Инновационная
деятельность библиотеки
в условиях ФГОС
Выполнила: Далбаева А.А
педагог библиотекарь
п. Бохан 2015г.
Актуальность рассмотрения инноваций как
одновременно стратегии, фактора
и условия развития библиотек обусловлена
тем, что технологические
инновации привели современное общество в
состояние, при котором
создание, хранение, доступ и
распространение знаний и других культурных
ценностей претерпевают кардинальные и
бесповоротные изменения.
Школьная библиотека сегодня это культурно-образовательный
центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые
будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса.
Школьная библиотека подразделение, которое
сегодня становится основным центром, обеспечивающим доступ к информационным
образовательным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их
родителей, не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования
и, конечно, инновационного преобразования библиотечных услуг потребителям информации
участникам образовательного и воспитательного процессов.
Инновации необходимый элемент развития
школьной библиотеки. Отвечать требованиям времени значит, умело внедрять
инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко
использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко
подстраиваться под общественные образовательные потребности.
Сегодня школьная библиотека должна:
обеспечить учащимся, педагогическим работникам, родителям доступ к информации,
к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях; способствовать формированию навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки
информации.
В связи с этим изменились и требования к
школьным библиотекарям. Педагог - библиотекарь должен обладать высокой
эрудицией, быть хорошим организатором, уметь владеть школьной аудиторией,
разбираться в педагогике и школьной психологии. Но, самое главное, педагог -
библиотекарь сегодня это активный участник инновационного преобразования
образовательного процесса. Наличие в библиотеке фонда медиаресурсов обязывает
библиотекаря: обладать ИКТ- компетенцией; владеть приёмами ведения документации
на электронных носителях; владеть базовыми библиографическими знаниями. Всё это
объясняет необходимость выбора инновационных процессов и преобразований
школьных библиотек в Библиотечно-информационные центры. БИЦ является культурно-
образовательным центром социума, работает над формированием информационной
культуры учащихся и педагогов, активизацией познавательной и творческой
деятельности учащихся. Сферы деятельности центра: образовательная и
информационная.
Информатизация это одна из идей инноваций.
Наша школьная библиотека является центром по внедрению и использованию
автоматизированной библиотечной системеы 1С:Школьная библиотека. На базе нашей
школы библиотекари района проходят обучение по использованию этой программы.
Таким образом, в центре школьные библиотекари могут получить квалифицированную
помощь по использованию данной библиотечной системы, что позволяет создать
единое информационное пространство в районе, интеграцию школьных библиотек,
преемственность в среде школьных библиотекарей.
Создание библиотечных
сайтов это имеет немаловажное значение, поскольку жизнь образовательного
учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких
материалов, которые ещё вчера были неактуальны, а сегодня пользуются спросом
пользователей библиотечных услуг. Размещение на сайте сценариев мероприятий
обеспечивает обмен информацией между библиотеками образовательных учреждений и
облегчает работу над отчётами перед Управлением образования. Статьи о
проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и комментариями учащихся
очень наглядно демонстрируют жизнь образовательного учреждения. Всё это можно
найти на школьных сайтах, а значит, поделиться впечатлениями со своими
родителями, сделать выводы, выявить недочёты и отметить положительные моменты,
следовательно, провести работу по совершенствованию предстоящих встреч с
книгой. Списки рекомендованной литературы для летнего чтения, дополнительного,
внеклассного информируют родителей и, конечно, учащихся о той литературе,
которую требуется прочесть, чтобы достичь полноценного развития. Обзор знаменательных
дат (помесячный) на индивидуальный выбор самого библиотекаря в зависимости от
потребностей образовательного учреждения, информация о новинках детской
литературы обязательные страницы сайтов. Вообще, сайт это кладезь информации
различного рода.
Библиотеки находятся в странной и сложной
ситуации. С одной стороны, они долгие века являются собирателями
интеллектуальной и культурной памяти наций и государств, а сегодня выступают
системой информационного обеспечения, поддерживающей экономический рост государств
и регионов, оставаясь при этом крупнейшими хранилищами, предоставляющими в
общественное пользование результаты развития цивилизации. Но с другой стороны,
они быстро утрачивают свою просветительскую и информирующую роль, теряя свое
влияние в стремительно глобализирующемся мире.
Такую ситуацию в библиотечной сфере
спровоцировало кардинальное изменение в системе ценностей, правил, норм и
принципов общественного мировоззрения, а также повышение динамизма внешнего
окружения.
С введением ФГОС изменилась и миссия
библиотеки:
- создание среды для развития детей,
отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, - через
чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.
Среда для развития детей
1.Получить консультацию библиотекаря по
вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки.
2. Подготовиться к уроку или внеклассному
мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных
носителях.
3. Набрать и распечатать текст на
компьютере, воспользоваться ксероксом, подготовить мультимедийную презентацию.
4. Проверить свои знания по школьным
предметам, подготовиться к тестированию.
5. Принять участие в литературных играх и
конкурсах, познакомиться с книжными выставками.
Поэтому современная школьная библиотека не
должна стоять в стороне.
Одним из главных направлений в работе
школьной библиотеки в условиях
ФГОС является продвижение книги и чтения.
Работа школьной библиотеки в условиях
нового ФГОС меняется,
определяются основные задачи:
- комплектование универсального фонда
библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и
научно популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;
- пополнение фонда информационными
ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и
организаций;
- осуществление размещения, организации и
сохранности документов;
- организация, ведения каталогов и
картотек, в том числе и электронных каталогов, отражающие печатные и
электронные документы.
Одной из ярких особенностей модернизации
отечественного образования на
современном этапе является активизация
инновационных процессов.
Инновации все чаще становятся
привлекательными с точки зрения инвестиций,
что открывает новые возможности для их
продвижения.
Каждое новое изобретение или открытие
привносит серьезные перемены не только в быт людей, но и в их сознание. Любая
организация, как бы успешно она не функционировала, должна быть нацелена на
освоение новых технологий, позволяющих производить продукцию более высокого качества
и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными
словами, она нуждается в грамотной инновационной политике. Термин инновация
происходит от латинского inovatis (in в, novatis новый) и в переводе означает
обновление, новинка, изменение, впервые стал использоваться в 30-е гг. прошлого
века.
В библиотечной деятельности, в публикациях
российских специалистов, термин стал употребляться к концу 1980-х гг.
