Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.
Оценка 4.6

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.05.2018
Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.
Статья "Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР" написана совместно учителем-логопедом Фомичевой Н.Н. ипедагогом-психологом Горюшкиной О.М. В статье описан опыт работы по внедрению медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР. Раскрываются различные варианты использования медиативных упражнений в работе специалистов службы сопровождения.
Интеграция медиативного подхода.docx
Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР. (из опыта работы) Горюшкина О.М. педагог­психолог,  Фомичева Н.Н., учитель­логопед, КГБОУ «Ачинская школа № 3», г. Ачинск Аннотация: В статье раскрыт опыт работы по внедрению медиативного подхода   в   сопровождение   детей   с   ЗПР.   Раскрываются   различные   варианты использования   медиативных   упражнений   в   работе   специалистов   службы сопровождения. Ключевые слова: медиация, медиативный подход, конфликт. В   рамках   реализации   важнейших   положений   Национальной   стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства   Российской   Федерации   от   15   октября   2012   г.   №   1916­р,   в образовательных   организациях   должны   быть   организованы   службы   школьной медиации,   обеспечивающие   защиту   прав   детей   и   создающие   условия   для формирования   безопасного   пространства,   равных   возможностей   и   защиты   их интересов.  В   сентябре   2017   года   в   нашем   образовательном   учреждении   создана служба школьной медиации. Цель работы службы школьной медиации: формирование благополучного, гуманного   и  безопасного   пространства  (среды)   для   полноценного   развития   и социализации   детей   и   подростков,   в   том   числе   при   возникновении   трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. Важным   этапам   в   работе   школьной   службы   медиации   является  Обучая   детей   умению   разрешать профилактика   конфликтных   ситуаций. конфликты   с   помощью   медиативного   подхода,   мы   учим   их   уважать   себя,   а также   ценить   и   принимать   другого.   Мы   способствуем   проявлению   у   детей чувства   собственного   достоинства,   а   также   воспитываем   ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Незрелость   эмоционально­волевой   сферы   детей   с   ЗПР   обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от   нормально   развивающихся   детей.   Отмечаются   проблемы   в   формировании нравственно­этической   сферы   ­   страдает   сфера   социальных   эмоций,   дети   не готовы к "эмоционально теплым" отношениями  со сверстниками, могут быть нарушены   эмоциональные   контакты   с   близкими   взрослыми,   дети   слабо ориентируются   в   нравственно­этических   нормах   поведения.   При   задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление   ­   формирование   самосознания,   самооценки,   системы   "Я".   В младшем   школьном   возрасте   такой   ребенок   безынициативен,   его   эмоции недостаточно   яркие,   он   не   умеет   выразить   свое   эмоциональное   состояние, затрудняется   в   понимании   состояний   других   людей.   Ребенок   не   может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения, наблюдаются частые проявления конфликтных ситуаций, как со сверстниками, так и с педагогами. Это способствует созданию неблагоприятного микроклимата в образовательном пространстве. Школьная медиация позволяет сохранить благоприятную атмосферу для всех участников образовательного процесса, создать условия для формирования культуры принятия и терпимости к различиям как к неотъемлемой части жизни. Изучив особенности медиативного подхода, мы увидели необходимость использования его при сопровождении детей с ЗПР. Сопровождением   детей   с   ЗПР,   в   нашей   школе,   занимаются:   педагог   ­   воспитатели,   учитель­дефектолог,   учитель, психолог,   учитель­логопед, родители.  Каждый   специалист   сопровождения   на   своих   занятиях   использует медиативные техники. На   коррекционно­развивающих   занятиях   с   педагогом­психологом использование медиативного подхода учит детей умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие   собственного   жизненного   сценария,   а   также   сознавая   силу   своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию,   умению   поставить   себя   на   место   другого,   быть   чутким   к страданиям   другого,   чувствовать   чужую   боль.   Это   те   высшие   ценности,   без которых человек не может быть и оставаться человеком. Такого результата мы добиваемся,   используя   в   работе   «Проигрывание   конфликтных   ситуаций». Основой   поэтапной   работы   данного   упражнения   являются   фазы   проведения медиации.  Этапы: 1.   Предварительный   этап   (знакомство   с   ситуацией,   с   тем   конфликтом, который произошел).  Слушаем, задаем вопросы. Даём высказаться – «выпустить пар». Помним о   цели   –   выяснить   причину,   увидеть   состояние   конфликтующих   сторон. Наблюдаем,   как   рассказывает   ребенок,   анализируем   невербальные   сигналы. Выявляем   проблему.   Определяем   порядок   проведения   открытого   диалога. Планируем фразы для открытого диалога. 2. Основной этап Объясняем,   зачем   собрались,   кратко   излагаем   проблему,   называя,   что будет в итоге встречи. Выслушиваем точки зрения детей, предлагаем рассказать о   случившемся   по   очереди.   