Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"
Оценка 4.9

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
Взрослым
06.11.2017
Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"
Целью практического занятия по биологии на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека" является на примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез. Практическая работа позволяет закрепить навыки анализа научных фактов, подтверждающих или опровергающих определенную гипотезу.
ИТК Анализ гипотез происхождения человека.docx
Министерство образования, науки и молодежной политики  Краснодарского края ГБПОУ КК «Колледж Ейский»  Инструкционно­технологическая карта для выполнения практического занятия № 10 Дисциплина: Биология Наименование работы: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека Цель занятия: на примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез Приобретаемые   умения   и   навыки:   закрепить   навыки   анализа   научных   фактов, подтверждающих или опровергающих определенную гипотезу Норма времени: 1 час Оснащение рабочего места: ИТК, учебник, рабочая тетрадь Правила ТБ на рабочем месте: содержать рабочее место в чистоте и порядке Источник   информации:   Общая   биология:   Учебник   для   студентов   образовательных учреждений   среднего   профессионального   образования;   Под   редакцией   В.М. Константинова. М.: Издательский центр «Академия», 2012 Ход работы Задание   №   1.   Прочитайте   статью   «Гипотезы   происхождения   человека» (Приложение), заполните таблицу. Ф.И.О. ученого или  философа Годы  жизни Представления о происхождении человека Анаксимандр Сократ Аристотель К.Линней И.Кант А.Н.Радищев А.Каверзнев Ж.Б.Робине Ж.Б.Ламарк. Ч.Дарвин. Ф. Энгельс. Задание № 2. Оценить предлагаемые факты с точки зрения аргументации основных гипотез о происхождении человека: эволюционный путь и сотворение. Поместить факты в соответствующие ячейки таблицы. Анализ различных гипотез происхождения человека. Факты, свидетельствующие за гипотезу о происхождении человека от животных Факты, свидетельствующие за гипотезу о создании человека высшим интеллектом Нейтральные факты 1. Наличие разных рас Homo sapiens. 2. Способность человека использовать орудия труда. 3. Общность строения основных систем и органов у человека и животных. 4. Наличие у человека волосяного покрова на голове. 5. Наличие человеческих племен, ведущих примитивный образ жизни. 6. Наличие только у человека членораздельной речи. 7. Сложная структура головного мозга человека в сравнении с животными. 8. Наличие у человека атавистических признаков. 9. Наличие   у   человека   рудиментарных   органов,   например   копчика,   являющегося редуцированным хвостом. 10. Наличие   ископаемых   останков   человекообразных   обезьян,   которые   могли   быть предками современного человека. 11. Очень сложная социальная структура большей части человеческого общества. 12. Невозможность   на   данный   момент   составить   полную   картину   возникновения человека от далеких предков. 13. Относительно большие размеры головного мозга человека в сравнении с животными. 14. Сложность поведения и проявлений психической деятельности человека. 15. Наличие   в   разных   геологических   слоях   ископаемых   останков   животных   не, существующих в нынешнее время. 3. Сделайте вывод по работе. Ответьте на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему? Ответьте на вопросы теста.  Дополнительное задание: 1. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный: Из перечисленных предков современного человека самым ранним представителем рода  Человек является:  а) австралопитек;                                                 в) питекантроп; б) неандерталец;                                                    г) кроманьонец. 2. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный:  Социальную природу имеет фактор эволюции человека: а) дрейф генов;                                                    в) наследственность;  б) естественный отбор;                                      г) трудовая деятельность. 3. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный: В связи с прямохождением у человека: а) сформировалась речь;                                    в) сильно развит мозговой отдел черепа;  б) стопа имеет свод;                                           г) позвоночник состоит из позвонков. 4. Из предложенных вариантов ответа выберите правильные варианты:  К биологическим факторам эволюции человека относятся: а) естественный отбор;                                  г) изоляция; б) трудовая деятельность;                             д) наследственная изменчивость; в) сознание и речь.                                        е) развитие искусства; 5. Из предложенных вариантов ответов выберите правильные варианты: Особенности приматов, послужившие важными предпосылками для антропогенеза,  это: а) наличие диафрагмы;                                       г) хватательная передняя конечность; б) млечные железы;                                             д) общественный образ жизни; в) хорошо развитый головной мозг;                  е) шерстный покров. 6. Из предложенных вариантов ответа выберите правильные варианты:  В отличие от других млекопитающих человек имеет: а) изгибы позвоночника;                        г) полную перегородку между желудочками  сердца; б) сжатую с боков грудную клетку;                          д) хорошо развитую кисть; в) сильно развитый мозговой отдел черепа;            е) семь шейных позвонков. 7. Найдите соответствие: 1. Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия  между человеком и животными 2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд –  приматы 3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое»  существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству  превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению 4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль  социальных факторов 5. Писал «Труд создал самого человека» а) Ф. Энгельс;  б) Аристотель;    в) Жан Батист Ламарк;     г) Карл Линней;   д)  Чарльз Дарвин Гипотезы происхождения человека. Приложение. Проблема  антропогенеза  (исторического   развития   человека)   относится   к   числу сложнейших   философских   и   естественнонаучных   проблем.   