Интеграция учебной работы и работы с родителями

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: "Береги честь смолоду". Цели: 1. Познакомить учащихся с повестью В. Железникого “Чучело”. 2. Воспитывать у учащихся такие качества, как порядочность, коллективизм, чувство ответственности. 3. Развивать память, внимание, мышление и речь учащихся. Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Война далеко позади. В тихом городе на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когда-то здесь были опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом”,- пишет автор. Много лет спустя бурей пронеслась империалистическая; волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское нашествие. А городок остался жив.
Иконка файла материала Интеграция учебной работы и работы с родителями.doc
Интеграция учебной работы и работы с родителями Тема: "Береги честь смолоду". Цели: 1. Познакомить учащихся с повестью В. Железникого “Чучело”. 2. Воспитывать у учащихся такие качества, как порядочность, коллективизм, чувство ответственности.  3. Развивать память, внимание, мышление и речь учащихся. Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Война далеко позади. В тихом городе на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когда­то здесь были  опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И Отечественная война 1812 года  задела городок своим острым углом”,­ пишет автор. Много лет спустя бурей пронеслась  империалистическая; волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское  нашествие. А городок остался жив. ­ Какие мысли и чувства вызывают в читателе первые страницы повести В. Железникого “Чучело”? (Симпатию.) На одном из холмов городка высится старинный дом уважаемой всеми горожанами в прошлом  многосемейной династии Бессольцевых. Старики умерли или смолоду погибли на войне, дом ослеп и  оглох, стоит с заколоченными дверями и окнами. Но возвратился на родину офицер в отставке Николай  Николаевич Бессольцев. 2. Беседа с учащимися. ­ Что думают о нем горожане? (Странный майор, прошел всю войну, не одну награду имеет, получает  хорошую пенсию, а ходит в заплатанном пальто.) ­ Как его дразнят озорные одноклассники Ленки? (Заплаточником.) ­ Почему? (Им неведомо, что всю свою пенсию Н.Н. тратил на покупку картин, написанных его предком,  крепостным крестьянином.) Он служит истории. Докажите примерами. (Святые люди приходили к тому,  что становились нищими.) ­ Посмотрите на произведение живописи (Образ старика.) ­ Как он одет? (Бедно.) Рассмотрите внимательно лицо старика. Что вы можете о нем сказать? (Глаза  живые, лицо задумчивое, этот человек богат духовно.) Покажите свои рисунки. ­ А нужны ли нам такие люди сейчас? ­ Почему? 3. Анализ повести совместно с актерскими сценами. ­ Что вносит в дом одинокого деда нежданно появившаяся Ленка? (Ласку и веселье.) Докажите  примерами из текста “Она засмеялась, и будто колокольчик звякнул и упал в траву”. ­ Посмотрите инсценировку и скажите, как одноклассники встречают Ленку? Сцена в классе. Почему?  Прочитайте описание внешности. Выводы. Лена­подросток, с длинными руками и торчащими на спине, как крылышки, лопатками, большим ртом,  двумя канатиками туго заплетенных кос, вызывает у некоторых ребят насмешки, а один бездумный  острослов встречает девочку в классе прозвищем Чучело (К Ленке прилипла эта кличка.) ­ А как мы встречаем, если к нам в класс придет новенький?­ Кто берет Ленку под защиту? (Димка Сомов.) ­ Что происходит с Ленкой? (Она влюбляется. Даже в мыслях она не произносит этого слова, но Димка  Сомов “какой­то весь таинственный, глаза синие­синие, а волосы белые, а лицо строгое, пленяет и  покоряет ее”. Первая любовь, ты благородна, прекрасна, говорит повесть В. Железникова, но тяжелое  испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела.) ­ Какое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела? (Задача: идти на урок или сбежать в кино?  Дух озорства и противоречия обуял шестиклассников, стерли объявление классной руководительницы и  умчались в кино. Прогул. Коллективный проступок строжайше наказан). ­ От кого же узнали, что именно они, шестиклассники, стерли с доски объявление руководительницы, а не кто­то другой. (Эй, ребята, признавайтесь, кто выдал? Молчание. Кто­то трусит признаться. В ребячьем  коллективе разыгрывается драма. На долю Ленки выпадает в ней тяжелая роль. Случайно она слышит,  как Димка рассказывает учительнице о виновниках происшедшего.) ­ Как меняется лицо Димки? (На глазах Ленки сереет от страха красивое лицо Димки Сомова.) ­ Что с ним стало? Ведь он не раз бывал смелым. А сейчас? (Глаза бегают, губы дрожат.) ­ Почему? ( Он страдает от страха.) ­ Что делает Ленка? (Она жалеет его; берет вину на себя.) ­ Как ведет себя Димка после того, когда узнает, что Ленка все знает? (Говорит, что не допустит, чтобы  ребята обрушили ярость и гнев на нее, говорит, что он тут же признается. Но не признается. Изменяет  дважды, трижды, навсегда. Непрощаемо.) ­ Почему? (Страх потерять прежний свой авторитет у ребят, жалкие попытки сохранить его во что бы то  ни стало, пусть даже внутренне презирая себя, победили в нем.) ­ Какая мысленная реакция возникает у Димки в момент разоблачения? (Ему становится мучительно  жаль себя, и в воображении его возникает мелодраматическая картина). Чтение отрывка из текста. ­ Как поступили одноклассники в тот момент, когда Ленка взяла вину на себя? (Выступили против нее  единым фронтом.) ­ А все ли сделали это из побуждения? Наказать предателя? (Нет. Многие сделали это из чувства  завистливой ревности, неосуществившейся надежды и, что самое странное, просто от скуки, из  любопытства, смешанного отчасти с низменным, животным наслаждением ­ травлей смешного и слабого  человека.) ­ Какая проблема с этим связана? (Так жить проще, спокойнее, безопаснее, наконец. Зачем  самостоятельно думать, рассуждать, если есть кто­то, кто решит за тебя и на кого при случае можно  переложить ответственность за случившееся. С этим связана глубоко волнующая писателя проблема  бездумного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе и эгоистически подавляющей  требовательности.) ­ Может ли такое произойти в реальной жизни? 