Инструктаж-практикум «Безопасность на все 100»»
Цель: оказание практической помощи учащимся в трудных жизненных ситуациях, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
План мероприятия
1. Обсуждение жизненных ситуаций и формулировка заповедей самозащиты для учащихся.
2. Работа в группах – составление правил безопасного поведения..
Ход мероприятия
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Обсуждение ситуаций
Ситуация 1
Саша заболел и в школу не пошел. Когда родители ушли на работу, в квартире раздался телефонный звонок. Незнакомый голос спросил, есть ли дома взрослые. Саша сказал, что все взрослые на работе и он дома один. Через час позвонили в дверь и стали открывать ее ключом... Саше стало страшно...
Вопросы для обсуждения
1. Какую ошибку совершил Саша, разговаривая по телефону?
2. Как ему вести себя дальше?
Подведение итогов обсуждения
На телефонные звонки незнакомых людей надо отвечать уклончиво, что родители заняты и подойти к телефону сейчас не могут. Обязательно спросить, куда и кому можно перезвонить.
Дверь в квартиру открывать нельзя, как бы ни представлялся незнакомец. Нельзя также соглашаться что-нибудь передавать соседям или родителям - это может быть предлогом, чтобы ворваться в ваше жилище. Если дверь квартиры кто-то пытается открыть, громко спроси: «Кто там?» и позвони в милицию. Если чужие продолжают ломиться в дверь, с балкона или из окна надо звать соседей или прохожих на помощь.
Ситуация 2
Таня и Света задержались на дне рождения подруги, и возвращаться домой пришлось очень поздно. Прохожих на улице практически не было, девочки были рады, когда добрались до своего дома без приключений. Перед ними в подъезд зашел только какой-то незнакомый мужчина. Подруги не задумываясь, зашли вслед за ним...
Вопросы для обсуждения
1. Какую ошибку совершили девочки?
2. Какая опасность может их ждать?
Подведение итогов обсуждения
Нельзя входить в подъезд или лифт, если туда перед тобой зашел мужчина или молодой парень. Это может быть грабитель или насильник, с которым справиться будет трудно. Не входи с незнакомыми в лифт, не вступай с ними в разговоры.
Лучше остаться на улице, позвонить домой по сотовому телефону, и попросить родителей спуститься вниз.
Ситуация 3
Вадим, сын обеспеченных родителей, познакомился с очень интересными, на его взгляд, ребятами, которые, узнав, что дома у Вадима есть хороший фильм на видео, просят пригласить их в гости. Подростки знают: дома взрослых нет.
Вопрос для обсуждения
Как поступить Вадиму?
Подведение итогов обсуждения
Конечно, приглашать в дом малознакомых ребят нельзя, особенно если взрослых нет дома. Надо сказать ребятам, что они посмотрят фильм в следующий раз, когда родители будут дома и можно будет познакомиться с ними. Если это не отпугнет новых знакомых и дружба на этом не закончится, то приглашать в дом таких ребят можно.
Ситуация 4
Юра всегда имеет карманные деньги и хвастается этим. Он часто угощает своих одноклассников то чипсами, то орешками, то шоколадом. На перемене в туалете к нему подошли старшеклассники и потребовали денег, угрожая побоями. Пришлось отдать все, что было в карманах. На следующий день вымогатели поджидали его уже у школы и снова потребовали денег...
Вопросы для обсуждения
1. Почему Юра попал в трудное положение?
2. Какие надо принять меры в этой ситуации?
Подведение итогов обсуждения
Не носи с собой большие суммы денег, а если такие деньги оказались в кармане - не хвастай. Постарайся заходить в школьный туалет только тогда, когда там нет группы старшеклассников.
Если старшеклассники в школе вымогают у тебя деньги, лучше сразу сообщить об этом учителям или администрации школы. Если ты хоть раз пойдешь на поводу у вымогателей, то они от тебя уже никогда не отстанут.
Если во дворе или возле школы мальчишки требуют денег, постарайся убедить, что их нет, по возможности сообщи родителям или старшим о вымогательстве.
Ситуация 5
Восьмиклассницы Юля и Маша гуляли у парка отдыха. Было уже поздно, и заскучавшие девочки хотели расходиться по домам, но к ним подошли незнакомые парни и завели непринужденный разговор. Юле и Маше они понравились. Сразу стало весело!
Новые знакомые предложили продолжить знакомство и поехать в кафе. К тому же неподалеку стояла «крутая тачка». Девочки не задумываясь сели в машину, которая помчала их неизвестно куда...
Вопросы для обсуждения
1. Какие правила безопасности нарушили девочки?
2. Как следовало поступить в этой ситуации?
Подведение итогов обсуждения
Опасно знакомиться на улице. Нельзя садиться к малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься. Это правило должен знать каждый ребенок.
Если неизвестные тебе лица приглашают послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть с собакой (может быть любой другой предлог), не спеши соглашаться, прежде обязательно посоветуйся с родителями или любым другим взрослым, которого ты знаешь.
Ситуация 6
Миша очень торопился домой, он обещал маме вернуться не позже десяти. Чтобы сократить путь до дома, он свернул на малоосвещенную и безлюдную тропинку, ведущую через пустырь. Вдруг ему дорогу преградил незнакомый человек.
Вопросы для обсуждения
1. Как должен поступить Миша?
2. Какую ошибку он допустил?
Подведение итогов обсуждения
Как бы вы ни торопились, поздним вечером надо ходить по освещенным и многолюдным улицам, избегая опасных участков дороги.
Если на вас напали, не стыдитесь, громко зовите на помощь. Носите с собой свисток и пользуйтесь им в случае опасности.
Если вас грабят и вы не уверены, что можете оказать решительное сопротивление преступнику, отдайте то, что у вас требуют. При этом обратите внимание на особые приметы преступника и не теряя времени, сообщите обо всем в милицию.
Ситуация 7
Катя и Дима гуляли на улице. Вдруг они заметили под кустом блестящую коробочку. Катя предложила поднять ее и посмотреть, что в ней, а Дима отказался.
Вопросы для обсуждения
1. Кто из ребят прав?
2. Как должны поступить ребята?
Подведение итогов обсуждения
Нельзя трогать оставленные кем-то коробки, пакеты, сумки, рюкзаки.
Ситуация 8
В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок.
Разбор ситуаций из сказок:
- Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
- Почему волку удалось съесть семерых козлят?
- Почему лисе удалось съесть Колобка?
- Что вы посоветуете братцу Иванушке, превратившемуся в козлёночка?
Работа в группах
Ученики в группах составляют правила безопасного поведения, затем озвучивают свои работы.
Подведение итогов.
То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.