Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
11 кл
07.03.2018
Конспект урока по теме неметаллы для учащихся 11 класса содержит полное изложение материала с подробным описанием этапов урока, времени, отводящегося на каждый этап, а так же полной деятельности учителя и учащихся. Эта тема учащимися уже изучалась ранее и поэтому, основная часть разработки направлена на то, чтобы ученики принимали активное участие в работе на урокеКонспект урока для 11 класса по теме "Неметаллы"
конспект неметаллы.docx
1. Тема урока: Неметаллы. Строение и химические свойства
Учебник: О. С. Габриелян. Химия 11 класс
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
2. Цель урока: обобщить полученные ранее знания по элементам неметаллам и их химическим свойствам.\
3. Задачи:
обучающие: 1. Систематизировать знания о положении элементов неметаллов в ПСХЭ и закономерностях изменения их свойств
2.систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения атомов неметаллов, простых веществ –
неметаллов
3. обобщить знания о химических свойствах неметаллов
развивающие: 1. формирование навыков изложения мыслей
2. Продолжать формирование познавательного интереса к предмету.
воспитательные: 1. учить быть дисциплинированным, внимательным при организации учебного труда
2. развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы
Оборудование: Кристаллические решетки
Этапы урока
Организационный
момент (3
минуты)
Методы
Беседа
Сообщение темы
и цели урока (3
минуты)
Рассказ с
элементами
беседы
Деятельность учителя
Приветствую учащихся, проверяю
посещаемость, отмечаю отсутствующих.
Проверяю готовность к уроку (наличие
учебников, тетрадей) Привожу учащихся в
рабочий настрой.
Итак, сегодня на уроке мы с вами
поговорим об элементах неметаллах. Эту
тему вы изучали ранее и она вам должна
быть знакома. Запишите пожалуйста тему
урока в тетради.
Нам с вами предстоит рассмотреть
следующие вопросы:
Деятельность ученика
Здороваются. Староста называет
отсутствующих
Примечания
Внимательно слушают, записывают
тему урока в тетрадь
На доске
написана тема
урока Создание
мотивации (3
минуты)
Беседа
Актуализация
опорных знаний
(17 минут)
Объяснение,
беседа
1. Положение неметаллов в ПСХЭ
2. Электронное строение
3. Двойственность положения водорода в
ПС
5. Типы кристаллических решеток и
химическая связь
4. Химические свойства неметаллов
Ребята, как вы думаете какое значение
неметаллы и их соединения имеют в жизни
общества?
Итак, как я уже и говорила, тему металлы
вы изучали ранее и нам с вами необходимо
лишь усовершенствовать и углубить наши
знания. Начнем мы с вами с рассмотрения
положения металлов в ПСХЭ.
1. Охарактеризуйте положение
химических элементов неметаллов в ПС.
Правильно, т.е. неметаллы расположены
справа и вверху от линии соединяющей бор
и астат.
Различные газы входят в состав
воздуха. Кислород является одной из
жизненно необходимых
составляющих.
Различные неметаллы содержаться в
клетках живых организмов,
применяются в медицине (например
I), природный газ метан необходим в
повседневной жизни и т. п.
Неметаллы находятся в правом
верхнем углу ПС.
ПСХЭ Д. И.
Менделеева. 2. Теперь поговорим с вами об
электронном строении элементов
неметаллов. Что вы можете сказать о
строении внешнего электронного уровня
этих элементов?
Хорошо, а каков же их атомный радиус по
сравнению с атомным радиусом металлов?
И соответственно, исходя из этого
неметаллы лучше удерживают свои
электроны и принимают электроны о
других атомов.
3. Давайте теперь разберемся с элементом
водородом. Наверняка, вы обращали
внимание на то, что в таблице Менделеева
водород записывают как в подгруппу
шелочных металлов, так и в подгруппу
галогенов. Как вы думаете чем же
обусловлена такая двойственность его
положения?
Правильно. Обратите внимания на 8
группу. В ней находятся благородные
(инертные) газы. Эти газы практически не
вступают в химические реакции. Это
обусловлено тем, что на внешнем
электронном уровне данных элементов
находится по 8 электронов, т. е. их
электронный слой полностью завершен. И
им энергетически невыгодно расставаться
отдавать свои электроны.
У неметаллов на внешнем
электронном слое, как правило, от 4
и более электронов
Отвечают на
вопросы.
У неметаллов атомный радиус
меньше чем у металлов
Высказывают свои
предположения
Наиболее распространенная степень
окисления водорода +1. Водороду
свойственна валентность, равная
единице. Так же как и у щелочных
металлов (Li, Na, К и др.) , у Н на
внешнем электронном слое один
электрон, с другой стороны, так же
как и элементам VII группы,
водороду не хватает одного
электрона до его завершения.
Свой единственный электрон
водород очень легко отдает, чем
похож на щелочные металлы.
С другой стороны, с неменьшим
удовольствием добавляет себе на s
орбиталь второй электрон, действуя,
как галоген. 4. Поговорим о закономерностях
изменения свойств элементов –
неметаллов. Скажите мне, пожалуйста, как
изменяются свойства элементов
принадлежащих одному периоду и одной
подгруппе? Правильно. Таким образом,
чем правее и выше стоит неметалл в
ПСХЭ, чем ярче выражены его
неметаллические свойства. Напоминаю так
же, что для количественной
характеристике неметаллических свойств
используют значение
электроотрицательностей элементов.
