Интегрированное занятие по краеведению и музыке во внеурочной деятельности Секреты Култучного озера
Оценка 5

Интегрированное занятие по краеведению и музыке во внеурочной деятельности Секреты Култучного озера

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
музыка +2
2 кл—4 кл
06.10.2021
Интегрированное занятие по краеведению и музыке во внеурочной деятельности Секреты Култучного озера
Интегрированное занятие по краеведению и музыке во внеурочной деятельности Секреты Култучного озера
Интегрированное занятие по краеведению и музыке - Секреты Култучного озера.docx

Интегрированное занятие по краеведению и музыке

во внеурочной деятельности

 

Тема занятия: «Секреты Култучного озера».

Цель: познакомить учащихся с экосистемой Култучного озера.

Задачи:  - прививать чувство любви к родному краю, уважительного,

                     бережного отношения к природе;

                   - привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды;

                   - развивать осознание целостности окружающего мира, освоение

                    основ экологической грамотности;

Оборудование: мультимедийная презентация, книги о Камчатке,

                                 экологический журнал «За братьев наших меньших»,

                                 фонограмма песни «Гимн экологов», шаблоны для

                                 экознаков.

Ход занятия:     

1.Вступление.

- Ребята, мы начинаем наше занятие, посвящённое природе нашего родного края. А определить тему занятия вам поможет загадка.

Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи!   (Озеро)

- Верно. Это озеро. Сегодня мы поговорим об одном из уникальных мест Камчатки – Култучном озере.

(слайд 1)

- Мир, в котором мы живем, велик и прекрасен. Кем бы вы в жизни не стали, так или иначе ваша жизнь, ваша работа, будет связана с родной природой. Нужно научиться понимать и ценить ее. В России много рек, озер. Кажется, что пресной воды хватит всем и навсегда. Но как мы относимся к такому богатству? Бывает, что очень неразумно.

Феноменальная вещь! Дело в том, что в городе Петропавловске Камчатском есть то, о чем мечтают наши процветающие города в развитых странах. Чтобы у них это было, они просят у своего правительства большие деньги, разрабатывают грандиозные проекты, проводят сложные работы, чтобы потом наслаждаться этим и получать огромную радость.

 

2. Рассказ об истории озера.

- Редкий город в России имеет в своем центре озеро. Такой уникальностью владеет Петропавловск-Камчатский.

(слайды 2,3,4 - современное озеро)

- Култучное озеро вместе с гладью Авачинской губы в обрамлении сопок создает своеобразный ландшафт и неповторимую красоту, тот колорит, который отличает наш краевой центр от многих городов. Однако мы редко замечаем и ценим необычность озера в Петропавловске-Камчатском.

(слайд 5 - старое озеро)

-  Очень давно озеро выглядело вот так. Оно было отделено от бухты небольшим перешейком. В озере водилось много рыбы, а люди любили не только отдыхать на берегу озера, но и любили здесь охотиться. Раньше там рос густой лес с высокими травами, а над водой носились стайки уток. Но с этого времени прошло много лет, сначала, на берегу озера поставили лесопильный завод, затем выросли судоремонтные мастерские.

(слайд 6)

- Все отходы пошли в озеро. Берега завалили хламом, мусором, помоями. В начале прошлого века через озеро начали курсировать два пассажирских катера, а по дороге косы пошли машины, когда начался бурный рост жилья, все канализационные сети естественным путем пошли в Култучное озеро, появились мусорные свалки. Стала исчезать рыба…

- Люди загрязняли Култучное озеро, и оно стало большой  грязной  лужей. Решили спасать водоём. Для этого отгородили небольшую часть озера. Специальная машина стала вычерпывать грязь из большей части и складывать в малую. Довести дело до конца не удалось и работы по очистке оставили на долгие годы.

- И произошло удивительное! За 30 лет озеро самоочистилось и ожило! Здесь появились растения, зацвели цветы и поселились различные обитатели.

3. Знакомство с обитателями озера.

    (слайды 7, 8, 9, 10)

     - Давайте теперь вместе с вами познакомимся с обитателями Култучного озера.

   (слайд 7)

- Я - ондатра! Я ем рогоз, осоку и моллюсков в перламутровых раковинах. Я пришла к вам из дельты реки Авача.

