Использование инновационных методов на уроках географии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком уровне , повышать образовательный процесс, интерес к предмету географии, обогащать, систематизировать и закреплять полученные знания.Преподавание нацелено на формирование отдельных умений и навыков учебного труда учащихся.
иновац тех на уроках гео.docx
Доклад на тему: "Использование инновационных методов работы на
уроках географии"
Инновации в сфере образования все, что связано с внедрением в практику
передового педагогического опыта. Учебновоспитательный процесс,
занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу
на формирование личности,
учащимся знаний,
гражданственности.
изменением
отношения к обучению, воспитанию, развитию.
умений,
Изменения продиктованы временем,
навыков,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса методами
использования инновационных технологий на уроках географии.
Задачи: Формирование положительной мотивации к изучению географии.
Расширение знаний обучающихся по географии. Развитие творческих
способностей личности. Применение полученных знаний в нестандартных
ситуациях.
Начать свое выступление я хочу словами известного педагога, автора
энциклопедии образовательных технологий – Германа Константиновича
Селевко: «Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре
современных инновационных идей, технологий, школ, направлений, не
тратить время на открытие уже известного».
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление,
новшество или изменение».
Инновации в сфере образования все, что связано с внедрением в практику
передового педагогического опыта. Учебновоспитательный процесс,
занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу
учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности,
гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением
отношения к обучению, воспитанию, развитию.
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной,
активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного
процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной
позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно
репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает
достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет
педагоговпрактиков искать новые подходы и способы организации
образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы
формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать
работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения
учебных задач; планирование своей образовательной деятельности. Как
показывает практика, достижению выше перечисленных результатов
способствует использование современных педагогических технологий.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения
географическими знаниями, навыками и способами действия каждым
обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы
каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Моя
методическая проблема «Внедрение инновационных технологий как средство
формирования стойкой мотивации к изучению географии» позволяет
наиболее полно применять новые технологии в обучении географии,
добиваясь более качественных результатов.
Без знаний о Земле личность не состоится. География — единственная в
базовом учебном плане школьного образования наука, которая дает общее
представление о Земле как планете. Какое бы профессиональное образование
ни получил потом выпускник школы, без географии нет достаточных
пространственных представлений, нет комплексных образцов природных
ландшафтов, нет знаний о странах и континентах, о народах их населяющих, о
взаимодействии природы, общества и хозяйства. География формирует
общую культуру. Она необходима для принятия управленческих решений на
всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из
множеств источников, пользоваться специфическим международным языком
общения – географической картой.
Все, вышесказанное, должно способствовать большему появлению интереса к
предмету у обучающихся. Но, к сожалению, сегодня географическое
образование не использует в полном объеме своего образовательного,
развивающего и воспитательного потенциалов и опасность заключается в том,
что географическая наука может затеряться среди других наук. Поэтому
учитель обязан так активизировать учебный процесс, чтобы обучающемуся
сегодня и сейчас было интересно, чтобы ему в настоящий момент захотелось
работать, и у него не было другого выбора, кроме активной работы на уроке.
Нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как
сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?» Какой
преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали
добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для
каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к
жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения это не только накопление учеником определённой суммы знаний,
умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта
образовательной деятельности. В основе современного образования лежит
активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой
цели воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться,
совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи
современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный
процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь
просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил
Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет:
активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать
одновременно детей, обладающими различными возможностями и
способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на
высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем
готовности к обучению, повысить качество усвоения материала.
Использование инновационных технологий обучения ведет к активизации
познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет
знания, способствует к их осознанному применению.
На своих уроках я использую следующие технологии или их элементы,
учитывая возрастные особенности детей: адаптационнопропедевтическая
технология, технология проблемного обучения, метод проектов,
интерактивная технология, ИКТ, игровая технология.
В процессе обучения школьников должна быть использована система, которая
позволила бы развивать творческий потенциал ребенка и тем самым повысить
качество образования обучающихся. Такая система должна строиться на
признании принципа последовательного перехода от одного курса к другому,
преемственности преподавания географии. В общеобразовательной школе
необходимо внедрять наиболее эффективные пути пропедевтической
подготовки учащихся начальных классов к дальнейшему изучению
географических наук. Я стала внедрять в практику пропедевтический курс
географии с 2006 года.
Преподавание пропедевтического курса нацелено на формирование
необходимых умений и навыков учебного труда обучающихся, развития у них
логического мышления, памяти, речи, воображения, умения создавать образ
территории, эстетического восприятия окружающей среды и в конечном итоге – творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию и
самообразованию.
Цель пропедевтических занятий: добиться усвоения основ географических
знаний на более ранних этапах обучения. При изучении данного курса
доминируют игровые методы, наиболее полно учитывающие психологические
особенности детей младшего возраста. Большое внимание уделяется развитию
у детей фантазии, воображения, для этого используются сочинения, рисунки,
ролевые игры и другие формы работы, в том числе дидактические игры для
контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию
тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка,
раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в
предложенной ситуации.
Большое внимание уделяется практической деятельности ребенка,
направленной на развитие мелкой моторики, что, в свою очередь, активно
стимулирует деятельность мозга.
