Цель занятия: обучение подготовке под разметку обработан¬ной и необработанной поверхностей; получение навыков использования разметочных инструментов, выполнения разметки и накернивания разметочных рисок.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения плоскостной разметки заготовок.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении плоскостной разметки заготовок.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционная карта
Плоскостная разметка заготовок
УП.01. Подготовительносварочные работы
по профессии СПО 15.01.05. Сварщик
(электросварочные и газосварочные работы)
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2015 Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 15 Профессия Сварщик Мастер Баранов В.И.
УП.01. Подготовительносварочные работы.
Тема: Подготовка металла к сварке.
Тема занятия: Плоскостная разметка заготовок.
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых
умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала,
формирование практических умений и навыков, повторение изученного
ранее материала).
Время: 6 часов.
Цель занятия:
обучение подготовке под разметку обработанной и
необработанной поверхностей; получение навыков использования разметочных
инструментов, выполнения разметки и накернивания разметочных рисок.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения плоскостной разметки
заготовок.
Формирование у студентов профессиональных навыков при
выполнении плоскостной разметки заготовок.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и
стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации
движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного
отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Дидактические задачи: Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по
выполнению плоскостной разметки заготовок.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт:
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при сварке
уметь:
выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую,
опиливание металла.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при
подготовке металла к сварке.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Литература:
Основные источники:
Чебан В. А. Сварочные работы /В. А. Чебан. Изд. 7е. Ростов н/Д :
Феникс, 2010. (Начальное профессиональное образование).
Маслов В. И. Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб.
пособие для сред. проф. образования М.: ПрофОбрИздат, 2002.
Дополнительные источники.
Покровский Б.С. Справочник слесаря: Учеб. пособие для нач. проф.
образования/Б.С.Покровский, В.А.Скакун – М.: Издательский центр
«Академия», 2003. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/
Б.С.Покровский, В.А.Скакун. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Г.Г Чернышов. Справочник электрогазосварщика и газорезчика: учеб.
пособие для нач. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия»,
2006.
М.Д. Банов Ю.В. Казанов «Сварка и резка материалов», Учебное пособие –
М: ОИЦ «Академия», 2009г.
Овчинников В. В. Оборудование, техника и технология сварки и резки
металлов: учебник/ В.В.Овчинников. М.: КНОРУС, 2010.(Начальное
профессиональное образование).
А.И. Герасименко «Основы электрогазосварки», Учебное пособие – М: ОИЦ
«Академия», 2010г
В. Г. Лупачев «Ручная дуговая сварка» учебник –Мн.; Выш. шк., 2006.
Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и
материалы:
разметочная плита, стальные щетки, скребки, наждачная бумага, посуда
для раствора и мела, медный купорос, мел, быстросохнущие лаки и краски,
клей казеиновый, карандаш, измерительная линейка, угольник с широким
основанием, штангенциркуль, циркуль разметочный, кернер, чертилка, сталь
листовая толщиной 2...4 мм, ветошь.
Правила безопасной работы при разметке
1. Осторожно обращаться с острыми концами чертилок, циркулей.
2. Надежно устанавливать разметочную плиту на столе.
3. Осторожно обращаться с раствором медного купороса.
Инструкционная карта
Упражнение 1. Подготовка поверхности металла к разметке.
Перед выполнением разметки металла следует:
тщательно вытереть разметочную плитку;
очистить заготовку стальной щеткой или скребком от пыли, грязи и следов
коррозии;
размечаемые места заготовки зачистить шкуркой;
неочищенные поверхности закрасить молотым мелом, разведенным в воде, с
клеем или краской. Для нанесения на плоскость равномерного слоя покрытия
необходимо использовать перекрестные вертикальные и горизонтальные
движения кисти (рис. 1); обработать очищенные поверхности раствором медного купороса (2—3 чайных
ложки на стакан воды) или лака и просушить.
Рис. 1. Нанесение покрытия на деталь.
Упражнение 2. Нанесение прямых линий.
