Использование инновационных методов на уроках географии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком уровне , повышать образовательный процесс, интерес к предмету географии, обогащать, систематизировать и закреплять полученные знания.Преподавание нацелено на формирование отдельных умений и навыков учебного труда учащихся.
Доклад на тему: "Использование инновационных методов работы на
уроках географии"
Инновации в сфере образования все, что связано с внедрением в практику
передового педагогического опыта. Учебновоспитательный процесс,
занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу
на формирование личности,
учащимся знаний,
гражданственности.
изменением
отношения к обучению, воспитанию, развитию.
умений,
Изменения продиктованы временем,
навыков,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса методами
использования инновационных технологий на уроках географии.
Задачи: Формирование положительной мотивации к изучению географии.
Расширение знаний обучающихся по географии. Развитие творческих
способностей личности. Применение полученных знаний в нестандартных
ситуациях.
Начать свое выступление я хочу словами известного педагога, автора
энциклопедии образовательных технологий – Германа Константиновича
Селевко: «Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре
современных инновационных идей, технологий, школ, направлений, не
тратить время на открытие уже известного».
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление,
новшество или изменение».
Инновации в сфере образования все, что связано с внедрением в практику
передового педагогического опыта. Учебновоспитательный процесс,
занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу
учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности,
гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением
отношения к обучению, воспитанию, развитию.
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной,
активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного
процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной
позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно
репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает
достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет
педагоговпрактиков искать новые подходы и способы организации
образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы
формировали у учащихся такие социально значимые ценности, какпотребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать
работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения
учебных задач; планирование своей образовательной деятельности. Как
показывает практика, достижению выше перечисленных результатов
способствует использование современных педагогических технологий.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения
географическими знаниями, навыками и способами действия каждым
обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы
каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Моя
методическая проблема «Внедрение инновационных технологий как средство
формирования стойкой мотивации к изучению географии» позволяет
наиболее полно применять новые технологии в обучении географии,
добиваясь более качественных результатов.
Без знаний о Земле личность не состоится. География — единственная в
базовом учебном плане школьного образования наука, которая дает общее
представление о Земле как планете. Какое бы профессиональное образование
ни получил потом выпускник школы, без географии нет достаточных
пространственных представлений, нет комплексных образцов природных
ландшафтов, нет знаний о странах и континентах, о народах их населяющих, о
взаимодействии природы, общества и хозяйства. География формирует
общую культуру. Она необходима для принятия управленческих решений на
всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из
множеств источников, пользоваться специфическим международным языком
общения – географической картой.
Все, вышесказанное, должно способствовать большему появлению интереса к
предмету у обучающихся. Но, к сожалению, сегодня географическое
образование не использует в полном объеме своего образовательного,
развивающего и воспитательного потенциалов и опасность заключается в том,
что географическая наука может затеряться среди других наук. Поэтому
учитель обязан так активизировать учебный процесс, чтобы обучающемуся
сегодня и сейчас было интересно, чтобы ему в настоящий момент захотелось
работать, и у него не было другого выбора, кроме активной работы на уроке.
Нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как
сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?» Какой
преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали
добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для
каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к
жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цельобучения это не только накопление учеником определённой суммы знаний,
умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта
образовательной деятельности. В основе современного образования лежит
активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой
цели воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться,
совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи
современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный
процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь
просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил
Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет:
активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать
одновременно детей, обладающими различными возможностями и
способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на
высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем
готовности к обучению, повысить качество усвоения материала.
Использование инновационных технологий обучения ведет к активизации
познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет
знания, способствует к их осознанному применению.
На своих уроках я использую следующие технологии или их элементы,
учитывая возрастные особенности детей: адаптационнопропедевтическая
технология, технология проблемного обучения, метод проектов,
интерактивная технология, ИКТ, игровая технология.
В процессе обучения школьников должна быть использована система, которая
позволила бы развивать творческий потенциал ребенка и тем самым повысить
качество образования обучающихся. Такая система должна строиться на
признании принципа последовательного перехода от одного курса к другому,
преемственности преподавания географии. В общеобразовательной школе
необходимо внедрять наиболее эффективные пути пропедевтической
подготовки учащихся начальных классов к дальнейшему изучению
географических наук. Я стала внедрять в практику пропедевтический курс
географии с 2006 года.
Преподавание пропедевтического курса нацелено на формирование
необходимых умений и навыков учебного труда обучающихся, развития у них
логического мышления, памяти, речи, воображения, умения создавать образ
территории, эстетического восприятия окружающей среды и в конечном итоге– творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию и
самообразованию.
Цель пропедевтических занятий: добиться усвоения основ географических
знаний на более ранних этапах обучения. При изучении данного курса
доминируют игровые методы, наиболее полно учитывающие психологические
особенности детей младшего возраста. Большое внимание уделяется развитию
у детей фантазии, воображения, для этого используются сочинения, рисунки,
ролевые игры и другие формы работы, в том числе дидактические игры для
контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию
тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка,
раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в
предложенной ситуации.
