Инструкторско-методический материал. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 16.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.
Иконка файла материала ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ.docx
ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И  ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛЕ       Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И.  В настоящее время современное российское общество переживает  трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией  общественной жизни. Процессы глобализации в экономической,  политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в  миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению  структурных связей информационных, воспитательных, организационных,  оперативно­розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на  предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности,  минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей  причин и условий.      Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача  государства, но и в немалой степени, это задача и представителей  гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических  партий, общественных и религиозных объединений, образовательных  учреждений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских  проявлений должна рассматриваться как инструмент установления  гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и  укреплении нашего экономического и политического потенциала.      Навязываемая экстремистами система взглядов является  привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих  постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть  результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного  участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному  разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.       C учетом изложенного наша основная задача заключается в том,  чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с  конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить  эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные  барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель  этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения  абсолютным большинством населения самой мысли о возможности  применения террористических методов для разрешения территориальных,  социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и  противоречий.        Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде,необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов­ носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от  государства способствовать формированию позитивного общественного  сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность  использования насилия для достижения каких­либо целей. Такой системой  могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес­ сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.      Наряду с текущей информационно­разъяснительной работой с  молодежью следует активизировать усилия по устранению самих  предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как  средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой  работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и  социализации молодежи. При проведении этой работы нужно  руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим на днях в  ходе парламентских дебатов: «Школа – это поле боя за будущее России».     В данной связи под эгидой Национального антитеррористического  комитета разработана программа и модульный сетевой учебно­методический  курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к  религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической  поддержки работников образования. Межрегиональной общественной  организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм – зло».  Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и  предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений  (начальной, основной, старшей).       Министерством культуры Российской Федерации совместно с ФСБ  России разработана передвижная выставка «Терроризм – главная угроза  человечеству».     Приведенные примеры выборочны и призваны лишь  иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится  российским государством по противодействию распространению идеологии  терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного  применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской  Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе.     Воспитание способно предотвратить появление разрушительных  импульсов в душе ребенка или нейтрализовать их. Педагогика сегодня в силах воспрепятствовать «комплексу Герострата», разрушительства, – воспитанием  созидателей, поощрением человечности, благоговения перед человеческой  жизнью как священной и неприкасаемой, высшей, предельной,                           абсолютной ценностью. Если террорист не может не ненавидеть людей, то,  стало быть, в антитеррористических целях надо вызывать к жизни, лелеять и  укреплять истинную любовь к людям, восхищение человеком как таковым.  Это значит, что педагогам следует научить детей тому, что, критическиотносясь к  отдельным поступкам человека, он не имеем права ненавидеть  самого человека, что для человека не должно существовать ненавистных  групп людей — ни какой­либо национальности, ни религии, ни образа жизни.  