Например, изучая тему «Строение Земли», обучающиеся с помощью
пластилина создают макет внутреннего строения Земли в разрезе (ядро,
мантия, земная кора). Таким образом, получается продукт урока с
использованием новых форм обучения.
При изучении темы «Литосфера» рисуют схематическое строение вулкана;
выполняют проектную работу – создают макет вулкана и объясняют причины
его извержения.
Ребенок, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к
систематическому обучению, не испытывая затруднений в учении, не потеряв
к нему интереса. Его общее развитие должно соответствовать новым задачам.
У ребенка должно быть сформировано общее представление об окружающем
его современном мире, он должен уметь учиться, иметь систему ценностей и
ориентаций, соответствующую его возрасту.
Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой
процесс познания приближается к поисковой, исследовательской
деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается
совместными усилиями учителя и обучаемых. Основной дидактический прием
– создание проблемной ситуации. Проблемное обучение реализуется в
проблемном изложении, в частично – поисковом и в исследовательском
методах обучения.
Примеры проблемных ситуаций на уроках географии в 1011 классах:
Чем отличаются один от другого различные историкогеографические
регионы мира? Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков мы
берем ее взаймы у наших потомков»?
Чем вы объясните высокое качество произведенной в Германии продукции?
Почему на берегу океанов возникли пустыни? (7 класс)
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Данный метод способствует формированию познавательных и социальных
мотивов, а следовательно, и повышению мотивации к учебной деятельности.
Проектную методику использую как в учебной деятельности, так и во
внеклассной работе. Учащимися созданы исследовательские проекты: «Край
мой – гордость моя», «Заповедные места Святогорья», «Рекреационные
ресурсы Донецкой области», «Лекарственные растения нашего края»,
«Топонимика Донецкой области», «Глобальные проблемы человечества».
Учащиеся выполняют творческие проекты: составляют рассказы
«Путешествие капельки воды» (тема «Гидросфера», 6 класс), «Три дня в
Африке» (тема «Природные зоны Африки», 7 класс), а также выполняют
рисунки, плакаты, макеты с последующей защитой работы.
Интерактивная технология – это такая организация процесса обучения,
которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей
информационной средой. Организационная форма – обучение в содружестве,
работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. При такой
организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие
черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов
группы должна бать согласована, при этом учитываются особенности
совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает
критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои
позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может
почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную
роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует
мотивации учения.
Использование ИКТ открывает новые возможности для развития
самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более
высокому качеству обучения. Они являются мощным средством наглядности
при обучении географии. Применение информационных компьютерных
технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного
материала, но и представляет новые возможности для развития творческих
способностей учащихся. Повысить интерес к географии можно через создание
мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится
школьникам. Использование компьютерных презентаций позволяет сделать
урок наглядным и выразительным, достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального
воздействия. Очевидные достоинства мультимедийных уроков – презентаций
в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии как
учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке.
Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности
усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации.
Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть
самыми различными: урокигра, уроквикторина, урокпутешествие. На уроке
обобщения знаний в 7 классе по теме «Африка» ребята совершили
увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого
материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали
береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли
знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические
объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте.
Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие
способности обучающихся: умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою
точку зрения.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных форм и
методов обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы
по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит
под влиянием именно внеклассной работы.
Мной были использованы различные методы внеклассной работы по
географии – это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения) и
работа с географической литературой (подготовка рефератов, докладов,
выпуск газет и оформление стендов) и конечно же, игровая деятельность
(вечера, викторины, игры, конкурсы, турниры).
В школе был организован географический клуб путешественников – «38й
меридиан». Главная цель работы клуба – это изучение родного края, его
культурных, исторических памятников, достопримечательностей региона. Мы
осуществляем экскурсии по городу. Из материала, который собираем в
походах и экскурсиях, оформляем фоторепортаж, стенды, альбомы, которые
используем на уроках географии. А также проводим виртуальные
путешествия. Материалом для таких экскурсий являются мультимедийные
средства и презентации проектных работ обучающихся.
Опыт, который приобретают ребята во время экскурсий и походов, имеет
практический и научный результат. По желанию обучающегося начинается
исследовательская работа под руководством учителяконсультанта.
Усилить мотивацию и качество подготовки к предмету позволяют
проводимые в школе факультативные занятия «Практическая география» (9
класс) и элективный курс «Страноведение» (11 класс). Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяют сделать
вывод о работе, которая проводится по проблеме повышения мотивации к
учению.
Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в районных олимпиадах
и неоднократно становились победителями районных и республиканских
олимпиад. С желанием занимаются исследовательскими работами и защищают
их на конференциях МАН как в районе, так и в Республике.
Регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе
системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение
мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей,
расширяет географический кругозор школьников, повышает качество
географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно
ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать географические знания на практике в повседневной
жизни. Для накопления географических знаний обучающимися необходимо
использование инновационных образовательных технологий и правильный
выбор учителем методов обучения.
Инновационные технологии на уроках географии
Инновационные технологии на уроках географии
Инновационные технологии на уроках географии
Инновационные технологии на уроках географии
Инновационные технологии на уроках географии
Инновационные технологии на уроках географии
Инновационные технологии на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.