Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе
Оценка 5

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Оценка 5
Документация +1
docx
библиотека
5 кл—8 кл
19.10.2018
Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе
В век информационных технологий и искусственного интеллекта проблема формирования коллективного и национального самосознания вышла на передний план и стала актуальным предметом исследования во всем мире. Ею заняты антропологи, историки, философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы. Перед педагогами все чаще встают вопрос: как ориентировать воспитание на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру? Как вернуть актуальность народным традициям, чтобы они вошли в душу, в сознание, в отношения людей? Через усвоение традиций интеграцию учебно-воспитательного процесса можно выявить определенные механизмы, способствующие созданию единой образовательно-развивающей среды на основе целостного взгляда на мир, сформировать ценностное отношение к наследию своего народа. Возрождение и развитие национальной культуры, связанные с переосмыслением прошлого, поиском общенациональной идеи, изменением ценностных ориентаций, нравственных устоев, активизацией этнических факторов, приобретают особое значение в воспитании детей и подростков.
конспект.docx
Методическая разработка «Интеграция фольклора  в учебно­образовательном процессе» Введение Содержание Глава I.  Исторические условия и особенности формирования          фольклора 1.1   Жанры и классификация фольклора, его значение в воспитании          детей . Глава II. Проблема самосознания в психологии. Особенности             самосознания. a. Взаимосвязь русских народных традиций с национальным                   самосознанием детей. Интеграция фольклора в учебно­образовательном процессе. b. Заключение Список литературы Приложение Введение «Начало искусства слова — в фольклоре...» Горький                                     В век информационных технологий и искусственного интеллекта проблема формирования коллективного и национального самосознания вышла на передний план и стала актуальным предметом исследования во всем мире. Ею заняты антропологи, социологи, историки, педагоги, искусствоведы. философы, психологи, Перед педагогами все чаще встают вопрос: как ориентировать воспитание на общечеловеческие ценности, 2 мировую и национальную духовную культуру? Как вернуть актуальность народным традициям, чтобы они вошли в душу, в сознание, в отношения людей? Через усвоение традиций интеграцию учебно-воспитательного процесса можно выявить определенные механизмы, способствующие созданию единой образовательно-развивающей среды на основе целостного взгляда на мир, сформировать ценностное отношение к наследию своего народа. Возрождение и развитие национальной культуры, связанные с переосмыслением прошлого, поиском общенациональной идеи, изменением ценностных ориентаций, нравственных устоев, активизацией этнических факторов, приобретают особое значение в воспитании детей и подростков. Определяющие, универсальные свойства фольклора, а также современное понимание сущности народных традиций лежат в основе комплексного подхода в приобщении детей к национальной русской культуре. При этом фольклор рассматривается как синкретическое целое, объединяющее слово, музыку, движение и самым естественным образом обеспечивающее интеграцию содержания учебно-воспитательного процесса. Традиционная русская культура, фольклор многими учеными и деятелями культуры трактуется как одна из форм проявления национального самосознания и, что особенно важно, как средство и механизм его стимулирования, как способ возвращения утраченных духовных ценностей, нравственно- эстетических норм поведения, межчеловеческих и меж поколенных отношений, уклада семейной и бытовой жизни. /http://www.school2100.ru/15.08.2012. 3 Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развитии творческих способностей, подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой,  говорящей  летописью   о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом   современности. Внедрение   элементов   фольклора   в   практику    музыкально­эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев  своего  народа  являются   важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой  художественной   культуры. Знание  музыкальной  культуры  своего  народа  позволит  осознать   специфику музыкального творчества и  культуру  других  народов.   Познания историко-культурных корней своего народа особенно необходимо детям, для того чтобы все лучшее из России перенесли в сегодняшний и завтрашний день. Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству,  интегрируя его в школьную практику как необходимое  средство формирования национального самосознания учащихся. Данные проблемные вопросы обусловили выбор направления нашего исследования:   как  фольклор  способствует формированию  национального самосознания у учащихся и как интегрировать фольклор в  школьной  практике?       Решение данной проблемы является целью нашего исследования.  Объект нашего исследования  – фольклор как способ формирования    национального самосознания. 