Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Оценка 4.8
Лекции +1
doc
администрации +1
Взрослым
12.02.2017
Интеграция дает возможность, с одной стороны показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой - высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепления мотивации обучения.
Интегративное (синтезирующее) обучение – полипарадигмальное образование (традиционное, развивающее, личностно ориентированное) – построение образовательных практик на основе нескольких методологий реализует:
1.Органическую целостность образовательного процесса:
–Содержание («всеохватность» различных областей научного знания);
–Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, методов и форм обучения
–Присутствие в учебном процессе всех комплексов целостной деятельности; целеполагания, самоконтроля, коррекции.
2.Системность в комбинировании элементов различных концепций (выбор и инструментовке личностного подхода, научными основами и конкретной ситуацией).Материал для педагогов "Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми"
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми.doc
Интегративные курсы как способ работы с одаренными
детьми
Введение
На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является
создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро
меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к
внутреннему миру детей, их интересам, потребностям, развитие их способностей,
одаренности.
Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с
детьми, у которых способности разные. Как показывает практика, способности
могут быть разные, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.
Талантливые дети являются собой бесценное национальное достояние,
составляют тот ресурс, из которого рекрутируется интеллектуальная элита
общества. Очень трудно находить таких детей, выделять их, обеспечить им
соответственное образование и воспитание.
Традиционно принято ободрять материально и морально детей проявивших
особые способности в области культуры (музыкантов, танцовщиков, художников),
в области спорта, где результат виден сразу, сложнее состоит дело со
стимулированием в области науки. Талантливость в этой сфере не столь
очевидна, развивается медленно и появляется позднее. Поэтому к таким
одаренным, способным к упорному и напряженному умственному труду нужна
система их целевой подготовки, т. к способности расцветают только при
постоянном упражнении, при осмысленном их употреблении.
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к
организации образовательного процесса, дающего возможность развития и
реализации детских
определения индивидуального
образовательного «маршрута».
Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема
учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно
осуществлять до определенного предела. Например, обычная подготовка к
Олимпиаде это интенсивные лекции по истории, обществознанию, чтобы объять
необъятное, загрузить полезной информацией, чтобы выполнить набор заданий
требующих от участников специфической мыслительной деятельности. Задания
основаны на богатом культурном багаже, собранном в процессе чтения
художественных книг, просмотра исторических фильмов, знакомства с
произведениями живописи, изучение энциклопедических словарей и т.д. то есть
практически не представленном в школьных учебниках истории, обществознания.
Есть задания, основанные на материалах специальных исторических дисциплин:
геральдики, метрологии, нумизматики, сфрагистики и других. Есть задания,
способностей,
1 разработанные с использованием межпредметных связей с литературой, МХК,
географией, правом, политологией, социологией, экономикой и др.
Именно поэтому для работы с одаренными детьми и для повышения мотивации
к предмету других учащихся мной выбран интегративный подход в обучении.
Идея. Цель интегративного образования – формирование целостного видения
мира.
Интеграция дает возможность, с одной стороны показать учащимся «мир в
целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой
высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного
осуществления профильной дифференциации в обучении.
Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение
перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися,
подкрепления мотивации обучения.
Программа педагогических действий:
индивидуальных
1.Пропаганда научных знаний, повышение престижа образования.
2.Развитие интереса к научной деятельности
3.Приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего
количества школьников
4.Стимулирование развития разнообразных форм углубленного и
дополнительного образования
5.Выявление и поддержка одаренных, мотивированных детей. (диагностика)
6.Выявление одаренности на основе наблюдения,
собеседований, непосредственной практической деятельности, диагностик.
7.Раскрытие интересов и склонностей учащихся к научнопоисковой
деятельности, углубленная подготовка к ней.
8.Содействие самореализации одаренных детей и их профессионального
самоопределения
9.Сотрудничество педагогов и учащихся:
работа кружков
интеллектуальные игры по развитию познавательных интересов и творческих
способностей
через индивидуальную и групповую работу учащихся.
