Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга»
Интегрированная образовательная деятельность
с дошкольниками с ТНР
звуковая культура речи
и образные характеристики объектов
«Зимнее волшебство».
Разработали:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Пушкарева И.А.
г. Югорск
Цель: уточнение артикуляции звуков [З], [Зь], уточнение и закрепление знаний о звуках [З] – [Зь], обозначение звуков [З] – [Зь] буквой «З». Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам.
Задачи:
- развитие артикуляционной моторики для звука [З];
- уточнение артикуляции, направления воздушной струи звука [З];
- уточнение и закрепление знаний о звуках [З], [ЗЬ];
- упражнение детей произношении звуков [З] – [Зь] в слогах, в начале слова;
- закрепление знания различения звуков и букв;
- закрепления знания графического изображения буквы «З»;
- развитие мелкой моторики рук.
- обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР путём накопления новых словоформ, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, красиво.
Ход
непосредственно – образовательной деятельности
Организация |
Содержание |
||||||||||||||||||||||||
1. Эмоциональный настрой.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Массаж лица. |
- Встали дети, встали в круг, Я твой друг и ты мой друг, Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Ребята, мы подарили друг другу хорошее настроение. - Ребята, приглашаю вас на ковер, садитесь. Возьмите зеркала. Трубочка-заборчик, лопаточка, погладим язычок губами, погладим язычок зубами, покусаем зубками, погладим губками. Ребята, посмотрите в окно, наступила зима. Зимой холодно. Давайте, погреем свои ручки, лицо.
Смотрят дети из окна: По дорожке ледяной В гости к ним идет Зима В белой шубке меховой. - Ребята, сейчас зима. Какое время года было раньше? - Осень. - Какое время года будет после? - Весна. - Ребята, какой большой праздник отмечают зимой? - Новый год.
|
||||||||||||||||||||||||
4. Организационный момент Выносится сундучок с игрушками.
|
- В Новый год происходит волшебство. В нашей группе тоже произошло зимнее волшебство – появился чудесный сундучок. Сейчас он закрыт и откроется только тогда, когда вы выполните правильно задания. За правильный ответ вы получите снежинку. За правильно выполненные задания вы получите снежинку.
|
||||||||||||||||||||||||
5. Д/игра «Назови первый звук» (картинки выставлены на магнитной доске, дети). Звук [З]. (выдается Снежинка)
|
- Ребята подойдите, выберите себе картинку, назовите объекты, которые изображены на них. - Зонт, забор, заяц, зубы, зАмок, замОк, здание, завод. Педагог повторяет слова. - Назовите первый звук. -- Звук [З]. |
||||||||||||||||||||||||
6. Дети берут зеркала и смотрят в них. Анализ артикуляции.
Анализ воздушной струи. Снежинка.
Работа по схеме. Определение звонкости-глухости по тактильным ощущениям (дети закрывают уши, произносят звук).
Педагог выставляет синий квадрат и прикрепляет его к магнитной доске.
Педагог называет слова. Снежинка.
Звук [Зь].
Педагог показывает зеленый квадрат и прикрепляет его рядом с синим. Снежинка.
|
- Ребята, возьмите зеркало, произнесите звук [З], посмотрите. - Губы улыбаются, зубы сомкнуты, язычок лежит внизу за зубками, «спит».
- Ребята, поднесите ладонь ко рту и произнесите звук, что вы чувствуете? - Воздушную струю. - Какую? - Тонкую, холодную, идет вниз. - Ребята, у вас есть преграда, когда вы произносите этот звук? - Да. - У вас есть преграда, когда вы его произносите? - Да. - Значит, какой это звук? - Это согласный звук. - Ребята, это звук звонкий или глухой? - Звонкий, мы слышим свой голос.
- Ребята, этот звук твердый, как кирпич или мягкий как подушка? - Этот звук твердый как кирпич. - Молодцы, ребята, каким цветом мы обозначим этот звук? - Синим. Выставляю синий квадрат.
- Ребята, еще раз вспомните, какое время года наступило? - Зима. - Ребята, послушайте слово, произнесите его, определите первый звук, который вы услышите. - зима. - Звук [Зь]. - Он мягкий или твердый? - Мягкий. -Каким цветом обозначим? - Правильно. - У нашего звука [З] есть братец по твердости-мягкости звук [Зь] |
||||||||||||||||||||||||
7. Игра «Эхо» (на ковре).
Снежинка. |
- Ребята, представьте, что вы очутились в волшебном зимнем лесу. В лесу тихо, спокойно, если что-то произнести, то мы услышим эхо. Поиграем. За-зи-за За-зе-за За-зю-за Зи-за-зи Зе-за-зе Зю-за-зю
|
||||||||||||||||||||||||
8. Показ буквы. Д/ игра: «Пишем буквы на песке». Снежинка.
|
- Ребята, давайте вспомним, что все звуки мы обозначаем буквами. - Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем. - Звуки [З] и [Зь] на письме обозначаем буквой «З». Давайте нарисуем ее в воздухе, напишем на песке.
|
||||||||||||||||||||||||
9. Пальчиковая игра на ковре. Снежинка.
|
- Ребята, какую зеленую красавицу мы украшаем к Новому году? - Елку. - Давайте отдохнем и поиграем с пальчиками и расскажем о новогоднем празднике. Мы на елке веселились, Мы плясали и резвились. После добрый дед Мороз Нам подарочки принес. Дал большущие пакеты, В них-же вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин! - Ребята, вы отдохнули. |
||||||||||||||||||||||||
10.Д/и «Слова – Подарки» Цель: Упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков, используя пособие «ПРИЗНАКИ»
|
Хорошие подарки мы сделали Зиме. А теперь давайте подарим красивые сравнение елочке. Напомните мне пожалуйста правило. - Ребята, мы говорили сегодня о зиме, новогодних игрушках, елочке. Я вам сейчас предлагаю подарить красивые слова Зимушке – Зиме. Зима – Холодная(по температуре) Белоснежная, искристая (по цвету) Звенящая, хрустящая, скрипучая(по звуку) легкая(вес), гладкая, колючая(поверхность) дряхлая (время)
|
||||||||||||||||||||||||
11.Д/и «Учимся дарить сравнения»
|
-Ребята, сравнение можно подарить как в целом украшенной елочке, так и по определенному признаку. Возьмите таблицы и определите признака. (части). Значение признака (ствол и крона, ветки, хвоя, украшения).
Пример: «Шары на елке словно разноцветная полянка», «Ветви елочки пушистые как хвостик…» Мы украсили сундучок снежинками-заданиями. Посмотрите – он открылся. Что же в нем? (новогодние креативные шары) Давайте украсим нашу елочку.
|
||||||||||||||||||||||||
12. Рефлексия ( в процессе украшения шарами елочки) |
- Что мы сегодня делали? - Какая игра больше понравилась? - Какие трудности встретились? - Что легче всего получалось? - Какие вы запомнили слова – помощники при составлении сравнений? |
|
О1(карточка- подсказка)
|
|||||||||
|
Значение признака
|
|||||||||
|
Слово помощник (КАК, КАК-БУДТО, СЛОВНО, ПОХОЖ) |
|||||||||
|
О2(карточка-маячок)
|
Приложение 3
Таблица признаков
Приложение 4
Используется признак - ЧАСТИ
|
|
|
||||
|
|
|
|
Дед Мороз
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Снеговик
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дом
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.