Библиотека, как и любая иная структура, функционирующая в современных условиях,
должна перейти на инновационный путь развития. Масштабы и скорость внедрения
инноваций в библиотечную деятельность зависят от социального заказа, от
изменений, которые происходят во всех сферах жизни общества.
Школьная библиотека, являясь
многофункциональной читательской средой сохраняя книжную мудрость веков
отражает современные общественные процессы, создает новые образовательные
ресурсы, при этом испытывая множество проблем, с которыми постоянно
сталкивается библиотекарь: практически полное отсутствие комплектования;
значительная информационная нагрузка в обслуживании различных возрастных групп
читателей: обучающихся, педагогов, родителей; слабая техническая оснащенность.
Решение проблем, с которыми сегодня сталкиваются школьные библиотекари,
предполагает пересмотр многих традиционных форм и методов работы, настоятельно
требует инноваций, но при этом никто, в том числе пока само государство, нам
сегодня ничего не принесет на блюдечке для того, чтобы мы стали высококлассными
профессионалами. И в наш 21 век век цифровых технологий неизменным условием
должен быть закон взаимодействия трех К: культуры, книги, компьютера.
Мир давно освоил не только термины, а и
саму технику и свободно использует электронную почту, видеоинформацию,
электронные каталоги, ксерокс, принтер. Многотомные издания заменили компакт
диски, поиск информации осуществляется в считанные минуты.
Появилось желание реконструировать
библиотеку для читателя:
- инвентаризация фонда, анализ книжного
фонда с целью дальнейшего пополнения
- эстетика книжного фонда: нестандартно
оформленные тематические полочки, новая мебель в читальном зале.
- пополнение книжного фонда новейшей
литературой, которая соответствует новым программам.
Книги есть для всех: от первоклассников,
которые листают большие хорошо иллюстрированные книги, до старшеклассников,
которые могут готовиться к защите знаний, написанию научно исследовательских
работ, рефератов, нетрадиционных уроков проектов. Современная работа библиотеки
с большим количеством книг и небольшим числом работников просто невозможна без
компьютера и другой оргтехники. Именно это обуславливает выбор данного
направления. Информационные технологии представляют возможность:
- сделать обучение более эффективным,
вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст;
- вовлечь в процесс активного обучения
детей, отличающихся способностями и стилем обучения;
- значительно усилить как глобальный
аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
Кроме этого использование инновационных
технологий в учебном процессе облегчает подбор индивидуальных заданий для
учащихся, снимает дефицит в обеспеченности школьников учебными пособиями, дает
возможность накопить необходимый дидактический материал с возможностью его
постоянного обновления.
При помощи учебной, художественной,
справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у
ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать
ее.
В своей работе мы активно применяем
информационные, инновационные технологии на практике. Используем собственные
мультимедийные презентации на библиотечных уроках, при выступлении на научно
практических конференциях, методических семинарах.
Объектами инновационной деятельности
библиотеки являются: услуги и продукция, библиотечные технологии,
организационное развитие библиотеки, социальная база изменений. В начале любого
нововведения лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте, импровизации,
поэтому библиотечную инновацию можно сравнить с искусством.
Инновационные формы работы позволяют
проводить даже традиционные мероприятия ярче, динамичнее, зрелищнее.
Результатом инновационной деятельности нашей библиотеки стали разнообразные формы
массовой работы с читателями. Дни информации проходят регулярно для педагогов.
Здесь, помимо того, что можно познакомиться с новыми книжными поступлениями в
библиотеку, с обзорами периодических изданий, с документами по педагогике,
также есть возможность получить информацию о профессиональных сайтах. День
Информации запомнился педагогам возможностью отдохнуть, зарядиться
положительными эмоциями, настроиться на позитивную волну, посмотрев и послушав
музыкальный видеоклип, на котором была представлена особая техника, рисунок
песком на поверхности стеклянного стола, подсвеченного снизу. В стенах школы
стартовал конкурс Ты лучший. Проводился он в нескольких номинациях: Лучшая
фото- композиция по школьной или образовательной тематике,
О школе в поэтических строках, Лучший
информационный материал о школе в СМИ, Лучший плакат, Лучший читатель. Конкурс
предоставил возможность читателям проявить себя талантливыми художниками,
поэтами, журналистами, мастерами фотосъемки.
Использование интерактивной доски позволяет
существенно расширить границы в оформлении и демонстрации книжных выставок и
значительно увеличить число их посещений. Параллельно с традиционной выставкой
печатных документов демонстрируется на экран выставка виртуальная. Применение
современных информационных средств дает возможность посетителям выставки
получить многоуровневую информацию о книгах и журналах, дополненную яркой
визуальной аннотацией или обзором, включая музыкальное сопровождение. Уже
традиционными стали такие рубрики виртуальных выставок как Журналы в мире
техники и компьютеров, Журналы в мире здоровья, спорта и красоты, Новая книга в
библиотеке, Новые книги одного автора. В помощь учебному процессу была
разработана и представлена для читателей выставка Как написать реферат, доклад.
Наши виртуальные выставки демонстрируются в читальном зале библиотеки и в
кабинете информатики. Виртуальные открытки к праздничным и знаменательным датам
делают поздравления более запоминающимися, яркими и красочными. Восторженно
отозвались на наши открытки педагоги школы, получив поздравление к 8 Марта, ко
Дню защитника Отечества, ко Дню учителя.
Мы, библиотекари, часто проводим уроки
проекты. Они, как правило, живее и интереснее, к тому же обучающиеся, защищая
свой проект, непременно приходят к выводу: любой вид деятельности невозможен
без постоянного обращения к новой информации, а это всегда связано с поиском и
требует знания различных источников.
Информационный поток стремительно растет,
поэтому научить детей найти, проанализировать и отобрать необходимый материал
по теме это первостепенная задача библиотекарей на сегодняшний день.
Компьютер и книга разумное сочетание.
Перечитывая материал, обучающиеся включают воображение, осмысливают все, что
читают. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и
богатеет словарный запас обучающегося.
И школьная библиотека, используя
инновационные и традиционные образовательные методики и информационно
компьютерные технологии должна стать гарантом информационной безопасности детей
и подростков, центром воспитания и целостного развития человека, который,
сохраняя и постигая накопленный опыт, обретает свою духовную сущность.
К инновационным формам можно отнести такие
виды группового активного обучения, как деловые игры (ролевого и неролевого
характера, рефлексивно ролевые игры и др.), круглые столы, разбор проблемных
ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы.