10. Построение учебного процесса от базового уровня «на уроке» с иерархией
пассивные участники процесса, активные исполнители, консультанты к
профильному уровню «вне урока» это «творцы», которые являются
участниками курсов по профилю, общества социологов, историков,
политологов и др., юными учеными (исследователями). (Приложение 1)
11.Обеспечение материальной образовательной базы. (библиотеки, видеотеки,
интерактивные разработки и т.д.)
12.Мотиринг, диагностика, анализ критерия успешности, коррекция работ с
детьми (Приложение 2)
2 Научное обоснование .
Интегративное (синтезирующее) обучение – полипарадигмальное образование
(традиционное, развивающее, личностно ориентированное) – построение
образовательных практик на основе нескольких методологий реализует:
1.Органическую целостность образовательного процесса:
–Содержание («всеохватность» различных областей научного знания);
–Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, методов и форм обучения
–Присутствие в учебном процессе всех комплексов целостной деятельности;
целеполагания, самоконтроля, коррекции.
2.Системность в комбинировании элементов различных концепций (выбор и
инструментовке личностного подхода, научными основами и конкретной
ситуацией).
Системообразующие идеи интегративного обучения:
1. Личностная направленность обучения (признание человека как такового –
педагога и учащегося – главной ценностью образовательного процесса;
развитие в процессе обучения всех его субъектов – и обучающихся, и
преподавателей;
личностное взаимодействие субъектов обучения).
Личностный подход не предполагает абсолютизацию индивидуальной
стратегии развития для каждого обучающегося, поэтому необходимо
развитие социальных качеств.
2. Формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов
деятельности (обеспечение усвоения системы знаний на уровне осознания
общей закономерности, общего принципа, обобщенного понятия; изучение
общих зависимостей, общих принципов; умение определять связь изучаемых
вопросов с другими темами курса; сочетание творчества и регламентации)
3. Приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (внешние и внутренние;
побуждающие, организующие, смыслообразующие).
4. Системность в обучении (осознание учащимися содержательно – логических
и структурно – функциональных связей внутри научной теории).
5. Проблемность обучения.
6. Рефлексия деятельности.
7. Диалогичность («Истина не рождается и не находится в голове отдельного
человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в
процессе их диалогического общения», по выражению М.М. Бахтина).
Таким образом, идея интегративного образования – одна из концептуальных
идей современной школы. Для успешной работы в этом направлении изучены
монографии ученых, которые исследовали тему интеграции в образовании, таких
как Д. Дьюи, П.П. Блонского, Н.А. Лошкарёвой, К.Ю. Колесина, В.Т. Фоменко и
других.
3 Основная часть
I Особенности организации содержания обучения
В своей практике использую четыре уровня интеграции:
1. Интеграция естественно – научной (с доминантой научного метода) и
гуманитарной культур (основана на интуитивном, внелогическом образном
мышлении) т.е используется иная логика построения курса.
Интегрированные курсы – та же учебная дисциплина, но составленная из
фрагментов разных предметов, с привлечением дополнительного содержания,
ранее не входившего в учебный процесс. Интегрированные курсы легко
вписываются в предметную систему обучения и не нарушают характер
деятельности: ведется предмет и дополнительно включается один или два
небольших интегрированных курса, которые расширяют его предметную область,
сближая её с образовательными областями других дисциплин.
Например, элективный курс «Происхождение и эволюция человека». В данном
курсе дисциплинируют два предмета (естественный и гуманитарный предметы):
история и биология, также включены антропология, археология, психология и
др.
Курс помогает подвигнуть учащихся на дискуссию об эре появления и развитии
человека – ноосфере. Оценить человечество как планетарную силу, не имеющую
аналогий, как беспрецедентное явление в истории Земли и жизни на ней.