4 Предмет  исследования  –  интеграция  фольклора в учебном  процессе. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:  Рассмотреть и изучить традиционный фольклор в общекультурном аспекте.   Выявить индивидуальные творческие способности. Охарактеризовать жанры музыкально-поэтического фольклора.  Развить национальное самосознание личности, как проявление общечеловеческих ценностей.  Приобщить детей к русской народной традицирнной культуре через участие в традиционных праздниках и обрядах. Национальное самосознание представляет сложное структурное образование,  включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная  самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к  развитию национального языка, культуры.  Глава I. Исторические условия и особенности формирования         фольклора Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и  обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи  народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.  Слово  фольклор  в  буквальном  переводе  с  английского  означает  народная мудрость.  Фольклор ­ это  создаваемая  народом  и  бытующая  в  народных  массах поэзия, в   которой он   отражает   свою   трудовую   деятельность, общественный   и бытовой   уклад,   знание     жизни,   природы,   культы     и     верования.     В     фольклоре 5 воплощены  воззрения, идеалы  и  стремления  народа, его  поэтическая  фантазия, богатейший   мир   мыслей, чувств, переживаний, протест против   эксплуатации   и гнета, мечты  о  справедливости  и  счастье. Это  устное, словесное  художественное творчество, которое  возникло  в  процессе  формирования  человеческой  речи.            Фольклор   поэтический   нельзя   рассматривать   изолированно   от   других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного   сценического   искусства  (мимика,   жест,  драматическое   действо  —  при исполнении не только так наз. «народной драмы» и драматизированных обрядов — свадебных,  похоронных,  земледельческих,   хороводов  и   игр,   но   и   при   сказывании былин,   сказок,   при   исполнении   песен),   хореографического   искусства   (народные танцы,   пляски,   хороводы),   музыкального   и   вокального   искусства.   Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным фольклором»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи   лингвистики,   без   изучения   того   диалекта,   говора,   на   котором   создаются данные устно­поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. фольклор, как   и   письменная   художественная   литература,   является   словесно   образным познанием,   отражением   общественной   действительности.   Но   создание   фольклора народными массами, условия его бытования, характер художественного творчества в докапиталистическую пору, когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого   фольклора   определили   известные   его   особенности   по   сравнению   с письменной   художественной   литературой.   Коллективное   начало,   анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции в фольклоре — все   это   откладывает   свой   отпечаток   и   обусловливает   известные   особенности   его изучения. Фольклор   –   источник   знаний   о   действительности,   о   человеке   и   средство формирования   важнейших   народных   понятий   о   добре   и   зле,   средство   познания родного   языка,   родной   речи   через   лучшие   образцы   народной   песни.   Фольклор 6 формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Слова   А. Н.  Толстого   очень  ярко  и   точно   отражают  суть  фольклора. Фольклор – это народное  творчество,  очень  нужное  и  важное  для  изучения народной  психологии  в  наши  дни.            Научный интерес к фольклору, национальным корням, истории народной  жизни возник еще в эпоху романтизма. В России активная работа по собиранию,  фиксации и изучению памятников народной культуры началась в первой половине  XIX в. Оформились различные школы и направления: мифологическая (Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер, А.Н.Афанасьев), сравнительно­историческая (А.Н.Веселовский),  историческая (В.Ф.Миллер, Н.С.Тихонравов, М.Забылин и другие). Одной из причин  интереса к фольклору Г.Ф.Фроловский считал пробуждение исторического  чувства ­ одного из самых характерных признаков культуры.  Середина XIX в. ­  период развертывания первых дискуссий славянофилов (К.С. и И.С.Аксаковых, И.В  и П.В.Киреевских, А.С.Хомякова) и западников (П.Я.Чаадаева, П.В.Анненкова,  И.С.Тургенева, К.Д.Кавелина и другие) о русской идее, русском характере, пути  исторического развития России, поиске содержания понятий «народ»,  «народность», «нация», «национальное своеобразие».         Активизация процессов осмысления народного искусства стимулировала  возникновение специальных исследований его истории. Возникает фольклористика,  появляются исследования русской мифологии. Разные науки на протяжении XIX в.  обращались к изучению народного искусства: история, филология, этнография,  искусствоведение (А.Н.Афанасьев, П.А.Бессонов, Ф.И.Буслаев, о. И.Вениаминов,  М.Забылин, П.В.Кириевский, А.А.