ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И
ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
В настоящее время современное российское общество переживает
трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией
общественной жизни. Процессы глобализации в экономической,
политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в
миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению
структурных связей информационных, воспитательных, организационных,
оперативнорозыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на
предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности,
минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей
причин и условий.
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача
государства, но и в немалой степени, это задача и представителей
гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических
партий, общественных и религиозных объединений, образовательных
учреждений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских
проявлений должна рассматриваться как инструмент установления
гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и
укреплении нашего экономического и политического потенциала.
Навязываемая экстремистами система взглядов является
привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих
постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть
результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного
участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и
социального развития подменяется примитивными призывами к полному
разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
C учетом изложенного наша основная задача заключается в том,
чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с
конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить
эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные
барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель
этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения
абсолютным большинством населения самой мысли о возможности
применения террористических методов для разрешения территориальных,
социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и
противоречий.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде,необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов
носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от
государства способствовать формированию позитивного общественного
сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность
использования насилия для достижения какихлибо целей. Такой системой
могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес
сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Наряду с текущей информационноразъяснительной работой с
молодежью следует активизировать усилия по устранению самих
предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как
средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой
работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и
социализации молодежи. При проведении этой работы нужно
руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим на днях в
ходе парламентских дебатов: «Школа – это поле боя за будущее России».
В данной связи под эгидой Национального антитеррористического
комитета разработана программа и модульный сетевой учебнометодический
курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к
религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической
поддержки работников образования. Межрегиональной общественной
организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект
учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм – зло».
Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и
предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений
(начальной, основной, старшей).
Министерством культуры Российской Федерации совместно с ФСБ
России разработана передвижная выставка «Терроризм – главная угроза
человечеству». Приведенные примеры выборочны и призваны лишь
иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится
российским государством по противодействию распространению идеологии
терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные
и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного
применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской
Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе.
Воспитание способно предотвратить появление разрушительных
импульсов в душе ребенка или нейтрализовать их. Педагогика сегодня в силах
воспрепятствовать «комплексу Герострата», разрушительства, – воспитанием
созидателей, поощрением человечности, благоговения перед человеческой
жизнью как священной и неприкасаемой, высшей, предельной,
абсолютной ценностью. Если террорист не может не ненавидеть людей, то,
стало быть, в антитеррористических целях надо вызывать к жизни, лелеять и
укреплять истинную любовь к людям, восхищение человеком как таковым.
Это значит, что педагогам следует научить детей тому, что, критическиотносясь к отдельным поступкам человека, он не имеем права ненавидеть
самого человека, что для человека не должно существовать ненавистных
групп людей — ни какойлибо национальности, ни религии, ни образа жизни.
Если террорист верит в устрашение как в путь к повиновению себе, стало
быть, необходимо воспитывать в детях любовь к могуществу именно добра,
добра личного и коллективного.
Основой воспитательной работы по профилактике экстремистских
настроений в детской и молодежной среде должно стать коллективное
стремление педагогов ОО привить учащимся понимание значения
общечеловеческих ценностей в деле формирования безопасного и
гуманистического общества. Обязательно в процессе преподавания любой
дисциплины должен присутствовать этнографический элемент, помогающий
учащимся сформировать устойчивое понимание «одинаковости» основных
жизненных устоев представителей различных национальных или религиозных
групп.
Основой мировоззрения ребенка всегда были и будут те взгляды и принципы,
которые присущи его в семье, мнение родителей по тем или иным вопросам
являются определяющими в формировании комплекса жизненных ценностей
человека, его жизненной позиции. Работа по профилактике экстремистских
настроений учащихся следует, пожалуй, начинать с разъяснительной работы с
их родителями.
Важно для педагога помнить и строго следовать в своей работе двум
принципам: «Все равны» и «Не разделяй». Нельзя дифференцировать детей,
делить по признакам «учится хорошоплохо», «ведет себя хорошоплохо»,
«соображает быстро медленно», «может сдать деньги в фонд класса – не
может» и т.д. Еще важнее не выделять из числа учеников коголибо и тем
более назидательно ставить его в пример. Такое поведение педагога может
спровоцировать у морально и психологически незрелых учащихся чувства
превосходства у одних и ощущение собственной неполноценности у других.
