Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Оценка 4.6

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
Взрослым
06.11.2017
Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
РП Биология спец. Электрификация и автоматизация с.х..docx
Министерство образования, науки и молодежной политики  Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Колледж Ейский»  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДб.09 Биология для специальности  35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства 2017 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Общая характеристика учебной дисциплины «Биология» Место учебной дисциплины в учебном плане Результаты освоения учебной дисциплины Содержание учебной дисциплины Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  программы учебной дисциплины «Биология» 3 5 6 6 9 17 23 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Биология» предназначена   для   изучения   биологии   в   профессиональных образовательных  организациях,  реализующих образовательную  программу среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по   специальности  35.02.08   Электрификация   и   автоматизация   сельского хозяйства. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,   предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам освоения   учебной   дисциплины   «Биология»,   на   основе   примерной программы   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Биология»   для профессиональных образовательных организаций (авторы А.Г. Резанов, Е.А. Резанова,   Е.О.   Фадеева),     рекомендованной   ФГАУ   «ФИРО»   в   качестве примерной   программы   для   реализации   основной   профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21.07.2015, регистрационный номер рецензии 372 от 23.07.2015 ФГАУ «ФИРО»), и в соответствии   с   Рекомендациями   по   организации   получения   среднего общего   образования   в   пределах   освоения   образовательных   программ среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего   профессионального   образования   (письмо   Департамента государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО Минобрнауки   России   от   17.03.2015   №   06­259),   в   соответствии   с Методическими   рекомендациями   по   формированию   программ   учебных дисциплин   общеобразовательного   цикла   в   пределах   освоения   основной профессиональной среднего профессионального   образования   (Министерство   образования   и   науки Краснодарского   края   ГБУКК   «Научно­методический   центр профессионального образования», 2015г.), с учетом Примерной основной образовательной   программы   среднего   общего   образования,   одобренной решением   федерального   учебно­методического   объединения   по   общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16­з). образовательной     программы   Содержание   программы   «Биология»   направлено   на   достижение следующих целей:  получение   фундаментальных   знаний   о   биологических   системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных   представлений   о   живой   природе,   выдающихся открытиях   в   биологической   науке;   роли   биологической   науки   в 3 формировании   современной   естественнонаучной   картины   мира;   о методах научного познания;   овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных   технологий;   определять   живые   объекты   в   природе; проводить   наблюдения   за   экосистемами   с   целью   их   описания   и выявления   естественных   и   антропогенных   изменений;   находить   и анализировать информацию о живых объектах;    выдающихся   достижений   биологии,  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей   обучающихся   в   процессе   изучения   биологических явлений;   вошедших   в общечеловеческую   культуру;   сложных   и   противоречивых   путей развития   современных   научных   взглядов,   идей,   теорий,   концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости   рационального   природопользования,   бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;   уважения   к   мнению   оппонента   при   обсуждении биологических проблем;  использование   приобретенных   биологических   знаний   и   умений   в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности   других   людей)   по   отношению   к   окружающей   среде, здоровью   других   людей   и   собственному   здоровью;   обоснование   и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.  В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования   ­   программы   подготовки   специалистов   среднего   звена (ППССЗ): ОК 1­9. , ПК 1.1­1.3, 2.1­2.3, 3.1­3.4, 4.1­4.4. Содержание   программы   структурировано,   выделены   темы   в соответствии   с   тематическим   планом.   В   программе   дано   распределение часов учебной нагрузки обучающихся по темам курса и последовательность их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, указаны темы   индивидуальных   проектов.   В   каждой   теме   указаны   виды самостоятельной работы обучающегося. Программа   может   использоваться   другими   профессиональными образовательными   организациями,   реализующими   образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на   базе   основного   общего   образования   –   программы   подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).  4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях   организации   живого,   начиная   с   молекулярного   и   заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая   биология   изучает   законы   исторического   и   индивидуального развития   организмов,   общие   законы   жизни   и   те   особенности,   которые характерны   для   всех   видов   живых   существ   на   планете,   а   также   их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о  жизни,  а  владение  биологическими  знаниями  ­  одним   из   необходимых условий сохранения жизни на планете. Основу   содержания   учебной   дисциплины   «Биология»   составляют следующие   ведущие   идеи:   отличительные   признаки   живой   природы,   ее уровневая   организация   и   эволюция.   