Если террорист верит в устрашение как в путь к повиновению себе, стало  быть, необходимо воспитывать в детях любовь к могуществу именно добра,  добра личного и коллективного. Основой воспитательной работы по профилактике экстремистских  настроений в детской и молодежной среде должно стать коллективное  стремление  педагогов ОО привить учащимся понимание значения  общечеловеческих ценностей в деле формирования безопасного и  гуманистического общества. Обязательно в процессе преподавания любой  дисциплины должен присутствовать этнографический элемент, помогающий  учащимся сформировать устойчивое понимание «одинаковости» основных  жизненных устоев представителей различных национальных или религиозных  групп.  Основой мировоззрения ребенка всегда были и будут те взгляды и принципы,  которые  присущи его в семье, мнение родителей по тем или иным вопросам  являются определяющими в формировании комплекса жизненных ценностей  человека, его жизненной позиции. Работа по профилактике экстремистских  настроений учащихся следует, пожалуй, начинать с разъяснительной работы с  их родителями. Важно для педагога помнить и строго следовать в своей работе двум  принципам: «Все равны» и «Не разделяй». Нельзя дифференцировать детей,  делить по признакам «учится хорошо­плохо», «ведет себя хорошо­плохо»,  «соображает быстро ­ медленно», «может сдать деньги в фонд класса – не  может» и т.д. Еще важнее не выделять из числа учеников кого­либо и тем  более назидательно ставить его в пример. Такое поведение педагога может  спровоцировать у морально и психологически незрелых учащихся чувства  превосходства у одних и ощущение собственной неполноценности у других.  Как результат – возникает конфликт, который в силу объективных  особенностей возрастного поведения, разрешается, как правило,  насильственным путем и может носить затяжной характер.  Постепенно  формируются такие качества как антисоциальная индификация личности,  нетерпимость к индивидуальным особенностям других, конфликтность,  склонность к насильственным действиям и т.д. Если учащийся, вызывающий  чувства неприятия, является представителем иной национальной, социальной,  религиозной группы то это свои негативные чувства ребенок переносит на всю группу.  Воспитание толерантного, благожелательного отношения ребенка к  окружающим ­ процесс повседневный, многоэтапный и трудоемкий. Результат зависит от многих факторов: бытовых, социально­экономических,  информационных условий жизни субъекта, образовательной среды, окружения в которых в силу обстоятельств помещен ребенок. Постоянный мониторинг и,при необходимости, коррекция  характероформирующей среды является  обязанностью педагога.  Любое образовательное учреждение должно иметь план текущей работы и  долгосрочных мероприятий по воспитанию антиэкстремистских и  антитеррористических настроений учащихся. Комплексная программа по организации антитеррористической работы с учащимися  образовательных организаций.  Цель: Организация работы по формированию у учащихся  представлений о поведении в экстремальных ситуациях посредством  проведения профилактической работы, создание в образовательной  организации  морально­нравственной среды,  исключающей возникновение  экстремистских настроений  у детей и подростков.    Задачи:  Актуализация мотивационной сферы личности педагогов,  учеников и их родителей. Создание доверительного психологического климата между  педагогами, учениками и родителями. Развитие гуманистических личностных установок.  Воспитание стойких психологических и нравственных навыков  межнациональной и религиозной толерантности. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно –      воспитательного процесса. Основные направления работы: Самообразование преподавателей различных дисциплин,   классных руководителей в данной области. Создание интегрированных (межпредметных) программ  профилактики экстремистских настроений в образовательной  организации. Совместная с работниками полиции, здравоохранения,  пожарной службы и других ведомств (по необходимости)  просветительская работа с классными руководителями, учащимися и  родителями.     Выработка совместно с родителями учащихся оптимальных  мер системы воспитания по данной проблеме. Нормативные документы:  Тематический учет знаний.  План мероприятий по проведению антитеррористической работы.  Журнал учета посещаемости консультаций, бесед, классных часов и практических  занятий.  Итоги диагностирования учащихся. Этапы реализации программыпо организации антитеррористической работы в школе. Этапы Мероприятия Подготовительный. Цель: выявить позитивный опыт  организации антитеррористической  работы в школе, определить  приоритетные направления его  развития. Прогностический. Цель:  разработать программу, подготовить  условия (создать методическую и  практическую базу) для организации  работы по проблеме. Практический. Цель: реализация программы  деятельности, внесение коррективы в  концептуальные положения.           Обобщающий.                Цель:  1. Провести педсовет. 2. Создать проблемные группы по разработке концепции  организации антитеррористической работы в школе.   1. Разработать программу по организации  антитеррористической работы в школе. 2. Моделирование структуры управления  антитеррористической работой в школе. 