Сделать на заготовке два керновых углубления — метки. Через нанесенные
метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой линию.
Чтобы не получить раздвоенную линию, линейку необходимо плотно
прижимать к заготовке, а линию проводить только один раз. Не использовать
тупую чертилку.
Рис. 2. Нанесение параллельных линий с помощью угольника.
Нанести на заготовке параллельные линии с помощью угольника с
широким основанием. Для этого наложить угольник на размечаемую
поверхность таким образом, чтобы его плашка была прижата к обработанной стороне заготовки (рис. 2). Прижимая угольник левой рукой,
провести линию. Передвигая угольник вдоль обработанной стороны
заготовки, проводить параллельные линии далее.
Упражнение 3. Нанесение линий под углом.
Нанести две взаимноперпендикулярные линии с помощью линейки и
циркуля (рис. 3).
Рис. 3. Нанесение взаимноперпендикулярных линий.
Для этого провести на заготовке произвольную линию АВ. Примерно
посередине этой линии отметить и накернить точку 1. По обе стороны от
точки 1 с помощью циркуля произвольным радиусом сделать на линии АВ
засечки 2 и 3 и в них керновые углубления. При этом необходимо точно
устанавливать кернер в углубление и прочно удерживать его при кернении.
При необходимости следует заточить кернер. Измерить циркулем размер,
превышающий на 6...8 мм расстояние между точками 1 и 2 ( 1 и 3). Затем,
установив ножку циркуля в точку 2, провести дугу полученного размера,
пересекающую линию АВ. Этим же радиусом провести дугу из точки 3.
Через точки пересечения дуг 4, 5 и точку 1 провести линию, которая и
будет перпендикулярна исходной линии АВ.
Накернить точку пересечения 0 двух взаимноперпендикулярных линий
(рис. 4). Рис. 4. Построение угла 45о
Из точки 0 провести дугу произвольным радиусом. Точки пересечения
дуги с линиями обозначить а и b и накернить эти точки.
Из точек а и b, не изменяя раствора циркуля, сделать две засечки
внутри прямого угла и накернить точку их пересечения d . Соединить
точки 0 и d .
Упражнение считается выполненным, если линии разметки и керновые
углубления произведены четко и в требуемых местах.
Упражнение 4. Разметка плоских фигур
А. Построение квадрата внутри окружности.
Подготовить поверхность заготовки к разметке.
Наметить и накернить центр окружности 0; провести из него раз
меточным циркулем окружности.
Провести диаметр окружности АВ и из точек А и В произвольным
радиусом сделать по две засечки, пересекающиеся в точках С и D.
Прямая CD пересекает окружность в точках М и Н и делит диаметр АВ на
две равные части; точки Л, М, В, Н делят окружность на четыре равные
части.
Соединив рисками эти точки, получим квадрат. Рис. 5. Построение квадрата внутри окружности.
Б. Построение шестиугольника внутри окружности.
Подготовить поверхность заготовки к разметке.
Наметить и накернить центр 0 окружности и провести из него с
помощью разметочного циркуля окружность.
Провести диаметр АВ .
Из точек А и В прочертить дуги радиусом данной окружности, которые
пересекут ее в точках К , М , D и С. Точки А, М , D, В , С и К делят
окружность на шесть равных частей.
Соединив
рисками эти точки, получим
шестиугольник.
Рис. 6. Построение шестиугольника внутри окружности.
В. Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер
заготовки.
Подготовить поверхность заготовки к разметке.
Принять за базу боковые обработанные стороны заготовки.
Циркулем по масштабной линейке снять размер 20 мм.
Не сбивая циркуля, прочертить от
ребер заготовки по две
пересекающиеся риски.
В точках пересечения рисок выполнить керновые углубления для
центров отверстий. Рис. 7. Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер заготовки
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как правильно подготовить металл к разметке?
2. От чего зависит выбор положения заготовки при разметке?
3. Каковы причины получения при разметке раздвоенной линии?
1. Как точно провести линию разметки перпендикулярно дуге?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.