Остановимся на мастер классе. Мастер класс
позволяет участникам ознакомиться с приемами, методами, технологиями работы
опытных библиотекарей. А проводящему показать свой профессиональны уровень,
сделать самооценку и получить рекомендации от коллег для дальнейшего развития.
В последнее время наряду с традиционными
формами работы: устными журналами, читательскими конференциями, литературными диспутами,
библиотечными уроками используются и более современные интерактивные:
брейн ринги, КВНы, игры, путешествия.
Продолжают оставаться популярными
викторины, литературно- музыкальные композиции, обзоры литературы, чтение
вслух, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные
путешествия.
При подготовке и проведении мероприятий в
школьной библиотеке следует помнить о следующих общих требованиях:
- мероприятие должно создавать настроение,
вызывать переживания;
- следует стремиться к вовлечению в
действие широкого круга учащихся,
чтобы каждый мог проявить свои знания,
способности и дарования;
- необходимо учитывать возрастные и
психологические особенности
школьников;
- мероприятие не должно быть перегружено и
затянуто;
- нельзя ориентироваться на уже
достигнутый уровень результат;
- необходимо предусматривать и перспективу
развития;
- мероприятие должно быть захватывающим,
что зависит от форм подачи
материала, активности участников, поэтому
очень важно использовать
не только живой язык, эмоциональный
рассказ, метафоры, эпитеты, но и
иллюстративный материал, музыку,
видеоматериалы, компьютерные
презентации;
- активное применение игровых и
занимательных форм работы в библиотеке
должно отличать их от школьного урока;
- каждое мероприятие должно подразумевать,
в первую очередь, рекламу
книги и чтения.
Инновационные формы и методы работы вошли
в практику работы школьных библиотекарей и пользуются популярностью
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
Демокрит
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять их».
Конфуций
Кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Одна из самых важных задач современной школы — научить детей учиться, то есть организовывать собственную учебную деятельность, искать, перерабатывать и создавать информацию, овладеть приемами умственного труда и коммуникации. Для достижения этой цели особенно важно сформировать у них информационные умения: понимание текста, владение логическими приемами работы с ним, свободное ориентирование в потоке информации, умение работать со справочно-библиографическими источниками.
Новое — это не вытеснение старого, а иное качество деятельности. В последнее время в сферу научно-методической работы вводят понятие «библиотечная инновация» как обозначение ориентации библиотеки на непрерывное развитие в соответствии с потребностями учеников. Библиотечная инновация — это оригинальная, нестандартная идея, методика, проект, которые выходят за пределы существующих канонов и традиционных форм и отображают новый подход к содержанию и организации библиотечного обслуживания, технологии управления библиотекой.
Библиотекари должны разнообразить формы работы по привлечению учеников к библиотеке, систематическому чтению, активизации их познавательной деятельности, формированию самостоятельных умений и навыков.
Первым и чрезвычайно важным этапом на пути формирования информационных умений учеников являются библиотечные уроки, во время которых закладываются основы библиографической грамотности.
Название библиотечно-библиографического занятия «библиотечный урок» не означает, что оно всегда и в полной мере должно отвечать требованиям традиционного школьного урока. Однако знание и применение библиотекарем законов дидактики, современных учебных технологий и методик будет способствовать достижению учебных целей по овладению учениками программным содержанием и формированию необходимых умений и навыков компетентного читателя и успешного ученика.
Работая над разработками библиотечных занятий, библиотекари исходят из того, что они предназначены, в первую очередь, для учеников и должны подготовить их к самостоятельной работе с источниками информации. А это означает, что такие занятия не должны быть перенасыщенными специальными и сугубо профессиональными знаниями. Занятия необходимо строить таким образом, чтобы они были доступны по смыслу и интересны. В изложении материала следует активно использовать наглядные методы, разные информационные источники, электронные продукты. Известно, что хуже всего усваиваются знания, предоставленные ученикам в готовом виде.
Конфуций говорил: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что делаю, я понимаю».
Итак, эффективными учебные занятия станут лишь тогда, когда будут предусматривать активное участие учеников, побуждать их к самостоятельному исследованию, получению знаний, «открытий».
В связи с этим для большинства тем нужно готовить практические задачи, во время выполнения которых ученики будут иметь возможность применять и демонстрировать свои библиографические умения (например, составлять
описания документов для каталога, аналитические описания документов, отбирать источники информации по теме, составлять списки использованной литературы, делать библиографические справки).
Планируя библиотечные уроки, нужно использовать разные формы проведения занятий:
Существует множество инновационных технологий:
- проблемного обучения;
- игрового обучения;
- личностно ориентированного обучения;
- развивающего обучения;
- развития критического мышления;
- программного обучения;
- интерактивного обучения;
- проектной технологии;
- коллективного творческого воспитания.
В своей работе мы не можем использовать только одну из них или все одновременно. С этими технологиями надо детально ознакомиться, приспособить их к своей работе. Можно использовать элементы разных технологий. Сегодня мы хотим детальнее остановиться на интерактивной технологии.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова interact, где inter — взаимный и act — действовать. Таким образом, интерактивный — способный к взаимодействию, диалогу.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель — создать условия обучения, при которых каждый ученик ощущает свою успешность, интеллектуальную способность.
Существует множество приемов интерактивного обучения.
ТВОИ ДРУЗЬЯ — СЛОВАРИ (БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК)
Разделимся на три группы.
• Правило активности.
Всякий должен быть активным
Группа станет очень сильной.
• Правило корректности.
Не оценивать суждений.
Говорить о том, что нас
Здесь волнует и сейчас.
• Правило конструктивности.
Ситуация проста:
Должен каждый говорить
И проблему обсудить.
В начале нашего занятия, для того чтобы осознать важность выбранной темы, необходимо выяснить, для чего же нам нужны словари. В этом
поможет метод «Пресс».
Метод «Пресс»
Каждая группа готовит ответ на вопрос, пользуясь приведенной схемой.
Для чего нам нужны словари?
Я считаю…
Потому, что…
Например…
Ведь…
Микрофон
Библиотекарь. Представим, что у нас в гостях телевидение.
Библиотекарь с микрофоном предлагает каждой группе кратко высказаться о словарях.
По вашему мнению, словари — это…
Часто ли вам приходится пользоваться словарями?
По какому принципу расположены слова в словаре?
К какому словарю вы бы обратились для того, чтобы выяснить значение слова «библиотека»?
Какие словари вам пригодятся во время путешествия в Канаду?
Какие виды словарей вам известны?