Коринфский, П.ИЛкушин). Первые десятилетия  XX в. ознаменовались выходом фундаментальных трудов по изучению традиционной  народной культуры, которые внесли ясность в определение этих понятий (например,  разработки Д.К.Зеленина). Примечательно, что исследователи не ограничивались  освящением проблемы в рамках конкретных научных дисциплин, это вылилось в  7 осознание необходимости рассмотрения народного искусства в широком культурно­ историческом контексте.           Сегодня   можно   утверждать,   что   потребность   в   изучении   русской народности, характера и особенностей русского народа как нации, пластов народной культуры   способствовала   развертыванию   культурологических   исследований, окончательно   оформившихся   в   XX   в.   —   Н.А.Бердяева,   Н.Я.Данилевского, С.Д.Домникова, Ф.М.Достоевского, Н.ОЛосского, Б.А.Рыбакова, А.И.Солженицина, П.А.Флоренского,   А.С.Хомякова,   многих   других   исследователей   и   философов. Изучение   фольклора   было   продолжено   в   XX   в.   ­   М.М.Бахтиным,   Е.В.Гиппиус, В.Е.Гусевым, А.С.Каргиным, К.В.Квиткой, Э.В.Померанцевой, А.Потебней, В.Я.Проппом, Б.Н.Путиловым, К.В.Чистовым. В своих работах авторы рассматривали не только вопросы становления и развития фольклора, но и процессы его социального функционирования. Комплексному   изучению   культуры   русскоязычного   населения   Сибири посвящены   работы   ряда   исследователей   второй   половины   1920вв.   ­   Г.Миллера,   В.К.Андриевича, И.Фишера, Н.М.Ядринцева,   А.Новоселов,   И.Я.Неклепаева,   Г.Н.Потанина,   А.П.Щапова,   Х.МЛопарева,   С.Швецова,   М.Швецовой, А.А.Макаренко,   М.К.Азадовского,   Г.С.Виноградова,   М.М.Громыко,   Н.А.Миненко, Н.А.Томилова. Значительный вклад в исследовании фольклора Сибири был сделан фольклористами   и   музыковедами   ­   Ф.Ф.Болоневым,   Л.Н.Виноградовой, Н.В.Леоновой,   Т.ГЛеоновой,   М.Н.Мельниковым,   Мехнецовым,   Л.В.Новоселовой, Л.Е.Элиасовым, И.З.Ярневским. Теоретическая   база   исследования.   Основу   теоретического   исследования составили культурологические, философские работы Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, Н.Я.Данилевского, Д.СЛихачева, Х.Ортеги­и­Гассета, О.Шпенглера. Исследование в значительной мере опирается на ряд работ в области фольклористики: этнографии, этнокультуры,   этноистории,   сибиреведения:   зарубежных   —   К.Ф.Карьялайнена, Г.Ф.Миллера;   отечественных   ­   М.К.Азадовского,   Ф.Ф.Болонева,   В.Е.Гусева, 8 С.Д.Домникова,   М.Забылина,   А.С.Каргина,   К.В.Квитки,   А.М.Мехнецова, Ю.Миролюбова, Т.В.Поповой, Г.Н.Потанина, A.А.Потебни, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Б.А.Рыбакова, К.В.Чистова, B.М.Щурова.   Большое   методологическое   значение   в   определении отличительных черт сибирского фольклора имеют работы собирателей фольклора ­ А.В.Андрианова, А.В.Жилинской.   Н.А.Андриановой,   А.Н.Афанасьева,   В.Ф.Булгакова,           Фольклор     включает     в     себя     произведения,   передающие     основные важнейшие  представления  народа  о  главных  жизненных  ценностях: труде, семье, любви, общественном  долге, родине. На  этих  произведениях  воспитываются  наши дети  и сейчас. Знание  фольклора  может  дать  человеку  знание  о  русском  народе, и  в  конечном  итоге о самом  себе. В  фольклоре  первоначальный  текст  произведения почти  всегда  не  известен, так  как  не  известен  автор  произведения.  Текст  передается  из  уст  в  уста  и  до наших   дней   доходит   в   том   виде, в   котором   его   записали   писатели. Однако писатели  пересказывают  их  по  своему, чтобы  произведения  было  легко  читать  и понимать.   В   настоящее   время   выпущено   в   свет   очень   много   сборников, включающих  в  себя  один  или  сразу  несколько  жанров русского  фольклора. Это такие, например, как   «Былины» Л. Н. Толстого, «Русское   народное   поэтическое творчество» Т. М. Акимовой, «Русский   фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова,   «О   русском   фольклоре»   Э.   В.   Померанцевой,   «Народные   русские легенды»   и   «Народ–художник   :   миф,   фольклор,   литература»   А.   Н.   Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова. Жанры и классификация фольклора, его значение в воспитании детей. В процессе исторического развития наблюдается постепенное и естественное умирание традиционного фольклора. 9 Древнейшие формы русского фольклора – обряды и обрядовый фольклор, к которым относятся календарные праздники и обряды, ритуальные песни (колядки, масленичные, троицко- семицкие, купальские, жнивные и др.) и песни-заклинания (подблюдные песни, веснянки, егорьевские песни, хороводы и др.), заговоры, причитания, поэзия похоронного и свадебного обрядов. По мере формирования русского государства существенно расширяется жанровый репертуар русского фольклора. Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни, духовные стихи) и прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы). Более сложным является определение статуса народной баллады. В основе классификации эпических жанров лежит сюжетно-тематический принцип, что не отменяет и структурно-морфологических подходов в их рассмотрении. Подвиды суеверного рассказа – быличка (меморат) и бывальщина (фабулат). Потребность народа реагировать на исторические события, давать свою оценку тем или иным историческим лицам обусловили формирование эпических жанров крупной формы: былин и исторических песен. Былины делятся на циклы: Киевский (в центре богатыри-ратники Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Новгородский (былины о Садко, Василии Буслаеве), Брянские и Южнорусские. Более общее деление связано с магистральными сюжетами и идейными центрами каждой группы – архаические, героические, социально-бытовые. Исторические песни группируются по векам, и уже внутри каждого периода выделяются песни, связанные с конкретными историческими событиями: о монголо-татарском нашествии, Иване Грозном, эпохе Смуты, Скопине-Шуйском, Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачёве, Отечественной войне 1812г., Крымской войне и т.д. 10 Необрядовая лирика включает любовные, семейные, социально-бытовые, игровые, шуточные и сатирические песни, различающиеся также характером музыкально-ритмической организации: протяжные и частые. К наиболее поздним лирическим жанрам относятся народные романсы, разновидностью которых являются «жестокие романсы» (генетически близкие балладе), песни литературного склада (созданные на основе авторских произведений), песни-переделки (народные карикатуры, созданные на основе популярных песен). Народная драма представлена обрядовыми и необрядовыми театральными игрищами, кукольным театром (Петрушка, вертеп), раёшными комедиями и собственно драмой («Лодка», «Царь Максимилиан»). Уходя своими корнями в глубокую архаику, все жанры фольклорного театра предполагают ряженье, перевоплощения и надевание личин. Большинство театральных представлений и интермедий разыгрывалось в балагане или на площади во время больших народных праздников и ярмарок. Социальный статус жанров не определяется, однако острая социальная заострённость большинства из них объясняет довольно поздний период их формирования (театр Петрушки). Мировоззренческий дуализм, свойственный всему русскому фольклору, присутствует и в русском фольклорном театре. Для обрядового ряженья и игрищ зимних святок и Масленицы характерен антиклерикальный момент: пародийные «службы» (отпевания и венчания), сценки и скоморошины; в более сложных видах народного театра зимних святок выражается идея торжества христианства (вертепное представление «Смерть царя Ирода», драма «Царь Максимилиан»). Жанры русского фольклора функционируют в органичной связи с иными видами народного творчества: беседные игры, 11 пляски и хороводы представляют синтез поэтического или песенного текста, музыки и хореографии. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале 20 века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признав детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества, ученые-филологи занялись этим серьезно, обратив внимание, что дети обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, ребята не проговаривают, а напевают свои заклички, дразнилки, считалки и др. Знакомясь с детским музыкально-поэтическим творчеством, необходимо учитывать, что значение его функционально, утилитарное – оно призвано помочь интересней провести игру, организовать ее. В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры. Детское   творчество   основано   на   подражании,   которое   служит   важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.  Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание   и   придумывание   загадок   также   оказывает   влияние   на разностороннее   развитие   речи   детей.   Употребление   для   создания   в   загадке (приема метафорического   образа   различных   средств   выразительности   олицетворения,   использование   многозначности   слова,   определений,   эпитетов, 12 сравнений,   особой   ритмической   организации)   способствуют   формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки   обогащают   словарь   детей   за   счет   многозначности   слов,   помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.   Они   помогают   усвоить   звуковой   и   грамматический   строй   русской   речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Колыбельные   песни,   по   мнению   народа   –   спутник   детства.   Они   наряду   с другими   жанрами   заключают   в   себе   могучую   силу,   позволяющую   развивать   речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей. Распевание способствует развитию слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона, является систематической тренировкой голоса, укрепляющей основные навыки голосообразования, дыхания. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их   помощью   дети   учатся   четкому   и   звонкому   произношению,   проходят   школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".   Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.   