Максимальное значение
электроотрицательности имеет фтор (4) –
это самый неметалличный элемент,
элемент – окислитель. У остальных
неметаллов значения
электроотрицательности изменяется от 2
до 4., и в соответствии с этим неметаллы
расположены в ряд по изменению
электроотрицательности.
5.Все атомы неметаллы соединяются либо
по попарно H2, N2, Cl2, O2 и т. д., Либо
образуют молекулы из большего числа
атомов О3, Р4, S8, либо кристаллы атомного
строения Сn, Sin, Sen (где н ограничивается
лишь размерами кристалла. Исходя из
этого какой тип связи в молекулах
В периоде неметаллические свойства
элементов усиливаются слева
направо, в подгруппе снизу вверх.
Ковалентная неполярная
Записываю на
доске молекулы
образованные
атомами
неметаллов.
Записывают в
тетрадь тип связи
в молекулах неметаллов?
Типы кристаллических решеток элементов
неметаллов представлены атомной и
молекулярной кристаллической
решетками. Молекулярную
кристаллическую решетку имеет элемент
йод, атомная графит и алмаз.
По физическим свойствам неметаллы очень
разнообразны. Их агрегатное состояние
может быть как газообразным (Водород,
кислород, азот, Хлор и т. п.), так и жидким
(Бром) и твердым (Кремний, сера,
фосфор). Цветовой спектр так же весьма
разнообразен. Температуры плавления
лежат в очень широком интервале – от
3800 у графита и до – 210 у азота.
6. Химические свойства
Неметаллы ввиду своего строения могут
проявлять как окислительные так и
восстановительные свойства.
1. Окислительные свойства. Какие
вещества проявляют восстановительные
свойства по отношению к неметаллам?
Хорошо. Запишем уравнения химических
реакций:
1. Взаимодействие неМе с Ме
2Na + Cl2 = 2NaCl;
2Al + 3S = Al2S3
неметаллов.
Записывают в
тетрадь типы КР
Металлы, а так же неметаллы с
меньшей электроотрицательностью и
различные сложным соединениями
Записывают
химические
свойства и
уравнения
реакций в
соответствующую
таблицу. (Таблица
приложение 1) 2. Взаимодействие между собой
H2 + F2 = 2HF;
N2 + H2 = NH3
3.С некоторыми сложными веществами
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O,
2FeCl2 + Cl2 = 2 FeCl3.
3Сl2+ 6KOH = 5KCl + KClO3 +3 H2O
2. Восстановительные свойства
Фтор не проявляет восстановительных
свойств. По отношению к нему все
неметаллы проявляют восстановительные
свойства. Все неметаллы будут
восстановителями в реакциях с
кислородом (за исключением фтора)
4P + 5O2 = 2P2O5
S+ 3F2 = SF6
S+O2 = SO2
Наиболее сильные восстановительные
свойства имеют неметаллы стоящие в ряду
электроотрицательности далеко от фтора.
Вам уже известно что водород, углерод и
кремний хорошо восстаноавливают
металлы из их оксидов.
C + ZnO = Zn + CO(t)
H2 + CuO = Cu + H2O(t)
Si + 3H2O = H2SiO3 + 2H2 (при оч. Выс. Т)
Так же водород способен восстанавливать
альдеиды и кетоны до соответствующих
спиртов.
СН3СООН + Н2 = СН3СН2ОН
СН3СОСН3 +Н2 СН3СНОНСН3
Теперь закрепим наши знания и порешаем
Вторичное
3Сl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O закрепление
знаний и умений
(15 минут)
задачи.
Задача 1. Какую массу бертолетовой соли
(Хлората калия) можно получить из 6, 72 л
хлора (н. у.) при практическом выходе
продукта 75%.
Cl2 +2e = 2Cl 5
Cl2 +12OH 10e =2ClO3
+6H2O 1
+6H2O
6Cl2 +12OH = 10Cl +2ClO3
3Cl2 +6OH = 5Cl +ClO3
n(Cl2) = 6,72/22,4 = 0,3 моль
m(KClO3)т = 0,1*122,5 = 12,5 (г)
m(KClO3)п = 12,5 *0,75 = 9.2 (г)
+3H2O
m(Na2SiO3) = 400*0,1*0,2 = 88 (г)
2HCl + Na2SiO3 = 2NaCl + H2SiO3
n(Na2SiO3) = 88/122 = 0,72 (моль)
m(H2SiO3) = 0,72*78 = 56,2 (г)
Рассчитайте массу кремниевой кислоты
(принимая ее состав H2SiO3), полученной
при действии на раствор силиката натрия
объемом 400 мл с массовой долей 20%
(плотность раствора 1,1 г/мл) избытка
соляной кислоты
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели
элементы неметаллы. Их положение в ПС,
строение и химические свойства. Все
сегодня работали хорошо, активно
принимали участие в обсуждении. Всем
спасибо за урок. Надеюсь вам понравилось.
Запишите пожалуйста домашнее задание в
дневники. Параграф 21 Упраждения 1, 4, 6.
А так же знать все записи которые вы
сегодня сделали на уроке.
Записывают
домашнее задание
в дневник
Подведение
итогов (2 минуты)
Сообщение и
комментирование
домашнего
задания (2
минуты)
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Конспект урока "Неметаллы. Строение и химические свойства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.