В   соответствии   с   ними   выделены содержательные   линии:   биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).   биология   как   наука; Содержание   учебной   дисциплины   направлено   на   подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой,   ­   по   рациональному   природопользованию,   охране   окружающей среды и здоровья людей. сельского   хозяйства  При   освоении   специальности   СПО  35.02.08   Электрификация   и автоматизация   (технический   профиль профессионального   образования)   биология   изучается   на   базовом   уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. При   отборе   содержания   учебной   дисциплины   «Биология» использован   культуросообразный   подход,   в   соответствии   с   которым обучающиеся   должны   усвоить   знания   и   умения,   необходимые   для формирования   общей   культуры,   определяющей   адекватное   поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию   формированию   у   них   знаний   о   современной   что обучающихся, естественнонаучной   картине   мира, свидетельствует о гуманизации биологического образования.   ценностных   ориентаций, Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся   общенаучных   знаний,   умений   и   навыков,   универсальных способов   деятельности   и   ключевых   компетенций,   включающих   умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать 5 полученные   сведения,   уметь   находить   и   использовать   информацию   из различных источников. В   содержании   учебной   дисциплины   курсивом   выделен   материал, который при изучении биологии контролю не подлежит. Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).  МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общеобразовательная   учебная   дисциплина   (ОУДб.09)   «Биология» является   учебным   предметом   по   выбору   из   обязательной   предметной области   «Естественные   науки»   ФГОС   среднего   общего   образования   и относится   к   общеобразовательному   учебному   циклу   основной профессиональной среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО и технического профиля профессионального образования. образовательной программы       РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:  личностных: ­   сформированность   чувства   гордости   и   уважения   к   истории   и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;  ­ понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния   на   окружающую   среду,   экономическую,   технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;  ­ способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;  ­   владение   культурой   мышления,   способностью   к   обобщению, анализу,   восприятию   информации   в   области   естественных   наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;  ­ способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами   толерантности,   диалога   и   сотрудничества;   готов   к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;  ­  готовность  использовать   основные  методы  защиты  от  возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;  ­   обладание   навыками   безопасной   работы   во   время   проектно­ исследовательской   и   экспериментальной   деятельности,   при использовании лабораторного оборудования; 6 ­   способность   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в практической   деятельности   и   повседневной   жизни   для   соблюдения мер   профилактики   отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний, стрессов,   вредных   привычек   (курения,   алкоголизма,   наркомании); правил поведения в природной среде;  ­ готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;   метапредметных:  ­ осознаение социальной значимости своей профессии/специальности, обладание   мотивацией   к   осуществлению   профессиональной деятельности;  ­   повышение   интеллектуального   уровня   в   процессе   изучения биологических   явлений;   выдающихся   достижений   биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей   развития   современных   научных   взглядов,   идей,   теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;  ­ способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том   числе   с   использованием   современных   информационно­ коммуникационных технологий;  ­   способность   понимать   принципы   устойчивости   и   продуктивности живой   природы,   пути   ее   изменения   под   влиянием   антропогенных факторов,   способность   к   системному   анализу   глобальных экологических   проблем,   вопросов   состояния   окружающей   среды   и рационального использования природных ресурсов;  ­   умение   обосновывать   место   и   роль   биологических   знаний   в практической   деятельности   людей,   развитии   современных технологий;   определять   живые   объекты   в   природе;   проводить наблюдения   за   экосистемами   с   целью   их   описания   и   выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;  ­ способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;  ­   способность   к   самостоятельному   проведению   исследований, постановке   естественнонаучного   эксперимента,   использованию информационных   технологий   для   решения   научных   и профессиональных задач;  ­ способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области искусственное оплодотворение);  (клонирование,     биотехнологии    предметных:  ­   сформированность   представлений   о   роли   и   месте   биологии   в современной   научной   картине   