Библиотекарь. Благодарю, именно этот вопрос мы и обсудим.
«Мозговой штурм»
Вопрос: А какие вы знаете словари? (перечисляют)
Работа библиотекаря с выставкой:
• Толковый словарь - коротко и доступно раскрывает лексическое значение слов.
• Словарь иностранных слов - расположены слова заимствованные из разных языков.
• Фразеологический - дает объяснение некоторым устойчивым выражениям, которые свойственны данному языку.
• Этимологический – словарь, который объясняет происхождение слов.
Подведём итоги и составим ассоциативный куст «Что такое словарь».
Какие ассоциации возникают у вас с произношением этого слова?
Учащиеся высказываются, их ассоциации записываются на доске напротив слова «словарь».
Предполагаемые ассоциации:
С - справочник
Л - книга
О - помощник
А - толкователь
Р - алфавит
В - переводчик
Ь – поиск и т.д.
Метод «Гроздь»
Библиотекарь. В нашей библиотеке большое количество словарей, и нам бы не помешало классифицировать их по видам.
Как известно, словари делятся на такие виды:
Схема 1. Словарная гроздь
Сейчас каждая команда получит карточки с названиями словарей, которые есть в нашей библиотеке. Ваша задача — разместить их по группам, образовав большую словарную гроздь.
Практическая работа «Путешествие по словарям»
Мы уже так много упоминали о словарях, что настало время обратиться к этим источникам мудрости. Вас ждет практическая работа. Каждая команда получает задачу и начинает поисковую работу со словарями.
1-я группа
1) Переведите на английский слова: образование, словарь, литература.
2) Как правильно поставить ударение в словах: каталог, творог, хаос?
2-я группа
1) Объясните различие между словами: школа, гимназия, лицей.
2) Выясните значение слов фестиваль, эпиграф, кворум.
3-я группа
1) Подберите синонимы к словам словарь, книголюб, искренность.
2) Выясните длину Волги, высоту Эльбруса и количество жителей города Киева.
Рекламное агентство
Вам нравится журчание весеннего ручья? А когда поют птички в роще? А когда звучит волшебная музыка? Нравится ли вам, когда весенний лес напоминает цветистую радугу? Все это можно сравнить с красотой родного языка, потому что он один из самых мелодичных и красивых в мире. Гордитесь своим языком, обогащайте его и не засоряйте! А помогут вам в этом ваши друзья — словари!
Рекламные агентства «Хочу все знать», «Делай как мы», «Мы знаем как» прорекламируют словари, которыми они пользовались во время практической работы.
Игра «Шифровальщики»
Библиотекарь предлагает руководителям команд выбрать по одной карточке. На каждой из них записана фраза, буквы в которой расположены в беспорядке. Необходимо правильно составить фразу.
Группа «Книголюбы» -
«Анигк-икаявел щьве,капо векчело етуме юе тьвасяпольоз»-
«Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».
Группа «Эрудиты»-
«Кителиобиб –отэ цынивищкросо ехвс сттвгабо вечечелоского ухад»- «Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого -духа».
Группа «Читатели»-
«Чшелу татьчи огонемн,он тельнооснова»-
«Лучше читать немного, но основательно».
Трансформер
Представьте, что вы — словарь. Составьте монолог словаря по схеме:
Я — словарь…
Я хочу…
Я люблю…
Я не люблю…
Я мечтаю…
Упражнение «Незаконченное предложение»
Мне сегодня понравилось…
Я изменил свое отношение к…
Я так и не понял…
На следующем занятии я хочу…
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый ученик, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Синтез идей»
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая — второе и т. д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
«Выбери позицию»
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.
«Пресс»
Используя этот метод, мы приучаем детей выражать свое мнение в лаконичной форме, влияя на мнение других собеседников. Чтобы соображение было убедительным и производило впечатление, приучаем учащихся использовать слова: «Я считаю, что...» (Высказывается мнение), «потому что...» (причина появления этой мысли), «например...» (аргументы и факты, доказательства), «значит, я считаю...» (вывод, призыв принять данную позицию).
«Аквариум»
Учащиеся объединяются в группы по 5–6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Гроздь»
«Гроздь» (кластер), или «ассоциативный куст», является стратегией обучения, побуждает учащихся думать свободно и открыто на определенную тему. Она нацелена прежде всего на стимулирование мышления о связи между отдельными понятиями.
«Обучая — учусь»
Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.
«Карусель»
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
«Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение.
Инновационные технологии при проведении библиотечных уроков (мастер-класс для библиотекарей общеобразовательных организаций)
Одна из самых важных задач современной школы — научить детей учиться, то есть организовывать собственную учебную деятельность, искать, перерабатывать и создавать информацию, овладеть приемами умственного труда и коммуникации. Для достижения этой цели особенно важно сформировать у них информационные умения: понимание текста, владение логическими приемами работы с ним, свободное ориентирование в потоке информации, умение работать со справочно-библиографическими источниками.
Новое - это не вытеснение старого, а иное качество деятельности. В
последнее время в сферу научно-методической работы вводят понятие «библиотечная
инновация» как обозначение ориентации библиотеки на непрерывное развитие в
соответствии с потребностями учеников.
Библиотечная инновация — это оригинальная, нестандартная
идея, методика, проект, которые выходят за пределы существующих канонов и
традиционных форм и отображают новый подход к содержанию и организации
библиотечного обслуживания, технологии управления библиотекой. Библиотекари
должны разнообразить формы работы по привлечению учеников к библиотеке,
систематическому чтению, активизации их познавательной деятельности,
формированию самостоятельных умений и навыков).
Для развития профессиональной компетентности библиотекарей общеобразовательных
учреждений предлагаем мастер - класс:
https://drive.google.com/file/d/0ByVNdQS0GWifYTltazh4akNEdjg/view?usp=sharing
Кафедра
менеджмента образования и психологии
Информационно-библиотечный цен
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.
Основная роль в проведение библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должны воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
– принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;
– принцип преемственности;
– последовательное усложнение при подаче материала уроков;
– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.
Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Чаще всего выбирают такие формы проведения библиотечных уроков, как викторины, устные журналы, конкурсы.
Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.
Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.
Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.
Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.
Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся.
В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).
Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Примерный тематический план проведения библиотечных уроков
в начальной школе
Класс |
Тема занятия |
1 классы |
Первое посещение библиотеки. Правила и умение обращаться с книгой. Посвящение в читатели. |
2 классы |
Знакомство с библиотекой (экскурсия). Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей. |
3 классы |
Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. |
4 классы |
Книга и ее создатели. Справочная литература. Правила работы с ней. |
В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен
составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам
выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и
возможности.
Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться.
Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове. Хочу каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке.
Модернизация и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации - и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Давайте попробуем разобраться в новых терминах, тенденциях, окутавших образовательную и библиотечную сферу деятельности.
Начнем по порядку.
Чего мы хотим?
Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.
Как это сделать?
Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных процессов.
Что такое инновации?
Инновации в библиотеке – это результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений разнообразных библиотечных проблем.
Что мы сегодня можем сделать для того, чтобы библиотека для читателей стала интересной и популярной? Искать новые динамичные формы работы, пополняя их содержанием, соответствующим духу времени.
Школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к чтению.
Какой должна быть библиотека, какие пути и методы необходимо использовать, каким должен быть библиотекарь, чтобы правильно построить диалог с юным читателем?
Главный фактор - та атмосфера, которая царит в библиотеке. В библиотеке школы должна быть создана неофициальная, почти домашняя обстановка, уют, отсутствие спешки, необходимые для успокоения детских нервов и душ.
Инновации – необходимый элемент развития школьной библиотеки. Отвечать требованиям времени – значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, чтобы подстраиваться под общественные образовательные потребности.
Информационная жизнь школы – это лишь часть всех инноваций, которые необходимы образовательному процессу. Информатизация – это одна из идей инновации.
Сегодня школьная библиотека должна:
Изменились и требования к школьным библиотекарям. Он должен обладать высокой эрудицией, уметь владеть школьной аудиторией, разбираться в педагогике и школьной психологии. Но, самое главное, школьный библиотекарь сегодня – это активный участник инновационного преобразования образовательного процесса. Поэтому библиотекарь должен:
Инновационный тип школьной библиотеки – Библиотечно- информационный центр.
БИЦ включает в себя –
- информационное обеспечение учащихся;
- информационная поддержка педагогов в учебной, научно- исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
- помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых.
Дни информации, дни открытых дверей в мир книги, музыкально-литературные композиции, литературные вечера, акции и другие формы работы не являются новыми. И все же инновационный характер может быть выражен в методике подачи, в методах, используемых при их подготовке или проведении.
В практике работы школы наметилось направление – совершенствование традиционных форм популяризации книги и чтения. Основной формой индивидуальной работы с читателями является беседа.
Я стараюсь проводить такие беседы:
Я стараюсь привлечь внимание ребят к этой выставке. Рассказываю о книгах, стоящих здесь, почему организована эта выставка. Иногда это просто беседы возле выставки, но чаше - приглашаю ребят (заранее договариваясь с учителем), в библиотеку. При проведении такого мероприятия использую Интернет в качестве источника информации. Наличие компьютера на рабочем месте, подключение к сети Интернет намного упрощают и делают эффективнее работу школьного библиотекаря. Например, в сентябре в библиотеке проходил урок-память «Живите за нас. Героям Краснодона посвящается» (к 70-летию создания подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия»). Была организована выставка, посвященная героям – краснодонцам. В Интернете найдены и использованы воспоминания родственников и друзей погибших, отрывки из фильма «Молодая гвардия», экскурсия по музею, стихи и рассказы, посвященные их подвигу. (показать)
На новый год была организована выставка «Мы встречаем Год змеи». Были подобраны книги, в которых рассказывается о змеях: энциклопедии, сказки, научно-популярные книги. Также была организована выставка поделок и рисунков со змеями. В Интернете нашла фильм о самых ядовитых змеях и сделала свой фильм. Ребята с удовольствием рассматривали поделки и рисунки, на переменах смотрели фильмы. Провела библиографический обзор книг. (показать)
Важным моментом в реализации информационной функции библиотеки является сотрудничество с учителями-предметниками. Совместно с педагогическим коллективом школы, принимаю участие в проведении предметных недель
Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное 130-летию со дня рождения К.И.Чуковского, «Добрый мир сказок К.Чуковского»
Библиотечный урок, посвященный Международному дню школьных библиотек.
Библиотечный урок ко дню рождения С.Михалкова.
Во время проведения библиотечных уроков стараюсь использовать игровые моменты, видеоматериалы, презентации. Конечно, презентацией сегодня никого не удивить, но она позволяет проиллюстрировать рассказ библиотекаря. На слайде можно тезисно изложить главную мысль, тогда учащиеся будут включать и зрительную память.
Моя библиотечная практика показывает эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного группового мероприятия, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится постоянным читателем.
Много сделано на пути модернизации образования, но еще больше предстоит сделать. Научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача, которую решают и школьные библиотеки. Закончить свое выступление хочу словами Фирдоуси
«Какую б науку твой ум не постиг,
Покоя в ученье не знай ни на миг.
Но ветви увидев, поймешь все равно,
Что знанью до корня дойти не дано».
Весь путь наших инноваций - это средства привлечения учащихся школы, как в библиотеку, так и к систематическому чтению.
Ведущая идея, центральная задача сегодняшнего дня – модернизация системы образования, т.е. комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Ее стержневые задачи: повышение доступности, повышение качества, повышение эффективности образования. Такие понятия как инновация инновационная деятельность стали для нас уже привычными . В словаре Ожегова этот термин трактуется как нововведение, т.е. внедрение нового порядка, нового обычая, нового метода, изобретения, нового явления.
Школьная библиотека не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования и, конечно, инновационного преобразования библиотечных услуг потребителям информации – участником образовательного и воспитательного процессов. С внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов , но информационными системами , создающими определенные информационно-библиотечные ресурсы . При этом библиотека как равноправный партнер предлагает образовательному учреждению не только свои информационные ресурсы, но и возможности доступа к вне библиотечным ресурсам и свой интеллектуальный потенциал. Это требует, автоматизации библиотечных процессов , использования компьютерных сетевых технологий, повышающих качество и эффективность библиотечного обслуживания, использования телекоммуникационных сетей ,Интернет, дающих доступ к мировым запасам информации, включения в фонды нетрадиционных носителей информации ( баз данных, материалов мультимедиа на компакт- дисках (СD-R ОМ, DVD),электронных справочников и учебников. Появляется необходимость в новой форме сотрудничества педагогов, библиотекаря ,учащихся для создания программ, проектов, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей библиотеки. Использование средств ИКТ возможно для проведения библиотечно- библиографических уроков, при этом надо отметить , что в данном случае компьютер не заменит книгу, например , использовать презентации можно только в качестве демонстрационно- сопровождающего материала, либо фрагмента на уроке, а традиционная работа с книгой должна оставаться .Перед школьной библиотекой встал вопрос, как совместить наработанный опыт по привлечению учащихся к систематическому чтению с новыми условиями, возникла новая задача, как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ, в практику работы стали вводиться виртуальные выставки. Каковы же достоинства виртуальных выставок ,и какие возможности они предоставляют библиотекарям и читателям? Достоинство виртуальных книжных выставок - возможность предоставить издания, не снимая их с полки, использование информационных технологий восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой, особенно для детей яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов – все это делает виртуальную выставку живой и динамичной.