Как результат – возникает конфликт, который в силу объективных
особенностей возрастного поведения, разрешается, как правило,
насильственным путем и может носить затяжной характер. Постепенно
формируются такие качества как антисоциальная индификация личности,
нетерпимость к индивидуальным особенностям других, конфликтность,
склонность к насильственным действиям и т.д. Если учащийся, вызывающий
чувства неприятия, является представителем иной национальной, социальной,
религиозной группы то это свои негативные чувства ребенок переносит на всю
группу.
Воспитание толерантного, благожелательного отношения ребенка к
окружающим процесс повседневный, многоэтапный и трудоемкий. Результат
зависит от многих факторов: бытовых, социальноэкономических,
информационных условий жизни субъекта, образовательной среды, окружения
в которых в силу обстоятельств помещен ребенок. Постоянный мониторинг и,при необходимости, коррекция характероформирующей среды является
обязанностью педагога.
Любое образовательное учреждение должно иметь план текущей работы и
долгосрочных мероприятий по воспитанию антиэкстремистских и
антитеррористических настроений учащихся.
Комплексная программа по организации антитеррористической работы
с учащимися образовательных организаций.
Цель: Организация работы по формированию у учащихся
представлений о поведении в экстремальных ситуациях посредством
проведения профилактической работы, создание в образовательной
организации моральнонравственной среды, исключающей возникновение
экстремистских настроений у детей и подростков.
Задачи:
Актуализация мотивационной сферы личности педагогов,
учеников и их родителей.
Создание доверительного психологического климата между
педагогами, учениками и родителями.
Развитие гуманистических личностных установок.
Воспитание стойких психологических и нравственных навыков
межнациональной и религиозной толерантности.
Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно –
воспитательного процесса.
Основные направления работы:
Самообразование преподавателей различных дисциплин,
классных руководителей в данной области.
Создание интегрированных (межпредметных) программ
профилактики экстремистских настроений в образовательной
организации.
Совместная с работниками полиции, здравоохранения,
пожарной службы и других ведомств (по необходимости)
просветительская работа с классными руководителями, учащимися и
родителями.
Выработка совместно с родителями учащихся оптимальных
мер системы воспитания по данной проблеме.
Нормативные документы:
Тематический учет знаний.
План мероприятий по проведению антитеррористической работы.
Журнал учета посещаемости консультаций, бесед, классных часов
и практических занятий.
Итоги диагностирования учащихся.
Этапы реализации программыпо организации антитеррористической работы в школе.
Этапы
Мероприятия
Подготовительный.
Цель: выявить позитивный опыт
организации антитеррористической
работы в школе, определить
приоритетные направления его
развития.
Прогностический. Цель:
разработать программу, подготовить
условия (создать методическую и
практическую базу) для организации
работы по проблеме.
Практический.
Цель: реализация программы
деятельности, внесение коррективы в
концептуальные положения.
Обобщающий. Цель:
1. Провести педсовет.
2. Создать проблемные группы по разработке концепции
организации антитеррористической работы в школе.
1. Разработать программу по организации
антитеррористической работы в школе.
2. Моделирование структуры управления
антитеррористической работой в школе.
3. Диагностировать уровень самооценки и поведения
школьников с целью выявления отклонений от
концептуальных направлений антитеррористической
работы.
4. Определить пути формирования гуманистической
позиции учителя.
1.Разработать целевые планы антитеррористической
работы по классам.
2. Провести школьный мониторинг по проблеме
поведения в экстремальных ситуациях.
3. Организовать комплексное изучение личности
школьника (по ступеням обучения), его развитие и
ценностные ориентиры.
4. Создание условий с целью обеспечения адекватного
поведения учащихся и педагогического состава школы
случае теракта:
организовать просветительскую работу классов в
соответствии с индивидуальными способностями и
склонностями учащихся;
организовать отработку умения правильной эвакуации
участников учебно – воспитательного процесса;
организовать отработку умения оказания первой
медицинской помощи при различного рода травмах.