Таким образом, этот уровень интеграции решает задачу: раскрыть социальную
значимость учебного материала, духовного потенциала предметов. (по
краеведению можно использовать этот вид интеграции (история, литература,
биология, география). Здесь дети знакомятся с живой и неживой природой
родного края, его культурой и историей. В душе ребёнка пробуждается чувство
ответственности за судьбу своей малой Родины, формируется экологическая
культура и т.д.
2. Интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки единых программ
формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе
обучения.
Задача этого уровня интеграции – усвоение фундаментальных идей,
концепций, которые являются основой формирования ценностных отношений к
окружающему миру, системное описание действительности на основе выделения
стержневых линий учебных курсов (любая предметная информация передается в
соответствии с логикой научного знания – факты, понятия, законы, теории).
История и обществознание – важная часть образовательной области культурного
опосредования деятельности. С этой точки зрения, главное предназначение
историкообществоведческого образования – способствовать формированию
4 общих условий и способов, посредством которых человек находит свое место в
обществе и место общества – в мировой культуре. У истории и у комплекса
обществоведческих наук один объект изучения – человек и общество. Каждый из
сегментов обществоведения раскрывает перед учеником линию отношений
«человек общество» в одной из четырех сфер жизни современного социума:
экономика – сфера производства; социальная система – сфера дифференциации
общества; политика – сфера управления; культура – духовная сфера. История
раскрывает картину общества в целом. Прямая цель обществоведения –
формирование у ученика обществоведческого подхода к общей картине мира.
Поэтому в программе учитывала решение обществоведческих и исторических
задач. На соответствующем историческом материале постепенно провожу
ознакомление с наиболее важными понятиями и явлениями из области экономики,
социологии и других сфер. Постепенно устанавливая связь и в обратном
направлении: объяснение исторических процессов при помощи терминологии
общественных наук. Таким образом, еще одной целью программы является
постепенное формирование через исторический материал базовых элементов
обществоведческого сегмента общей картины мира. В программе заложена
объединяющая цель исторического и обществоведческого образования
формировать принципиальные умения пользоваться знаниями историко
обществоведческой части общей картины мира для решения практических
жизненных задач. Иными словами, знания истории и обществоведения
необходимы для того, чтобы интегрировать в национальную и мировую культуру.
Программа формирует в сознании ученика общую картину мира в виде фактов.
При работе с каждым фактом дети учатся находить им место в общей картине
общества и его истории. Программа формирует картину мира в понятиях. Это
помогает овладеть историкообществоведческой частью общей картины мира в
виде системы абстрактных понятий и терминов. Каждое новое понятие обретает
свое место в единой системе из четырех сфер социума, а вместе составляет
единую концепцию: формирование у ученика открытого исторического
мышления, то есть восприятие всей картины в целом, с позиции развития, и чтобы
самого себя ребенок воспринимал как часть истории, как самоценное звено в
цепи предков и потомков. Эта программа помогает ученику овладеть
способностью воспринимать общественноисторические факты через призму
личной нравственной оценки, способствует формированию гуманистических
ценностей личности, создавая на конкретном учебном материале ситуацию
нравственного выбора. Предусмотрено развитие культурного, гражданского и
патриотического самоопределения, то есть ученик овладевает способностью
соотносить себя с определенной культурной традицией, занимать общественно
значимую позицию. Программа помогает ученику совершить два взаимосвязанных
шага.
Шаг первый – определиться с тем, какую культуру, систему ценностей, какое
общество (народ, государство) он будет считать своим.
5 Шаг второй – научиться воспринимать тех, кто сделал иной выбор. Не как
врагов, а как людей, с которыми можно интересно и с пользой
взаимодействовать). На уроках, на конкретном учебном материале создаются
ситуации культурно – мировоззренческого, гражданского или патриотического
выбора. В течение всего курса красной линией проходит использование
проблемного метода – моделирование пути научного познания.