Следующим нововведением стало создание мультимедийного альбома « Мои любимые книги», на основе отзывов читателей в форме презентации. Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем то неизвестным . Использование тематических шаблонов оформления помогает ученику в жанровом определении книги. Структура указателя традиционна, по жанрам: фантастика, приключения, детективы, сказки, книги о ровесниках. В проекте – включить разделы « Исторические повести», « Книги о Родине» . Такие издания помогают формировать информационную культуру ученика, отвечают на его индивидуальные запросы, привлекают к чтению той или иной литературы.
Подробнее хочется остановиться на проведении массовых мероприятий , как сделать их более привлекательными? Использование презентационных выступлений позволяет сделать большие мероприятия ярче, зрелищнее, интереснее.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения .В плане работы на год были запланированы разнообразные мероприятия, но мне хочется остановиться на тех которые получились более интересными и запомнились ребятам. Библиотечный урок - презентация по книге Оразакын Оскар «История денег» был проведен к 15 ноября в день национальной валюты для( 3-5) классов. Целью этого урока является развитие критического мышления , воспитание патриотизма и ответственности. Ребята с большим интересом слушали и смотрели слайды из истории создания денег, узнали о том, что до появления денег люди мерили свое богатство стадами, редкими камнями, для развития торговли был открыт великий шелковый путь. Вниманию ребят были предоставлены слайды различных денежных купюр и изображенных на них исторических личностей.
Во время проведения « Недели начальных классов» была проведена литературная викторина « В гостях у сказки». Целью этого мероприятия было приобщение детей к чтению детской художественной литературы, вырабатыванию потребности в регулярном чтении. Викторина состояла из нескольких номинаций «Сказки А С Пушкина», « Золотой ключик», « Разные сказки», В заключении мероприятия был исполнен « Гимн библиотеки» с интересной презентацией и награждение лучшего « Знатока сказок», вручение дипломов и сладких призов всех участников литературной викторины. 2015 год является юбилейным, в этом году отметили 70 -летие Победы ВОВ. К дню снятия блокады Ленинграда ( 27 января) с учащимися
9 классов проведен библиотечный урок - памяти « Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя» Цель этого мероприятия рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории ВОВ, используя поэтические и музыкальные произведения .Показывались слайды о начале войны, об окружении города Ленинграда, о страшном голоде. Ребятам была показана дневная норма (250 г) суррогатного хлеба для рабочих, а дневная норма для детей составляла (125г) Были показаны слайды о детях блокадного Ленинграда и о трагической судьбе Тани Савичевой и всей ее семьи. Ребята слушали и сопереживали о событиях, которые были показаны в мероприятии и говорили о том, как важен мир и согласие народов. Во время проведения «Недели детской книги» был проведен праздник книги « У детской книги нет каникул». Целью этого праздника торжественное открытие « Недели детской книги», ярко и наглядно показать все многообразие детской литературы . В празднике принимали участие сказочные герои, любимец ребят шалун Карлсон, Баба- Яга, Красная шапочка, Незнайка ,а хозяйкой на этом празднике была Королева Книга. Зрители на празднике тоже не остались в стороне с ними была проведена викторина « Угадай героя сказки», а Королева Книга провела конкурс загадок о литературных героях. Незнайка предложил зрителям разгадать кроссворд «Важное слово», зрители успешно справились с заданием и разгадали важное слово « Книга».
Меняется сама профессия школьного библиотекаря, сегодня сотрудник школьной библиотеки должен обладать знаниями в области современных информационных, компьютерных технологий. Библиотекарь должен постоянно учиться , чтобы адаптироваться к изменениям. Облик современного библиотекаря совершенно изменился. Современный библиотекарь сегодня – это информационный посредник, информатик,Wеb- мастер, администратор баз данных. Каждый представитель этой профессии несет высокую ответственность за добросовестное выполнение своей работы. Как поется в песенке «Библиорэп» про библиотекарей.
Школьный библиотекарь должен уметь
Написать и отправить SМS успеть.
В Интернете он тоже должен быть не плох
Уметь загрузить АВУ и картинку в видеоблог.
Даром в контакте времени не тратить,
Ставить виджеты и шарить в любом формате.
Знать что такое социальные сети,
ЭРС агрегаты и многое другое на свете.
Программа круглого стола
для школьных библиотекарей
«Интерактивные формы работы при организации библиотечных уроков».
|
|
|
1. |
Библиотечные уроки: копилка коллективного опыта.
|
Едигенова Г.М., методист по библиотечному фонду горОО |
2. |
Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки. |
Мартеева Л.И., Библиотекарь СШ № 16 |
3. |
Библиотечная режиссура. |
Бездетнова Т.Д., библиотекарь СШ № 22 |
4. |
Инновации в библиотечной режиссуре. |
Стаканова Т.Д. библиотекарь СШ № 1
|
Библиотечные уроки: копилка коллективного опыта.
Едигенова Г.М.,
методист горОО
В условиях объединения школьных библиотекарей возникает возможность коллективного сотворчества, оценки и обобщающего опыта лучших в том или ином виде деятельности, с той или иной категорией школьников.
Это особенно проявилось при создании сборников разработок библиотечных уроков. «Изюминки» отдельных библиотекарей, в сочетании с добротностью и проработанностью материалов.
Одной из важных задач работы библиотекаря с детьми 6-7 лет является воспитание устойчивого интереса к книге в условиях несовершенства техники чтения. Здесь важно активно вводить в библиотечный урок громкие читки, игровые ситуации и упражнения, помогающие свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность.
Читателей-второклассников отличает интерес к книгам о природе и стремление к самостоятельности. Техникой чтения они, в основном, уже овладели и с удовольствием накапливают опыт ориентировки в мире книг. Здесь рекомендуемые виды уроков: урок-объяснение, урок-беседа, урок - ролевая игра.
