Инструменты ТРИЗ как средство развития креативного мышления обучающихся начальных классов
Оценка 5

Инструменты ТРИЗ как средство развития креативного мышления обучающихся начальных классов

Оценка 5
pdf
04.04.2022
Инструменты ТРИЗ как средство развития креативного мышления обучающихся начальных классов
Инструменты ТРИЗ как средство развития креативности учащихся начальной школы.pdf

Инструменты ТРИЗ как средство развития креативности учащихся начальной школы

Сизова Н. А.

МБОУ г. Мурманска Гимназия №3

О важности развития креативного мышления сам по себе говорит факт обращения к этой теме международных организаций, занимающихся проблемами современного образования и сохранения культурного наследия.

В докладе ЮНЕСКО «Образование для целей устойчивого развития» среди целей образования мы видим помимо развития интеллекта, социальных умений и креативность.

На Всемирном экономическом форуме в докладе «Основа для обучения в 21 веке. Партнерство в интересах обучения в 21 веке, 2015» мы также видим креативность среди  базовых компетентностей.

В ФГОС НОО-03 можно прочитать: В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

…;формирования функциональной грамотности обучающихся, которое невозможно без формирования креативного мышления, составляющего основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Так что же такое – креативное мышление - способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Одним из способов развития креативного мышления является ТРИЗ или теория решения изобретательских задач - набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.

Сегодня я хотела бы остановиться на тех из них, которые мы, учителя начальных классов Мурманской Гимназии №3, успешно применяем в преподавании 4-летнего курса «Учись мыслить креативно».

Начну с самых простых ресурсов:

 Друдлы - это загадка-головоломка, рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Их мы используем даже на занятиях по подготовке к школе с дошкольниками. Задача ребенка превратить рисунок в предмет как можно более большим количеством способов.

Прием, направленный на развитие воображения, - геометрические фигуры, придумай надписи. Здесь, как правило, сколько детей в классе, столько и вариантов. Например: луна, солнце, тарелка, блюдце, дырка, нора, блин, монетка, кулон и брелок, кусочек сыра и т. д.

Очень полюбился моим ребятам прием (игра) «Отчество предметов».

Смысл игры состоит в том, чтобы вспомнив предшественника того или иного современного предмета и способы словообразования отчеств в русском языке, назвать его уважительно, по отчеству. Таким образом, на свет появились   

      Магнитофон Граммофонович

      Телефон Телеграфович

      Пылесос Веникович

      Ручка Перьевна

      Лопата Совковна

      Смартфон Телефонович

      Лента Веревковна

      Бумага Папирусовна

Еще один прием – составление загадок.  Выделяется 3 вида загадок: ассоциативные, «загадки наоборот»  и «еще не изобрели. 

При составлении ассоциативных загадок используется 3 алгоритма:

-         на что похоже, чем отличается; слова связки «как…, но не…»

-         какой, что такое же; слова связки «но не…»

-         что делает, что делает то же действие; слова связки «но не» Предлагаю маленький фрагмент занятия.

Одним из любимых видов работы у третьеклассников и четвероклассников является решение открытых задач.

Открытые задачи подразделяются на 2 вида: исследовательские и изобретательские. Исследовательские отвечают на вопрос почему?, а изобретательские - на вопрос как?

Приведу примеры.

 Исследовательская задача «Загадка монстеры»

Многие видели монстеру, вечнозелѐную тропическую лиану с крупными — до 45 см — резными листьями. Виды этого растения распространены во влажных тропических лесах экваториального пояса Америки. Монстеры неприхотливы и даже в домашних условиях могут вырастать до нескольких метров в длину. Почему у монстеры большие резные листья, что нетипично для лиан? 