мира;   понимание   роли   биологии   в формировании   кругозора   и   функциональной   грамотности   для решения практических задач;  ­   владение   основополагающими   понятиями   и   представлениями   о живой   природе,   её   уровневой   организации   и   эволюции;   уверенное 7 пользование биологической терминологией и символикой;  ­ владение основными методами научного познания, используемыми при   биологических   исследованиях   живых   объектов   и   экосистем: описанием,   измерением,   проведением   наблюдений;   выявление   и оценка антропогенных изменений в природе;  ­   сформированность   умений   объяснять   результаты   биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;  ­   сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к биологической   информации,   получаемой   из   разных   источников,   к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.  8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Объект   изучения   биологии   –   живая   природа.   Признаки   живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция.   Методы   познания   живой   природы.   Общие   закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении специальностей среднего профессионального образования.  Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.  Царства живой природы. Виды самостоятельной работы Подготовка сообщения на тему: Значение биологии в освоении своей специальности. ТЕМА 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Химическая   организация   клетки.  Клетка  –  элементарная   живая система   и   основная   структурно­функциональная   единица   всех   живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая   организация   клетки.   Органические   и   неорганические вещества   клетки   и   живых   организмов.   Белки,   углеводы,   липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.   Вирусы   как   неклеточная   форма   жизни   и   их   значение.   Борьба   с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение   и   функции   хромосом.   ДНК   –   носитель   наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.  Жизненный   цикл   клетки.  Клетки   и   их   разнообразие   в многоклеточном организме.  Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. Демонстрации Строение и структура белка.  Строение молекул ДНК и РНК.  Репликация ДНК.  Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.  Строение   клеток   прокариот   и   эукариот.   Строение   и   многообразие клеток растений и животных.  9 Строение вируса.  Фотографии схем строения хромосом.  Схема строения гена.  Митоз. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.  Фотосинтез.  Деление клетки.  Практическое занятие Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под   микроскопом   на готовых   микропрепаратах,   их   описание.   Приготовление   и   описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Виды самостоятельной работы Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента: − Клеточная   теория   строения   организмов.   История   и   современное состояние.  − Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. − Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.  ТЕМА 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Размножение организмов.  Организм  –  единое целое.  Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и   бесполое   размножение.   Мейоз.   Образование   половых   клеток   и оплодотворение.  Индивидуальное   развитие   организма. онтогенеза.   Основные   стадии   эмбрионального   развития. Постэмбриональное развитие.  Эмбриональный   этап  Органогенез. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное   развитие   человека.  Репродуктивное     здоровье. Последствия   влияния   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ, загрязнения среды на развитие человека. Демонстрации Многообразие организмов.  Бесполое размножение организмов.  Образование половых клеток.  Мейоз. Оплодотворение у растений.  Индивидуальное развитие организма.  Типы постэмбрионального развития животных. 10 Практическое занятие Выявление   и   описание   признаков   сходства   зародышей   человека   и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.  Виды самостоятельной работы Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента: − Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.  − Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. ТЕМА 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Основы учения о наследственности и изменчивости.  Генетика  – наука   о   закономерностях   наследственности   и   изменчивости   организмов. Г.Мендель – основоположник науки генетики. Генетическая терминология и символика.  Законы   генетики,   установленные   Г.   Менделем.   Моногибридное   и дигибридное скрещивание. Хромосомная   теория   наследственности.  Взаимодействие   генов. Генетика пола.  Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции   и   медицины.   Наследственные   болезни   человека,   их   причины   и профилактика.      изменчивости. Закономерности или генотипическая,   изменчивость.   Модификационная,   или   ненаследственная, изменчивость.   Генетика   человека.   Генетика   и   медицина.   Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.   Наследственная, Основы   селекции   растений,   животных   и   микроорганизмов. Генетика –  теоретическая   основа   селекции.  Одомашнивание   животных  и выращивание   культурных   растений   –  начальные   этапы   селекции.  Учение Н.И.   Вавилова   о   центрах   многообразия   и   происхождения   культурных растений.   Основные   методы   селекции:   гибридизация   и   искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.  Этические аспекты   некоторых   достижений   в   биотехнологии.   Клонирование животных (проблемы клонирования человека).  