Автор: Рощина Ирина Николаевна
Название инновации: Модульное обучение английскому языку (с применением ИКТ)
Ключевые понятия: модуль, познавательный модуль, операционный модуль, смешанный модуль, модульное обучение, модульная программа, учебный элемент, методологические ориентиры, методологические принципы, системный, деятельностный и личностный подходы, паритетность, сотрудничество субъектов, комплексная дидактическая цель (КДЦ), интегрированная дидактическая цель (ИДЦ), частная дидактическая цель (ЧДЦ), принцип модульности, принцип выделения из содержания обособленных элементов, принцип динамичности, принцип действенности и оперативности знаний и их системы, принцип гибкости, принцип осознанной перспективы, принцип разносторонности методического консультирования, принцип целевого назначения, принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, принцип обратной связи, принцип оптимальной передачи информационного и методического материала,
Цели и задачи:
· формирование у обучающихся навыков самообразования и достижение ими высокого уровня конечных результатов;
· комфортный темп работы обучаемого;
· определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения;
· интеграция различных его видов и форм.
Основной учебный период – модуль или цикл уроков
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный
Средства диагностики - текущие письменные программированные опросы, тесты, зачеты
Результаты инновации:
☺ по результатам тестирования учащихся 7 а класса (начали работать по модульной технологии в прошлом учебном году):
· Общекультурный уровень 45%
· Прикладной уровень 35%
· Творческий уровень 20% (Приложение 1)
☺ сравнение степени обученности учащихся по системам обучения:
· Классно-урочная - 64%
· Модульная 78% (Приложение 2)
☺ по данным психолого-педагогического мониторинга (кол-во обучающих) (Приложение 3)
Подгруппа |
Классно-урочная система |
Модульная система |
Репродуктивная |
5 уч-ся |
3 уч-ся |
Продуктивная |
6 уч-ся |
7 уч-ся |
Творческая |
4 уч-ся |
5 уч-ся |
☺ уровень мотивации к изучению английского языка (Приложение 4)
Критериями результативности образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мотивах, потребностях, их комфортное состояние в образовательном пространстве, положительные изменения в мышлении, практической деятельности учащихся.
Критерии оценивания результатов: тесты (входной, промежуточные, итоговый), данные психолого-педагогического мониторинга.
Содержание инновации «Модульное обучение английскому языку с применением ИКТ»
Семантический смысл термина «модульное обучение» связан с международным понятием «модуль», одно из значений которого — функциональный узел. В этом значении он понимается как основное средство обучения, законченный блок информации
П.А. Юцявичене
Изучение иностранного языка дает обучающимся неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является «визитной карточкой» современного человека. Наблюдения показывают, что владение иностранным языком на уровне пользователя является одним из обязательных требований при устройстве на перспективную работу, предоставляет реальные возможности карьерного роста и обеспечивает трудоустройство в других странах. На современном этапе отход от традиционных форм обучения к инновационным способствует успешному формированию языковой личности. Успех на практике достигается благодаря использованию информационных, модульно-блочных, проектных технологий. Хотелось бы кратко остановиться на каждой из вышеперечисленных.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в науку и образование оказывает существенное влияние на создание и развитие инновационных образовательных систем, основанных на личностно-ориентированном и проблемном обучении. Современное общество доказывает, что высококвалифицированный специалист должен владеть несколькими иностранными языками. В «век мультикультурного диалога» (П. Щедровицкий) особенно значимым является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. И только она, по мнению большинства, способна познать собственную культуру и культуру других народов.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам обучающимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа обучающиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
Одной из инновационных форм организации самостоятельной работы обучающихся рассматривается проектная технология. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления обучающихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит обучающихся сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
И, наконец, модульное обучение получило свое название от термина «модуль», означающего «функциональный узел». Анализ отечественной теории и практики модульного обучения показывает, что основными методологическими ориентирами в изучении сущности данной технологии и ее реализации являются такие общенаучные методологические принципы, как системный, деятельностный и личностный подходы. Педагогическая технология с позиций системного подхода представляет собой проект педагогической системы, реализуемый на практике. Модульная организация обучения относится в свете данного подхода к социально-педагогическим системам. Поэтому для нее, как и для любой педагогической системы, характерны такие признаки, как состав, структура, связь с внешней средой и другие.