В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму. Привить детям любовь к фольклору – это не только эстетическая, но и идейно – нравственная задача современной педагогики. Со временем интерес к народным корням и истории растёт, проблемы народной культуры становятся всё более актуальными. Всё чаще стали обращать внимание на воспитание в детях чувство патриотизма, гражданственности, 13 фольклористики русской музыкальной чувство собственного достоинства. Потому что возродить национальную жизнь своей Родины возможно только через возрождение, прежде всего её культуры. Познания историко-культурных корней своего народа особенно необходимо детям, для того чтобы всё лучшее из прошлого России перенести в сегодняшний и завтрашний день. Методика приобщения детей к народным традициям опирается на принципы народной педагогики, а произведения фольклора представлены в их этнографической подлинности и включают в себя учет традиционной последовательности действий в обучении детей основам народного эпоса, быта, рисунка пения и танца т.п. постоянное включение в занятия элементов творчества,   игровой   и   самостоятельной   деятельности;   обучение   посредством   аудио­ видеозаписей; перенимание элементов традиции друг у друга; гибкое применение способов разучивания произведений  от простого к сложному и наоборот. Глава II  Проблема самосознания в психологии. Особенности             самосознания.         Национальное самосознание— совокупность представлений, традиций и  понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту  общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной  целостности.            В психологии самосознание понимается как психический феномен,  осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого  представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом  называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по  отношению к ним субъект.                            Проблеме самосознания посвящено  немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования  14 сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г. , Божович Л.И., Выготского Л.С. , Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Чаматы П.Р.,  Чесноковой И.И., Шороховой Е.В. в общетеоретическом и методологическом  аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более  общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок,  их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования Розена Г.Я. о социальной  перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и  самопознания.           Связь возникновения и развития самосознания человека с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей служила и служит  отправной точкой для развития конкретных представлений о самосознании у многих  ученых самых различных методологических и философских ориентации, как  отечественных, так и зарубежных. Смысл этих общих представлений сводится к  тому, что ребенок становится полноправным представителем человеческой  общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями,  нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и  самооценивания. Это овладение (присвоение, усвоение, интериоризация, интроекция,  социализация) касается также и способов и форм самосознания. Культура   первоначально   не   выступает   для   ребенка   абстрактно,   она проявляется для него в конкретном общении, в живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий; она существует также в фильмах, книгах, других   формах   культуры.   Приобщаясь   к   конкретным   людям   в   конкретных отношениях   и   уподобляясь   им,   ребенок   в   то   же   время   приобщается   к   культуре вообще. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому,   приобщаясь   к   одним,   он   одновременно   и   дифференцируется   от   других людей. 15 Чеснокова И.И. предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится   на   себя.   Соответствующими   внутренними   приемами   самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой­то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического   внутреннего   приема   самопознания   указываются   самоанализ   и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией,   которую   он   реализует.   Оцениваются   и   сами   мотивы   с   точки   зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства. Функции самосознания: ∙ Самопознание – получение информации о себе. ∙ Эмоционально­ценностное отношение к себе. ∙ Саморегуляция поведения. Значение самосознания: ∙   Самосознание   способствует   достижению   внутренней   согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. ∙ Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. ∙ Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. Благодаря   самосознанию   человек   осознает   себя   как   индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только  для  других,  но  и  для  себя.  Основным   значение   самосознания,  по   мнению 16 Спиркина А.Г.,следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я». Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.   Осознание   себя   в   качестве   некоторого   устойчивого   объекта   предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Самосознание превращает ребенка в самобытную личность. Взаимосвязь русских народных традиций с национальным                   самосознанием детей.     