Инновационные технологии на уроках географии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование инновационных методов на уроках географии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком уровне , повышать образовательный процесс, интерес к предмету географии, обогащать, систематизировать и закреплять полученные знания.Преподавание нацелено на формирование отдельных умений и навыков учебного труда учащихся.
Иконка файла материала иновац тех на уроках гео.docx
Доклад на тему: "Использование инновационных методов работы на уроках географии" Инновации в сфере образования ­ все, что связано с внедрением в практику передового   педагогического   опыта.   Учебно­воспитательный   процесс, занимающий   в   современной   науке   ведущее   место,   направлен   на   передачу   на   формирование   личности, учащимся   знаний, гражданственности.   изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.   умений,   Изменения   продиктованы   временем,   навыков, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Цель: Повышение  эффективности образовательного процесса методами  использования инновационных технологий на уроках географии. Задачи: Формирование положительной мотивации к изучению географии.   Расширение знаний обучающихся по географии. Развитие творческих  способностей личности. Применение полученных знаний в нестандартных  ситуациях. Начать свое выступление я хочу словами известного педагога, автора  энциклопедии образовательных технологий – Германа Константиновича  Селевко: «Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре  современных инновационных идей, технологий, школ, направлений, не  тратить время на открытие уже известного». Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление,  новшество или изменение». Инновации в сфере образования ­ все, что связано с внедрением в практику  передового педагогического опыта. Учебно­воспитательный процесс,  занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу  учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности,  гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением  отношения к обучению, воспитанию, развитию. Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного  процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной  позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно­ репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает  достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет  педагогов­практиков искать новые подходы и способы организации  образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы  формировали у учащихся такие социально значимые ценности, какпотребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать  работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения  учебных задач; планирование своей образовательной деятельности. Как  показывает практика, достижению выше перечисленных результатов  способствует использование современных педагогических технологий. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения  географическими знаниями, навыками и способами действия каждым  обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы  каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Моя  методическая проблема «Внедрение инновационных технологий как средство  формирования стойкой мотивации к изучению географии» позволяет  наиболее полно применять новые технологии в обучении географии,  добиваясь более качественных результатов. Без знаний о Земле личность не состоится. География — единственная в  базовом учебном плане школьного образования наука, которая дает общее  представление о Земле как планете. Какое бы профессиональное образование  ни получил потом выпускник школы, без географии нет достаточных  пространственных представлений, нет комплексных образцов природных  ландшафтов, нет знаний о странах и континентах, о народах их населяющих, о взаимодействии природы, общества и хозяйства. География формирует  общую культуру. Она необходима для принятия управленческих решений на  всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из  множеств источников, пользоваться специфическим международным языком  общения – географической картой. Все, вышесказанное, должно способствовать большему появлению интереса к  предмету у обучающихся. Но, к сожалению, сегодня географическое  образование не использует в полном объеме своего образовательного,  развивающего и воспитательного потенциалов и опасность заключается в том,  что географическая наука может затеряться среди других наук. Поэтому  учитель обязан так активизировать учебный процесс, чтобы обучающемуся  сегодня и сейчас было интересно, чтобы ему в настоящий момент захотелось  работать, и у него не было другого выбора, кроме активной работы на уроке. Нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как  сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом?  Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?» Какой  преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали  добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для  каждого уровне успешности?        И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к  жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цельобучения ­ это не только накопление учеником определённой суммы знаний,  умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта  образовательной деятельности. В основе современного образования лежит  активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой  цели ­ воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться,  совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи  современного образования.      Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный  процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь  просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».     Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет:  активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать  одновременно детей, обладающими различными возможностями и  способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на  высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,  осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем  готовности к обучению, повысить качество усвоения материала. Использование инновационных технологий обучения ведет к активизации  познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет  знания, способствует к их осознанному применению. На своих уроках я использую следующие технологии или их элементы,  учитывая возрастные особенности детей: адаптационно­пропедевтическая  технология, технология проблемного обучения, метод проектов,  интерактивная технология, ИКТ, игровая технология. В процессе обучения школьников должна быть использована система, которая позволила бы развивать творческий потенциал ребенка и тем самым повысить  качество образования обучающихся. Такая система должна строиться на  признании принципа последовательного перехода от одного курса к другому,  преемственности преподавания географии. В общеобразовательной школе  необходимо внедрять наиболее эффективные пути пропедевтической  подготовки учащихся начальных классов к дальнейшему изучению  географических наук. Я стала внедрять в практику пропедевтический курс  географии с 2006 года. Преподавание пропедевтического курса нацелено на формирование  необходимых умений и навыков учебного труда обучающихся, развития у них  логического мышления, памяти, речи, воображения, умения создавать образ  территории, эстетического восприятия окружающей среды и в конечном итоге– творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию и  самообразованию. Цель пропедевтических занятий: добиться усвоения основ географических  знаний на более ранних этапах обучения. При изучении данного курса  доминируют игровые методы, наиболее полно учитывающие психологические  особенности детей младшего возраста. Большое внимание уделяется развитию у детей фантазии, воображения, для этого используются сочинения, рисунки,  ролевые игры и другие формы работы, в том числе дидактические игры для  контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию  тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка,  раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в  предложенной ситуации. Большое внимание уделяется практической деятельности ребенка,  направленной на развитие мелкой моторики, что, в свою очередь, активно  стимулирует деятельность мозга. Например, изучая тему «Строение Земли», обучающиеся с помощью  пластилина создают макет внутреннего строения Земли в разрезе (ядро,  мантия, земная кора). Таким образом, получается продукт урока с  использованием новых форм обучения. При изучении темы «Литосфера» ­ рисуют схематическое строение вулкана;  выполняют проектную работу – создают макет вулкана и объясняют причины  его извержения. Ребенок, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к  систематическому обучению, не испытывая затруднений в учении, не потеряв  к нему интереса. Его общее развитие должно соответствовать новым задачам.  