Инновационный менеджмент. Роль лидера в образовании. Люлькина Н.Г., заведующий МАДОУ детского сада комбинированного вида № 539
В настоящее время инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности учреждения. Качество и результаты во многом зависят от специалистов, которые эту деятельность реализуют. Речь идет о команде специалистов-единомышленников, которые только во взаимодействии обеспечивают качественный результат.
Происходящее требует от руководителя, осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое виденье системы управления образовательным учреждением с точки зрения его эффективности, инновационности и конкурентоспособности.
По мнению руководителей, инновационный менеджмент – с одной стороны, это управление, нацеленное на повышение конкурентоспособности учреждения с помощью внедрения инновационных технологий в совокупности с изменением мировоззрения педагогов. С другой стороны, это управление инновациями.
Процесс профессионального развития руководителя должен начинаться с понимания человеком себя как личности, способной действовать мобильно, изменяя свою деятельность в соответствии с ситуацией. Это психологически сложный процесс, но каждый человек, и особенно управляющий другими людьми, должен знать резервы, заложенные в нём, и правильно их использовать, так как оценить себя и свои резервы означает сделать первый и самый важный шаг в своём саморазвитии.
Современный руководитель образовательного учреждения должен иметь черты менеджера-лидера:
- понимает, что управлять – значит уметь делегировать полномочия, ответственность коллегам;
- противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, решителен и настойчив;
- терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям;
- в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причины сбоев и отклонений;
- стремится развивать коллективные формы работы единой команды;
- доступен любому работнику, умеет слышать и слушать, имеет
доброжелательный тон обсуждения проблем;
- формирует хороший психологический климат в коллективе;
- с готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников;
- всегда открыт для новых идей, не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.
Менеджер – лидер вместе с тем должен мыслить :
- протокольно – отличать факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого;
- безинерционно – сложившийся опыт работы не мешает принимать оригинальное решение при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
- методично – последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливать управленческие, психолого-педагогические и коммерческие ситуации;
- мобильно – переносить накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий;
- доминантно – выделять главное;
- конструктивно – не только вскрывать причины недостатков, но и уметь находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, уметь качественно улучшать дело.
Лидер должен сам быть носителем тех изменений, которые желает видеть у других. Лидеру придаются функции социального архитектора, изучающего и создающего то, что называется культурой труда, - те неосязаемые элементы, которые сложно выявить, но которые исключительно важны: поведение, ценности, нормы.
Оценивая свою позицию с точки зрения лидерства и менеджмента, многие руководители, считают себя лидерами и менеджерами одновременно. А в условиях модернизации образования считают, что роль лидера заключается преимущественно в оперативном реагировании на изменения, происходящие в сфере образования.
Главный ресурс развития образовательного учреждения – развитие его управленческой структуры.
Продуктивная интеграция инноваций «сверху» и собственных стратегических представлений образовательной организации возможна только тогда, когда члены управленческой команды обладают высокой долей самостоятельности в принятии решений, инициативностью и профессионально сформированной управленческой компетентностью. Важно, чтобы члены управленческой команды стали истинными лидерами и носителями современных представлений о трендах образования в коллективе.
В нашем образовательном учреждении реализуется практика формирования проектного мышления у всех участников образовательного процесса. Управленческая команда считает проектные технологии приоритетным механизмом наращивания инновационного потенциала. Показательным примером служит программа развития образовательного учреждения, которая разрабатывалась проектными командами педагогов, и является коллективным продуктом всех субъектов образовательного процесса.
Следовательно, передо мной как перед руководителем учреждения, стоит первоочередная задача освоить практику управления проектными командами, что предполагает, во-первых, обязательный мониторинг эффективности создаваемого образовательного пространства, а именно: результативности образовательного процесса; педагогической и родительской активности; деятельности управленческой команды. А во-вторых, оценку деятельности субъектов образовательного процесса, ориентированную на конкретный результат или получение продукта.
В образовательном учреждении запущен управленческий проект «Конструктор профессиональной самореализации». Идея этого проекта заключается в том, что педагог, находясь в избыточном поле возможностей профессиональной самореализации, выбирает те, которые в наибольшей степени отвечают его профессиональным и карьерным целям. Поле возможностей структурируется в модули двух типов. Модули базовые – модули, обязательные для реализации и вариативные по содержанию. В поле базовых модулей входят возможности самореализации в образовательной деятельности, в административной деятельности, на курсах повышения квалификации, в проектной деятельности. И модули свободного выбора. К ним мы относим конференции, семинары, стажировки, публикации, платные образовательные услуги, клубы по интересам, конкурсы профессионального мастерства и прочие возможности, которые педагог может предложить сам. По желанию педагога его профессиональная траектория может сопровождаться наставником или психологом.
Этот проект позволяет индивидуально подходить к каждому члену педагогического коллектива и, в конечном счете, приводит к существенной материальной поддержке многих педагогов. Особенно тех, кто, ставя перед собой в значительной степени нематериальные цели, стремится самореализоваться в своем деле – обеспечивает своей инновационной деятельностью общественное признание разработанным им технологиям или предложенным нововведениям и запускает новые процессы в учреждении, выступающие выражением его индивидуального
«я».
Анализируя социальный заказ родителей, мы пришли к выводу, что заказ на качественную образовательную услугу для детей, ее конкурентоспособность, комфортные и разнообразные условия для развития ребенка составляет 90 % от общего числа. И только 10 % включают в себя запрос самих родителей на учет их образовательных интересов и предоставление возможностей для реализации их активности. Моя управленческая задача заключается в изменении соотношения между заказом на образование детей и заказом на вовлеченность родителей в образовательное пространство в сторону увеличения последнего.
Данная управленческая задача решается через:
1. Участие родителей в образовательных событиях учреждения 2. Участие родителей в управлении образовательного учреждения .
3. Повышение родительской компетентности.
4. Общественное признание родительской активности (благодарности, грамоты, призы, объявление лучших родителей.).
Таким образом, изменяя отношение родителей к самореализации в образовательном пространстве образовательного учреждения, мы смещаем вектор их активности в сторону более рационального и эффективного сотрудничества.
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.