Социально-педагогические системы изначально являются целеустремленными и целенаправленными, так как они формируются и функционируют с определенными целями. Вариативность подцелей и действий по их достижению делает их полифункциональными, гибкими и независимыми от внешней среды. Этими качествами характеризуются и модульные программы, и отдельные учебные модули. Социально-педагогические системы относятся к самоуправляемым системам. Управление рассматривается при модульной организации обучения как целенаправленная деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта, объекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Цикл управления учебно-воспитательным процессом включает следующие функции:
· педагогический анализ;
· постановку целей;
· планирование, подготовку и принятие решения;
· организацию;
· контроль;
· регулирование;
· и коррекцию.
Реализация каждой из функций управления в условиях модульной организации обучения имеет свою специфику.
Педагогический анализ применительно к модульной организации обучения направлен на изучение состояния, тенденций развития, объективную диагностическую оценку результатов собственной деятельности, фактических результатов учебно-воспитательного процесса, выработку предложений по переводу ее на более высокий качественный уровень.
Целеопределение выступает как процесс модульного проектирования управления учебно-воспитательным процессом, направленным на формирование и развитие личности обучаемого на основе социального заказа. Это находит отражение в целостной модульной программе.
Планирование и прогнозирование при модульном обучении состоит в определении на основе педагогического анализа зон ближайшего и перспективного развития ученика, учителя, коллектива, школы в целом.
Организация исполнения связана с исполнением модульных программ и собственных педагогических решений.
Контроль при модульной организации обучения предполагает сбор информации, анализ и оценку (самооценку) собственной деятельности, фактических результатов обучения, воспитания и развития учащихся на диагностической основе.
Регулирование и коррекция при модульной организации обучения предполагают поддержание обучения на заданном уровне, устранение отклонений в учебном процессе и деятельности его участников.
Ведущими компонентами педагогической системы являются, как известно, ученик (коллектив учащихся) и педагог как существа сознательные и социально организованные. Отношения субъектов педагогической системы определяют структуру социально-педагогической системы. В условиях модульного обучения эти отношения характеризуются паритетностью и сотрудничеством ее субъектов (ученика и учителя), что определяет общую гуманистическую направленность технологии модульного обучения.
Вторым методологическим ориентиром в изучении и реализации технологии модульного обучения является деятельностный подход. С позиции деятельностного подхода обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся занимает в учебном процессе не только позицию объекта, но и позицию субъекта, усваивает материал в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта. В свете данного подхода учащийся должен учиться сам, а учитель — осуществлять мотивационное управление учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Обозначенный подход лежит основе технологии модульного обучения: именно данная технология обеспечивает перевод обучения на субъект-субъектную основу, развитие мотивационной сферы ученика, его интеллекта, склонностей, самостоятельности коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Третьим методологическим принципом изучения модульной технологии, ее проектирования и реализации является личностный подход. С позиций и в контексте личностного подхода рассматриваются индивидуальные особенности личности каждого школьника и учитываются при организации процесса обучения на основе модульной технологии. Это нашло отражение в таких особенностях технологии модульного обучения, как разработка индивидуализированных программ обучения, проведение учителем индивидуальных консультаций и т.п.
Научные основы технологии модульного обучения составляют также следующие идеи и теории:
1. Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная отечественными психологами. При этом в центре внимания исследований технологии модульного обучения одно из ведущих понятий этой теории — ориентировочная основа деятельности;
2. Теория программированного обучения (идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности);
3. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящей в самоуправление;
4. Рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления учебно-воспитательным процессом, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий;
5. Теоретические идеи дифференциации, оптимизации, проблемности также интегрированы в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Модульное обучение в своем первоначальном виде зародилось в конце 60-х гг. и быстро распространилось в англоязычных странах.
Основными понятиями, раскрывающими сущность модульного обучения, являются следующие:
· модуль;
· модульная программа;
· комплексная дидактическая цель (КДЦ);
· интегрированная дидактическая цель (ИДЦ);
· частная дидактическая цель (ЧДЦ);
· учебный элемент (УЭ);
· входной контроль;
· текущий контроль;
· промежуточный контроль;
· обобщающий (выходной) контроль.