В третьем классе продолжается начатое во втором обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями. На базе уже полученных знаний и умений формируются основы самообразования: без помощи учителя обнаружить недостаточность имеющихся знаний и найти нужную книгу в библиотеке.
Среднее звено ставит перед библиотекарями свои задачи. Процессы усвоения и развития учебной и читательской деятельности протекает не синхронно. В это время особую роль начинают играть индивидуальные особенности, определяющие уровень личной подготовленности ребенка к пользованию библиотекой. Библиотекарям приходится выявлять то, отличное у каждого от других ребят, сочетание физических, интеллектуальных свойств и качеств, которое позволяет поддерживать интерес к книге, усваивать приемы интеллектуального труда, получать удовольствие от общения с книгой как неисчерпаемым источником знаний.
Ведущим мотивом чтения пятиклассников становится познавательный, и книга для них – уже не только источник удовольствия, но и реальных, необходимых для учебы знаний. Это время усваивать разницу между художественным и познавательным текстом. Подвижный поисковый характер чтения младших школьников характеризуется неразрывностью с обучением. В это период для ребят интересны обзоры книг, консультации у книжных полок, рекомендательные групповые и индивидуальные беседы, «опережающая информация».
У шестиклассников уже начинает исчезать неопределенность познавательных интересов, растет доверие к собственному опыту, они осознают не только познавательную, но и воспитательную функцию чтения. И хотя в большинстве случаев эта установка формируется под влиянием усилий классных руководителей и библиотекарей, младшим подросткам нравятся произведения, где мораль вытекает из действий и поступков героев, где в процессе чтения возможен собственный духовный рост. Современные семиклассники склонны читать приключенческую литературу, детективы. Среди девочек распространено увлечение любовной литературой. Они чаще мальчиков читают художественную классику, увлекаются историями о знаменитых людях, артистах. Специфика их чтения ориентирована на обучение и в то же время носит подвижный поисковый характер. Здесь важно наличие в библиотеке открытого доступа к фондам, организация выставок, обзоры книг, групповые и индивидуальные беседы, направленные на «опережающее информирование».
К 8-9-м классам формирование ребенка-читателя подходит к завершению. Есть подростки с плохой техникой чтения, читающие мало, относящиеся к книге только как к источнику информации. В целом, у подростков есть познавательный интерес к чтению и книге, хотя приоритетным занятием чтение они не считают. Следует использовать свои навыки определения типа индивидуального восприятия.
Задача библиотеки – всеми способами стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы, обучать их алгоритмам самостоятельного творческого поиска и использования литературы, как можно шире раскрывать перед подростками круг библиографических источников, знакомить со справочным аппаратом библиотеки, с прикнижными списками литературы.
Для воплощения этих подходов рекомендуется использовать самые разнообразные формы библиотечных уроков: библиомаркетинг, библиопутешествие, КВН, игру-путешествие, библиосериал, инфокомпас и др.
Бинарные уроки как способ успешного освоения
предметной среды библиотеки.
Мартеева Л.И.,
библиотекарь СШ № 16
Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, вызывают а, следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки. В современной школе они стали одной из разновидностей краткосрочных или средней продолжительности проектов, позволяющих интегрировать знания из разных областей для их применения на практике.
Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикойц, используемой педагогами-предметниками, и равным образом предполагает наличие трёх взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного. В зависимости от выбранной для урока темы, мы совместно с педагогами формируем их наполнение.
Познавательный аспект
· Формирование у учащихся знания видов и жанров публицистики.
· Изучение специфики жанра очерковой литературы.
· Применение полученных знаний и умений для создания портретного очерка.
Развивающий аспект
· Развитие мышления, речи (обогащение и усложнение словарного запаса, усвоение содержания понятий, используемых в публицистической литературе: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, обзор и др.).
· Развитие навыков работы с текстом с применением технологий развития критического мышления.
· Развитие восприятия специфики жанра «очерк», с опорой на публицистические приемы, публицистические интонации, документальность и язык изложения.
· Развитие навыков самостоятельной теоретической работы.
Воспитательный аспект
· Воспитание информационной культуры (культура чтения, культура обращения с книгой, культура самообразования).
· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
· Воспитание культуры общения.
· Формирование навыков работы в команде.
Тип урока: бинарный урок систематизации и проверки знаний.
Обеспечение урока: книжная выставка «Знакомьтесь, публицистика».
Для эффективного проведения урока требуется предварительная подготовка, так, в частности, ребята должны прочесть рассказ И.С.Тургенева «Певцы». В ходе урока библиотекарь рассказывает о публицистической литературе: её специфике, известных писателях-публицистах, основных жанрах, акцентируя внимание на жанре очерка. Рассказ сопровождается обзором литературы, представленной на выставке. Далее уже учитель подробно представляет портретный очерк, широко используемый как в публицистике, так5 и в художественной литературе. После этого класс, разделенный на три команды, при ступает к практической части урока: ребята анализируют портреты героев рассказа «Певцы» и работают над созданием коллективных устных портретов. Их задача – выявить и использовать все художественные средства, примененные автором: структуру очерка, языковой колорит, детали, характеризующие внешний облик и внутреннее состояние героев. Создавая и представляя портреты своих героев, ребята систематизируют и закрепляют полученные на уроке знания.
При подведении итогов педагог благодарит всех за активное участие в работе, а также дает домашнее задание: написать сочинение в форме портретного очерка на тему «Мой одноклассник». Библиотекарь приглашает всех, кто заинтересован публицистикой, прийти в библиотеку и выбрать материалы для чтения.
Таким образом, в условиях школьной библиотеки мы успешно применяем бинарные уроки как форму продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированную на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов.
Библиотечная режиссура.
Бездетнова Т.Д.,
библиотекарь СШ № 22
Школьная библиотека занимается проблемой совершенствования применяемых форм и методов с читателями. Наряду с изучением публикаций по данной тематике, мы успешно используем и собственные наработки в этой области. Основная задача – вовсе не создание новых форм, а, скорее всего, модернизация, совершенствование технологии их подготовки и проведения, библиотечная режиссура с использованием традиций и интенсивного внедрения современных приемов и методик. За это время наш репертуар новых и модифицированных мероприятий стал настолько многообразен, что возникла необходимость совместно его проанализировать.
