог»
Используется на этапе первичного закрепления либо
контроля.
Что я знаю о деепричастии?
Это особая форма _________.
Деепричастие
объединяет в себе признаки двух частей
речи - __________ и ___________ .
Деепричастие образуется от __________ с
помощью суффиксов –а, -я, ____________.
Отвечает на вопросы
______________________. Это неизменяемая
форма, поэтому не имеет ______.
Примеры деепричастий: ____________________.
Кластер (карта понятий, карта-
схема, «еж», «осьминог»,
«снежинка» и т. п.). Работая по
этому методу, ученики в
середине листа пишут ключевое
слово (тему), рисуют картинку, а
вокруг записывают слова,
словосочетания, предложения
(например, в центре записывают
«Имя существительное», а вокруг —
все грамматические характеристики
этой части речи, причем постоянные
признаки можно записывать
отдельно от непостоянных — как бы
в два круга).
«Исправь кластер»
предложений»
Применяется на этапе закрепления или как одно из
заданий зачета по теме «Виды односоставных
Сравнительная диаграмма. Рисуются два
пересекающихся круга. В месте их пересечения
записывается сходная информация, в
непересеченных частях — то, что характерно
только для одного источника информации
(явления). Так можно сравнивать два печатных
текста или два аудиотекста, рисунки, сюжетные
картинки, грамматические категории и т. д.
Целенаправленное чтение (слушание). Этот
метод называется еще «чтением с прогнозом».
Состоит он в том, что информация «подается»
порционно, и после каждой полученной порции
информации учитель задает вопросы,
прогнозирующие дальнейшее развитие событий.
состоящий из нескольких частей). Этот
метод обычно реализуется таким образом.
Страница делится на две (три, четыре и т.
д.) части, например, «отрывок из текста»
— «реакция». Ученики читают (слушают)
текст и заполняют «дневник»: когда по
ходу чтения в связи с определенным
отрывком, словом у них возникают какие-
то ассоциации, чувства, они записывают
их в графу «реакция». Так можно
«обрабатывать» мысли (чувства,
внешность, поступки и т. п.) героев
текстов и любые сравниваемые моменты,
плюсы-минусы какого-то явления,
разрешение-запрещение каких-то
действий и т. п.
Правила написания
синквейна :
1 строка – одно слово, обычно
существительное.
2 строка – два слова (прилагательные
или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия
относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение.
Фраза, которая показывает отношение
автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация,
которая повторяет
суть темы, обычно существительное.
Воспитанный и добрый.
Петя
Коллекционирует, путешествует,
учится.
Петя боится огорчить отца.
Друг
К инновационным технологиям
можно отнести также
проблемную, модульную,
проектную технологии и
процесс решения
коммуникативных
(речемыслительных) задач, а
также разнообразные
игровые методики.
Например:
Путешествие
Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических
объектов с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город
Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов,
избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с
«двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др.
Рассыпанные карточки
Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или ветер все перемешал.
Необходимо собрать правильно материал.
Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю такое задание:
рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные
иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Или при
изучении одушевленностинеодушевленности существительных предлагаю разложить
карточки в зависимости от категории. Например, при изучении простого предложения,
предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение
Путешествие по стране
«Лексика» .
Лексика
Цель урока : обобщить
изученное о лексических
единицах ,совершенствовать навык
их употребления в устной и
письменной речи .
.
А теперь приглашаю Вас
на тренировку.
ГОСУДАРСТВО ВСЯЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ
Если бы да кабы
Если бы да кабы
!
е
и
н
и м а
н
а в
р ю з
а
д
о
г
а
л
Б