В   современном   мире   человек   является   носителем   целого   набора идентичностей­культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является   этническая   идентичность.   Она   определяется   основными   базовыми психологическими   потребностями   личности:   в   безопасности   и   защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «Я» и уверенностью   в   себе.   Устойчивость   же   национальной   общности   зависит   от оптимальных   форм   сохранения   традиций.   Сохранение   позитивной   этнической идентичности  —  социально­психологический  механизм сохранения  самой русской культуры   в   целом.    На   русский   народ   выпала   историческая   миссия   не   только собирателя, но и охранителя территорий и русских традиций. Поэтому рассматривая национальное   самосознание   русских   необходимо   помнить   о   древних   традициях государственности русского народа.       Смысл   национальной   идеи   состоит   в   побуждении   воли   народа   к национальному   единству,   основанному   на   национальном   самосознании,   во   имя достижения целей, определяемых национальными интересами. Данная формулировка более всего отвечает сегодняшним ожиданиям общества и более других раскрывает 17 существо   этого   феномена:   национальная   идея   является   понятием   вариабельным, функцией   исторического   времени.   Цели   ее   могут   меняться   в   зависимости   от   экологической   и   политической   ситуаций, демографической,   духовной, переживаемых   нацией   на   различных   этапах   ее   развития.   Однако   при   этой вариабельности   фундаментальным   для   национальной   идеи   остается   национальное самосознание, в меньшей мере подвергаемое испытаниям времени. Поэтому   важнейшей   предпосылкой   преодоления   духовного   кризиса российского   общества   является   формирование   в   общественном   сознании национальной   идеи,   отвечающей   вызову   времени,   и   воспитание   национального самосознания   граждан   России   на   основе   традиционных   ценностей   российского этноса. Рассмотрев теоретические аспекты по формированию самосознания у детей, посредством знакомства с русской народной культурой можно сделать вывод о том, что   национальное   самосознание   складывается   из   самосознания   отдельных   людей данной   национальности   и   формируется,   в   свою   очередь,   соответствующей национальной средой. Самосознание отдельного человека не суть продукт ума, а суть продукт чувства. Что это означает? Это означает, что самосознание формируется не рационально­логически, не с помощью ума (в коре больших полушарий мозга), а в глубинах   сознания   и   даже   подсознания   (в   подкорковых   областях   мозга),   оно эмоционально   и   на   его   становление   влияет   множество   факторов   интуитивного   и чувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень ёмким словом душа. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации (то есть человек чувствует, но точно выразить не может). В связи с описанным механизмом большая   роль   в   формировании   самосознания   принадлежит   знакомству   детей   с русской народной культурой посредством специально разработанных занятий, как одному из наиболее информационно ёмких видов культуры.  Интеграция фольклора в учебно­образовательном процессе. 18 Сохранение,   возрождение   и   распространение   национальной   культуры   в   современных условиях обеспечивает традиционное комплексное восприятие слова, музыки, танца, прикладного искусства, помогает созданию атмосферы духовного общения и преемственности поколений. Формирование   чувства   национального   самосознания,   овладение   культурным   наследием прошлого, приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде осуществляется  через интегрирование   содержательных   компонентов   уроков   народного   хорового   пения,   народной хореографии, музыки, истории костюма.  В   течение   столетий   свято   «блюлись»   семейные   отношения   и   религиозные   установления, сопряженные       с элементами языческих верований.   Дети с самого раннего возраста принимали посильное   участие   в   трудовых   процессах.     А   на   праздниках   и   при   проведении   различных ритуальных действ       они могли быть чаще всего       в роли наблюдающих или присоединится к подросткам и взрослым.  Но у детей были и собственные обряды, игры, песни, которые органично вписывались во «взрослый» фольклор, составляя богатейшую картину народной культуры.        В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды   деятельности   (трудовую,   празднично­игровую   и   т.д.)   вместе   со взрослыми.   Семья   наряду   с   общиной   считалась   основным   воспитателем ребенка. Поэтому,   очень   важно   возродить   преемственность   поколений,   дать   детям   нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Восполнить эти пробелы поможет интеграция народного традиционного фольклора в учебный процесс, например, используются следующие формы работы:  Традиционные   игры,   забавы,   –   лапта,   чехарда,   перетягивание   каната, коршун,   воробей,   соревнования   кто   больше   знает   пословиц,   народных   примет, поговорок.   