Каждая новая тема начинается с постановки учебной проблемы. Поставленная
проблема в самом начале темы делает понятными последующие действия. От
одного смыслового фрагмента к другому решаем проблему. Работа в малых
группах позволяет исправить тот крен в сторону фронтального диалога учителя с
классом, который неизбежен при проблемном методе. Работа в малых группах
переводит диалог в сами группы, давая возможность каждому ученику
самореализоваться. Используется опережающее чтение параграфа. В процессе
разбора новой темы (решения проблемы) происходят повторные обращения к
тексту в поиске ответа на конкретные вопросы, для подтверждения или
опровержения гипотез возникших в связи с проблемой.
3. Интеграция за счет усиления практической направленности не только
конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации
горизонтальных структур, взаимосвязей учебных дисциплин.
Задача этого уровня овладение учащимися содержанием образования,
обеспечивающим его активную адаптацию в окружающем мире и возможностью
преобразования этого мира. Этому способствует:
–Обращение на уроке к субъектному опыту учащихся и осмысление этого
опыта ( учитель может помочь учащимся понять, что большинство научных
понятий и идей вытекают из практических нужд человека );
–Прикладная направленность образования, которая обеспечивается
посредством овладения школьниками технологическими знаниями и умениями
( особое место здесь занимают проектное, модульное обучение, организация
исследовательской работы на уроке и за её пределами).
Например, разработан курс «Право», который обеспечивает выход за рамки
учебника « Обществознание». Этот курс – интеграция базового, профильного и
дополнительного образования.
Учащиеся профильного направления,
обучающиеся по интегрированному курсу «Право», занимаются практической,
просветительской,
обучающей деятельностью по
избирательному праву среди учащихся, трудовых коллективов, населения.
Участвовали в предвыборной кампании по выборам депутатов в
Государственную Думу РФ. Совместно с Администрацией МО «Баргузинский
район» проводили районную акцию – Агитпоезд «Мы выбираем – нас выбирают»
по Баргузинскому району. Активные участники агитационной бригады были
награждены грамотами. Также участвовали в районном мероприятии: « Круглый
стол по избирательному праву». Это важно для активизации
правового
образования и выявления талантливой молодёжи.
пропагандистской,
6 4. Интеграция общенаучных методов познания (наблюдение, гипотеза,
эксперимент и др.).
Например, тема по обществознанию « Экологические проблемы
современности». Эти проблемы частями или в системном виде рассматриваются в
курсах биологии, химии, истории, обществознания. В ходе исследования в этой
темы использовались теоретические и эмпирические методы исследования,
применяемые в химии, экологии, ботанике. Была организована система
мониторинга и контроля за объектом в естественных условиях (на школьной
экологической тропе).
Также используется редкий в школьной практике пример интеграции – курс
латинского языка для гимназических классов. При составлении курса помимо
изучения самого языка предусмотрены в программе занятия, которые показывают
роль и значение латыни в современном мире. Эти занятия используются не только
в гимназических классах, но и в кружковой работе, где дети знакомятся с
латинскими терминами и понятиями, которые составляют 80% научной
терминологии, в том числе исторической и обществоведческой.
На одномдвух уроках истории при изучении источников беру тексты на
латинском языке. Дети со словарём переводят, например текст об убийстве Уота
Тайлера или о суде над Жанной Д, Арк. Эти документы сохранились на латыни и
дошли до нас из средних веков. На историческом кружке, при переводе латинских
текстов, дети узнают о культуре, быте и других областях жизни римлян.
Эта разработка носит прикладной характер. Латынь обогащает память
сведениями из области истории и других наук, является орудием научной
информации. На кружке дети делятся на юристов, врачей, историков, филологов,
химиков и изучают те латинские термины, которые пригодятся в этой профессии.
II Особенности организации учебнопознавательной деятельности
школьников.
1) Построение учебного процесса.
Учебный процесс разделён на два уровня: базовый ( на уроке) и профильный.(вне
урока).
На уроке выявляются пассивные, активные исполнители, консультанты.
Вне урока дети _ творцы занимаются на курсах по профилю, в историческом и
обществоведческом обществах. Это юные учёные – исследователи , которые
участвуют в олимпиадах, научнопрактических конференциях и др.
