Интеграция когнитивно-визуального и семиотического подхода в становления знаково-символической функции на уроках математики
Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
11 кл
12.09.2019
Интеграция когнитивно-визуального и семиотического подходов в становлении знаково-символической функции на уроках математики обусловлена следующими факторами: требования ФГОС предполагают развитие метапредметных умений, а знаково-символическая функция - одна из самых важных, кроме того изучение математики неразрывно связано с оперированием специальной символикой, что вызывает трудности у обучающихся.
статья.docx
Интеграция когнитивновизуального и семиотического подхода в
становления знаковосимволической функции на уроках математики
Котикова Я.А.
МБОУ «Гимназия №69»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования поставил на первое место в качестве главных результатов
образования не предметные, а личностные и метапредметные
универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.
Среди метапредметных УУД выделяют регулятивные, познавательные,
коммуникативные. Одними из важнейших, на наш взгляд, являются
знаковосимволические действия, к которым относятся умение создавать
модели, представление их в пространственнографической или знаково
символической форме и др. Математика играет здесь очень важную роль,
поскольку данный предмет является универсальным языком науки,
позволяющим описывать и изучать реальные процессы и явления.
Математика неразрывно связана с использованием в процессе изучения
понятий знаковосимволических средств. Различные науки имеют
собственные языки, имеющие свои особенности. Специальные языки
создаются для точного выражения мыслей, с целью исключить некоторые
особенности естественного языка, отмеченные Б.Расселом: многозначность
(синонимия и омонимия) выражений, нечеткую логическую структуру фраз,
скрывающую реальную логическую форму выражений, тесную связь с
психологическими ассоциациями []. Однако в реальности невозможно указать ни одной математической теории, которая была бы полностью
формализованной и не использовала естественный язык.
М.И.Башмаков, С.Н.Поздняков, Н.А.Резник выделяют три языка учебной
геометрический (наглядный,
знаковой информации:
вербальный,
визуальный), формульный (аналитический, символьный). К тому же в
процессе изучения математического материала учащимся необходимо
переходить от одной формы представления информации к другой, что
зачастую сопровождается трудностями. Одним из путей решения данной
проблемы, по нашему мнении заключается в использовании резервов
визуального мышления учащихся и его развитии. Это объясняется также
особенностями восприятия информации современными школьниками. Им
все труднее стало читать текст, анализировать, структурировать, выделять
главное.
Процесс обучения, построенный на основе когнитивновизуального подхода
предполагает конструирование визуальной учебной среды, основными
требованиями которой являются:
лаконичность представления информации;
точность воспроизведения ее структуры и элементов;
акценты на главные детали образов;
использование трех языков представления учебных знаний
(геометрического, формульного, словесного);
учет возможностей и индивидуальных особенностей в
восприятии визуальной информации.
Сложившийся образ должен отражать все необходимые элементы
абстрактного понятия: Однако, каждый элемент системы нам понятен, но вот для того, чтобы
установить связи между элементами необходимо действие семиозиса. В
семиотической функции человека можно выделить ряд составляющих:
различение двух планов (обозначаемое и обозначающее) и их
компонентов;
определение типа связи между ними;
умение анализировать знаковосимволические средства;
оперирование и преобразование знаковосимволических средств.
И, если некоторые знаки в математике имеют видимую связь с
понятием, такие, как параллельность и перпендикулярность прямых,
символ « ↑ » или « ↓ » в сочетании с обозначениями функции ( f↑ )
даёт представление о движении вверх, о возрастании, то наряду с ними есть
и такие, смысловую сторону которых обнаружить очень сложно. Одним из
1
0
y
таких понятий является производная функции. Штрих над знаком функции
символизирует операцию, производимую над ней, но это лишь операционная
0
сторона понятия. Чтобы выявить смысловую сторону понятия необходим
1
x анализ символической записи производной
. Хотя на первый
y
y
lim
x
x
0
взгляд, геометрический смысл производной совершенно отличается от
записи данного понятия в символической форме, но, с другой стороны,
понятие предела напоминает нам о процессе
стремления, что подсказывает связь с касательной, определяемой как
предельное положение секущей. На основе этого раскрывается идея
линеаризации – если функция дифференцируема в некоторой точке, то в
малой окрестности этой точки кривая может быть заменена отрезком
касательной, проведенной к графику функции в этой точке.
Таким образом, работа учителя в рамках данного подхода состоит в
том, чтобы подобрать систему рисунков так, чтобы ученик мог овладеть
смыслом изучаемого понятия, установить связи между различными
знаковыми формами, чтобы в процессе решения задач он мог переходить от
одной знаковой формы к другой.
Интеграция когнитивно-визуального и семиотического подхода в становления знаково-символической функции на уроках математики
Интеграция когнитивно-визуального и семиотического подхода в становления знаково-символической функции на уроках математики
Интеграция когнитивно-визуального и семиотического подхода в становления знаково-символической функции на уроках математики
Интеграция когнитивно-визуального и семиотического подхода в становления знаково-символической функции на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.