Итак, в чем же сущность технологии модульного обучения? Какова ее специфика и что ее отличает от других систем обучения?
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой структурно-функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Модуль включает в себя:
· целевой план действий;
· банк информации;
· методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Поэтому модуль выступает средством модульного обучения.
Модуль можно рассматривать и как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников, когда обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуализированной программой.
Отличительные особенности модульного обучения по сравнению с другими системами определяются такими общеизвестными параметрами обучения, как его цели и содержание, формы и методы, способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Эти параметры определяются, в свою очередь, принципами обучения.
В основе модульного обучения лежат как общедидактические принципы, так и специфические, присущие только модульному обучению, дидактические принципы.
Принципы модульного обучения выступают как руководящая идея, основное правило деятельности и поведения участников образовательного процесса в соответствии с установленными наукой закономерностями. К ним относятся:
· принцип модульности;
· выделения из содержания обособленных элементов;
· динамичности;
· действенности и оперативности знаний и их системы;
· гибкости;
· осознанной перспективы;
· разносторонности методического консультирования;
· паритетности.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках каждого модуля как единую целостную систему, направленную на достижение интегрированной дидактической цели. Этот принцип имеет много общего с таким принципов программированного обучения, как деление учебного материала на небольшие части (шаги, порции), которые тесно связаны и излагаются в порядке постепенного усложнения. Перед каждым элементом ставится деятельностная дидактическая цель.
Принцип динамичности требует такого построения модуля, которое бы обеспечивало свободное изменение его содержания с учетом социального заказа, то есть возможность изменять, дополнять и развивать учебный материал конкретных разделов учебных дисциплин.
Принцип действенности и оперативности знаний и их систем предполагает такую организацию учебного процесса, когда учащиеся приобретают знания в неразрывной связи с умениями в ходе самостоятельного решения задач, проявляя инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в новых ситуациях.
Принцип гибкости требует такого построения модульной программы и модулей, при котором обеспечивается возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Реализация этого принципа обеспечивает индивидуализацию в двух аспектах: в аспекте осуществления индивидуального подхода к обучаемым, а также целостного охвата всех элементов педагогической системы, включая цели и содержание обучения. В последнем случае создается возможность индивидуализации темпа учения, выбора индивидуализированного пути, способа усвоения знаний из предлагаемой альтернативы.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения. Реализация его означает организацию такого управления учебным процессом, при котором учащиеся понимают и осознают цели (промежуточные и конечные) учения. Эти цели должны выступать в модульном обучении в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и в педагогической деятельности. Реализация его нацелена на совершенствование умений самостоятельного познания учащимися предметов и явлений окружающего мира, обеспечение соответствия содержания обучения возможностям обучающихся, совершенствование профессионального мастерства педагога.
Принцип паритетности требует активизации обучаемых в педагогическом процессе, развития управления обучением со стороны педагога в тесной взаимосвязи с развитием самоуправления своей учебной деятельностью со стороны обучаемых, обеспечения сотрудничества учащихся и педагога в образовательном процессе.
Принципы модульного обучения тесно связаны с общедидактическими принципами, а также между собой. (Приложение 5)
Отличительные особенности модульного обучения по выделенным параметрам:
· Содержание модульного обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах. Учебный материал каждого комплекса конструируется таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым школьником поставленных перед ним дидактических целей. При этом цель формулируется для ученика таким образом, чтобы он мог понять и осознать ее как личностно-значимый и ожидаемый результат. Дидактическая цель содержит в себе указание на объем изучаемого материала и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти учебный материал.
· Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так непосредственно - с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, когда ученик максимально активен и занимает в учебном процессе позицию субъекта, а преподаватель выполняет консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Педагог и обучающийся совместно выбирают оптимальные пути обучения. Это обеспечивается тем, что ученик в условиях модульного обучения может самостоятельно организовать усвоение нового материала и усвоить его определенного уровня. На педагогическую встречу с учителем он приходит уже с определенным уровнем подготовленности. Поэтому некоторые функции управления учебным процессом трансформируются в условиях модульного обучения в самоуправление. Отношения учителя и учащихся становятся паритетными.