7 8 2) Интегрированные уроки проводятся в самых разных формах: семинары,
конференции, путешествия, суды и др.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их
организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая,
в свою очередь, имеет следующий вид:
–конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных
дисциплин;
–конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем,
имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
–создание на этой основе интегрированных тем, разделов и , наконец, курсов.
3) Концепция модернизации российского образования предполагает разработку
новой модели школы, в рамках которой одной из центральных проблем является
проблема оценивания учебных достижений школьников.
Актуальность изучения процесса оценивания имеет место всегда. Без обратной
связи управление любым процессом не может быть эффективным. Считаю, что
педагогике оценивать – это значит устанавливать степень, уровень, качество
взаимодействия педагога, его педагогических технологий с учащимися. В
9 результате взаимодействия появляется оценка (мнение об уровне), либо отметка
(цифра, количество баллов), или то и другое. успешность ребенка в образовании
определяем через оценку. Традиционная пятибалльная система оценивания не
дает полноценной картины и является малоинформативной. Под новым
качеством образования понимают: соответствие современным требованиям;
сформированность социальных компетенций; сформированность внутренней
мотивации познания; определенный уровень воспитанности; способность
адаптироваться в современных условиях. Основными критериями нового
качества образования является степень развитости личности, уровень её
обученности и воспитанности. Чтобы качество образования было достойным,
нужно обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный
материал воспринимается как лично значимый. Чтобы мотивация не снижалась, я
создаю школьникам ситуацию успешности, включаю их в ту деятельность, где они
могут проявить себя, почувствовать значимыми для других, поверить в себя,
испытать радость проявления собственной активности.
Считаю, что ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими
учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений
по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Для мотивации
и успешности детей учитываю их индивидуальные способности.
Поэтому провожу мониторинг с целью непрерывного наблюдения за ходом
учебновоспитательного процесса. Сформировала диагностики, позволяющие
отслеживать уровень достижения параметров, входящих в понятие «новое
качество образования». Изучаю и использую эффективные формы контроля и
оценивание уровня знаний учащихся. Провожу диагностику личности учащихся,
как необходимое условие управления качеством образования.
Создавая свою систему оценивания:
2.
1. Исходила от обратного, то есть, от недостатков существующей системы
характер;
оценивания таких как: оценивание носит субъективный
оценивание носит констатирующий характер; результаты фиксируются
эпизодически; полученные данные не всегда используются для коррекции
обучения, в том числе и индивидуального.
Прогнозировала важность мотивации; что отслеживать; какие возможные
результаты предполагаю получить; как можно выявить результаты; каковы
пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе
обучения целей.
Исходила от программного содержания и целей (приняв принцип «главное
не знания, а умения ими пользоваться» мы не можем рассматривать
содержание в отрыве от умений).
3.
Все учебные умения на уроках истории и обществознания можно разделить на
умения описательные и аналитические (осмысление исторических фактов). К
аналитическим умениям относятся умения по работе с учебной проблемой и
аналитикосинтетические умения. К описательным – хронологические, речевые,
10 текстологические. Этими умениями должны овладеть выпускники. На каждой из
ступеней обучения ученик лишь продвигается к овладению данными умениям.
Свою систему оценивания провожу на двух уровнях
1. Сложная развернутая диагностика для учителя, которая диагностирует
описательные и аналитикосинтетические умения каждого учащегося.
2. Для ученика, родителей и выставления итоговой отметки в журнал по
темам, разделам, текущего и итогового контроля. В ней диагностируются
знания каждого учащегося фактов, дат, исторических личностей, умение
работать с исторической картой и документами, участие в конференциях,
круглых столах, умение делать доклады, сообщения. Диагностирует
результаты контрольных работ. Всё это учитывается при подведении
итогов, средний бал выставляется в журнал.
Считаю, что эта система отвечает следующим требованиям:
1. Системность (в соответствии с целевыми установками)
2. Объективность. Результаты отражают реальное положение дел.