Беседы,   рассказы,   концерты   с   использованием   наглядного   материала   (игрушек, предметов   быта,   картинок)   на   темы:   «Откуда   хлеб   пришел?»,   «Ремесла   на   Руси»,   «История самовара», «В гости к бабушке», "Русский сарафан», «Роспись сапожка» и т.д.  Чтение   и   обсуждение   сказок   «Лиса   и   журавль»,   «Три   медведя»,   «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок — смоляной бочок» и др.   Малые   формы   фольклора   в   театрализованной   деятельности   (игры   – драматизации, концерты, праздники, чаепития). 19  Рассказ   о   русских   богатырях:   Илье   ­   Муромце,   Добрыне   Никитиче   и Алеше   Поповиче.   Рассматривание   иллюстрации     картины   Васнецова   «Богатыри». Чтение былин, просмотр мультфильмов, обсуждение, «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».   Участие   в   традиционных   обрядах   и   праздниках   (святки,   новый   год, рождество, масленица, троица, пасха)   Организация выставок ­ рисунков, поделок Посещение   музеев   народного   быта,   школьного   музея   «родного   края», библиотеки, театральных представлений.          Почти   все   формы   работы   с   материалами   русского   фольклора сопровождаются   беседами   о   нравственных   понятиях,   о   культуре   поведения,   о культуре своего народа.       Использование малых форм фольклора в формировании личности ребенка осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. С их   помощью   можно   решать   практически   все   задачи   по   формированию   личности ребенка. Также необходимо тесное взаимодействие с родителями, непосредственное их   участие   в   нем.   В   работе   с   родителями   используются   разные   формы   работы: индивидуальные   беседы,   памятки,   стендовые   методические   рекомендации,   папки­ передвижки, дни открытых дверей, родительские собрания, проведение праздников, развлечений,  театрализованных   представлений,  изготовление  атрибутов  к  сказкам, детско­родительские   выставки   поделок   и   рисунков,   привлечение   родителей   к оформлению развивающей среды группы.       В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве   основных   методов   рекомендуем   применять   драматизации   отдельных сюжетов по сказкам, игры­инсценировки шуточных диалогов; продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, пословиц, поговорок); прослушивание музыкальных   фольклорных   произведений.   Инициирование   творчества   в   передаче ярких   эмоциональных   характеристик   стимулирует   способность   самостоятельно 20 творить   художественный   образ.   Разнообразные   формы   работы   с   фольклором (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к нему, воспитывать личностные качества ребенка.   Для   того   чтобы   ребенок   имел   возможность   эффективно   творчески самореализоваться,   добиться   цели   он   должен   быть   вовлечен   в   деятельность, значимую   для   него.   Фольклор   ­   это   именно   то,   что   близко   по   духу   ребенку,   и использование   фольклорных   произведений   в   различной   деятельности   детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением. Результатами интеграции фольклора в воспитательно­образовательный процесс являются: ­ Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. ­ Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. ­   Знание   сказок   и   сказочных   героев,   умение   узнавать   их   в   произведениях изобразительного искусства. ­   Осмысленное   и   активное   участие   детей   в   русских   народных   праздниках (знание названия праздника, пение песен, исполнение частушек, чтение стихов). ­ Знание истории русского народного костюма, головных уборов. ­   Использование   атрибутов   русской   народной   культуры   в   самостоятельной деятельности. ­   Бережное   отношение   к   предметам   быта,   произведениям   народного творчества. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Заключение А.Н.Толстой Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать 21 детям   нравственные   устои,   патриотические   настроения,   которые   живы   в   людях   старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.  Традиционная   русская   культура   имеет   огромный   воспитательный   потенциал.   Она формирует   норму   в   отношениях   между   полами   и   между   поколениями.   От   сохранения традиционных ценностей народной культуры, от приобщения к ним молодежи зависит дальнейшее существование страны и российского народа в целом.            Нужно стремиться чтобы наши дети знали сказочных героев не только от братьев Гримм и Шарля Пьеро, но и из народного фольклора.  Подъем самосознания общества кроется в подъеме культурных ценностей, связи прошлого и будущего, укреплении семьи и самооценки личности.         Традиционный русский фольклор, зародившееся в глубокой древности, ­историческая основа   всей   мировой   художественной   культуры,   источник  национальных  художественных традиций, выразитель народного самосознания.  22

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе

Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018