3. Диагностировать уровень самооценки  и поведения школьников с целью выявления отклонений от  концептуальных направлений  антитеррористичес­кой  работы. 4. Определить пути формирования гуманистической  позиции учителя. 1.Разработать целевые планы антитеррористической  работы по классам.   2. Провести школьный мониторинг  по проблеме  поведения в экстремальных ситуациях. 3. Организовать комплексное изучение личности  школьника (по ступеням обучения), его развитие и  ценностные ориентиры. 4. Создание условий с целью обеспечения адекватного  поведения учащихся и педагогического состава школы случае теракта: организовать просветительскую работу классов в  соответствии с индивидуальными способностями и  склонностями учащихся;  организовать отработку умения правильной эвакуации  участников  учебно – воспитательного процесса;  организовать отработку умения оказания первой  медицинской помощи при различного рода травмах.  1.Провести школьную педагогическую конференцию  «Осуществление на практике программы по организацииобобщить позитивный опыт  реализации программы по  организации антитеррористической  работы в школе. антитеррористической работы в школе: опыт, проблемы,  перспективы». 2. Выявить уровень психологического самовоспитания  школьников.                                                3. Анализ и  коррекция целевых планов антитеррористической работы по классам, внесение корректив в комплексную  программу школы.                                       4. Определение  эффективности управления антитеррористической  деятельностью в школе.   Технологическая карта комплексной программы по организации  антитеррористической работы в школе для классных руководителей.   Ключевые компоненты Формы работы Сроки Ответственные 1. Диагностическая работа с детьми и их родителями. Целенаправленная работа  по диагностике детей,  родителей. В  тече­ ние  года Классные  руководители,  учителя ­  предметники Изучение результатов  анкетирования,  опроса; беседы с  родителями;  диагностическая  работа с детьми по  выявлению степени  подготовленности  детей к адекватному  поведении в  экстремальных  ситуациях.Классные  руководители В  тече­ ние  года Сбор материалов,  выявление  первоочередных задач  организации  антитеррористической работы, заполнение  индивидуальных карт  на учащихся. КТД класса, школы,  тестирование,  анкетирование,  классные часы,  дежурство по школе;  В  тече­ ние  года Классные  руководители,  завуч по УВР. Родительский  педобуч, тренинги  общения. Изучение детей и  составление психолого –  педагогических карт на  детей. Работа классных  руководителей по  изучению личности  каждого ребенка и  выявление причин  возможного неадекватного поведения школьников в  экстремальной ситуации:   соматически ослабленные; дезадаптация,  конфликтность,  личностные особенности;   семейные  взаимоотношения;  социальное окружение;       ошибки педагогов.  2. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей –  предметников, родителей. Учебно –  просветительская работа  классных руководителей,  учителей – предметников,  родителей.   Семинары,  родительский  педобуч, малые  педсоветы, психолого  – педагогические  консультации. В  тече­ ние  года. Классные  руководители,  учителя –  предметники,  завуч по УВР,  преподаватель­ организаторОБЖ. 3. Профилактическая работа со школьниками. Профилактическая и  коррекционная работа со  школьниками. В  тече­ ние  года Классные  руководители         Медицинский  работник,  преподаватель­ организатор  ОБЖ, классные  руководители. Цикл бесед:                   1. Безопасность и  защита человека в  экстремальных  ситуациях.                     2. Экстремальная  террористическая  ситуация и  первоочередные  действия человека,  попавшего в нее.           3. Возможности  выживания человека в  условиях  террористической  ситуации.                       4. Основы  медицинских знаний  для оказания первой  помощи в  экстремальной  ситуа­ ции:                                общие принципы  оказания самопомощи; общие принципы  оказания первой  помощи  пострадавшему  товарищу;                      приемы оказания  первой помощи приШкольный  психолог,  преподаватель­ организатор  ОБЖ, классные  руководители. различного рода  травмах.                         Цикл классных часов по психологии  самовоспитания:         1. Самовоспитание  как движущая сила  развития личности.       2. Средства  самовоспитания и  самовоздействия:  самообязательства;  самоконтроль и  самоотчет;                   самоприказ.                   3. Самооценка как  фактор  самовоспитания:          средства и приемы  самооценки.                  4. Психолого –  педагогические  основы  самовоспитания  учащихся:          педагогическое  стимулирование  деятельности по  самовоспитанию;          пути и условия  формирования  самооценки.                  5. Отработка умения  правильной эвакуации. 6. Отработка умения  оказания первой  медицинской помощи 4. Подведение итогов.Подведение итогов  профилактической  антитеррористической  работы  в школе,  рассмотрение  предложений,  рекомендаций по данной  проблеме. Педсовет в форме  конференции  «Осуществление на  практике программы  по организации  антитеррористичес­ кой работы в школе:     опыт, проблемы,  перспективы». Май Администрация  школы,  классные  руководители,  учителя –  предметники.