Это один из уроков, в ходе которых на основе интеграции экологических основ в химию происходит формирование у обучающихся метапредметных навыков, образующих систему исследовательской компетентности обучающихся: (видение проблемы; выдвижение гипотезы; способность классифицировать; наблюдение; овладение навыками проведения экспериментов; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; способность к рефлексии ).
интеграция экологии в химию.docx
Интеграция экологии в химию
Любой учитель хотел бы видеть своих учеников не только образованными
людьми, но и обладающими способностью легко приспосабливаться в
стремительно прогрессирующем мире.
Сегодня важно говорить о формировании метапредметных умений и навы
ков, которые являются результатом образовательной формы, в основе которой
лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и
принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Простейшим примером метапредметной компетенции обучающихся яв
ляется исследовательская, включающая в себя целый комплекс образовательных
компетенций, напрямую связанных с мыслительными, логическими, поисковыми,
творческими процессами познания обучающихся.
Формирование исследовательской компетенции, без овладения которой
невозможно, проникновение в глубины такой науки, как химия, или
формирование экологической грамотности обучающихся, без которой не
представляется возможным формирование гуманистически и нравственно
развитой личности.
Предлагаю рассмотреть реализацию вышеуказанной системы в ходе
урокаисследования по теме «Среда водных растворов» (11 класс, О.С.
Габриелян).
Одной из характеристик мотивационноличностного компонента ис
следовательской компетентности школьников является мотивация и познава
тельная активность.
В частности, изучение темы «Среда водных растворов» уместно начать с
проблемного вопроса: «Что общего между Древним Карфагеном и современной
Голландией?» Этот вопрос несколько обескураживает своей проти
воречивостью, а поэтому автоматически вызывает интерес со стороны воспи танников. В ходе обсуждения выясняется, что их объединяют экологические
проблемы.
Дискуссия плавно переходит к обсуждению экологических проблем
Саратовской области, в частности, проблемы питьевой воды.
Учащимся предлагается определить экологическое состояние образцов
воды из разных районов города. Выясняется, что сделать достоверные выводы о
чистоте воды они не могут, так как не обладают необходимыми знаниями и
навыками качественного анализа. Следовательно, возникает потребность в их
освоении мотивация к познанию и интерес к результату исследования,
порождающий творческую активность.
В ходе данного урока учитель не предоставляет ученикам новые знания,
он предлагает им добыть их самостоятельно в ходе лабораторных опытов,
работы со справочной литературой, сравнительного анализа полученных данных
с имеющимися показателями и т.д. То есть формируются следующие
метапредметные навыки самостоятельность в процессе познания, принятия
решений и их оценки.
Например, в ходе лабораторного опыта по изучению изменения окраски
индикаторов в разной среде раствора обучающиеся выявляют наиболее
оптимальные индикаторы для каждого вида: метиловый оранжевый для кислой
среды; фенолфталеин для щелочной. Далее они пытаются с помощью
указанных индикаторов определить среду выданных им образцов, но видимых
изменений не происходит, и группам предстоит предположить и обсудить свои
версии полученных результатов. 3
В дальнейшем учитель знакомит школьников с понятием «водородный
показатель» и объясняет действие универсального индикатора. Работа возоб
новляется, творческие группы могут изучить значение рН для каждого образца
воды и сделать выводы о ее среде. 2 Анализируя результаты по группам, школьники приходят к решению, что
и этих данных недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод о состоянии
воды, потому что они не знают экологических норм. Это выражение
рефлексивных способностей, что также является неотъемлемой составной
частью исследовательской компетенции.
Учитель предлагает добыть самостоятельно недостающую информацию в
справочной литературе.
В ходе лабораторного опыта составляется шкала значений рН для не
которых важных для человека растворов (соки, пот, кровь, напитки).
Школьники изучают санитарногигиенические нормы для питьевой воды и
делают вывод о пригодности образцов воды для использования человеком. 1
Но и здесь, на завершающем этапе исследования, обучающиеся вынуждены
признать, что дать достоверную характеристику экологического состояния
образцов они не могут.
Происходит «запрос в будущее». Ученики уходят с урока не
удовлетворенные новыми знаниями, потому что приобретенные знания и навыки
оказались не достаточными для ответа на интересующие их вопросы. А значит,
необходимо учиться дальше, глубже вникать в сущность химического анализа,
позволяющего познать окружающий мир.
Это один из уроков, в ходе которых на основе интеграции экологических
основ в химию происходит формирование у обучающихся метапредметных
навыков,
образующих систему исследовательской компетентности
обучающихся: (видение проблемы; выдвижение гипотезы; способность
классифицировать;
овладение навыками проведения
экспериментов; формулирование выводов и умозаключений; объяснение,
наблюдение;
доказательство и защита собственных идей; способность к рефлексии ).
Литература 1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 11 класс. Часть 2. –
М.: Дрофа, 2003. – С.121 – 135.
2. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для
учащихся. Часть 2. – М.: Просвещение,1975. – С.27 – 34.
3. Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта+, 2006. – С. 444 – 455.
Интеграция экологии в химию
Интеграция экологии в химию
Интеграция экологии в химию
Интеграция экологии в химию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.