Демонстрации Моногибридное и дигибридное скрещивания.  Перекрест хромосом.  Сцепленное наследование.  Мутации.  Центры   многообразия   и   происхождения   культурных   растений   и домашних животных.  Гибридизация.  11 Искусственный отбор.  Наследственные болезни человека.  Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Практические занятия Составление   простейших   схем   моногибридного   и   дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.  Анализ фенотипической изменчивости.  Выявление   мутагенов   в   окружающей   среде   и   косвенная   оценка возможного их влияния на организм.  Виды самостоятельной работы Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента: − Драматические страницы в истории развития генетики.  − Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.  Составление опорного конспекта. ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Происхождение   и   начальные   этапы   развития   жизни   на   Земле. Гипотезы   происхождения   жизни.   Изучение   основных   закономерностей возникновения,   развития   и   существования   жизни   на   Земле.   Усложнение живых   организмов   в   процессе   эволюции.   Многообразие   живого   мира   на Земле и современная его организация.  История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение   Ч.   Дарвина.   Естественный   отбор.   Роль   эволюционного   учения   в формировании современной естественнонаучной картины мира.  Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция   –   структурная   единица   вида   и   эволюции.   Движущие   силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).    эволюции. Макроэволюция.   Доказательства  Сохранение биологического  многообразия   как   основа   устойчивости   биосферы   и прогрессивного   ее   развития.  Причины   вымирания   видов.  Основные направления   эволюционного   прогресса.   Биологический   прогресс   и биологический регресс. Демонстрации Критерии вида.  Структура популяции.  Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.  Эволюционное древо растительного мира.  12 Эволюционное древо животного мира.  Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Практические занятия Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление   организмов   к   разным   средам   обитания   (к   водной, наземно­воздушной, почвенной).  Виды самостоятельной работы Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента: − История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.  − «Система природы» К. Линнея и её значение для развития биологии.  − Современные   представления   о   механизмах   и   закономерностях эволюции.  − Современные представления о зарождении жизни.  − Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.  ТЕМА 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Антропогенез. происхождении   человека. млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.   Эволюция   приматов.  Современные   гипотезы   о   Доказательства   родства   человека   с Человеческие   расы.  Родство   и   единство   происхождения человеческих рас. Критика расизма.  Демонстрации Черты сходства и различия человека и животных.  Черты сходства человека и приматов.  Происхождение человека.  Человеческие расы. Практическое занятие Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.  Виды самостоятельной работы Подготовка реферата/презентации на тему: Современный   этап   развития   человечества.   Человеческие   расы. Опасность расизма.  ТЕМА 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей   средой.  Экологические   факторы,  их   значение   в   жизни организмов.   Экологические   системы.   Видовая   и   пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии   в   экосистемах.   Межвидовые   взаимоотношения   в   экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.  Причины устойчивости и   смены   экосистем.   Сукцессии. – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.  Искусственные   сообщества  13 Биосфера   –   глобальная   экосистема.  Учение   В.И.  Вернадского   о биосфере.   Роль   живых   организмов   в   биосфере.   Биомасса.   Круговорот важнейших   биогенных   элементов   (на   примере   углерода,   азота   и   др.)   в биосфере.  Биосфера   и   человек.  Изменения   в   биосфере.  Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.   как   Экология теоретическая рационального природопользования   и   охраны   природы.   Ноосфера.   Правила   поведения людей   в   окружающей   природной   среде.   Бережное   отношение   к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. основа     Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы.  Межвидовые   отношения:   конкуренция,   симбиоз,   хищничество, паразитизм.  Ярусность растительного сообщества.  Пищевые цепи и сети в биоценозе.  Экологические пирамиды.  Схема экосистемы.  Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.  Биосфера.  Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.  Схема агроэкосистемы.  Особо охраняемые природные территории России. Практические занятия Описание   антропогенных   изменений   в   естественных   природных ландшафтах своей местности. Сравнительное   описание   одной  из  естественных   природных  систем (например, леса) и какой­нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).  Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание   и   практическое   создание   искусственной   экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. Виды самостоятельной работы Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента: − Причины   и   границы   устойчивости   биосферы   к   воздействию деятельности людей. − Биоценозы   (экосистемы)   разного   уровня   и   их   соподчиненность   в глобальной экосистеме – биосфере.  − Видовое   и   экологическое   разнообразие   биоценоза   как   основа   его устойчивости.  − Повышение   продуктивности   фотосинтеза   в   искусственных 14 экологических системах.  − Различные   экологические   пирамиды   и   соотношения   организмов   на каждой их ступени.  − Пути   повышения   биологической   продуктивности   в   искусственных экосистемах.  − Опасность   глобальных   нарушений   в   биосфере.   Озоновые   «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.  Подготовка сообщения/презентации на тему по выбору студента: − Воздействие   человека   на   природу   на   различных   этапах   развития человеческого общества.  − Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.  − Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).  − Экологические   кризисы   и   экологические   катастрофы. Предотвращение их возникновения.  ТЕМА 7. БИОНИКА Бионика   как   одно   из   направлений   биологии   и   кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо­физиологической организации живых   организмов   и   их   использования   для   создания   совершенных технических   систем   и   устройств   по   аналогии   с   живыми   системами. Принципы   и  примеры   использования   в   хозяйственной   деятельности людей морфо­функциональных черт организации растений и животных. Демонстрации Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.  Трубчатые структуры в живой природе и технике.  Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике. Виды самостоятельной работы Подготовка сообщения на тему: Использование в хозяйственной деятельности людей  морфофункциональных черт организации растений и животных. 15 Примерные темы индивидуальных проектов 1. Драматические страницы в истории развития генетики. 2. Современный   этап   развития   человечества.   Человеческие   расы. Опасность расизма. 3. Воздействие   человека   на   природу   на   различных   этапах   развития человеческого общества. 4. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. 5. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в   организме. Нарушения при их недостатке и избытке. 6. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. 7. Ранние этапы развития жизни на Земле. 8. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. 9. Расцвет   рептилий   в   мезозое   и   возможные   причины   исчезновения динозавров. 10.Современные представления о происхождении птиц и зверей. 11.Влияние   движения   материков   и   оледенений   на   формирование современной растительности и животного мира. 12.Неклеточные формы жизни – вирусы. ВИЧ – возбудитель СПИДа. 13.Вирусные заболевания человека, животных и растений. 14.Бактерии – возбудители инфекционных заболеваний человека. 15.Развитие зародыша человека. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина и других психоактивных веществ (ПАВ) на развитие организма человека. 16.Искусственное прерывание беременности и его последствия. 17.Значение генетики для медицины и здравоохранения. Наследственные болезни.  18.Симметрия в природе. 19.Математика в природе. Числа Фибоначчи. 20.Биотехнология,   генная   и   клеточная   инженерия.   Клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы. 21.Глобальные экологические проблемы биосферы. 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ При   реализации   содержания   общеобразовательной   учебной дисциплины (ОУДб.09) «Биология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе   основного   общего   образования   с   получением   среднего   общего образования   (ППССЗ)   максимальная   учебная   нагрузка   обучающихся   по специальностям   СПО   технического   профиля   профессионального образования   составляет   54   часа.  Из   них   –   аудиторная   (обязательная) нагрузка   обучающихся,   включая   практические   занятия,   –   36   часов; внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – 18 часов. Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины  (ОУДб.09) «Биология» Наименование разделов и тем 1 Введение Тема 1. Учение о клетке Тема 2. Организм. Размножение и  индивидуальное развитие организмов Тема 3. Основы генетики и селекции Тема 4. Происхождение и развитие жизни  на Земле. Эволюционное учение Тема 5. Происхождение человека Тема 6. Основы экологии Тема 7. Бионика Дифференцированный зачет  ИТОГО Количество часов аудиторной нагрузки при очной форме обучения Самостоя тельная работа в том числе ЛЗ 4 ПЗ 5 1 1 4 3 1 3 Всего 3 1 5 4 8 7 3 6 1 1 6 0,5 2,5 2 4 3,5 1,5 3 1 36 ­ 13 18 Максималь­ ная учебная нагрузка обучающего ся 2 1,5 7,5 6 12 10,5 4,5 9 2 1 54 17 18 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся Содержание обучения Введение  Химическая организация клетки Строение и функции клетки Обмен веществ и превращение энергии в клетке Жизненный цикл клетки Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Ознакомление   с   биологическими   системами   разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной   естественнонаучной   картины   мира   и   в практической деятельности людей. Обучение   соблюдению   правил   поведения   в   природе, бережному   отношению   к   биологическим   объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране ТЕМА 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Умение   проводить   сравнение   химической   организации живых и неживых объектов. Получение   представления   о   роли   органических   и неорганических веществ в клетке Изучение   строения   клеток   эукариот,   строения   и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление   и   описание   микропрепаратов   клеток растений. Сравнение   строения   клеток   растений   и   животных   по готовым микропрепаратам Умение   строить   схемы   энергетического   обмена   и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать  доказательства того, что клетка   ­  элементарная   живая   система   и   основная структурно­функциональная  единица   всех   живых организмов ТЕМА 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Размножение организмов РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Овладение   знаниями   о   размножении   как   о   важнейшем свойстве живых организмов. Умение   самостоятельно   находить   отличия   митоза   от мейоза,   определяя   эволюционную   роль   этих   видов деления клетки 19 Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Индивидуальное развитие  организма Индивидуальное развитие человека Закономерности изменчивости Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ТЕМА 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Ознакомление   с   основными   стадиями   онтогенеза   на примере развития позвоночных животных. Умение   характеризовать   стадии   постэмбрионального развития   на   примере   человека.   