· Высокий уровень самоорганизации учебно-познавательной деятельности ученика. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Это обеспечивается тем, что в условиях модульного обучения, когда каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учебно-познавательная деятельность становится предметом его осознания и воли. Ученик учится целеполаганию, организации, контролю и оценке своей деятельности. В результате каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. Безусловно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью школьника через модуль и непосредственно, но это не жесткое, авторитарное, а более мягкое, сугубо целенаправленное управление.
· Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем дозированной персональной помощи, а также консультирования каждого из них. Необходимой основой индивидуализации учебного процесса при модульном обучении является осознанность перспективы обучения каждым учеником. Начало модуля содержит описание интегрированной цели; программа намечает близкие, средние и дальние перспективы.
Данная технология ориентирована на оптимизацию процесса обучения, повышение его эффективности и качества. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы обучающихся, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули.
Осуществление модульного обучения требует разработки модульной программы. Она может составляться учителями-предметниками, другими специалистами или централизованно. Модульная программа учебной дисциплины структурно состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и системы модулей.
Можно выделить следующие этапы деятельности учителя по составлению модульной программы:
· выделение основных идей курса;
· структурирование учебного содержания вокруг этих идей в определенные блоки;
· формулирование комплексной дидактической цели (КДЦ);
· выделение из комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование соответственно им модулей (каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель);
· подразделение каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ), в связи с тем, что в модули входят крупные блоки содержания учебного материала;
· выделение на основе частных дидактических целей учебных элементов (УЭ). Частной дидактической цели соответствует в модуле один элемент обучения.
В результате создается «дерево целей» (П.А. Юцявичене): вершина дерева — комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой — интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой — частные дидактические цели для построения учебных элементов (Приложение 6). Модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным учебным дисциплинам. При этом модульные программы и модули строятся в соответствии со следующими общими принципами.
Принцип целевого назначения
Модули можно разделить на три типа:
· познавательные (гносеологические), которые используются при изучении основ наук;
· операционные - для формирования и развития способов деятельности;
· смешанные. В школе чаще всего используются смешанные модули.
Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей
Этот принцип является ведущим. Совокупность частных дидактически целей (ЧДЦ) обеспечивает достижение интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) конкретного модуля; совокупность интегрирующих дидактических целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.
Расширяющий блок
Частные цели, входящие в интегрирующую дидактическую цель, могут полностью автономными или взаимосвязанными. Интегрирующая цель обучении определяющая объем модуля, может включать разное число целей. Составителя модульных программ рекомендуется дидактически правильно формулировать интегрирующие цели. Слишком узкая интегрирующая цель обучения таит в себе опасность усвоения фрагментарного материала, а чересчур обширная — может вызвать затруднения при реализации принципа модульности.
Принцип обратной связи
Реализация этого принципа ориентирует на анализ, контроль и коррекцию учебного процесса, что обеспечивает возможность управления. Причем в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением со стороны учеников.
Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала
Реализация этого принципа требует структурирования материала модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.
Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики модульного обучения и его принципов, принципов построения модулей и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса. В теории и практике модульного обучения выделены следующие общие критерии формирования содержания модуля.
1. Учет внутри предметных и межпредметных связей, обеспечивающих интегрирование учебного содержания модуля при формировании его в логике содержания ведущего учебного предмета.
2. Дифференциация учебного содержания, ориентирующая на двухуровневый подход к его конструированию (нижний и высший уровни): нижний уровень соответствует обязательному минимуму (стандарт образования), высший включает сверх того дополнительные сведения, расширяющие и углубляющие материал.
3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников. В русле этого утверждения важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Здесь есть большая возможность применять проблемное обучение.
4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания, что является одним из условий достижения каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей. Повторение основного содержания осуществляется через учебный элемент-резюме, в котором обобщение материала может быть представлено в различной форме (словесной, сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).