3. Информация об оценивании доступна, оперативна, достаточна для учителя,
ребенка и родителей.
Такая диагностика воспитывает системность, обязательность по отношению к
изучению предмета. Если клетка для отметки остается пустой, это означает
«незачет». Ребенок об этом знает и с помощью учителя или самостоятельно
исправляет это положение.
Так как я часто занимаюсь с детьми исследовательской работой, в своей
практике я отметила, что не все дети активно вовлекаются в эту деятельность.
Чтобы выяснить проблемы, мешающие им заниматься исследованием, провожу
тест «Сделать это мне . . . трудно . . , легко . . .»
В результате исследования проблем, мешающих заниматься исследовательской
работой, выступать перед аудиторией с защитой своей работы, представляется
возможным распределить учащихся по следующим группам «кому трудно
говорить перед классом», «пояснять чтолибо у доски» и другие.
школьным психологом. На уроках создаю условия комфорта, успеха и другое.
Также важно учитывать самооценку детей. Они могут придерживаться
высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и
оценок окружающих людей. Считаю достижения нового качества образования
возможным, но не быстрым, т.к. возникает много проблем которые требуют
решения научного и творческого поиска.
В своей учительской практике использую новые методы, формы и средства
обучения.
Проектный метод обучения в настоящее время все чаще рассматривают как
дидактическую систему реализации компетентностного образования, он всегда
Каждой группе рекомендуются коррекционные занятия, тренинги со
11 предполагает решение какойто проблемы, в процессе которой учащиеся
применяют полученные ими знания и умения на практике. Проектный метод
обучения я применяю в урочной и неурочной работе. Методика проведения таких
занятий различна как в течение учебного года, так и на повторительно–
обобщающих уроках отдельных тем, разделов, итогового повторения. Для этого в
рабочей программе планирую два – три урока. Например, я провожу уроки
итогового повторения в форме подготовки и защиты учащимися проектов.
Целью данных занятий является систематизация знаний по курсу с точки
зрения решения отдельных сквозных проблем.
С каждой группой проводятся консультации, рекомендуется литература,
контролируется этап работы. Защита проектов проходит в торжественной
обстановке, с приглашением учителей и учеников других классов. При защите
каждая группа объясняет свой выбор, докладывает основные этапы работы.
После выступления учащиеся других групп задают вопросы, рецензируют
защиту данной группы.
По «избирательному праву» учащиеся 11го класса защищают проекты. Каждая
группа работает с фрагментом большой темы, например, история избирательного
права; что такое выбор, выборы; принципы избирательного права; виды
избирательных систем и другое. Презентация проходит с использованием
компьютера.
Используется проблемный метод. Достоинство проблемного обучения:
1. развивает историческое мышление учащихся;
2. ориентирует на логическое познание истории;
3. прививает вкус к рассуждению, анализу явлений, поиску объяснений и
другое. Проблемное обучение хорошо сочетается с другими технологиями.
Методические приемы проблемного обучения, такие как проблемное
задание: изложение, эвристическая беседа, игровые проблемные ситуации.
В старших классах предлагаемые задания обладают информативностью.
Для решения познавательных зада пользуюсь методикой, предложенной
Лернером
И.Я. «Алгоритм решения познавательных задач». При
проблемном изложении не просто сообщаю факты, а рассуждаю, показываю
логику развития событий, задаю риторические вопросы, заставляю класс
сопереживать. Учащиеся вовлекаются в атмосферу научнодоказательного
поискового мышления.
Использую вопросительную форму заголовков на уроках со сложным
содержанием. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы,
создают проблемные ситуации, побуждают учеников следить за развитием
конфликта. Например, «Русь и Золотая Орда: зависимость или сотрудничество?»
(10 класс). Используя эвристическую беседу, отталкиваясь уже от известных
фактов, заставляю учащихся предполагать дальнейшее развитие событий. Этому
способствуют вопросы «Почему?», «Каков возможный выход из ситуации?» и так
далее. То есть воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого
процесса познания.