Большое внимание уделяется практической деятельности ребенка,
направленной на развитие мелкой моторики, что, в свою очередь, активно
стимулирует деятельность мозга.
Например, изучая тему «Строение Земли», обучающиеся с помощью
пластилина создают макет внутреннего строения Земли в разрезе (ядро,
мантия, земная кора). Таким образом, получается продукт урока с
использованием новых форм обучения.
При изучении темы «Литосфера» рисуют схематическое строение вулкана;
выполняют проектную работу – создают макет вулкана и объясняют причины
его извержения.
Ребенок, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к
систематическому обучению, не испытывая затруднений в учении, не потеряв
к нему интереса. Его общее развитие должно соответствовать новым задачам.
У ребенка должно быть сформировано общее представление об окружающем
его современном мире, он должен уметь учиться, иметь систему ценностей и
ориентаций, соответствующую его возрасту.
Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой
процесс познания приближается к поисковой, исследовательской
деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается
совместными усилиями учителя и обучаемых. Основной дидактический прием
– создание проблемной ситуации. Проблемное обучение реализуется в
проблемном изложении, в частично – поисковом и в исследовательском
методах обучения.
Примеры проблемных ситуаций на уроках географии в 1011 классах:
Чем отличаются один от другого различные историкогеографические
регионы мира?Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков мы
берем ее взаймы у наших потомков»?
Чем вы объясните высокое качество произведенной в Германии продукции?
Почему на берегу океанов возникли пустыни? (7 класс)
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Данный метод способствует формированию познавательных и социальных
мотивов, а следовательно, и повышению мотивации к учебной деятельности.
Проектную методику использую как в учебной деятельности, так и во
внеклассной работе. Учащимися созданы исследовательские проекты: «Край
мой – гордость моя», «Заповедные места Святогорья», «Рекреационные
ресурсы Донецкой области», «Лекарственные растения нашего края»,
«Топонимика Донецкой области», «Глобальные проблемы человечества».
Учащиеся выполняют творческие проекты: составляют рассказы
«Путешествие капельки воды» (тема «Гидросфера», 6 класс), «Три дня в
Африке» (тема «Природные зоны Африки», 7 класс), а также выполняют
рисунки, плакаты, макеты с последующей защитой работы.
Интерактивная технология – это такая организация процесса обучения,
которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей
информационной средой. Организационная форма – обучение в содружестве,
работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. При такой
организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие
черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов
группы должна бать согласована, при этом учитываются особенности
совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает
критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои
позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может
почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную
роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует
мотивации учения.
Использование ИКТ открывает новые возможности для развития
самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более
высокому качеству обучения. Они являются мощным средством наглядности
при обучении географии. Применение информационных компьютерных
технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного
материала, но и представляет новые возможности для развития творческих
способностей учащихся. Повысить интерес к географии можно через создание
мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится
школьникам. Использование компьютерных презентаций позволяет сделать
урок наглядным и выразительным, достигать более глубокого запоминанияучебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального
воздействия. Очевидные достоинства мультимедийных уроков – презентаций
в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии как
учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке.
Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности
усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации.
Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть
самыми различными: урокигра, уроквикторина, урокпутешествие. На уроке
обобщения знаний в 7 классе по теме «Африка» ребята совершили
увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого
материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали
береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли
знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические
объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте.
Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие
способности обучающихся: умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою
точку зрения.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных форм и
методов обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы
по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит
под влиянием именно внеклассной работы.
Мной были использованы различные методы внеклассной работы по
географии – это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения) и
работа с географической литературой (подготовка рефератов, докладов,
выпуск газет и оформление стендов) и конечно же, игровая деятельность
(вечера, викторины, игры, конкурсы, турниры).
В школе был организован географический клуб путешественников – «38й
меридиан». Главная цель работы клуба – это изучение родного края, его
культурных, исторических памятников, достопримечательностей региона. Мы
осуществляем экскурсии по городу. Из материала, который собираем в
походах и экскурсиях, оформляем фоторепортаж, стенды, альбомы, которые
используем на уроках географии. А также проводим виртуальные
путешествия. Материалом для таких экскурсий являются мультимедийные
средства и презентации проектных работ обучающихся.
Опыт, который приобретают ребята во время экскурсий и походов, имеет
практический и научный результат. По желанию обучающегося начинается
исследовательская работа под руководством учителяконсультанта.
Усилить мотивацию и качество подготовки к предмету позволяют
проводимые в школе факультативные занятия «Практическая география» (9
класс) и элективный курс «Страноведение» (11 класс).Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяют сделать
вывод о работе, которая проводится по проблеме повышения мотивации к
учению.
Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в районных олимпиадах
и неоднократно становились победителями районных и республиканских
олимпиад. С желанием занимаются исследовательскими работами и защищают
их на конференциях МАН как в районе, так и в Республике.
Регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе
системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение
мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей,
расширяет географический кругозор школьников, повышает качество
географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно
ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать географические знания на практике в повседневной
жизни. Для накопления географических знаний обучающимися необходимо
использование инновационных образовательных технологий и правильный
выбор учителем методов обучения.