Успешная подготовка и реализация учебного процесса по технологии модульного обучения возможна только при соблюдении определенных педагогических правил, которые относятся преимущественно к организации и управлению учебно-познавательной деятельностью школьников. Такими общими правилами применения модульного обучения являются следующие:
1. Выявление уровня готовности учащихся к работе.
Приступая к работе с новым модулем, необходимо провести входной контроль, показывающий уровень подготовленности обучаемого к его усвоению. При необходимости можно провести соответствующую коррекции знаний и умений школьников.
2. Применение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента модуля. Текущий и промежуточный контроль осуществляются чаще всего в форме личного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т.п.). Оба вида контроля должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний и умений с целью немедленного их устранения.
3. Применение обобщающего (выходного) контроля в конце изучения каждого модуля. Обобщающий контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку случае выявления недостаточности усвоения обучающимися учебного материала.
Основными особенностями технологии модульного обучения являются ее динамичность, гибкость, перспективность, паритетность.
Гибкость технологии объясняется адаптацией к индивидуальным особенностям обучающихся за счет исходной диагностики знаний, темпа усвоения, индивидуализации обучения.
Перспективность технологии обеспечивается первоначальным знакомством учащихся со всей программой и комплексной дидактической целью (или уровневой целью) с учетом близких, средних и далеких задач.
Паритетность технологии выполняется на основе относительно самостоятельного характера учебного труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения учителем и учащимися.
Анализ опыта работы зарубежной и отечественной школ показывает, что технология модульного обучения обеспечивает достаточно высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса. Это выражается в организации педагогического процесса в образовательном учреждении в целом, в результатах совместной деятельности учителя и учащихся, состоянии их психического и физического здоровья. Важным достоинством рассматриваемой технологии является снижение заболеваемости учащихся на 40 %.
Внеурочная деятельность в рамках модульной педагогической технологии выступает как продолжение и завершение учебной деятельности школьников.
Технология модульного обучения стимулирует развитие школьников, об этом можно судить по результатам тестирования учащихся 7 а класса МОУ «Лянторская СОШ № 4», которые обучаются английскому языку по технологии модульного обучения.
Общекультурный уровень % |
Прикладной уровень % |
Творческий уровень % |
45 |
35 |
20 |
Каждый школьник успешно освоил первый, или базисный, уровень, что является одной из целей применяемой модульной системы организации учебно-воспитательного процесса (международный стандарт предполагает наличие в каждом классе 15 % учащихся, не способных к учебе, 70 % — с обычными способностями, 15% — талантливых школьников).
Положительным аспектом рассматриваемой технологии является возможность для каждого школьника работать самостоятельно, своевременно получать консультацию у учителя, использовать помощь товарищей, осуществлять самоконтроль. Школьники глубже осознают учебное содержание за счет включения в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При модульном обучении каждый ученик работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой, идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Модульная система обучения гарантирует каждому школьнику освоение стандарта образования и создает возможность для продвижения на более высокий уровень обучения.
Позитивные аспекты данной технологии, обеспечивающие эффективность процесса обучения:
· динамичность обучения, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей;
· формулирование целей в терминах методов деятельности и способов действий учащихся и разделение их на циклы познания и циклы других видов деятельности;
· дифференциация и индивидуализация обучения на основе многократного повторения диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности школьников;
· осознанность перспективы обучения каждым школьником (начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента — описание частной цели; программа намечает близкие, средние и дальние перспективы);
· законченность материала в модулях, интеграция разных видов и форм обучения, обеспечивающие каждому школьнику достижение поставленных задач;
· ориентация обучаемого на проблемный подход и творческое отношение к учению.
Мною, как преподавателем английского языка, была разработана и апробирована серия модулей по грамматике, так как этот аспект является для большинства обучающихся одним из наиболее сложных. Как показывает практика, именно незнание грамматики вызывает значительные трудности в овладении иностранным языком, является источником многочисленных ошибок как в устной, так и в письменной речи. Выполнение элементов модульного блока осуществляется в течение 40 минут после предварительного изучения или повторения основного грамматического материала. Обычно модуль состоит из 6-7 учебных элементов.
