2
Актуальность этой темы вытекает из Концепции современного образования и трактуется как одно из важных условий эффективности образовательного процесса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению.
Цель: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.
Задачи:
· обеспечивать высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
вовлекать каждого школьника в активный учебно-воспитательный процесс;
· создавать условия для поисковой и исследовательской деятельности, развивать практическое мышление; обеспечивать возможность самопознания;
· воспитывать культуру труда, коллективизм, человечность и милосердие, духовность, культуру поведения и бесконфликтного общения, бережное отношение к окружающему миру;
· сотрудничать с родителями и другими учреждениями, влияющими на интеллектуальное развитие детей и на их воспитание.
Добиться этой цели помогают интегрированные уроки.
Интегрированные уроки – объемная, многоуровневая, многомерная структура, позволяющая проектировать множественность видов искусства и использовать обширный материал из различных областей знания. Это выход учебных и педагогических проблем за рамки предметно-профессиональных, узкоизобразительных, искусствоведческих. Целенаправленная и систематическая работа интегрированного преподавания позволяет мыслить, создавать, действовать, формировать представление о мире как о целостной и гармоничной структуре.
Главным принципом интегрированных уроков является оптимизм и гуманизм.
Деятельность школьников на таких уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, обсуждение работ товарищей, результатов собственного, коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам…
Благодаря, интегрированному преподаванию, в сознании детей формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И мы, учителя, по-новому видим и раскрываем свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно - прикладного искусства. Для практических работ программа ИЗО предлагает: художественное проектирование различных инструментов и приспособлений, предметов быта; разработку проектов сувениров; и так далее, то есть то что, содержит раздел «Проект» программы технология.
Немало, взаимодополняющих, тем в разделе ИЗО: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Например; создание творческой композиции для вышивки с выбором любой техники вышивки, сочетанием различных приемов.
На уроках изобразительного искусства разрабатывается эскиз с последующим представлением на уроке технология.
На таких уроках существуют такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Для изобразительного искусства и технологии этими связующими полями можно считать в первую очередь искусство и культуру, развитие художественно - творческой деятельности детей.
Чтобы воплотить замысел интеграции, достичь поставленной цели, необходимо разработать соответствующую технологию обучения.
Основное звено всей работы - урок, который могут вести два учителя, но может и один. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, в постановке целей и задач, в подготовке занятий, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин.
С учетом того или иного распределения обязанности между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные; при этом используются все методы обучения - беседа, лекция, семинар, практикум, консультация.
Такой урок всегда имеет высокую эффективность и значимость.
Контрольные уроки по курсу проходят как защита творческих работ (проектов). Одно из обязательных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. Поэтому мы тратим достаточно много времени для обучения школьников методике и технике выполнения творческих работ, отбора материала и так далее.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший, учит ее находить».
А. Дистервег.
Приведем примеры интегрированного урока, который мы проводили (учитель изобразительного искусства и технологии).
Тема урока:
«БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ»
Орнамент - это музыка.
Ряды его линий в чудеснейших и
весьма тонких распределениях
похожи на мелодию
какой-то одной вечной песни.
С. Есенин
Цели: Обучающая - ознакомить с краткой историей возникновения орнамента, изучить виды орнаментов, научиться выполнять орнаменты и переводить их на бумагу и на ткань.
Развивающая – развивать эстетическое мышление; раскрывать творческие способности.
Воспитывающая – способствовать воспитанию вкуса, интереса к истории, хранить традиции.
Тип урока: Усвоение новых знаний; применение их при выполнении практической работы; экспертирование результатов.
Методы-обучения: Объяснительно - иллюстративный, поисковый, элементы проблемного изложения; практическая работа.
Оснащенность:
1. Карточки с ключевыми понятиями;
2. Виды орнаментов;
3. Материалы, инструменты, приспособления для показа техники перевода рисунка;
4. Карточки - эскизы.
Интеграция: изобразительное искусство, технология, история.
Ключевые компетенции:
· Способность выполнять несложный геометрический, растительный орнамент;
· Выполнять орнамент на листах в клетку для вышивки, вязания;
· Выполнять орнамент для лоскутной пластики, вышивки и тд..
Ход занятия:
1. Организационная часть;
2. Основная часть - исходная информация - познавательные сведения;
2.1 Учитель ИЗО: Беседа: Человек и природа;
- Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере украшения одежды, внутреннего убранства юрты, снаряжения коня, орудия производства.
- Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира.
- Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду, солнце, молнию, человека, дерево:
- линия
- солярные знаки
- символы плодородия
- спираль, меандр;
- астральные знаки, звезды.
2.2 Учитель технологии:
- Понятие композиции;
- Увеличение и уменьшение рисунка
- Способы перевода рисунка на бумагу
- Способы перевода рисунка на ткань
- Техника выполнения
3. Практическая работа
4. Итог урока
Предмет исследования: Символика бурятского орнамента
Объект исследования: Бурятский орнамент на предметах быта, одежде и украшениях
2. Основная часть: Учитель ИЗО: Беседа
Бурятия имеет давние традиции орнаментальное декоративное искусства. Все это входило в украшение одежды, внутренние убранство юрты, снаряжения коня, орудие производства. Бурятские мастера славиться искусными мастерами художественной обработки металла, вышивки, резьба по дереву, росписи. Сочетание узоров делает органическую связь и красоту ярких красок
Орнамент отражает гармонию окружающую природу Байкала и Забайкалья и его красочность узоров. Основные элементы узора - солнце, луна, облако и т.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном укладе, о природе, и о народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоко национален это сочетание графики и цвета .
Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер.
Ребята, самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские орнаменты это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного искусства. Лишь в 1988 году прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописи-пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.
В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты - узоры, основанные на повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана и благопожелания, им украшают многие вещи, мебель, одежду. Любой такой узор, как сложный, так и лаконичный, содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.
Мы с вами уже вспомнили, что орнамент как у бурятского народа, так и на Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.
Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.
Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз»
Основные группы орнамента
Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:
1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"
2. Растительные (листья, цветы, лотос…)
3. Зооморфные ( животные, птицы..)
4. Культовые
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.
Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п.
Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.
Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).
Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;
Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.
Культовый орнамент Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.
К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.
Символика цвета в орнаменте
- Как вы считаете, имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да).
- Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение).
Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.
Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.
Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.
Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли
Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.
Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.
Вывод делают учащиеся: Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает свое отношение к явлениям природы. Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.
В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру(солярные знаки: солнечные, знали Земли, Воды, Огня и др.) С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность.
Работа на доске: учащиеся подбирают карточку с видом орнамента и закрепляют в таблице.
2.2 Учитель технологии объясняет особенности композиции, способы перевода рисунка на бумагу, способы перевода рисунка на ткань, рассказывает об различных техниках выполнения.
3. Практическая работа:
Сегодня мы - мастера, и нам необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета Бурятского орнамента. Техника выполнения может быть разной, это работа красками (витраж, роспись), вышивка и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.