Вопрос   о   происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в древние времена наши далекие предки, выбирая себе тотемы – священных животных, почитали их как своих прародителей и   гордились   ими.   У   многих   племен   Африки   существуют   предания   о   происхождении человека от обезьян. Зачатки   научных   знаний   о   человеке   возникли   в   недрах   античной   философии. Философ   Анаксимандр   (610–546   до   н.э.),   пытаясь   познать   происхождение   и   развитие живой   природы,   выдвигал   идеи   о   возникновении   человека   путем   последовательных превращений   животных.   Зачатки   эволюционных   взглядов   можно   найти   в   сочинениях Демокрита и Эмпедокла. Сократ (469–399 до н.э.) высказывал мысль, что человек занимает столь   высокое   положение   в   мире,   потому   что   он   имеет   очень   развитую   кисть   руки. Афинский учитель красноречия Исократ считал, что человек стал человеком благодаря речи. Огромное   значение   для   развития   идей   о   происхождении   человека   имели путешествия Геродота (484–406 до н.э.). Его труды, дошедшие до нашего времени, – это ценнейший   источник   изучения   древних   народов.   Свидетельства   Геродота   дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении людей до эпохи Великих переселений. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 до н. э.), разделяя животных на бескровных и имеющих кровь, относил человека ко второй группе и ставил его рядом с обезьянами.   Однако   он   разошелся   во   мнении   с   Сократом,   оценивая   роль   руки   в происхождении человека. Аристотель писал: «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руки; а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо». Основоположник   анатомии,   известный   древнеримский   врач   К.   Гален   изучал анатомию человека, вскрывая других млекопитающих, в том числе обезьян. К. Линней (1707 ­ 1778), будучи креационистом, в своей классификации живых организмов поместил человека в один отряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, не случайно труд Линнея на долгое   время   был   запрещен  Ватиканом.  Разрабатывая   бинарную  номенклатуру,   Линней выделил вид Homo sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы. Известный философ И. Кант (1794 – 1804) в конце XVIII в. писал о возможной эволюции природы, которая могла бы превратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив   ее   хватательной   рукой   и   двуногим   передвижением.   Но   при   этом   Кант   считал обязательным   условием   такой   эволюции   наличие   некой   божественной   «сверхидеи». Примерно в то же время Дж. Монбоддо попытался объяснить превращение обезьяны в человека   действием   труда.   Однако,   будучи   сторонником   идеи   неизменности   видов, Монбоддо считал человекообразных обезьян и людей представителями одного вида. В   России   убежденным   сторонником   идей   о   родстве   человека   с   животными   был известный писатель и философ А.Н. Радищев (1749–1802). В своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII в., Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе,  насекомому…  но и  растению,  грибу,  мху…  Паче  всего  сходственность  человека примечательна с животными… Все органы, коими одарен человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчеркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу. Вплотную   подошел   к   пониманию   эволюционных   процессов   в   антропогенезе Афанасий Каверзнев (1748 ­ ?), который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян. Очень   оригинального   взгляда   на   происхождение   человека   придерживался   Ж.Б. Робине   (1735  –   1820)  ,   который   считал,   что   животные   представляют   собой   неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека. Создатель первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829) в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок   человека   «утратил   привычку»   лазить   по   деревьям,   но   приобрел   другую   – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов,   Ламарк   утверждал,   что   новые   потребности   предка   человека   рождали   усилия, которые   изменяли   строение   органов   и   частей   тела   будущего   человека,   а   жизнь   в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения. Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина(12.02.1809 – 19.04.1882) «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен,   что   законы   развития   органического   мира   применимы   и   к   человеку.   Ученый поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека,   вызывали   у   них   возникновение   адаптаций   к   условиям   окружающей   среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм.   Он   придавал   большое   значение   естественному   отбору   не   только   по морфофизиологическим   признакам,   но   и   по   умственным   и   нравственным   качествам. Прародиной   человечества   Дарвин   считал   Древнюю   Африку.   Однако   в   своей   теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции. Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом (1820 – 1895) в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни. Современная   теория   происхождения   человека   опирается   в   основном   на   данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых   остатков.   Одним   из   ее   важнейших   положений   является   признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

Инструкционно-технологическая карта к уроку по дисциплине Биология на тему "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017