12 Применение игровых ситуаций использую на уроках судах. При изучении
Гражданской войны в 11 классе делю класс на «белых», «красных», «зеленых».
Разыгрываем проблемные ситуации. Опыт проведения
подобных уроков
показывает, что проблемная игра позволяет решить две важные задачи:
приобщить учащихся к искусству доказательного спора и сформировать умение
воссоздать образы прошлого. Использую исследовательскую работу как форму
проблемного обучения. Цель этого метода научить школьников самостоятельно
осуществлять процесс познания. Исследования включают в себя все этапы
поисковой деятельности: осознание проблемы, в случае необходимости
знакомство с дополнительной литературой и составление плана поиска:
наблюдение, обдумывание, рассуждение, доказательство, формулировка выводов.
Исследовательская работа может быть организованна для решения любой
проблемы. В ходе исследования учащиеся убеждаются в познаваемости мира и в
собственных возможностях. К исследованиям приучаю постепенно, переходя от
сравнительно простых заданий к более сложным. Результат исследовательской
работы может быть представлен в самой разнообразной форме: альбома,
реферата, проекта. Применять исследовательский метод следует учитывая
подготовленность класса.
Применяется также групповой метод обучения, главная особенность которого
в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. Смысл
групповой работы: приобретенный в специально созданной среде опыт (знания,
умения) человек сможет перенести во внешний мир и успешно использовать его.
Групповая форма обучения решает одну из основных задач – коммуникативно
развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения
внутри группы и за пределами ее. Групповая технология как коллективная
деятельность предполагает взаимное обогащение учащихся в группе; организацию
совместных действий; обмен способов действий для решения проблемы;
взаимопонимание; рефлексию и коррекцию. Одной из функций групповой формы
является оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы: решение
поставленных задач (учебных, поведенческих, психологических, педагогических).
На уроке каждая группа получает определенные задания (дифференцированное
или одинаковое) и выполняет. В группе учитывается и оценивается
индивидуальный вклад каждого члена группы. При групповой форме работы
реализуется принцип В.С. Дьяченко – «Все обучают каждого и каждый обучает
всех». В малых группах вырабатываются навыки сотрудничества, общения
застенчивых, предпочитающих отмалчиваться.
Этапы работы:
1. Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам и распределение внутри
групп, индивидуальное выполнение, обсуждение общего задания группы,
поведение итогов.
13 В заключительной части сообщения о результатах работы в группах, рефлексия,
общий вывод и дополнительная информация учителя. Групповая форма работы
целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ, при
изучении текстов, копии исторических документов, решении проблемных задач,
анализе и оценке исторических событий. Использую
формы групповой работы: групповой опрос, учебная встреча между классами
или группами в классе, диспут, деловая игра, нетрадиционные уроки: урок –
конференция, урокпутешествие, интегрированные. Значение использования
групповой формы, организации учебного процесса дает:
1. конкретному ученику:
а) становление активности,
б) развитие личности
2. малой группе:
а) развитие навыков общения
б) принятие нравственных норм и правил совместной деятельности
3. классу:
а) формирование класса как групповой общности
б) повышение познавательной активности класса
4. класс – учитель:
а) нестандартное отношение к организации образовательного процесса
б)формирование мотивационной готовности к межличностному
взаимодействию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование в педагогической практике интегративного подхода в
обучении на уроках истории, обществознания, права и внеурочных мероприятиях
даёт хорошие результаты достижений учащихся.
Это 2,3,4,5 места в Республиканских Олимпиадах по предметам; 2,3 места в
отрытой Олимпиаде «Созвездие»; 2,3 места в Республиканской научно –
практической конференции «Шаг в будущее» и др.
Это успешное прохождение ЕГЭ, поступление в престижные ВУЗы и дальнейшее
занятие наукой.
Это сознательное участие в волонтёрском движении.
14
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Интегративные курсы как способ работы с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.