Изобретательская задача «Портрет падишаха»

Некий восточный падишах решил последовать европейской моде и заказал художнику свой парадный портрет. Но вот незадача: заказчик был поразительно некрасив. Особенно бросались в глаза два недостатка: правая нога падишаха была короче левой, и один глаз был выбит в бою. Художникпортретист столкнулся с противоречием: портрет должен быть правдивым, ведь правитель желает, чтобы его узнавали на картине, но при этом должен нравиться заказчику, то есть физические недостатки изображать нельзя. Как же нарисовать падишаха в этих условиях?

 Помощником при решении нестандартных задач является инструмент под названием МАТХЭМ. МАТХЭМ – это аббревиатура перечисления названий подсказок, полей, которые помогут нам найти решение задачи.

М – механическое,

А – акустическое, Т - тепловое,

Х – химическое,

ЭМ – электромагнитное.

Покажу, как это работает на практике при решении задачи о выставке экзотических бабочек, которые свободно летают по павильону, садятся на посетителей. Но существует проблема: бабочки вылетают из павильона, как только кто-то из посетителей забывает закрыть дверь. На двери висит большая табличка «Закрывайте дверь». Но время от времени посетители забывают это сделать, и бабочки вылетают. Администрация не решила проблему. Просим ребят найти решение. (Задача изобретательская, отвечает на вопрос как?)

Пробежавшись по МАТХЭМ, можно найти несколько решений.

Механическое – это какая-то преграда, которую посетитель сможет преодолеть, а бабочка нет. Например, штора из бусин.

Акустическое (звуковое) – расположить на выходе источник звука, который неприятен для бабочек, а человеку неслышен.

Тепловое – сделать температуру на выходе при помощи завесы ниже, чем в павильоне, а бабочки тропические, они в холод не полетят.

Химическое – запах. Есть запахи, а у бабочек обоняние гораздо тоньше, чем у человека, которые бабочкам неприятны, а посетителями вовсе не ощущаются. Поместив источник такого запаха над дверью, можно добиться того, что бабочки в сторону двери не полетят.

Электромагнитное – свет - это электромагнитная волна, и можно поиграть светом. Сделать перед входом затемненный коридор, и бабочки в темноту не полетят.

Т.о., пробежавшись по МАТХЭМ, мы тут же нашли несколько идей, причем совершенно не напрягаясь.  

Ну и последний на сегодня, самый продолжительный по времени инструмент – метод Пуанкаре.

Жюль Анри Пуанкаре (1854 – 1912) – французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава Парижской академии наук, член Французской академии и ещѐ более 30 академий мира, иностранный членкорреспондент Петербургской академии наук (1895). Историки причисляют Анри Пуанкаре к величайшим математикам всех времѐн. Он считается, наряду с Гильбертом, последним математиком-универсалом, учѐным, способным охватить все математические результаты своего времени. Его перу принадлежат более 500 статей и книг.

Автор метода Грэхем Уоллес, американский психолог и социолог,  изучал идеи Пуанкаре и описал процесс творчества с помощью своей теории.

Цель метода: помощь в создании сложной системы, в научных исследованиях и в творческом поиске, когда не хватает вдохновения и решение не получается найти, несмотря на проделанную работу.

Творческое мышление проходит несколько стадий.

1.                 Период подготовки. Перед человеком встает определенная проблема или потребность, и он, возможно даже отчаявшись, пытается ее решить, но не может.

2.                 Период инкубации. Человек, часто уже обессилев, откладывает решение проблемы и занимается другими делами.

3.                 Этап озарения. Сознание человека получает необходимый отдых, разрядку, но в то же время подсознание не забывает проблему, и вдруг человек находит, как правило, совершенно неожиданно, возможное решение загадки.

4.                 Верификация. Идею надо правильно оценить, довести до ума и решить технические вопросы, что и является компетенцией последнего этапа – верификации.

Классический пример работы метода Пуанкаре - история Архимеда и его известного выражения «Эврика!»

Этап 1 – подготовка. Согласно легенде, пересказанной Витрувием в трактате «Об архитектуре», сиракузский царь Гиерон II подозревал своего ювелира в обмане при изготовлении золотой короны. Он поручил Архимеду открыть обман и доказать, что корона не из чистого золота (часть которого мастер якобы присвоил), а из сплава золота и серебра.

