Тема: "Береги честь смолоду".
Цели:
1. Познакомить учащихся с повестью В. Железникого “Чучело”.
2. Воспитывать у учащихся такие качества, как порядочность, коллективизм, чувство ответственности.
3. Развивать память, внимание, мышление и речь учащихся.
Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Война далеко позади. В тихом городе на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когда-то здесь были опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом”,- пишет автор. Много лет спустя бурей пронеслась империалистическая; волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское нашествие. А городок остался жив.
Интеграция учебной работы и работы с родителями
Тема: "Береги честь смолоду".
Цели:
1. Познакомить учащихся с повестью В. Железникого “Чучело”.
2. Воспитывать у учащихся такие качества, как порядочность, коллективизм, чувство ответственности.
3. Развивать память, внимание, мышление и речь учащихся.
Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Война далеко позади. В тихом городе на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но
древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когдато здесь были
опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И Отечественная война 1812 года
задела городок своим острым углом”, пишет автор. Много лет спустя бурей пронеслась
империалистическая; волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское
нашествие. А городок остался жив.
Какие мысли и чувства вызывают в читателе первые страницы повести В. Железникого “Чучело”?
(Симпатию.)
На одном из холмов городка высится старинный дом уважаемой всеми горожанами в прошлом
многосемейной династии Бессольцевых. Старики умерли или смолоду погибли на войне, дом ослеп и
оглох, стоит с заколоченными дверями и окнами. Но возвратился на родину офицер в отставке Николай
Николаевич Бессольцев.
2. Беседа с учащимися.
Что думают о нем горожане? (Странный майор, прошел всю войну, не одну награду имеет, получает
хорошую пенсию, а ходит в заплатанном пальто.)
Как его дразнят озорные одноклассники Ленки? (Заплаточником.)
Почему? (Им неведомо, что всю свою пенсию Н.Н. тратил на покупку картин, написанных его предком,
крепостным крестьянином.) Он служит истории. Докажите примерами. (Святые люди приходили к тому,
что становились нищими.)
Посмотрите на произведение живописи (Образ старика.)
Как он одет? (Бедно.) Рассмотрите внимательно лицо старика. Что вы можете о нем сказать? (Глаза
живые, лицо задумчивое, этот человек богат духовно.) Покажите свои рисунки.
А нужны ли нам такие люди сейчас?
Почему?
3. Анализ повести совместно с актерскими сценами.
Что вносит в дом одинокого деда нежданно появившаяся Ленка? (Ласку и веселье.) Докажите
примерами из текста “Она засмеялась, и будто колокольчик звякнул и упал в траву”.
Посмотрите инсценировку и скажите, как одноклассники встречают Ленку? Сцена в классе. Почему?
Прочитайте описание внешности. Выводы.
Ленаподросток, с длинными руками и торчащими на спине, как крылышки, лопатками, большим ртом,
двумя канатиками туго заплетенных кос, вызывает у некоторых ребят насмешки, а один бездумный
острослов встречает девочку в классе прозвищем Чучело (К Ленке прилипла эта кличка.)
А как мы встречаем, если к нам в класс придет новенький? Кто берет Ленку под защиту? (Димка Сомов.)
Что происходит с Ленкой? (Она влюбляется. Даже в мыслях она не произносит этого слова, но Димка
Сомов “какойто весь таинственный, глаза синиесиние, а волосы белые, а лицо строгое, пленяет и
покоряет ее”. Первая любовь, ты благородна, прекрасна, говорит повесть В. Железникова, но тяжелое
испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела.)
Какое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела? (Задача: идти на урок или сбежать в кино?
Дух озорства и противоречия обуял шестиклассников, стерли объявление классной руководительницы и
умчались в кино. Прогул. Коллективный проступок строжайше наказан).
От кого же узнали, что именно они, шестиклассники, стерли с доски объявление руководительницы, а не
ктото другой. (Эй, ребята, признавайтесь, кто выдал? Молчание. Ктото трусит признаться. В ребячьем
коллективе разыгрывается драма. На долю Ленки выпадает в ней тяжелая роль. Случайно она слышит,
как Димка рассказывает учительнице о виновниках происшедшего.)
Как меняется лицо Димки? (На глазах Ленки сереет от страха красивое лицо Димки Сомова.)
Что с ним стало? Ведь он не раз бывал смелым. А сейчас? (Глаза бегают, губы дрожат.)
Почему? ( Он страдает от страха.)
Что делает Ленка? (Она жалеет его; берет вину на себя.)
Как ведет себя Димка после того, когда узнает, что Ленка все знает? (Говорит, что не допустит, чтобы
ребята обрушили ярость и гнев на нее, говорит, что он тут же признается. Но не признается. Изменяет
дважды, трижды, навсегда. Непрощаемо.)
Почему? (Страх потерять прежний свой авторитет у ребят, жалкие попытки сохранить его во что бы то
ни стало, пусть даже внутренне презирая себя, победили в нем.)
Какая мысленная реакция возникает у Димки в момент разоблачения? (Ему становится мучительно
жаль себя, и в воображении его возникает мелодраматическая картина). Чтение отрывка из текста.
Как поступили одноклассники в тот момент, когда Ленка взяла вину на себя? (Выступили против нее
единым фронтом.)
А все ли сделали это из побуждения? Наказать предателя? (Нет. Многие сделали это из чувства
завистливой ревности, неосуществившейся надежды и, что самое странное, просто от скуки, из
любопытства, смешанного отчасти с низменным, животным наслаждением травлей смешного и слабого
человека.)