Ознакомление   с причинами  нарушений в  развитии организмов. Развитие  умения правильно формировать доказательную базу эволюционного  развития  животного мира Выявление   и   описание   признаков   сходства   зародышей человека   и   других   позвоночных   как   доказательство   их эволюционного родства. Получение   представления   о   последствиях   влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека Ознакомление   с   наследственной   и   ненаследственной изменчивостью и ее биологической   ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление   с   наследственными   болезнями   человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ   фенотипической  изменчивости.   Выявление мутагенов   в   окружающей   среде   и   косвенная   оценка возможного  их  влияния  на организм Получение   представления   о   генетике   как   о теоретической основе селекции. Развитие   метапредметных   умений   в   процессе нахождения   на   карте   центров   многообразия   и происхождения   культурных   растений   и   домашних животных, открытых Н.И. Вавиловым. Изучение   методов   гибридизации   и   искусственного отбора. Умение   разбираться   в   этических   аспектах   некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции   культурных   растений,   домашних   животных   и микроорганизмов ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ 20 Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле История развития эволюционных идей Микроэволюция и макроэволюция   занятия.   Выявление     живых   Дарвина.   Ламарка   Ч. Анализ     и   оценка   различных   гипотез   происхождения жизни. Получение   представления  об  усложнении   организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности    организмов,  их   относительный   характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение   описания   особей   одного   вида   по   критерию   при   выполнении морфологическому   практического черт приспособленности   организмов   к   разным   средам обитания (к водной, наземно­воздушной, почвенной) Изучение наследия человечества на примере знакомства с   историей   развития   эволюционных   идей   К.   Линнея, Ж.Б.   Оценивание   роли эволюционного   учения     в   формировании   современной естественнонаучной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически   обосновывать   свою   точку   зрения, воспринимать   и   анализировать   мнения   собеседников, признавая право другого человека на иное мнение Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров   того,   что   популяция   –   структурная   единица вида и эволюции. Ознакомление   с   движущимися   силами   эволюции   и   ее доказательствами.   что   основными   направлениями Усвоение   того, эволюционного   прогресса   являются   биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение о сохранении биологического многообразия   как   основе   устойчивости   биосферы   и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов Антропогенез ТЕМА 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Анализ   и   оценка   различных   гипотез   происхождения человека. Развитие   умения   строить   доказательную   базу   по сравнительной   характеристике   человека   и   приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека Человеческие расы Умение   доказывать   равенство   человеческих   рас   на 21 Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой Биосфера – глобальная экосистема основании их родства и единства происхождения. Развитие   толерантности,   критика   расизма   во   всех   его проявлениях. ТЕМА 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Изучение   экологические   факторы   и   их   влияния   на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной   структурами.   Умение   объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление   с   межвидовыми   взаимоотношениями   в экосистеме:   конкуренцией,   симбиозом,   хищничеством, паразитизмом. Умение   строить   ярусность   растительного   сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание   отличительных   признаков   искусственных сообществ – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание   антропогенных   изменений   в   естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное   описание   одной   из   естественных природных   систем   (например,   леса)   и   какой­нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Ознакомление  с учением В.И. Вернадского  о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах. Биосфера и человек Нахождение   связи   изменения   в   биосфере   с последствиями   деятельности   человека   в   окружающей среде. Умение   определять   воздействие   производственной деятельности   на   окружающую   среду   в   области   своей будущей профессии. Ознакомление   с   глобальными   экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание   и   практическое   создание   искусственной экосистемы   (пресноводный   аквариум).   