Инновационный проект по музыкально-исследовательской деятельности "Тайна музыкального звука"
Оценка 4.8

Инновационный проект по музыкально-исследовательской деятельности "Тайна музыкального звука"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
Детсад
30.03.2022
Инновационный проект по музыкально-исследовательской деятельности "Тайна музыкального звука"
В основе образовательного проекта – опора на совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука и сотрудничество с их родителями.
тайна музыкального звука.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Медвежонок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный проект по музыкально- исследовательской  деятельности

 

«Тайна музыкального звука»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кудрявцева Ирина Александровна, музыкальный руководитель,

Кожевникова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов, 2021 г

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Возраст воспитанников: старший дошкольный

Длительность проекта: долгосрочный (январь 2021 – май 2021 г)

Участники проекта: дети 5 -7 лет, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

       Детям-дошкольникам для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления.

       Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его в повседневной деятельности.

       Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей готовности к школьному обучению. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

       Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого наряду с исследованием звуков окружающего мира необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов как традиционных, так и необычных.

       Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

       В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

       С раннего возраста у детей важно формировать потребность делать добрые дела, заботиться о младших, помогать сверстникам и взрослым. В процессе реализации проекта дети получат первоначальное представление о волонтерах и сами попробуют стать маленькими волонтерами.

       В основе образовательного проекта – опора на совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука и сотрудничество с их родителями.

 

 

 

 

 

Цель: Развитие и поддержка детской познавательной активности.

 

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с разновидностями детских музыкальных инструментов;

- обогатить музыкально-слуховой опыт детей.

Развивающие:

- развивать метроритмический слух, мелкую моторику;

- развивать воображение, фантазию;

- поддерживать творческую инициативу;

- побуждать к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки в коллективной творческой деятельности;

- формировать первоначальное понятие о волонтерах.

 

Этапы проекта:

 

1 этап. Мотивация.

С целью мотивации детей на работу над проектом на одном из музыкальных занятий был задан детям вопрос:

- Как вы думаете, где можно услышать музыку?

Ответы детей были ожидаемы: по телевизору, на концерте, в садике на музыкальном занятии, на празднике.

Тогда я рассказала детям такую историю: «Сегодня утром по дороге в детский сад я услышала необычную музыку. Её исполняли необычные музыканты. У них не было ни дудочки, ни пианино, ни гармошки, но музыка была очень красивая. Этими музыкантами были ветер, ласково шумевший листвой деревьев, проезжающие машины, шуршащие шинами колес и поющие своими моторами, летящий в небе самолет.

Музыка – это не только то, что сочиняют композиторы и исполняют певцы и другие музыканты. Музыку можно услышать везде. Вы согласны?»

Не все согласились со мной. Некоторые дети высказали своё мнение, мол, что же это за музыка, если её не играют на музыкальном инструменте.

Тогда мы послушали песню Н. Тананко «Всё звучит вокруг».

Песня детям понравилась, и я спросила у них: – Хотите ли вы научиться слышать музыку вокруг нас? А сами исполнять музыку дождя, ветра, сделать музыкальные инструменты хотите? А потом ещё и малышам подарить некоторые сделанные вами инструменты, то есть, стать маленькими волонтёрами хотите? Дети с энтузиазмом согласились с моим предложением.

 

2 этап. Разработка совместного плана.

Были поставлены три вопроса детям, на которые они ответили.

1. Что мы знаем о звуках?

 «Звуки бывают разные».

 «Звуки бывают у природы, а бывают у музыкантов».

«Музыканты музыку играют на инструментах, а природа сама играет свою музыку».

2. Что мы хотим узнать?

 «Как они (звуки) получаются?»

 «Как устроены музыкальные инструменты?»

 «Из чего делают инструменты?»

 «Как самим научиться играть музыку?»

 «Кто такие волонтёры?».

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

 «Надо спросить у Вас».

 «Надо попробовать самим сделать какие-то игрушки и послушать, как они звучат».

«Нужно посмотреть в интернете».

 «Сделать эксперименты и слушать природу».

 

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом.

Свои предложения вносили дети, педагоги и родители. Дети предложили сделать погремушки для малышей из киндер-сюрпризов, шумелки, трещалки, гремелки из разных вещей: из металлических трубок, из флаконов от шампуня, из коробочек от йогуртов и т. д. и т. п. Потом поиграть музыку самодельными инструментами, настоящими инструментами. Родители обещали собирать коробочки, стаканчики, флакончики, словом, всё, из чего можно сделать что-нибудь звучащее. Воспитатели группы – помочь детям в изготовлении поделок.

 

План работы над проектом

Январь - «Звуки вокруг нас»

Февраль - «Бумажный карнавал»

Март -   «Деревянные истории»

Апрель - «Металлическая фантазия» и «Стеклянный дом»

Май - «Звуки дружат».  Итоговое развлечение "Путешествие в страну волшебных звуков".

 

Режим реализации проекта:

* Музыкально-игровая и исследовательская деятельность с детьми включена в перспективное и календарное планирование и осуществляются во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

* В свободное время дети слушают аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяют некоторые игры для закрепления результатов.

 

Формы реализации проекта:

*Исследование звуков окружающего мира.

*Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.

*Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.

*Звуковая иллюстрация стихов.

*Активное слушание детских музыкальных произведений.

*Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

 

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование, импровизация, музицирование.

Ожидаемые результаты:

*Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.

*Закрепление навыка игры на шумовых инструментах на доступном детям-дошкольникам уровне.

*Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

*Улучшение индивидуальных диагностических показателей музыкального развития детей.

 

3 этап. Практический.

На первом же занятии в рамках проекта дети проявили интерес к теме «Звуки вокруг нас», включились в дискуссию о разнообразии «звучащей» природы, приводили примеры, где, кроме концерта, можно услышать музыку. В процессе беседы и звуковых опытов выяснили, что некоторые звуки можно спеть, а некоторые спеть нельзя, потому что они шуршат, гремят или трещат.

На занятии «Где живут звуки» слушали аудиозапись звуков природы, улицы, человеческих голосов, музыкальных произведений.

Проводили опыты «Откуда берется голос?». Дети узнали, что голосовые связки похожи на струны гуслей.   Дети сделали вывод: если дрожит – значит звучит.

 

Играли в  дидактическую игру «Музыка или шум?». Дети определяли происхождение звуков: шумовой или музыкальный.

Решили сделать маленькие погремушки из контейнеров от «киндер-сюрпризов», которые принесли заранее.

В одни «киндер-сюрпризы» насыпали фасоль, в другие – гречку. Потом сложили их в «паровозик» и стали играть в игру «Найди парный звук». В процессе игры дети искали коробочки, которые звучат одинаково. Внимательно прислушивались к звучанию, помогали тем, кто затруднялся. Эта игра способствовала развитию тембрового слуха, внимательности, умения слушать себя и других.

Так же с детьми сделали «шуршики»-салютики из гафрированной бумаги.   

 

С интересом слушали рассказ о волонтёрах и решили отнести игрушки-погремушки  и «шуршики» детям младшей группы, стать для них волонтёрами и почувствовать радость от радости, доставленной другим.

 

 Большой интерес вызвали темы : «Бумажный карнавал» и «Деревянные истории»

«Бумажный карнавал»

Опыт: Как звучит бумага

Материалы для исследования:

v Газетная бумага, картон, в том числе рифленый,

v Набор бумаги разной толщины

v Банки, коробки с натянутой сверху бумагой.

 

Описание исследования:

       Педагог просит взять листы бумаги и исследовать их, при этом поставив перед детьми вопрос – как при помощи бумаги можно извлечь звук. Дети выбирают бумагу. Мнут ее, трясут, стучат по листу, рвут его и т.п. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания – звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, по бумаге на банках, проводят по рифленому картону палочкой. Затем все вместе оценивают успешные находки бумажного звучания.