Какая проблема с этим связана? (Так жить проще, спокойнее, безопаснее, наконец. Зачем
самостоятельно думать, рассуждать, если есть ктото, кто решит за тебя и на кого при случае можно
переложить ответственность за случившееся. С этим связана глубоко волнующая писателя проблема
бездумного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе и эгоистически подавляющей
требовательности.)
Может ли такое произойти в реальной жизни?
4. Вывод.
В повести Железникова есть жизненная правда. Что показывает Железников? (В. Железников показывает
борьбу добра со злом, победу добра, победу чести и честности.)
Чему учит книга Железникова? (Честности, благородству).
5. Беседа для родителей.
“Дом был как свеча”.
Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку
правильное видение добра и зла.
А.А. Сухомлинский
Теперь уже вряд ли кого придется убеждать в том, что именно в детстве закладывается очень многое из
того, что определит жизненный идеал человека. От того, с чем сталкивается ребенок в родном доме, чемуон там учится, зависит все его отношение к миру.
В сегодняшней беседе хочу показать это на примере дома Бессольцевых из повести В. Железникова
“Чучело”, которую вы прочитали вместе с детьми.
Сюжет повести как будто бы прост. Лене Бессольцевой, недавно приехавшей к дедушке в маленький
среднерусский городок, класс объявляет бойкот за “предательство” и начинает отчаянную травлю
доброй, открытой, доверчивой девочки. Ребята не знают, что не Лена, а ее друг Дима Сомов рассказал
учительнице о побеге класса с урока в кино. А, Дима, оказывается трусом. Пережив драму травли и
разочарования в друге, Лена вместе с дедушкой навсегда покидает городок на Оке.
Почему это произошло?
Поэтичность этого городка, овеянного древними преданиями и одаренного красотой окружающей
природы, составляет фон школьной драмы и подчеркивает вторую сюжетную линию повести. Дедушка
Лены Н.Н. Бессольцев оставляет свои сокровища: наследственный дом с мезонином, который светил
городу своими окнами, “как свеча в непроглядной тьме”, и собрание портретов людей, обитавших
некогда на здешней земле, в дар горожанам, не понявшим, не принявшим и оскорбившим и его
единственную внучку, и его самого. Так переплетаются туго две истории: школьная, события которой
уместились в несколько дней, и семейноисторическая, уходящая в глубь истории.
В повести четко просматриваются два противоборствующих друг другу ряда нравственных
представлений. Повесть и написана для того, чтобы показать, как и в чем мораль Бессольцевых
противостоит морали тех, кто сначала смеялся над причудами старика, тратившего всю свою военную
пенсию на картины, а потом гнался за его внучкой по улочкам городка с улюлюканьем “чучело!”
Первый, “Бессольцевский”, ряд говорит о том, что каждый человек связан с прошлым своего народа и
вернейшим проводником этой связи служит искусство: говорит о восторге перед редкостными людьми, о
боли за чужую беду, о сострадании и необходимости милосердия к павшим, о жажде справедливости и
готовности “костер вытерпеть” ради того, чтобы остаться самим собой; наконец, просто о любви к
людям, какие бы они ни были...
Второй ряд его повести исповедует в разной степени немалое число героев настаивает на том, что люди
всегда лопаются от зависти друг к другу, что “сила это главное”, что предел мечтаний для человека,
“что бы он там ни заливал”, “жигули у двери, колечко на руке и пирожное в зубах...”
В конце повести дети стоят перед портретом, подаренным стариком Бессольцевым школе. Они видят
девочку, так похожую на уехавшую от них Лену, и каждый из них предается своим мыслям,
оставляющим надежду на лучшее: “Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по
человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их
сердца и требовала выхода, потому что терпеть больше не было сил”.
Среди юных героев лишь двое для автора безнадежны. Первая юная мещаночка Шмакова, которой
неинтересно все, что касается непосредственно ее телесного благополучия, ее собственной персоны.
Второй предатель Дима Сомов. “Тебя надо спасать. Ты же погибнешь...”, твердит Лена тому, кто уже
предал ее и еще предаст. Но добрый ее дедушка, учивший внучку, что “верить надо до конца” и что
превыше всего милосердие, уже вынес бывшему другу Лены окончательный приговор: “Он предвидел
Димкину жалкую, ничтожную жизнь...”
В. Железников не изображает подробно семейных обстоятельств своих героев; исключение дом
Бессольцевых. Высокий дух этой семьи служит нравственным эталоном для автора: бескорыстие,
верность себе, благодарная память о прошлом, ответственность перед будушим. О семьях других героев
можно судить лишь по намекам. Ясно, что Шмакова просто буквально повторяет свою мамумещанку. А
что же за спиной у антигероя повести, у Димы Сомова? Избалованность? Изнеженность?
Преждевременная слава лучшего из лучших, не подкрепленная собственными усилиями?
Точное происхождение болезни в повести не определено, но диагноз поставлен: страх обнаружить свою
нравственную несостоятельность и предательство ради того, чтобы ее скрыть. Страх и предательство
два смертных греха, не подлежащих, по мнению автора повести, излечению. И в этом есть вина семьиДимы Сомова. И если вы не хотите, чтобы ваши дети стали Шмаковыми и Сомовыми, ваш дом должен
быть “как свеча в непроглядной тьме”.