Интегративное профессионально-ориентирующее пространство как условие сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Интегративное профессионально-ориентирующее пространство как условие сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
03.03.2020
Интегративное профессионально-ориентирующее пространство как условие сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ.docx

Интегративное профессионально-ориентирующее пространство как условие

сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

 

РУСЕЦКАЯ Н.С.,

заместитель директора по НМР

ОГБПОУ «Ульяновский техникум питания и торговли

 

Перед образовательными организациями профессионального образования Правительством РФ и Министерством образования и науки РФ поставлена глобальная задача- обеспечить рынок труда высококвалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. Следовательно профессиональные образовательные организации заинтересованы, не столько в количестве поступающих абитуриентов, сколько в качестве, ведь именно профессионально ориентированные обучающиеся смогут стать чемпионами в  своей профессии  и высококвалифицированными специалистами.

Коллектив техникума осуществляя свою деятельность в рамках областной программы развития инновационных процессов по проблеме «Организационно-педагогические условия сопровождения профессионального самоопределения обучающихся  в условиях непрерывного образования» проделал огромную работу по созданию интегративное профессионально-ориентирующего пространства для обучающихся общеобразовательных организаций г. Ульяновска.

Для осуществления деятельности в данном направлении педагогами разработан комплект методических материалов: во-первых была создана  Программа профориентационной деятельности на период 2016-2020 годы - документ, представляющий стратегию и тактику организации профориентационной работы техникума. Задача программы образование  нормативно-правового, организационно-управленческого обеспечения и социального партнерства с образовательными организациями общего образования, с предприятиями малого бизнеса г. Ульяновска, а также  создание интегративного пространства «практик» профессиональных проб, которое позволит «окунуться» подросткам в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках.

С целью  организации профессиональных испытаний, или профессиональных проверок, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющих завершенный вид, способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии разработано Положение о профессиональной пробе учащихся,. Поскольку реализация практикоориентированных форм сопровождения профессионального выбора требует погружения обучающегося в реальный профессиональный контекст, то как правило не может осуществляться непосредственно в общеобразовательных организациях и соответственно требует социального партнерства школы и профессиональной образовательной организации.

Для реализации практик профессиональных проб организована профессионально-ориентированная площадка на базе техникума по профессиям повар, кондитер, официант, бармен, продавец, кассир,  и специальностям среднего профессионального образования –товароведение потребительских товаров , технология продукции общественного питания.

В результате прохождения профессиональных проб учащиеся смогут попробовать свои силы в профессиях разных сфер деятельности, понять, к какому виду у них имеются склонности, интересы и предпочтения.

На основе методических рекомендаций по разработке и содержанию программ профессиональных проб по профессиям и специальностям ОГБПОУ УТПиТ создана Рабочая программа предмета «Основы профессионального становления». Обучение осуществляется посредством сетевой формы, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися программы с использованием ресурсов техникума в общеобразовательных организациях  в рамках плана внеурочной деятельности школы по  общеинтеллектуальному  направлению развития личности. Сетевое взаимодействие осуществляется на основании договора о сотрудничестве. Рабочая программа включает программы профессиональных проб по профессиям «Повар», «Кондитер», «Официант», «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Контролер-кассир». Курс изучения данной авторской программы рассчитан на учащихся общеобразовательных школ: первый модуль для учащихся 8 классов, второй – для учащихся 9 классов.  Данная программа составлена с учётом дидактических принципов обучения и возрастных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 34 часа в год, периодичность занятий – 1 час в неделю. Цель программы: формирование представлений, необходимых для принятия осознанного решения относительно выбора или отказа от получения профессии. Задачи программы: познакомить учащихся со спецификой профессии; дать попробовать себя в типичных для данной профессии видах деятельности (освоить на практике некоторые приемы). Программа каждой профессиональной пробы по профессии представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных тематических практикоориентированных занятий по профессии. Предложено   несколько вариантов тематических планов для расширения возможности выбора образовательных учреждений в зависимости от их потребностей и условий организации образовательного процесса. Был   организован цикл встреч с представителями