Этап 2 – инкубация. Архимед долго бился над решением предложенной задачи. У него ничего не получалось придумать. Он даже было отчаялся.

Этап 3 – озарение. Решение (гипотеза) пришло к Архимеду случайно во время купания, когда при его погружении в ванну вода начала выливаться на пол.

Этап 4 – верификация. От своего открытия Архимед пришѐл в такой восторг, что голый с криками: «Эврика!» побежал из купальни домой, чтобы испробовать свою теорию. Затем он продемонстрировал опыт перед Гиероном, погрузив в воду корону и золотой слиток того же веса. Корона вытеснила больше воды, а это означало, что часть золота была заменена серебром, которое по весу легче, но имеет больший объѐм. «Эврика!» (греч. εὕρηκα или ηὕρηκα, букв. «нашѐл!») – легендарное восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона («Всякое тело при погружении в жидкость теряет в своѐм весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость»), ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи.

Работает этот метод при соблюдении нескольких принципов:

Принцип 1. Творческая задача должна быть сформулирована. Мы не можем решать что-то в стиле «Я хочу придумать что-то эдакое и новое». Нужно понимать, с какой проблемой вы боретесь.

Принцип 2. Муза и озарение не приходят без подготовки и изучения. Как говорил Томас Эдисон: «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота».

Принцип 3. Важен отдых и сон. В это время в мозгу оптимизируются нейронные связи. Кстати, не исключено, что под этим даже есть кое-какая научная основа. Современные исследования выявили, что в разные стадии сна наш мозг обрабатывает и оптимизирует информацию, которую мы получили в период бодрствования.

Принцип 4. Каждый этап важен. Очень сложно переходить к каждому следующему этапу, если предыдущий не выполнен. Результата, скорее всего, не будет.

Принцип 5. Озарение редко приходит в процессе подготовки и изучения. В этот момент работает аналитическое мышление, а творчество происходит на другом этапе.

Это лишь малая толика инструментов ТРИЗ. Как помните, их 40.  Несмотря на то, что данная методика изначально предназначалась для решения технических задач, она нашла широкое применение и в других сферах. С ее помощью можно отыскать нестандартные решения стандартных проблем. По сути, каждый человек ежедневно реализует приемы и принципы ТРИЗ, но просто не знает этого. 

            

 

 

 

 

  

 

 

Литература 1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76, [4] с.

2.     ФГБНУ      «Институт стратегии   развития     образования        РАО» http://skiv.instrao.ru/ 

3.     Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 13-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. — 112 с. 4.  Груздова,  И.В.  Творческое  развитие  младшего  школьника:  электронное  учеб.-метод.  пособие  /  И.В.  Груздова.  –  Тольятти:  Изд-во  ТГУ,  2019. 

 

  

 

 

 

 

 

 

Инструменты ТРИЗ как средство развития креативности учащихся начальной школы

Инструменты ТРИЗ как средство развития креативности учащихся начальной школы

Создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов

Создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов

Лента Веревковна • Бумага

Лента Веревковна • Бумага

Как же нарисовать падишаха в этих условиях?

Как же нарисовать падишаха в этих условиях?

Электромагнитное – свет - это электромагнитная волна, и можно поиграть светом

Электромагнитное – свет - это электромагнитная волна, и можно поиграть светом

Верификация. Идею надо правильно оценить, довести до ума и решить технические вопросы, что и является компетенцией последнего этапа – верификации

Верификация. Идею надо правильно оценить, довести до ума и решить технические вопросы, что и является компетенцией последнего этапа – верификации

Принцип 2. Муза и озарение не приходят без подготовки и изучения

Принцип 2. Муза и озарение не приходят без подготовки и изучения

М. А. Пинская, А. М. Михайлова

М. А. Пинская, А. М. Михайлова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022