Вводный учебный элемент (УЭ) – знакомство с грамматической структурой определенного модуля.
В УЭ-1 - прописываются цели модуля, которые должны быть достигнуты в процессе его проработки.
УЭ-2 - производит проверку изученного материала, осуществляет входной контроль знаний и умений обучающихся с целью корректировки уровня их готовности к работе над модулем.
УЭ-3,4,…. - закрепляют пройденный материал на базе упражнений к тематическому модулю, осуществляют текущий и промежуточный контроль, устраняют пробелы в знаниях.
УЭ-5,6 - предусматривает обобщение содержания и составление краткого резюме.
УЭ-7 - подводит итоги
К модулю прилагаются упражнения, листок контроля и схема уровня знаний. Весь модуль создан на основе ИКТ (презентации учебного материала).
При разработке модулей мною преследовалась цель - разбить весь учебный материал на отдельные взаимосвязанные элементы, каждый из которых представлял бы собой специально разработанный и оформленный учебный вопрос. Перед обучающимися же, в ходе работы над модулем, ставилась задача самостоятельно (или с определенной долей помощи педагога) достичь конкретных целей учебно-познавательной деятельности и запомнить грамматический материал по схеме «всеобщее-единичное». Положительная роль модульного обучения связана с осознанием каждым ребенком перспектив обучения и непосредственная ориентация на самостоятельную работу. В качестве примера хотелось бы привести фрагмент одного из модулей.
Интегрирующая цель
· 1.Повторить способ образования прошедшего простого времени.
· 2.Повторить правильные и неправильные глаголы.
· 3.Проверить уровень усвоения темы самостоятельно, в парах, в группах, по листкам контроля.
Входной контроль
Цель: проверить усвоение прошедшего простого времени.
· 1.Когда употребляется простое прошедшее время?
· 2.Как образуется прошедшее простое время?
· 3.В чем специфика образования вопросительной формы?
· Выполняйте задание устно
· Контроль фронтальный
Цель: сформировать навыки употребления прошедшего простого времени в упражнениях.
· 1.Выполнить упр. 1.
· 2.Проверить правильность выполнения задания по листку контроля.
· 3.Поставьте оценку за выполнение работы по схеме уровня знаний.
· 4.Выполнить упр. 2.
· 5.Проверить правильность выполнения упражнения по листку контроля.
· 6.Поставьте оценку за выполнение упражнения по схеме уровня знаний.
· Выполняйте задание письменно
· Выполнение проверяйте по листку контроля
Закрепление пройденного материала
Цель: Сформировать умения употреблять вопросительные и отрицательные предложения в прошедшем простом времени.
· 1.Вспомнить порядок слов в вопросительных и отрицательных предложениях.
· 2.Выполнить упр.3.
· 3.Проверить правильность выполнения упражнения по листку контроля.
· 4.Поставьте оценку за выполнение упражнения по схеме уровня знаний.
· Выполняйте задание самостоятельно, устно.
· Выполняйте задание письменно.
· Контроль выполнения в парах.
Цель: Сформировать умение перевода предложений с прошедшим простым временем с родного языка на английский.
· 1.Выполнить упр.4.
· 2.Проверить правильность выполнения упражнения по листку контроля.
· 3.Оцените свою работу по схеме уровня знаний.
· Выполняйте задание письменно
· Повторите способ образования прошедшего простого времени.
· Выполняйте индивидуальные задания 1-3 на компьютере
УЭ-7
· 1. Выполните тест.
· 2. Проверьте выполнение теста.
· 3. Оцените уровень освоения темы.
· 4. Проанализируйте свои ошибки.
· Смотри схему уровня знаний
Творческие задания:
· Употребите глаголы в Past Simple Tense.
· Подготовьте творческое задание “Irregular Verbs” (проект)
1) I play in the field.
2) It begins to rain.
3) My sister cleans the room.
4) The teachers gives us dictation.
5) The cat catches the fish in the river.
6) The plane flies very high.
7) Liz cuts her finger.
8) He usually goes home by train.
9) I wash my hands every day.
10) The boys go for a holiday.
11)
1) They (to be) in London last month.
2) I (to watch) television yesterday.