 Представив в Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения г. Ульяновска программу, заключили договора о сотрудничестве со школами № 56,15,6, гимназиями № 1,2,3, определив основные направления сотрудничества: реализация совместных профориентационных мероприятий, нацеленных на популяризацию рабочих профессий и специальностей, развитие системы непрерывного образования «школа-техникум»; обеспечение условий для функционирования образовательного комплекса непрерывного обучения, в том числе совместное использование материально-технической базы; обмен опытом между сторонами в области сопровождения профессионального самоопределения: методик проведения занятий; используемых образовательных технологий; опытом проведения исследовательской работы по направлениям, представляющим взаимный интерес; реализация совместных проектов, семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий и др. Сотрудничество предполагается осуществлять в соответствии с планом совместной деятельности, утвержденным на учебный год, в котором оговаривается проведение профессиональных проб. Профессиональные пробы проводятся в форме мастер-классов, практических и лабораторных  занятий, синквейна, дизайн-бюро, творческих заданий, телекоммуникационного проекта, встреч с представителями профессий, перекрестной дискуссии, мини-исследований и других. В профессиональной пробе выделяется 3 этапа: подготовительный, практический, заключительный. На первом  этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. На втором этапе накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов.

Проба имеет диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств личности. Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, выполнение функциональных обязанностей профессионала. Освоение содержания курса  «Основы профессионального становления», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

-личностных: интерес к профессиям «Повар», «Кондитер», «Официант», «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Контролер-кассир»;готовность к продолжению образования в данной профессиональной деятельности; осознание значимости профессий для общества; готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения о профессиях; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру; способность ставить цели и строить жизненные планы.

-метапредметных: овладение мыслительными действиями, лежащими в основе профессиональной деятельности по профессиям «Повар», «Кондитер», «Официант», «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Контролер-кассир»;овладение предметно-логическими действиями, составляющими операционную основу профессиональной деятельности в указанных профессиях;освоение способа деятельности, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям обучающегося; способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

Новизна программы предмета «Основы профессионального становления» заключается в том, что общеобразовательные и профессиональные образовательные  организации выступают квалифицированными посредниками, конечная цель которых состоит в создании пространства, диалога и взаимодействия благополучателей профессионального самоопределения: обучающихся и работодателей. Не менее значимо введение в повседневную образовательную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге.

Практическая значимость программы определяется тем, что субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку проведение профессиональных проб не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие у школьников определенных компетенций.

 В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать педагогические условия: Подготовка преподавателя, мастера п/о к проведению занятий по профессиональным пробам. Преподаватель должен разработать содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения. Ознакомление школьников с требованиями, предъявляемыми профессией к работникам, и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы. Осуществление диагностического тестирования. Подбор тестов, их содержание и диагностическая ценность должны быть обоснованы и согласованы с психологами. Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования. Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в конкретной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

На заключительном этапе запланировано анкетирование с целью получить результаты, подведение итогов, коллективное обсуждение результатов, рефлексия. При подведении итогов выполнения этапов или пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации. По итогу прохождения профессиональных проб школьникам выдаются сертификаты.

Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательно-оценочного аспекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.

Разработка новой эффективной модели профориентационной работы, результатом которой будет создание симуляционных компьютерных игр по профессиям и специальностям двух профессиональных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия (студенты специальности «Программирование в компьютерных системах» и студенты специальности «Поварское и кондитерское дело»). Данная программа предусматривает синергию субъектов профориентационной деятельности в создании нового профориентационного продукта- симуляционных компьютерных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Профессии, реализуемые в техникуме, вошли в ТОП-50- в перечень наиболее востребованных и массовых профессий. В связи с этим каждой профессиональной образовательной организации необходимо выполнять следующие задачи: подготавливать и ежегодно увеличивать долю студентов– победителей региональных чемпионатов профессионального мастерства WSR, региональных этапов всероссийских олимпиад профессионального мастерства, ежегодно увеличивать долю студентов, получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills..


 

Интегративное профессионально-ориентирующее пространство как условие сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Интегративное профессионально-ориентирующее пространство как условие сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Сетевое взаимодействие осуществляется на основании договора о сотрудничестве

Сетевое взаимодействие осуществляется на основании договора о сотрудничестве

Повар», «Кондитер», «Официант» , «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Контролер-кассир»; готовность к продолжению образования в данной профессиональной деятельности; осознание значимости профессий для общества; готовность…

Повар», «Кондитер», «Официант» , «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Контролер-кассир»; готовность к продолжению образования в данной профессиональной деятельности; осознание значимости профессий для общества; готовность…

По итогу прохождения профессиональных проб школьникам выдаются сертификаты

По итогу прохождения профессиональных проб школьникам выдаются сертификаты

Профессии, реализуемые в техникуме, вошли в

Профессии, реализуемые в техникуме, вошли в
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей