Инновационные воспитательные технологии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье раскрывается понятие "инновационные воспитательные технологии", а также рассматриваются вопросы о том, что входит в структуру и содержание воспитательных технологий. Здесь также дана краткая характеристика инновационным технологиям, которые могут использоваться в воспитательной системе образовательных организаций (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, шоу-технологии, арт-технологии, социальное проектирование, технология КТД, кейс-технология).
Иконка файла материала Инновационные воспитательные технологии.docx
Инновационные воспитательные технологии Инновация — это внедрённое новшество, востребованное обществом и обеспечивающее   качественный   рост   эффективности   процессов   или продукции. Воспитательная   технология  –   это   система   научно­обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между участниками   воспитательного   процесса,   при   которых   в   непосредственном контакте достигается главная цель воспитания – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.  Инновационные   воспитательные   технологии  –   это   системы   или долгосрочные   инициативы,   основанные   на   использовании   новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско­юношеской среде.  Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:   диагностирование;   целеполагание;   проектирование;   конструирование;   организационно–деятельностный компонент;   контрольно – управленческий компонент.  Содержанием воспитательных технологий являются:   научно­обоснованные социализированные требования;   передача социального опыта;   постановка цели и анализ сложившейся ситуации;  социализированная оценка обучающегося;   организация творческого дела;  создание ситуации успеха.  Обновлением   содержания   воспитания   являются:   экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная   подготовка,   личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.    национальная   культура, Инновационные   технологии,   используемые   в   воспитательной   системе образовательных организаций:  здоровьесберегающие технологии;  личностно­ориентированные технологии;   шоу­технологии;  арт­технологии;   социальное проектирование;  технология КТД (автор  И.П. Иванов);  кейс – технологии;   технология проведения учебных дискуссий; тьюторство;  технология создания ситуации успеха;  создание детско­родительских объединений внутри ОО;   организационно­деятельностные игры (ОДИ);   технология программирования;   модульная педагогическая технология;   экологообразовательные технологии. В   центре   внимания  личностно­ориентированных   технологий находится   уникальная   целостная   личность   растущего   человека,   которая стремится   к   максимальной   реализации   своих   возможностей (самоактуализации),   открыта   для   восприятия   нового   опыта,   способна   на осознанный и ответственный  выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми   словами   личностно­ориентированных   технологий   воспитания являются   «развитие»,   «свобода», «самостоятельность», «творчество».   «индивидуальность»,   «личность», Здоровьесберегающие технологии. Это системный подход к обучению и   воспитанию,   направленный   на   сохранение   здоровья   детей;   создание благоприятного психологического климата во время мероприятий; на охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни. Шоу­технология.  Обсуждаются   проблемы,   волнующие   детей,   в привлекательной и достаточно известной для них форме. Аудитория делится на группы, отстаивающие  или  придерживающиеся   различных  точек  зрения. Ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважения оппонента. В ходе ток­шоу мнения   взрослого   не   навязываются   подросткам,   они   свободны   в   своем нравственном   выборе,   и   даже   если   они   его   не   сделают   в   ходе   диспута, дискуссия   натолкнет   их   на   размышления,   на   поиск   истины.   Особая   роль отводится   ведущему   ток­шоу.   Ведущий   помогает   правильно   адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся   обстоятельствах,   уладить   конфликтную   ситуацию,   корректно поставить   на   место  разгоряченного   участника,  и  при   всем   этом  сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток­шоу. Арт­технологии  ­   технологии   при   которых   воспитание   и   развитие личности   осуществляются   средствами  искусства,  как   классического,  так  и народного. Техники и приемы  арт­технологии:  музыкальная,  театральная  и изобразительная,   сказкотерапия,   фотоколлаж   и   другие.   Все   выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.  Социальное проектирование ­ особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников   проекта   практическое   значение.   Целью   социальногопроектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами   самих   учащихся.   Основные   задачи   социального   проектирования: формирование   социально­личностных   компетенций,   среди   которых важнейшими   являются   навыки   «разумного   социального»   поведения   в сообществе;   совершенствование   полезных   социальных   навыков   и   умений (планирование   предстоящей   деятельности,   расчет   необходимых   ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.  Технология   КТД   (автор   И.П.   Иванов).  Это   эффективный   метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Постулатами КТД   являются:   коллективное   творчество;   единое   дело   и   добровольное участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и детей; развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды   коллективных   дел:  трудовые   КТД   (например:   «Трудовой десант»);    КВН); художественные   КТД   (например   концерты);   спортивные   КТД   (например: «Минитурслет»); экологические КТД (Синичкин день). интеллектуальные   КТД   (например:   «Брейн­ринг», Кейс­технология  (метод   конкретных   ситуаций)   –   технология, основанная   на   использовании   в   воспитательном   процессе   специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения   проблемы.   Кейс   (ситуация)   –   это   соответствующая   реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей,   характеризующая   определенный   период   или   событие   и требующая   разрешения   путем   анализа   и   принятия   решения.   Цели, достигаемые   при   использовании   кейс­технологии:   1.   Интеллектуальное развитие   обучаемых.   2.   Осознание   многозначности   профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.   5.   Обеспечение   повышения   качества   усвоения   знаний   за   счет   их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.