4. Вывод. В повести Железникова есть жизненная правда. Что показывает Железников? (В. Железников показывает борьбу добра со злом, победу добра, победу чести и честности.) ­ Чему учит книга Железникова? (Честности, благородству). 5. Беседа для родителей. “Дом был как свеча”. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. А.А. Сухомлинский Теперь уже вряд ли кого придется убеждать в том, что именно в детстве закладывается очень многое из  того, что определит жизненный идеал человека. От того, с чем сталкивается ребенок в родном доме, чемуон там учится, зависит все его отношение к миру. В сегодняшней беседе хочу показать это на примере дома Бессольцевых из повести В. Железникова  “Чучело”, которую вы прочитали вместе с детьми. Сюжет повести как будто бы прост. Лене Бессольцевой, недавно приехавшей к дедушке в маленький  среднерусский городок, класс объявляет бойкот за “предательство” и начинает отчаянную травлю  доброй, открытой, доверчивой девочки. Ребята не знают, что не Лена, а ее друг Дима Сомов рассказал  учительнице о побеге класса с урока в кино. А, Дима, оказывается трусом. Пережив драму травли и  разочарования в друге, Лена вместе с дедушкой навсегда покидает городок на Оке. ­ Почему это произошло? Поэтичность этого городка, овеянного древними преданиями и одаренного красотой окружающей  природы, составляет фон школьной драмы и подчеркивает вторую сюжетную линию повести. Дедушка  Лены Н.Н. Бессольцев оставляет свои сокровища: наследственный дом с мезонином, который светил  городу своими окнами, “как свеча в непроглядной тьме”, и собрание портретов людей, обитавших  некогда на здешней земле,­ в дар горожанам, не понявшим, не принявшим и оскорбившим и его  единственную внучку, и его самого. Так переплетаются туго две истории: школьная, события которой  уместились в несколько дней, и семейно­историческая, уходящая в глубь истории. В повести четко просматриваются два противоборствующих друг другу ряда нравственных  представлений. Повесть и написана для того, чтобы показать, как и в чем мораль Бессольцевых  противостоит морали тех, кто сначала смеялся над причудами старика, тратившего всю свою военную  пенсию на картины, а потом гнался за его внучкой по улочкам городка с улюлюканьем “чу­че­ло!” Первый, “Бессольцевский”, ряд говорит о том, что каждый человек связан с прошлым своего народа и  вернейшим проводником этой связи служит искусство: говорит о восторге перед редкостными людьми, о  боли за чужую беду, о сострадании и необходимости милосердия к павшим, о жажде справедливости и  готовности “костер вытерпеть” ради того, чтобы остаться самим собой; наконец, просто о любви к  людям, какие бы они ни были... Второй ряд ­ его повести исповедует в разной степени немалое число героев­ настаивает на том, что люди всегда лопаются от зависти друг к другу, что “сила ­ это главное”, что предел мечтаний для человека,  “что бы он там ни заливал”, ­ “жигули у двери, колечко на руке и пирожное в зубах...”  В конце повести дети стоят перед портретом, подаренным стариком Бессольцевым школе. Они видят  девочку, так похожую на уехавшую от них Лену, и каждый из них предается своим мыслям,  оставляющим надежду на лучшее: “Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по  человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их  сердца и требовала выхода, потому что терпеть больше не было сил”. Среди юных героев лишь двое для автора безнадежны. Первая ­ юная мещаночка Шмакова, которой  неинтересно все, что касается непосредственно ее телесного благополучия, ее собственной персоны.  Второй ­ предатель Дима Сомов. “Тебя надо спасать. Ты же погибнешь...”, ­ твердит Лена тому, кто уже  предал ее и еще предаст. Но добрый ее дедушка, учивший внучку, что “верить надо до конца” и что  превыше всего милосердие, уже вынес бывшему другу Лены окончательный приговор: “Он предвидел  Димкину жалкую, ничтожную жизнь...” В. Железников не изображает подробно семейных обстоятельств своих героев; исключение ­ дом  Бессольцевых. Высокий дух этой семьи служит нравственным эталоном для автора: бескорыстие,  верность себе, благодарная память о прошлом, ответственность перед будушим. О семьях других героев  можно судить лишь по намекам. Ясно, что Шмакова просто буквально повторяет свою маму­мещанку. А  что же за спиной у антигероя повести, у Димы Сомова? Избалованность? Изнеженность?  Преждевременная слава лучшего из лучших, не подкрепленная собственными усилиями? Точное происхождение болезни в повести не определено, но диагноз поставлен: страх обнаружить свою  нравственную несостоятельность и предательство ради того, чтобы ее скрыть. Страх и предательство ­  два смертных греха, не подлежащих, по мнению автора повести, излечению. И в этом есть вина семьиДимы Сомова. И если вы не хотите, чтобы ваши дети стали Шмаковыми и Сомовыми, ваш дом должен  быть “как свеча в непроглядной тьме”.