3) She (to comb) her hair every morning.
4) The weather ( to be) bad two days ago.
5) Last night her parents ( to go away).
6) You ( to write ) the test yesterday.
7) They ( to sell ) their house a week ago.
8) Ann ( to buy ) a new dress two days ago.
1. She ( not/ to teach ) at this school.
2. You often ( to see ) them?
3. She ( not/ to go ) to school yesterday.
4. He ( to have )a shower every morning?
5. Your sister ( to be ) a doctor?
6. I ( not/ to be) at home yesterday.
7. They ( not / to rest ) yesterday.
8. He ( not /to cook ) dinner.
1. Вчера она ела мороженое.
2. Когда ты ездил в Москву?
3. Они не ходили в театр в воскресенье.
4. Мои родители хорошо отдохнули за границей.
5. В прошлом месяце мы переехали в другой город.
6. Где ты купил эту книгу?
7. Она не знала человека, стоящего у дверей.
Упражнение 1.
1) played; 2) began; 3) cleaned; 4) gave; 5) caught; 6) flew; 7) cut; 8) went; 9)washed; 10) went.
Упражнение 2.
1) were; 2) watched; 3) combed; 4) was; 5) went away; 6) wrote; 7) sold; 8) bought
Упражнение 3.
1) didn’t teach; 2) Did you often see them?; 3) didn’t go; 4) Did he have a shower …? 5) Was you sister a doctor? 6) wasn’t at home; 7) didn’t rest; 8) didn’t cook.
Упражнение 4.
1. Yesterday she eat an ice-cream.
2. When did you go to Moscow?
3. They did not go to the theatre on Sunday.
4. My parents had a good rest abroad.
5. Last month we moved to another city.
6. Where did you buy that book?
7. She didn’t know the person standing near the door.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что каждая инновационная технология имеет свои преимущества и недостатки, однако, комплексное, интегрированное использование всех технологий делает процесс овладения иностранным языком более разнообразным и эффективным.
Используемые ресурсы
1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ 2000 год
2. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы Под редакцией Иванова Е.В., Косовой Л.И., Аветовой Т.Ю.— СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004 год
3. Корнеева Е.А. Практика английского языка. СПб «Союз» 1997 год
4. Справочник школьника под редакцией Соболевой О.Л. М: «АСТ-Пресс», 2002 год
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе Практико-ориентированная монография
6. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам теория и практика. М.: 2005 год
7. Юцявинене П.А. Создание модульных программ Советская педагогика 1990. № 2
8. www.study.ru
9. http://www.english.language.ru/lessons/index.html
10. http://esl.about.com/library/grammar/blpastsimple.htm
11. http://oxi-test.narod.ru/test/test2/gram2_3.html
12. http://www.alleng.ru/mybook/3gram/6verb_14.htm
13. http://www.yanglish.ru/grammar/The_Past_Indefinite_Tense.htm
14. http://www.ego4u.com/en/cram-up/grammar/simple-past
15. http://www.studyenglishtoday.net/past-simple-tense.html
Приложение 1
Уровень развития обучающихся 7 а класса
Приложение 2
Степени обученности учащихся по системам обучения.
Приложение 3
Деление на подгруппы по данным психолого-педагогического мониторинга.
Приложение 4
Сравнительный анализ
отношения учащихся к изучению английского языка
при классно-урочной системе обучения и при модульном обучении
Красный цвет – высокий уровень мотивации.
Синий цвет – средний уровень мотивации.
Желтый цвет – низкий уровень мотивации.
Классно-урочная система. Модульное обучение.