Среди крупных библиотечных форм можно выделить библиотечный ринг, пресс-турнир, аукцион творческих идей, библиографическое лото, литературное казино, литературное путешествие, библиоэкспедиции, библиотечный мемориал воинской славы.
Библиотечная режиссура как способ привлечения школьников к чтению.
Здесь важны традиционно культивируемые в школьных библиотеках мероприятия, рассчитанные не только на тех, кто прочел рекомендованные к мероприятию книги, увлекается произведениями выбранного для обсуждения творчества писателя или заинтересовался объявленной тематикой мероприятий, но и на тех, кто по тем или иным причинам вынужден принимать в них участие.
От качества деятельности библиотеки зависит качество самостоятельной подготовки учащихся к урокам и определяется возможность самообразования учителя. Библиотека тесно сотрудничает с предметными МО: оказывает информационную поддержку при подготовке докладов, уроков, защите проектов и самообразовании учителей (проводятся обзоры новой и методической литературы и периодики, составляются буклеты, библиографические указатели к энциклопедиям и др. справочной литературе на казахском и русском языках).
Вместе с этим, если мы хотим, чтобы ребенок читал, думается, мы должны предоставить ему не только возможности, но и те права, которыми пользуемся сами:
· право не читать;
· возможность «перескакивать» по страницам;
· право не дочитывать до конца;
· возможность перечитывать «до бесконечности»;
· читать что попало;
· читать вслух;
· обсуждать прочитанное;
· молчать о прочитанном.
Библиотечная режиссура как средство социализации молодого поколения.
Здесь особую роль играет выбор направления просветительской и воспитательной работы. Среди направлений деятельности библиотеки можно выделить следующее:
· формирование мировоззрения (осуществляется через мероприятия, ориентированные на развитие гуманистически направленных потребностей, адекватной самооценки, самосознания, самопознания и самовоспитания);
· формирование духовно-нравственной культуры (происходит в ходе изучения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, освоение культурных традиций);
· формирование речевой культуры (базируется на изучении классического наследия с привлечением лучших образцов поэзии и прозы);
· формирование потребности в здоровом образе жизни (опирается на знание принципов сохранения и методов укрепления здоровья, умение противостоять соблазнам и порокам современности, стремление к созданию крепкой и счастливой семьи).
Инновационным следует признать и в целом весь подход к организации мероприятия, базировавшийся на совместной деятельности всего коллектива.
Инновации в библиотечной режиссуре.
Стаканова Т.Д.
библиотекарь СШ № 1
Основные задачи школьной библиотеки,
направленные на реализацию целей школы:
· создание условий для развития индивидуальных задатков учащегося, обеспечение индивидуального характера развития личности ребенка, интересов и склонностей путем повышения информационной культуры;
· создание условий для реализации психофизических и социальных потребностей учащихся, социализации личности;
· воспитание физически здоровой, высоконравственной, творчески мыслящей личности учащегося;
· воспитание доброты, милосердия, казахстанского патриотизма гражданственности посредством книги;
· содействие процессу обучения и повышение квалификации работников школы путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания;
· содействие изучению истории своего народа, его традиций и обычаев, стратегий современного развития государства;
· развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации;
· организация комфортной библиотечной среды, направленной на достижение целей деятельности педагогического коллектива.
Сегодня роль библиотекаря начинает существенно пересматриваться и переосмысливаться. Причина этого – развитие новых педагогических технологий, электроники, социальная трансформация общества, потребность в гуманизации и духовном преобразовании. В современном обществе сложились противоречия, заставляющие каждую школу неустанно искать пути совершенствования своего профессионального уровня:
1. Снижается престиж библиотеки как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями, которые они предъявляют к гуманитарным функциям школы (помощь, поддержка, доброе отношение, теплая среда общения) и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции.
2. Интеллектуальное и социальное расслоение детей (классы компенсирующего обучения), дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех детей условия самоутверждения и саморазвития.
3. Между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.
Библиотеки являются отраслевыми методическими центрами по проблемам информационно-библиотечного обслуживания педагогов. Их основными задачами является содействие повышению квалификации педагогических кадров, обеспечение их новой литературой и пропаганда информационно-библиотечных знаний. Фонд составляет более 20 тысяч экземпляров и укомплектован научно-педагогической, справочной, учебно-методической, художественной литературой и периодическими изданиями. Библиотека располагает собраниями отечественной и зарубежной литературы по педагогическим наукам.
Для пополнения фонда новыми изданиями библиотека сотрудничает с казахстанскими и российскими изданиями. Комплектование фонда ведется путем просмотра всей поступающей печатной продукции, систематизации ее согласно библиотечно-библиографическому классификатору, занесения в инвентарную книгу и в электронную базу данных с использованием современных информационных технологий.
Все новое в педагогической науке можно найти на страницах педагогической периодики. Поэтому удовлетворение информационных запросов педагогов строится на использовании периодических изданий. Библиотека ежегодно оформляет подписку на республиканские и российские печатные издания. Ведется работа по созданию электронного каталога статей периодической печати «Педагогика» и авторефератов. Создание этой базы – первый результат автоматизации библиотечно-библиографических процессов, целью и задачей которой является оперативное информирование о новой литературе по педагогическим наукам.
С целью оптимизации поиска необходимой информации сотрудники библиотеки помогают читателям освоить автоматизированную программу и проводить поиск по интересующим их темам самостоятельно. Используется компьютер и для внутрибиблиотечной работы: создание электронного каталога фонда библиотеки, каталога и картотеки периодических изданий, каталога авторефератов на казахском и русском языках, а также для подготовки различных библиотечных уроков.
Школа стремиться воспитать способных, развитых, здоровых мальчиков и девочек с уверенностью смотрящих в будущее. И здесь важно не забывать о целостности индивидуальной культуры человека. Целостный саморазвивающийся человек в современном представлении это не набор свойств и функций, не сумма добродетелей и эталонов культуры, а это человек, способный с максимальной эффективностью реализовать свои индивидуальные способности и свои интеллектуальные и нравственные возможности, реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических отношениях, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Поэтому для педагога начальной школы важными становиться не только дать детям представление об окружающем мире, но и создать среду для развития личности.
В заключение следует сказать, что выбранная нами форма урока – бинарный диалог-игра – имеет не только внешний эффект: вовлеченность в игру всех присутствующих, занимательность, эмоциональность. Важна его эффективность в плане систематизации знаний, налаживания связей между предметами, формирование целостной картины мира, и особенно в развитии мышления ребенка, формировании его мировоззрения, в том числе и информационного.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.