Инновационный подход к преподаванию биологии
автор: Сафронова Евгения Викторовна
учитель Биологии биологии МБОУ «Гимназия №69» г.Барнаул
Большинство школ страны уже включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно. Многие выпускники российских школ зачастую не владеют теми качествами, которые необходимы человеку для дальнейшего образования и профессиональной деятельности. Они не умеют работать самостоятельно, без руководства учителя; не способны осваивать какие- либо знания по собственной инициативе; не готовы брать на себя ответственность за принятие решений в различных ситуациях, связанных с выбором; не умеют выявлять и формулировать проблемы, искать пути их решения. [7]. Поэтому система образования должна выстраиваться таким образом, чтобы на каждой образовательной ступени обучающиеся овладевали необходимыми качествами для дальнейшего обучения, т.е. ключевыми компетенциями. Практически все ключевые компетенции складываются из четырех основных элементов:
- информационная компетенция- готовность работать с информацией;
- коммуникативная компетенция- готовность к общению с другими людьми;
- кооперативная компетенция- готовность к сотрудничеству с другими людьми;
- проблемная компетенция- готовность к решению проблем.
Термин «Инновация» (нововведение) трактуется как антоним прилагательному «Традиционный», что предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения.
Инновации (англ. Innovation — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Качество
подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями
проведения урока, его организационной и практической направленностью, его
атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий
в образовательном процессе. Информационные технологии позволяют изменить
организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в
ходе учебно-воспитательного процесса; изучать явления и процессы в
микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе
использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять
в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические
процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Претерпевает изменения и цели, планируемые в
учебной деятельности. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели,
а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий,
получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и
самопознания ученика. Для того, что бы решить эту задачу и применяются
инновационные технологии .Особое внимание следует уделить проблеме реализации
проектной деятельности, использование которой способствует не только освоению
системы биологических понятий, закономерностей, теорий, законов, научных
фактов, но и формирует такие ключевые навыки, как самостоятельное приобретение
и перенос знаний, сотрудничество и взаимопомощь, самоорганизация, оценочные
суждения и аргументация своей точки зрения, своей позиции. А это в свою
очередь, обеспечивает реализацию результатов освоения основных образовательных
программ, заложенных во ФГОС, ориентацию на деятельностную форму обучения,
позволяет решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении,
поскольку результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической
деятельности.
У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Среди разнообразных направлений инновационных педагогических технологий, на мой взгляд, в полной мере соответствующие поставленным целям и наиболее универсальными являются технологии критического мышления, технологии проектного обучения, информационные компьютерные технологии, игровые технологии, модульное обучение.
1. Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления - одна из тех обучающих технологий, которые стимулируют мыслительную активность обучающихся, побуждают желания найти во всем смысл, влияют на любознательность. Технология критического мышления основывается на получении, восприятии и передачи информации, поэтому она универсальна. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
Первая стадия – вызов. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется в парах, группах, индивидуально.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющими знаниями. Подача новой информации осуществляться непосредственно через просмотр фильма, прослушивания лекции или чтения текста параграфа «со стопом». После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, либо дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Третья стадия – рефлексия. Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям. Внести изменения, дополнения, дать творческие задания на основе изученной информации. Важным моментом является формирования у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
В технологии критического мышления существует множество методических приемов, которые можно использовать на уроках биологии.
Технология развития критического мышления, ее методы, используемые при изучении биологии, повышают интерес учащихся к предмету, способствуют формированию коммуникативных способностей. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
2. Технология проектного обучения.
Проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как она способствует формированию свободной творческой личности, умеющей учиться, способной самостоятельно мыслить, применять знания, искать пути нестандартного решения проблем.
В преподавании биологии проектную деятельность использую в зависимости от целей и задач обучения. Проекты могут быть разных видов: информационные, исследовательские, творческие, конструктивные. При внедрении проектной деятельности в учебный процесс важна определенная последовательность, поэтому знакомлю учащихся, как поэтапно выполняется работа по проекту.
Первый этап - выбор тематики проекта. В одних случаях тема может формироваться в рамках программы, в других, выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации. Самое главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.
Второй этап - выполнения данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, собранную из разных источников, исследовать биологические процессы.
Подведение итогов работы. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, обозначить проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть культурой коммуникаций.
Наиболее часто используемые презентации проектов в биологии это: мультимедийная презентация, научная конференция, информационный плакат, виртуальная экскурсия и другие.
В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности. В период летней трудовой практики ребята могут осуществлять проектную деятельность, проводя учебно-опытную работу на пришкольном участке.
3. ИКТ
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии (ИКT). К эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.
Программный материал представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания новой темы.
Электронные справочники, энциклопедии являются неоценимым помощником для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов, проектов. Использование тренажеров, многовариантных тестовых заданий, интерактивных схем помогает реализовать дифференцированный подход в обучении. Информационные технологии позволяют учителю познакомить учащихся со сложными биологическими процессами, которые протекают в живой природе. Например, в природе мы не можем наблюдать явления фотосинтеза, что становится доступно с применением элементов ИКТ.
Благодаря использованию информационных технологий удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время.
4. Технология игрового обучения.
Игровая деятельность учащихся – одно из самых эффективных средств интеллектуального развития личности ребенка. С первых лет работы в школе мне были интересны игровые технологии. Педагогические игры имеют учебно-познавательную направленность. Элементы игровых технологий использую на различных уроках: изучение нового материала, закрепление, обобщение. Особое место занимают обобщающие игровые программы. Основными задачами этих уроков являются систематизация и углубление знаний учащихся по теме, обобщение пройденного материала, развитие умения логически мыслить и четко формулировать ответ. Задания готовлю различной сложности: задания репродуктивного характера и творческие.
Проверка знаний в форме игры происходит ненавязчиво, а неоднократное повторение в различных вариантах способствует процессу запоминания. Применение элементов игровых технологий приучает школьников к многовариантности обучения, позволяет найти свое место на уроке, проявить себя.
5.Технология модульного обучения.
Модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному, интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает поставленных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они соответствуют логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл: описание, объяснение, проектирование.
По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.
• дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
• развивают самостоятельность в учебной деятельности;
• увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
• создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;
• повышается коммуникативная культура;
• растет мотивация к дальнейшему образованию;
• повышается самооценка ученика;
• снимается психологическое напряжение ученика и учителя.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
• профессионального роста;
• эмоциональную удовлетворенность;
• возможность саморазвития;
• организации дифференцированного обучения;
• прогнозирование результатов обучения;
• ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор:
• уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
• информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
• способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);
• темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
• формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
• партнера для диалогового общения;
• роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки:
• самостоятельной деятельности;
• коммуникативной деятельности.
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
Литература:
1. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика - Алматы: Инновационные технологии обучения. 2005.
2. Новоселова И.А. Субъективность и деятельность – М.,2000.
3. Чунарева Ю.В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии – С – Пб., Методические рекомендации. 1994.
4. Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных
технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. –
Хабаровск, 2008. 43
5 Загашев И.О. Учим детей мыслить критически.
Альянс-Дельта,2003.-214с.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие
для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.