       Лист бумаги может издавать много разных звуков, голос у бумаги тихий, глухой, шелестящий, гулкий. Если при помощи бумаги озвучить стихотворение, то его тематика будет про лес, про мышку, про дождь…

       Вывод: звуки можно извлекать из предметов и изменять.

       На занятии дети озвучили стихотворение «В тишине» В.Суслова – шуршали, стучали по листу, трясли листом.

       Дети активно принимали участие в игре «Чудо мешочки»

Атрибуты: в мешочках спрятаны кусочки бумаги: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, журналы, газеты, картона, тетради и т.д.

Ход игры: дети, не глядя в мешочек, на ощупь, определяют какая бумага (разновидность) спрятана в мешочке, называют ее, а потом показывают всем ребятам.

 

«Деревянные истории» 

Опыт: Как звучит дерево

Материалы для исследования:

v Кастаньеты, колотушки, коробочки, дрова, кокошник, копытца, клавесы, трещотка, хлопушка

v Различные деревянные предметы быта (столы, стулья, доски, рубель, ложки, чаши и т. п.)

 

Описание исследования:

Педагог обращает внимание детей на то, что музыкальные предметы и инструменты, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, копытца могут и трещать, и стучать. Клавесы, коробочка, дрова чаще звучат негромко, а колотушки, кокошник, хлопушки могут стучать очень громко.

Дети исследовали свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов, затем  предложили выбрать понравившийся инструмент или предмет для участия в импровизации под русскую народную мелодию.

 

На занятиях клавесами изображали веселую лошадку, организовали оркестр деревянных инструментов (ложки, трещотки, ксилофон, колотушка с шариком, копытца, кубики, дрова, звуковой топор), слушали классическую музыку с использованием деревянных шумовых инструментов: дождь, ливень и океан.

 

 

Темы: «Металлическая фантазия» и «Стеклянный дом»

 

Опыт: Как звучит металл

 

Материалы для исследования:

- кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки.

- ключи, трубочки, цепочки, бубенцы, бубны, румба, треугольник, металлофон, колокольчики, музыкальные тарелки.

Описание исследования:

Дети их изучат.

Сделают "звенелки" из металлических предметов - ключей, трубочек, цепочек.

Озвучим музыку Шостаковича "Вальс-шутку", колокольчиками и металлофонами, треугольником, музыкальными тарелками

 

Опыт: Как звучит стекло

Материалы для исследования:

- бокалы, колбочки наполненные водой, стеклянные сосуды разного размера и толщины.

Описание исследования:

Дети будут учиться определять способы и приемы звукоизвлечения на стеклянных предметах, выявлять зависимость высоты звука от наполняемости стеклянной емкости водой.

 

 

4 этап. Итоговый.

Итоговым мероприятием проекта будет развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» с участием детей.

Цель: Обобщение эмоционального и творческого опыта, полученного детьми в результате реализации проекта «Тайна музыкального звука».

 

 

Оценка эффективности своей деятельности

 

Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Медвежонок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Медвежонок»

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Цель : Развитие и поддержка детской познавательной активности

Цель : Развитие и поддержка детской познавательной активности

Звуки бывают у природы , а бывают у музыкантов»

Звуки бывают у природы , а бывают у музыкантов»

Методы : показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование, импровизация, музицирование

Методы : показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование, импровизация, музицирование

Педагог просит взять листы бумаги и исследовать их, при этом поставив перед детьми вопрос – как при помощи бумаги можно извлечь звук

Педагог просит взять листы бумаги и исследовать их, при этом поставив перед детьми вопрос – как при помощи бумаги можно извлечь звук

Описание исследования: Дети их изучат

Описание исследования: Дети их изучат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022