У ребенка должно быть сформировано общее представление об окружающем  его современном мире, он должен уметь учиться, иметь систему ценностей и  ориентаций, соответствующую его возрасту. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой  процесс познания приближается к поисковой, исследовательской  деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается  совместными усилиями учителя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации. Проблемное обучение реализуется в  проблемном изложении, в частично – поисковом и в исследовательском  методах обучения. Примеры проблемных ситуаций на уроках географии в 10­11 классах: Чем отличаются один от другого различные историко­географические  регионы мира?Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков ­ мы  берем ее взаймы у наших потомков»? Чем вы объясните высокое качество произведенной в Германии продукции? Почему на берегу океанов возникли пустыни? (7 класс) Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на  интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.  Данный метод способствует формированию познавательных и социальных  мотивов, а следовательно, и повышению мотивации к учебной деятельности. Проектную методику использую как в учебной деятельности, так и во  внеклассной работе. Учащимися созданы исследовательские проекты: «Край  мой – гордость моя», «Заповедные места Святогорья», «Рекреационные  ресурсы Донецкой области», «Лекарственные растения нашего края»,  «Топонимика Донецкой области», «Глобальные проблемы человечества». Учащиеся выполняют творческие проекты: составляют рассказы  «Путешествие капельки воды» (тема «Гидросфера», 6 класс), «Три дня в  Африке» (тема «Природные зоны Африки», 7 класс), а также выполняют  рисунки, плакаты, макеты с последующей защитой работы. Интерактивная технология – это такая организация процесса обучения,  которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей  информационной средой. Организационная форма – обучение в содружестве,  работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. При такой  организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие  черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов  группы должна бать согласована, при этом учитываются особенности  совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает  критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои  позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может  почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную  роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует  мотивации учения. Использование ИКТ открывает новые возможности для развития  самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более  высокому качеству обучения. Они являются мощным средством наглядности  при обучении географии. Применение информационных компьютерных  технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного  материала, но и представляет новые возможности для развития творческих  способностей учащихся. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится  школьникам. Использование компьютерных презентаций позволяет сделать  урок наглядным и выразительным, достигать более глубокого запоминанияучебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Очевидные достоинства мультимедийных уроков – презентаций  в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии как  учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности  усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации.  Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть  самыми различными: урок­игра, урок­викторина, урок­путешествие. На уроке  обобщения знаний в 7 классе по теме «Африка» ребята совершили  увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого  материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали  береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли  знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические  объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте.  Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие  способности обучающихся: умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою  точку зрения. Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных форм и  методов обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы  по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит  под влиянием именно внеклассной работы. Мной были использованы различные методы внеклассной работы по  географии – это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения) и  работа с географической литературой (подготовка рефератов, докладов,  выпуск газет и оформление стендов) и конечно же, игровая деятельность  (вечера, викторины, игры, конкурсы, турниры). В школе был организован географический клуб путешественников – «38­й  меридиан». Главная цель работы клуба – это изучение родного края, его  культурных, исторических памятников, достопримечательностей региона. Мы осуществляем экскурсии по городу. Из материала, который собираем в  походах и экскурсиях, оформляем фоторепортаж, стенды, альбомы, которые  используем на уроках географии. А также проводим виртуальные  путешествия. Материалом для таких экскурсий являются мультимедийные  средства и презентации проектных работ обучающихся. Опыт, который приобретают ребята во время экскурсий и походов, имеет  практический и научный результат. По желанию обучающегося начинается  исследовательская работа под руководством учителя­консультанта. Усилить мотивацию и качество подготовки к предмету позволяют  проводимые в школе факультативные занятия «Практическая география» (9  класс) и элективный курс «Страноведение» (11 класс).Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяют сделать  вывод о работе, которая проводится по проблеме повышения мотивации к  учению. Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в районных олимпиадах  и неоднократно становились победителями районных и республиканских  олимпиад. С желанием занимаются исследовательскими работами и защищают их на конференциях МАН как в районе, так и в Республике. Регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе  системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение  мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей,  расширяет географический кругозор школьников, повышает качество  географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно  ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и  активнее использовать географические знания на практике в повседневной  жизни. Для накопления географических знаний обучающимися необходимо  использование инновационных образовательных технологий и правильный  выбор учителем методов обучения.