   (слайд 8)

– Мы утки-кряквы! Мы питаемся водным растением ряской. Благодаря этому поверхность озера не зарастает.

   (слайд 9)

Мы лягушки! Мы очищаем водоём и поедаем комаров, чтобы они не кусали тех, кто пришёл послушать наш концерт.

    (слайд 10)

– Я – трясогузка! Я такая любопытная! У всех спрашиваю: «Чавычу видел? Чавычу видел?»

- О других обитателях озера Култучного нам расскажут дети.

(дети об остальных животных сами читают информацию по рисункам) (Рисунки тоже прикрепляются к доске).

4.Звуки музыки в экосистеме озера.

- Как видите, природа Култучного озера очень разнообразна своими обитателями, каждый из которых отличается не только внешним видом, но и повадками и голосами.

Сейчас я предлагаю вам отгадать необычные загадки, а необычные они, потому что звуковые.

(слайд 11)

- Мы с вами знаем, что все существующие в мире звуки обладают определённой окраской. Напомните, как в музыке называется окраска звука? (Ответы детей: Окраска звука в музыке – это тембр.)

- Правильно. По тембру мы можем определить, кому или чему принадлежит тот или иной звук. Сейчас я предлагаю послушать голоса обитателей Култучного озера в естественной природной среде. А чтобы ваше восприятие было лучше, во время прослушивания закройте глаза. Важно дослушать голос до конца и поднять руку, если хотите ответить.

- Итак, закрываем глаза и внимательно слушаем.

Звучит аудиофайл «Лягушки».

- Чьи голоса сейчас прозвучали?

(Ответы детей: Прозвучали голоса лягушек.)

(слайд 12)

- Хорошо. Продолжаем слушать и отгадывать.

(слайд 13)

Звучит аудиофайл «Шмель».

- А это что за звук, кого он нам напомнил?

(Ответы детей: Этот звук не похож на голос. Он похож на жужжание, а значит это был шмель в полёте.)

(слайд 14)

- Правильно. Продолжаем слушать. А чей же это голос?

(слайд15)

Звучит аудиофайл «Кряква».

(Ответы детей: Сейчас прозвучало кряканье утки.)

- Правильно. А как называют уток, обитателей Култучного озера?

(Ответы детей: Уток, которые обитают на Култучном озере называют кряквы.)

(слайд 16)

- С каждым разом загадки будут усложняться, поэтому будьте внимательнее.  Кто же это может быть?

(слайд 17)

Звучит аудиофайл «Трясогузка».

- Смогли догадаться, кому принадлежит этот голос?

(Ответы детей: Я думаю, что это была трясогузка.)

Если дети затрудняются с ответом, то можно задать вспомогательные вопросы:

- Звук, который вы услышали, принадлежит животному, птице или насекомому? (Птице.)

- Вспомните птиц, обитающих на  Култучном озере? (Трясогузка и воробей.)

- Может быть, вы услышали что-то особенное в интонации пения этой птицы?

 (Ответы детей: В интонации пения этой птицы слышится вопрос «Чавычу видел?» Значит, это - трясогузка).

(слайд 18)

Ребята, с этим заданием вы справились. Молодцы!

- Вы слушали и узнавали звуки природы. А сейчас я хочу предложить вашему вниманию задание посложнее.

(слайд 19)

Теперь вам нужно будет отгадать, кто же спрятался в музыкальных звуках? Многие композиторы в своих произведениях изображают животных, птиц, рыб и насекомых, подражая их повадкам и голосам.  Для этого они используют музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности.

- Сейчас я хочу предложить вашему вниманию фрагмент из оперы, созданной на сказочный сюжет русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.

(слайд 20)

- Перед прослушиванием хочу дать вам небольшую подсказку. Сегодня вы уже называли этого обитателя Култучного озера, когда слушали его звуки в естественной природной среде. Во время прослушивания закройте глаза и постарайтесь включить всё своё воображение.

Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля» из оперы

Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

 

- Догадались, кто спрятался в музыкальных звуках?

(Если дети затрудняются с ответом, то задаю наводящие вопросы.)

 

-  Ребята, какая прозвучала мелодия по характеру?