1.Провести школьную педагогическую конференцию
«Осуществление на практике программы по организацииобобщить позитивный опыт
реализации программы по
организации антитеррористической
работы в школе.
антитеррористической работы в школе: опыт, проблемы,
перспективы».
2. Выявить уровень психологического самовоспитания
школьников. 3. Анализ и
коррекция целевых планов антитеррористической работы
по классам, внесение корректив в комплексную
программу школы. 4. Определение
эффективности управления антитеррористической
деятельностью в школе.
Технологическая карта комплексной программы по организации
антитеррористической работы в школе для классных руководителей.
Ключевые компоненты Формы работы
Сроки Ответственные
1. Диагностическая работа с детьми и их родителями.
Целенаправленная работа
по диагностике детей,
родителей.
В
тече
ние
года
Классные
руководители,
учителя
предметники
Изучение результатов
анкетирования,
опроса; беседы с
родителями;
диагностическая
работа с детьми по
выявлению степени
подготовленности
детей к адекватному
поведении в
экстремальных
ситуациях.Классные
руководители
В
тече
ние
года
Сбор материалов,
выявление
первоочередных задач
организации
антитеррористической
работы, заполнение
индивидуальных карт
на учащихся.
КТД класса, школы,
тестирование,
анкетирование,
классные часы,
дежурство по школе;
В
тече
ние
года
Классные
руководители,
завуч по УВР.
Родительский
педобуч, тренинги
общения.
Изучение детей и
составление психолого –
педагогических карт на
детей.
Работа классных
руководителей по
изучению личности
каждого ребенка и
выявление причин
возможного неадекватного
поведения школьников в
экстремальной ситуации:
соматически ослабленные;
дезадаптация,
конфликтность,
личностные особенности;
семейные
взаимоотношения;
социальное окружение;
ошибки педагогов.
2. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей –
предметников, родителей.
Учебно –
просветительская работа
классных руководителей,
учителей – предметников,
родителей.
Семинары,
родительский
педобуч, малые
педсоветы, психолого
– педагогические
консультации.
В
тече
ние
года.
Классные
руководители,
учителя –
предметники,
завуч по УВР,
преподаватель
организаторОБЖ.
3. Профилактическая работа со школьниками.
Профилактическая и
коррекционная работа со
школьниками.
В
тече
ние
года
Классные
руководители
Медицинский
работник,
преподаватель
организатор
ОБЖ, классные
руководители.
Цикл бесед:
1. Безопасность и
защита человека в
экстремальных
ситуациях.
2. Экстремальная
террористическая
ситуация и
первоочередные
действия человека,
попавшего в нее.
3. Возможности
выживания человека в
условиях
террористической
ситуации.
4. Основы
медицинских знаний
для оказания первой
помощи в
экстремальной ситуа
ции:
общие принципы
оказания самопомощи;
общие принципы
оказания первой
помощи
пострадавшему
товарищу;
приемы оказания
первой помощи приШкольный
психолог,
преподаватель
организатор
ОБЖ, классные
руководители.
различного рода
травмах.
Цикл классных часов
по психологии
самовоспитания:
1. Самовоспитание
как движущая сила
развития личности.
2. Средства
самовоспитания и
самовоздействия:
самообязательства;
самоконтроль и
самоотчет;
самоприказ.
3. Самооценка как
фактор
самовоспитания:
средства и приемы
самооценки.
4. Психолого –
педагогические
основы
самовоспитания
учащихся:
педагогическое
стимулирование
деятельности по
самовоспитанию;
пути и условия
формирования
самооценки.
5. Отработка умения
правильной эвакуации.
6. Отработка умения
оказания первой
медицинской помощи
4. Подведение итогов.Подведение итогов
профилактической
антитеррористической
работы в школе,
рассмотрение
предложений,
рекомендаций по данной
проблеме.
Педсовет в форме
конференции
«Осуществление на
практике программы
по организации
антитеррористичес
кой работы в школе:
опыт, проблемы,
перспективы».
Май
Администрация
школы,
классные
руководители,
учителя –
предметники.