Данный методический материал представляет собой инструктивную карточку для школьника с подробным алгоритмом решения расчетных задач определенного типа с подборкой заданий для самостоятельной работы. Предлагаются образцы решения задач с подробным описанием конкретных примеров расчетных задач, перечень химических формул. Предлагаемый методический материал может применяться как инструктивная карточка – практикум, а также в ходе подготовки к выпускному экзамену по химии.
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Инструктивная карточка школьника «Химическое равновесие» с
тренировочными заданиями
Химическое равновесие – это состояние системы, при котором
скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции.
Смещение химического равновесия (принцип Ле Шателье – Брауна):
если изменить одно из условий, при котором система находится в
равновесии (концентрацию, температуру или давление), то равновесие
сместится в направлении той реакции, которая противодействует этому
изменению.
Из этого принципа следует:
1) увеличение концентрации исходных веществ или одного из исходных
веществ смещает химическое равновесие в сторону прямой реакции, а
увеличение концентрации продуктов – в направлении обратного процесса;
2) повышение температуры смещает химическое равновесие в сторону
эндотермической реакции, а понижение температуры – в направлении
экзотермического процесса;
3) увеличение давления смещает равновесие в сторону реакции,
протекающей с образованием меньшего количества веществ газов, а
уменьшение давления – в направлении процесса, протекающего с
образованием большего количества веществ газов.
П р и м е р 1. Реакция протекает по уравнению:
2NH3(г) + Q
3Н2(г) + N2(г)
4 моль газа эндотерм. 2 моль газа
Укажите, какое влияние на равновесное состояние окажут:
а) увеличение давления; б) повышение температуры; в) увеличение
концентрации азота; г) введение катализатора.
Решение.
а) В соответствии с принципом Ле Шателье – Брауна повышение давления
приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к меньшему
количеству веществ газов, то есть в сторону образования NH3.
б) Поскольку прямая реакция экзотермическая, то в соответствии с
принципом Ле Шателье – Брауна повышение температуры будет
способствовать протеканию эндотермической реакции, то есть равновесие
сместится в сторону разложения NH3.
в) Увеличение концентрации азота вызовет смещение равновесия в сторону
прямой реакции, то есть в сторону образования NH3.г) Катализатор в одинаковой степени изменяет скорость прямой и
обратной реакций, поэтому введение катализатора не приводит к смещению
равновесия.
П р и м е р 2. Укажите, как повлияет увеличение давления на равновесие в
реакциях:
2HI(г);
1) Н2(г) + I2(г)
2 моль газа
2 моль газа
2) С(графит) + СО2(г)
2СО(г)
1 моль газа 2 моль газа
Решение.
1. В первой реакции количества веществ газов, образующихся при
протекании прямой и обратной реакции, одинаковы, поэтому изменение
давления не приведет к смещению равновесия.
2. Вторая реакция гетерогенная. Повышение давления приводит к
смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к образованию
меньшего количества веществ газов, то есть в сторону обратной реакции (в
сторону образования СО2).
Реши самостоятельно:
1. Укажите, как повлияет: а) повышение давления, б) повышение
температуры, в) увеличение концентрации кислорода на равновесие системы:
2СО + О2
2СО2 + Q. (а) сместится в сторону образования СО2; б) в
сторону образования СО; в) в сторону образования СО2.)
2. Укажите, как повлияет понижение давления на равновесие в системах:
1) Fe(к) + Н2О(пар)
2) 4HCℓ(г) + О2(г)
3) СН4(г) + СО2(г)
(1 – не сместится, 2 – сместится в сторону образования HC , 3 –
FeО(к) + Н2(г),
2Н2О(г) + 2Cℓ2(г),
2СО(г) + 2Н2(г)
ℓ
сместится в сторону образования СО.)
СаО(к) + СО2(г) – Q.
3. Реакция протекает по уравнению:
CaCO3(к)
Укажите, изменением каких параметров можно сместить равновесие в
сторону образования оксида углерода (IV). (Повышением температуры,
уменьшением давления, уменьшением концентрации СО2, то есть отвод
СО2 из реакционной системы).4. Укажите, как повлияет: а) повышение давления, б) понижение
температуры, в) увеличение концентрации водорода, г) введение катализатора
на равновесие в реакциях:
1) 2Н2(г) + О2(г)
2) СО(г) + Н2О(г)
3) Fe2O3(к) + 3Н2(г)
4) С(тв.) + 2Н2(г)
2Н2О(г) + Q
СО2(г) + Н2(г) – Q
2Fe(к) + 3Н2О(г) – Q
СН4(г) + Q.
5. Если через смесь азота с водородом пропускать искровый разряд, то
образуется лишь немного аммиака. Но если при этом газовая смесь находится
над серной кислотой, то синтез идет до конца. Укажите, что является
причиной такого изменения в ходе процесса. Ответ подтвердите
соответствующими уравнениями реакций.