Решение экологических задач. 22 Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Демонстрирование   умения   постановки   целей деятельности, планирования собственной деятельности для   достижения   поставленных   целей,   предвидения возможных   результатов   этих   действий,   организации самоконтроля   и   оценки   полученных   результатов. Обучение   соблюдению   правил   поведения   в   природе, бережному   отношению   к   биологическим   объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. ТЕМА 7. БИОНИКА Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики     деятельности Ознакомление   с   примерами   использования   в хозяйственной людей морфофункциональных   черт   организации   растений   и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и   технике,   аэродинамическими   и   гидродинамическими устройствами в живой природе и в технике. Умение   строить   модели   складчатой   структуры, используемые в строительстве. 23 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Для освоения программы учебной дисциплины «Биология» имеется в наличии кабинет биологии и лаборантская комната.  Помещение   кабинета   удовлетворяет   требованиям   санитарно­ эпидемиологических   правил   и  нормативов  (СанПиН  2.4.2  № 2821­10),  и оснащено   типовым   оборудованием,   в   том   числе   специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В   состав   учебно­методического   и   материально­технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят:  рабочее место преподавателя;   наглядные   пособия   (комплекты   учебных   таблиц,   плакатов, портретов   выдающихся   ученых,   динамические   пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);   информационно­коммуникативные средства;   экранно­звуковые пособия;   комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;   библиотечный фонд.  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов Основная: 1. Константинов В.М.,  Резанов А.Г., Фадеева Е.О.  Биология:  учебник студентов   образовательных   учреждений   среднего  Москва:   Издательский   центр для   профессионального   образования. «Академия», 2014. – 320с. Дополнительная:  1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М.  Биология , 10­11 класс. Общая биология. Москва: Просвещение, 2012 2. Сивоглазов   В.И.,   Агафонова   И.Б.,  Захарова   Е.Т.  Биология.  Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., Просвещение, 2014. 3. Чебышев   Н.В.,   Гринева   Г.Г.   Биология:   учебник   для   студентов 24 профессиональных   образовательных   организаций,   осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 Для преподавателей 1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 №   273­ФЗ   (в   ред.   Федеральных   законов   от   07.05.2013   №   99­ФЗ,   от 07.06.2013 № 120­ФЗ, от 02.07.2013 № 170­ФЗ, от 23.07.2013 № 203­ФЗ, от 25.11.2013 № 317­ФЗ, от 03.02.2014 № 11­ФЗ, от 03.02.2014 № 15­ФЗ, от 05.05.2014 № 84­ФЗ, от 27.05.2014 № 135­ФЗ, от 04.06.2014 № 148­ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145­ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении 2. федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. 3. N1578   "О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный   стандарт   среднего   общего   образования,   утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413" 4. Письмо     Департамента     государственной     политики     в     сфере подготовки  рабочих  кадров  и ДПО  Минобрнауки  России  от  17.03.2015 №  06­259  «Рекомендации  по  организации  получения  среднего  общего образования  в  пределах  освоения  образовательных  программ  среднего профессионального  образования  на  базе  основного  общего  образования с   учетом   требований федеральных   государственных   образовательных стандартов     и     получаемой     профессии     или   специальности   среднего профессионального образования».  5. Примерная   основная   образовательная   программа   среднего   общего образования,   одобренная   решением   федерального   учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16­з) 6. 7. Маркиной. — М., 2010. 8. 9. 10. Кобылянский   В. А.   Философия   экологии:   краткий   курс:   учеб. пособие  для  вузов. —  М., 2010. 11. Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010. 12. Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010. Биология:   руководство   к   практическим   занятиям   /   под   ред.   В.   В. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006. 25 Интернет­ресурсы 1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, 2. www.window.edu.ru   (Единое   окно   доступа   к   образовательным ресурсам Интернета по биологии). 3. www.5ballov.ru/test   (Тест   для   абитуриентов   по   всему   школьному библиотека). курсу биологии). 4. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по  биологии ­ экологии на сервере Воронежского университета). 5. www.biology.ru   (Биология   в   Открытом   колледже.   Сайт   содержит электронный учебник по биологии, On­line тесты). 6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет­ ресурсов). 7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). 8. www.nature.ok.ru  (Редкие  и  исчезающие  животные  России ­  проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова). 9. www.kozlenkoa.narod.ru  (Для  тех,  кто  учится  сам  и  учит  других; очно  и  дистанционно, биологии, химии, другим предметам). 10.www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах). 11.www.bril2002.narod.ru   (Биология   для   школьников.   Краткая, компактная, но достаточно подробная   информация   по   разделам: «Общая  биология»,  «Ботаника»,  «Зоология»,  «Человек»). 26

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа по дисциплине Биология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017