Ф.И. учащихся |
Уровень мотивации |
Абдурахманова Вероника |
|
Акиньшин Александр |
|
Акушкарова Айнура |
|
Арсланов Артур |
|
Бухний Андрей |
|
Грушецкая Кристина |
|
Валиуллина Дарья |
|
Ильгамова Айгуль |
|
Колесник Максим |
|
Мацуева Анна |
|
Новикова Дарья |
|
Сухов Тимофей |
|
Сысоева Александра |
|
Циперко Елизавета |
|
Щиров Антон |
|
Ф.И. учащихся |
Уровень мотивации |
Абдурахманова Вероника |
|
Акиньшин Александр |
|
Акушкарова Айнура |
|
Арсланов Артур |
|
Бухний Андрей |
|
Грушецкая Кристина |
|
Валиуллина Дарья |
|
Ильгамова Айгуль |
|
Колесник Максим |
|
Мацуева Анна |
|
Новикова Дарья |
|
Сухов Тимофей |
|
Сысоева Александра |
|
Циперко Елизавета |
|
Щиров Антон |
|
Приложение 5
Принципы модульного обучения (МО), определяющие его общее направление, цели, содержание, методику организации. Педагогические правила, соблюдение которых обеспечивает реализацию принципов
Название принципа и его сущность
|
Педагогические правила, соблюдение которых необходимо для реализации принципа
|
Принцип модульности. В соответствии с этим принципов обучение строится по функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Определяет подход к обучению — его содержанию, формам, методам. |
Педагогические правила реализации: 1. Учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей. 2. Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей. |
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов. Этот принцип требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели. |
Педагогические правила реализации: 1. Необходимо выделять в интегрированной дидактической цели структуру частных целей. 2. Достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента. Совокупность элементов, служащих для достижения отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели, должны составлять один модуль |
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модуля с учетом социального заказа.
|
Педагогические правила реализации: 1.Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля может легко изменяться или дополняться. 2. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули. 3. Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть заменены. |
Принцип действенности и оперативности знаний и их систем выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации учения. |
Педагогические правила реализации: 1. 1. Цели в МО должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий. 2. Для достижения поставленных целей возможно дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности. 3. Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечить творческое отношение к учению. 4. Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одной сферы в другую. |
Принцип гибкости требует построения модульной программы соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивать возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения индивидуальным потребностям обучаемых.
|
Педагогические правила реализации: 1. При индивидуализации содержания обучения по критерию базовой подготовленности необходима диагностика знаний. 2. Она должна быть организована таким образом, чтобы по се результатам можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля. 3. Для индивидуализации содержания обучения, исходя из индивидуализированных целей в обучении, необходим анализ потребности со стороны обучаемого или со стороны заинтересованных лиц или других организаций. 4. Для индивидуализации содержания обучения можно воспользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения. 5. Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения. 6. Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивать индивидуализацию технологии обучения. 7. Требует индивидуального контроля и самоконтроля после достижения определенной цели обучения. |
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения.
|
Педагогические правила реализации: 1.Каждому учащемуся вначале надо представить всю модульную программу (МП), разработанную на весь этап обучения (курс, год или весь период). 2. В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимую, и ожидаемый результат. 3. В нее входит программа действий для достижения намеченной цели, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив. 4. В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности. 5. В начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности. |
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и в педагогической деятельности. |
Педагогические правила реализации: 1.Учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, объясняющих усвоение информации. 2. Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбрать свободно либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный способ усвоения. 3. Должно осуществляться методическое консультирование педагога по организации процесса обучения: в качестве альтернативных решений могут выступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения порции конкретного содержания. 4. Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные схемы обучения или работать по своим оригинальным методам и организационным схемам. 5. В тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, желательно в его содержание включать используемые им методы обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы. |
Принцип паритетности ориентирует на активизацию обучаемых в педагогическом процессе, развитие управления и превращение его в самоуправление
|
Педагогические правила реализации: 1. МП обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающихся до определенного уровня. 2. Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия, более яркого проявления консультативно-координирующей функции. 3. Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального обучения. 4. В процессе модульного обучения преподаватель передаст некоторые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.
|
Приложение 6
Структура модульной программы (МП) (по П.И.Третьякову, И.Б. Сенновскому).
Условные обозначения:
КДЦ — комплексная дидактическая цель;
ИДЦ — интегрирующая дидактическая цель;
ЧДЦ — частная дидактическая цель;
К, L — порядковые номера учебных элементов;
№ — продолжение порядкового номера
Согласно схеме, модульная программа учебной дисциплины состоит из системы модулей. Число модулей определяется целями обучения и объемом учебного материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.