(Ответы детей: По характеру звучания мелодия была стремительная, вьюжная, торопливая,  живая, беспокойная, подвижная).

- Мелодия была плавная или отрывистая? (Плавная.)

- А что вы можете сказать о мелодическом рисунке? (Мелодический рисунок был похож на петли, которые то поднимались, то опускались.)

- Какие вы услышали инструменты?

(Ответы детей: Скрипки, альты, флейта…)

- Какой инструмент солировал?

(Ответы детей: Флейта.)

- В каком темпе прозвучала музыка?

(Ответы детей: Музыка прозвучала в очень быстром темпе.)

- Скажите, изменялась ли динамика?

(Ответы детей: Динамика изменялась. Она становилась то громче, то тише и была непостоянная.)

- А что вы скажете о регистре? В прослушанной мелодии было много разных звуков, какие они были по высоте звучания?

(Ответы детей: Звуки были разные: то высокие, то средние.)

- Как вы думаете, эта музыка нам изобразила характер героя или его движение? (Движение.)

- И теперь главный вопрос: «Кого нам изобразила  музыка? Кто из обитателей Култучного озера такой подвижный, легкий и умеющий быстро изменять своё положение?»

(Ответы детей: Это шмель.)

- Правильно. Несмотря на то, что Римский –Корсаков в своей опере «Сказка о царе Салтане» изобразил сказочного шмеля, вы все равно узнали его.

(слайд 21)

- А сейчас  я хочу предложить вам послушать фрагмент музыкальной сказки, которую сочинил русский советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Закройте глаза и постарайтесь представить, кто же это?

(слайд 22)

Прослушивание фрагмента темы Уточки из симфонической сказки

С.С. Прокофьева «Петя и волк».

 

- Догадались, кто спрятался в этой музыкальной загадке?

(Если дети затрудняются с ответом, то задаю наводящие вопросы.)

 

- Ребята, какая прозвучала мелодия по характеру?

(Ответы детей: По характеру звучания мелодия была плавная, важная, спокойная).

- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

(Ответы детей: Прозвучали скрипки, гобой, флейта.).

Если дети затрудняются в ответе, то можно спросить:

- К какой группе инструментов относится инструмент, исполняющий главную тему: к струнной, духовой или ударной? К деревянной духовой или медной духовой? Что же это за инструмент?

(Ответы детей: Гобой.)

- Что вы можете сказать про динамику звучания?

(Ответы детей: Динамика не очень громкая.)

- В каком темпе прозвучала музыка?

(Ответы детей: Темп неторопливый, умеренный.)

- А каком регистре прозвучала мелодия: в высоком, среднем или низком?

(Ответы детей: В среднем.)

- Правильно. Регистр нам помогает определиться с размером отгадываемого героя. А теперь вам осталось сопоставить все, что вы сейчас назвали: важный характер, плавное и не очень громкое звучание гобоя в среднем регистре… Кто же это?

(Ответы детей: Это уточка.)

- Правильно, уточка. А музыкальный инструмент, который ее нам изобразил это - гобой.

(слайд 23)

Это не просто уточка, а героиня музыкальной симфонической  сказки  Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк».

5. Игра-физминутка.

- Ребята, вы так активно работали, что, кажется, немного утомились. Я предлагаю вам немного передохнуть и подвигаться. А двигаться мы с вами будем в танце утят. Назовите, какие части тела есть у утят (обращаю внимание учащихся на экран с изображением уточки)?

(Ответы детей: У утят есть клюв, крылья, хвост и лапы.)

- Хорошо. А сейчас внимательно запоминайте движения, которые я вам буду показывать. Наши кисти будут изображать клюв в движении, согнутые в локтях руки будут вместо крылышек, позади у нас будет располагаться хвост, которым мы будем активно вилять и потом весело хлопать в ладоши. Каждое движения мы будем исполнять по 4 раза. А в припеве мы будем превращаться в разных обитателей озера.

- Хочу открыть вам секрет. Этому танцу много лет, под него ещё танцевали  ваши родители, когда были такими как вы сейчас. Уверена, что вам обязательно понравится.

6.Меры по очистке озера.

