Инновационные технологии на уроках музыки помогают ознакомить школьников с 1 по 8 класс, в доступной форме с понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством.Новые методики помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Инновационные технологии на уроках музыки.
Технический прогресс развивается очень активно. Каждый день
появляются все более новые технологии. Современный человек имеет дома
компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. В
каждой школе есть компьютер или компьютерный класс.
Современные технологии необходимы на уроках музыки. Применение
мультимедийных средств это развитие инновационного мышления ребенка
в процессе изучения художественноэстетических дисциплин в учебных
заведениях для интеллектуального развития учащихся и оптимизации
образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.
На сегодняшний день существует много различных электронных изданий,
которые могут быть использованы в музыкальнообразовательной деятельности.
"Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о композиторах всех
стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание
их содержания. Показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны
образцы их звучания. 121 статья познакомит с самыми известными
исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных
жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната,
фортепианная музыка, камерноинструментальная музыка, кантаты и оратории,
песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками
музыкального звучания.
Тематические – М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”,
П.И.Чайковский “Щелкунчик”, “Времена года”, К. СенСанс “Карнавал
животных” и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики
в интересной форме знакомят нас с содержанием и музыкальными
особенностями и художественными образами отдельных произведений
выдающихся мировых композиторов; Образовательноигровые – “Учись рисуя”, “Клиффорд. Угадай
мелодию”, “Музыкальный класс” и др. “Музыкальный класс” программа, где с
помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные
федеральной программой по музыке. Курс “Теория музыки” поможет учащимся
узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал,
мелодия, гармония, ритм и многие другие. “Музыкальные кубики” позволят
собрать мелодию, “Музыкальный диктант” поможет проверить свой
музыкальный слух и память. “История музыкальных инструментов” поможет не
только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их
звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт возможность исполнить любую
мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты
(арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и
литавры).
Фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам,
композиторам, жанрам;
Фонограммы песен разучиваемых учащимися.
Очень часто на уроках музыки применяются такие формы работы, как
подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в
нем текстовой и иной информации позволяет учащимся довольно легко
получить интересующий их материал и монотонно рассказать его на уроке. При
работе над презентацией это становится невозможным. Для подготовки
презентации ученик должен провести огромную научноисследовательскую
работу, использовать большое количество источников информации, что
позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт
индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в
презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть
красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое
мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученикиприобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в
их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет
повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является
одним из элементов современной молодежной культуры.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно
организовать групповую деятельность учащихся: совместное творчество по
созданию слайдов учителя и учеников создает благоприятный психологический
климат, формирует умение работать в группе. Также с помощью разнообразных
технологий, реализуется гуманистическая философия образования, целью
которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост
творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его
самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких
технологий и является проектная методика. Сегодня метод проектов позволяет
эффективно решать задачи личностноориентированного подхода в обучении
подрастающего поколения. Проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных
мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие
личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной
методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей побудить ребенка к
творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу
праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить,
оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение
традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения,
школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт
познавательной и учебной деятельности. Организуя работу над проектом важно
вовлечь в работу всех учащихся класса.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра
имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себяразличные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях
между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Информативноисследовательские проекты рефераты, презентации.
Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество
композитора», «История одного музыкального инструмента».
Творческие проекты – создание видеоклипа в программе Movie Maker.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие
помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять
инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию
«успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов
деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее
способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на те цели и задачи,
которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы учащихся в современном
мире, я и применяю в своей работе данную методику.
(Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя
полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не
вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них
созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках
активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и
значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых
знаний к их осознанному приобретению.)
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки –
это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость
использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит,
современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к.
главная задача школы воспитать новое поколение грамотных, думающих,
умеющих самостоятельно получать знания граждан.Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя
забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не
“подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить
его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый
новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые
помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.