Обобщаем   услышанное.   Проясняем   сложные моменты: задаем вопросы по ходу рассказа, разъясняя сторонам интересы друг друга, чувства из­за конфликта, устраняя неясности. Помогаем увидеть выход из ситуации. Обобщаем услышанное. Даем возможность  задать вопросы  друг другу. 3. Заключительный этап. Предлагаем обсудить варианты примирения, найти решение, приемлемое для обеих сторон.  Проводя указанную последовательность     переговоров,  педагог­психолог использует следующий инструментарий: ­Я­сообщение (о своих мыслях, чувствах, опасениях) Учащийся говорит о своих мыслях, своих переживаниях, проговаривает это вслух. Это тот случай, когда ребенок легко и охотно идет на контакт. ­Конкретизация обобщений (кто именно, что именно) Обычно   наши   дети   очень   сбивчиво   и   не   четко   рассказывают   о случившемся. При их рассказе их необходимо переспросить, кто именно и что именно делал и добиться от них полного рассказа уже с именами и действиями, даже если они используют помощь медиатора. ­Изменение высказываний (враждебно сформулированные, в нейтральные) ­Отражение «парафраз» (краткий безоценочный пересказ своими словами того, что произошло) ­Призыв к высказыванию (если молчит или плачет) Например: А что, Вас, так расстроило? А есть такой выход из этой ситуации, который бы Вас устроил? Вы хотите продолжить наш разговор? ­Вздорное предположение (если призыв не помогает) Это произошло, из­за Кати, потому что она ….. Мария Васильевна увидела вашу записку…. ­Конкретизация высказываний (например) Я хотел, чтобы меня не обижал Иван, тогда я не буду его обзывать и его родных. ­Смена ролей Ты ударил Петю, а если бы тебя ударили, да ещё и не заслужено ­Мозговая атака Это сразу, не давая опомниться собеседнику, задаем вопрос и на него же отвечаем. Вопросов должно быть 6­7, темп разговора быстрый. Общение – одно из основных условий развития обучающегося, важнейший фактор   формирования   личности,   а   также,   ведущий   вид   человеческой деятельности, направленной на познание и оценку самого себя через посредство других людей и литературных произведений. На коррекционных логопедических занятиях решается задача по обучению детей выражению своих чувств, с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;   по   закреплению   основ   нравственного   поведения   учащихся, представление о добре и зле, о необходимости уважения к старшим людям и сверстникам,   Детям   взаимопонимания   и   взаимопомощи.   доверия, прочитываются рассказы, подчёркивающие выше перечисленные качества. После прочтения задаются вопросы о чувствах и переживаниях героев произведения. Вопросы,   касающиеся   анализа   рассказа   или   сказки,   которые   связывались   с реальными условиями жизни детей. На   занятиях   мы   совместно   ищем   положительные   и   отрицательные моменты сложившейся в произведении ситуации, сравниваем, делаем выводы.  Особое внимание уделяется изучению и употреблению вежливых слов в процессе общения, это отрабатывается в различных жизненных ситуациях. Так же на занятиях использую медиативные упражнения.  «Интервью» Все участники делятся на пары и в течение 5 минут задают друг другу вопросы с целью узнать как можно больше о своем новом партнере и не просто имя, откуда он, где учится, хобби, но и что­нибудь необычное. Сначала один человек задает вопросы, затем по команде ведущего, позиции в паре меняются, и уже второй выступает в роли корреспондента. Необходимо подчеркнуть, что потом   надо   будет   представить   своего   собеседника   перед   всеми.   Когда участники   в   паре   возьмут   друг   у   друга   интервью,  начинается   представление своих собеседников. Представление осуществляется по кругу и включает в себя имя и ту информацию, которую ребята узнали друг о друге в интервью.  Благодаря использованию этого упражнения у детей активно развивается диалогическая   речь,   которая   побуждает   их   к   взаимодействию   «взрослый­ ребёнок», «ребёнок­ребёнок».  «Аквариум»   ­   форма   диалога,   когда   ребятам   предлагают   обсудить проблему «перед лицом общественности». Это упражнение заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием школьникам? Возможность  увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль. Проведённая   коррекционная   работа   по   развитию   коммуникативных навыков   на   логопедических   занятиях   дала   свои   положительные   результаты. Ученики с удовольствием включаются в диалог, ведут себя более уверенно в различных   ситуациях,   проявляют   внимание   друг   к   другу,   выслушивают собеседника, дополняют ответы и задают вопросы по теме. Одним из звеньев службы сопровождения является учитель­дефектолог. На   своих   коррекционно   ­   развивающих   занятиях   он   так   же   применяет медиативный подход.  Мотивационная деятельность учащихся с ЗПР имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными. Интеллектуальная задача,   непривлекательная   сама   по   себе,   под   действием   игрового   момента становится   интересной   для   младших   школьников   с   ЗПР.   Поэтому   при проведении   занятий   учитель­дефектолог   использует   следующие   медиативные упражнения. «Узнайте меня». Каждый из участников рисует свой портрет (как умеет, можно схематично, в виде шаржа). Затем все портреты вывешиваются на доску или выкладываются в центре группы и дети должны узнать, кто изображен на портретах. Объяснить по каким признакам удалось найти автора портрета. «Мы с тобой похожи тем, что...» Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний   и внешний. Количество   участников  в обоих  кругах  должно  быть одинаковым.   Участники   внешнего   круга   говорят   своим   партнерам   фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Участники   внутреннего   круга  отвечают:   «Мы   с   тобой   отличаемся   тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя   партнера.   Процедура   повторяется   до   тех   пор,   пока   каждый   участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. Игровая   деятельность   имеет   самостоятельное   значение   для   данной категории   детей,   для   них   важен   конечный   результат­выигрыш.   Данные медиативные упражнения помогают учащимся почувствовать себя успешными. Но   следует   не   забывать,   что   дети   с   ЗПР   плохо   относятся   к   своим неудачам, поэтому на коррекционных занятиях важно не делать замечаний, ведь всегда можно найти, за что похвалить ребёнка. Чтобы   в   свою   очередь   повысить   интерес   к   занятиям   необходимо использовать наглядные средства (реальные предметы, игрушки или картинки, серии   картинок,   фланелеграф,   мультимедийную   установку),   важно   и использование   музыки.  Вместе   всё   это   создаёт   благоприятный   фон,  который вызывает положительные эмоции, которые дети с ЗПР испытывают очень редко. Постоянными   участниками   сопровождения   детей   с   ЗПР   являются педагоги: учитель, воспитатель. Ежедневно им приходится разрешать различные конфликты   между   учащимися,   устанавливать   дружеские   взаимоотношения   в   Помогают   в   поиске   способов   самопознания, детском   коллективе. самосовершенствования личности ребенка. При разборе конфликтных событий, педагоги   обязаны   учитывать   не   только   свершившиеся   события,   но   и   их возможные варианты. В этом им помогают медиативные подходы.  В   рамках   внеклассной   деятельности   педагоги   знакомят   учеников   с техниками   эффективных   коммуникаций,   техниками   преодоления   барьеров   в общении,   используют   технику   переговоров.   Проигрывают   конфликтные ситуации, ищут различные варианты выхода из конфликта. Педагоги практикуют открытое обсуждение школьных проблем, а значит, учащиеся получают возможности вырабатывать своё мнение и предъявлять его, у   них   формируется   умения   слушать   и   слышать   других   —   те   главные коммуникативные   умения,   без   которых   невозможна   жизнь   в   современном обществе.   Педагоги   считают,   что   их   учащиеся   имеют   возможность   открыто высказать свое мнение. Обучение   медиативным   техникам   полезно   родителям,   потому   как помогает   им   наладить   общение   со   своими   детьми.   В   семье   часто   возникают конфликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Если члены семьи умеют отрефлексировать, осознать свои чувства, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт ­ проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует   коррекции   лишь   форма   их   общения.   Грамотные   с   точки   зрения медиативного   подхода   к   конфликту,   то   есть   умеющие   разобраться   в противостоянии   члены   семьи,   не   нуждаются   в   том,   чтобы   подвергать   свои чувства   испытаниям.  Семья   может   и   должна   оставаться   местом,  где   родные люди получают поддержку и понимание. Этому   способствуют   групповые   консультации   специалистов   школы,   на которых   родители   получают   теоретические   и   практические   знания   по медиативному подходу. Интеграция   медиативного   подхода   в   сопровождение   детей   с   ЗПР развивает навыки, важность которых в жизни сложно переоценить.  Во­первых, это навыки общения: понимание границ, контекста общения, понимание разницы между межличностными и объектными типами отношений и осознанное поддерживание именно межличностных отношений.  Во­вторых, личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в ситуациях   неопределенности   (генерировать   идеи,   анализировать   ситуации, принимать решения).  В–третьих,   использование оптимальных   стратегий   поведения   в   конфликте,   способность   видеть   в   навыки   урегулирования   конфликтов: конфликте возможности для решения проблем, лежащих в его основе. Список используемой литературы 1.   Е.Г.   Пригодич,   М.А.   Тукалова,   Н.А.   Никитина   «Интеграция   метода школьной   медиации   в   образовательное   пространство   школы»   ­   Красноярск, 2016. 2.   В.Б.   Никишина   «Практическая   психология   в   работе   с   детьми   с задержкой психического развития» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 3.   Е.Ю.   Коновалова   «Обучение   на   дому   детей   с   ограниченными возможностями здоровья» ­ Красноярск, 2009. 4. А.Ю. Коновалов «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство» ­ Москва, 2012. 5.   Н.Г.   Андреева   “Логопедические   занятия   по   развитию   связной   речи младших школьников” ­ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 6.   Л.Н.   Ефименкова   “Коррекция   устной   и   письменной   речи   учащихся начальных классов” ­ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 7.   Е.Д.   Шваб,   Н.П.   Пудикова   «Психологическая   поддержка   учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения» ­ Волгоград, 2008.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.

Интеграция медиативного подхода в сопровождение детей с ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018