   (слайд 24) 

- Возвращаясь к проблемам Култучного озера нужно сказать, что люди не остались равнодушными. На помощь обитателям озера пришли юные экологи. Они очистили протоку от строительного хлама. Убрали мусор с берега и очистили забитые им норы ондатр. А власти города тоже решили позаботиться о судьбе озера. Чтобы вода стала прозрачной, они сделали отстойники, очистные сооружения, засадили все мелководные участки вдоль озера камышом, а еще к нам в озеро пустят ещё больше двустворчатого моллюска зубатку, который способен за сутки пропустить через себя и очистить до 30 литров воды.

 7.Экологические знаки.

(слайд 25)

- Давайте и мы с вами примем небольшое участие в судьбе нашего озера! Посмотрите внимательно на экран. Перед вами экологические знаки. Эти знаки устанавливают там, где хотят, чтобы природа осталась нетронутой, где хотят оградить обитателей природы от вмешательства человека.

- Расскажите, о чём говорят эти знаки.

- А на Култучном озере таких знаков нет. И сейчас я предлагаю вам их создать. Постарайтесь придумать что-то своё.

(выключить слайд)

- У нас на доске большой запрещающий знак, в котором мы разместим наши знаки. 

6. Песня «Гимн экологов».

- Ребята, кто разместил свой знак, пожалуйста, не садитесь, а останьтесь исполнить песню «Наши меньшие братья».

7. Заключительное слово.

- Гармония нуждается в защите. Утки, ондатры, лягушки, трясогузки, стрекозы и бабочки – это все то, что мы должны с вами беречь и сохранять, чтобы наше озеро продолжало жить!

- Мы с вами живем в удивительном месте, где очень много памятников природы. Заканчивая занятие, мы хотим пожелать процветания родному краю, его замечательным рекам, вулканам, озёрам и, конечно, всем людям Камчатки.

- Давайте объединим наши силы и вместе начнем помогать нашему озеру! А другие ребята услышат нас и тоже встанут на нашу сторону. Давайте беречь каждую капельку!

 

8. Кроссворд.

(слайд 26)

1. Рыбка, которая поселилась в озере совсем недавно. (Голец)

2. Это насекомое и его личинки очищают водоём. (Стрекоза)

3. Зверёк, который поселился на озере. (Ондатра)

4. Эта рыбка имеет иголки на своей спине. (Колюшка)

5. Какое название имеет озеро, расположенное в городе Петропавловске Камчатском. (Култучное).

6. Мохнатое, полосатое насекомое из красной книги. (Шмель)

7. Птичка, которая трясёт хвостиком. (Трясогузка)

8. «Серебряная» рыбка Култучного озера. (Карась)

9. «Сидим мы на кочке и громко поём,

     О том, как нам дорог наш водоём». (Лягушки)

 

10. Название уточки, которая гнездится на Култучном озере. (Кряква).

 

       


 

Интегрированное занятие по краеведению и музыке во внеурочной деятельности

Интегрированное занятие по краеведению и музыке во внеурочной деятельности

Чтобы у них это было, они просят у своего правительства большие деньги, разрабатывают грандиозные проекты, проводят сложные работы, чтобы потом наслаждаться этим и получать огромную…

Чтобы у них это было, они просят у своего правительства большие деньги, разрабатывают грандиозные проекты, проводят сложные работы, чтобы потом наслаждаться этим и получать огромную…

Давайте теперь вместе с вами познакомимся с обитателями

Давайте теперь вместе с вами познакомимся с обитателями

Правильно. По тембру мы можем определить, кому или чему принадлежит тот или иной звук

Правильно. По тембру мы можем определить, кому или чему принадлежит тот или иной звук

Звучит аудиофайл «Трясогузка». -

Звучит аудиофайл «Трясогузка». -

Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля» из оперы

Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля» из оперы

Правильно. Несмотря на то, что

Правильно. Несмотря на то, что

Правильно. Регистр нам помогает определиться с размером отгадываемого героя

Правильно. Регистр нам помогает определиться с размером отгадываемого героя

Экологические знаки. (слайд 25) -

Экологические знаки. (слайд 25) -

Кроссворд. (слайд 26) 1. Рыбка, которая поселилась в озере совсем недавно

Кроссворд. (слайд 26) 1. Рыбка, которая поселилась в озере совсем недавно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021