Интегрированное занятие «Покрова Пресвятой Богородицы» (старшая группа)
Оценка 4.9

Интегрированное занятие «Покрова Пресвятой Богородицы» (старшая группа)

Оценка 4.9
docx
20.03.2020
Интегрированное занятие «Покрова Пресвятой Богородицы»   (старшая группа)
конспект по Православию.docx

Интегрированное занятие

«Покрова Пресвятой Богородицы» 

(старшая группа)

 

Цели и задачи:

Ø Продолжать знакомить   детей с образом Богородицы – Матери Божией; ввести в круг основных православных праздников;  познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

Ø Помочь детям осознать взаимосвязь между нравственными качествами и поступками, подвести к  выводу о взаимосвязи добрых мыслей и дел.

Ø Развивать словарный запас, умение строить предложения, отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свои мысли и чувства.

Ø Формировать чувство сопричастности к духовному наследию народа; способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни.

Ø Воспитывать любовь к ближним,  показать детям важность доброго отношения друг к другу.

 

Материалы:  фотографии мам детей, расположенные вокруг солнца; осенние листочки, покров для игры; ватные диски, палочки, проволока, клей,  кисти, ножницы, образец самоделок-ангелов; репродукция иконы Покров Пресвятой Богородицы; иллюстрации к рассказу о празднике Покрова; электронная презентация, видеофрагменты, мультимедиа-оборудование; музыкальное сопровождение.

 

Предварительная работа:

Ø посещение храмов и монастыря, проведение выездных занятий;

Ø беседы о православной этике и культуре, о православных праздниках;

Ø чтение Детской Библии и художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

Ø просмотр мультфильмов на Библейские сюжеты;

Ø проведение выездного занятия по темам: «Богородица», «Праздник Покрова» в Женском монастыре во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

 

Ход занятия

Дети проходят в зал, здороваются с гостями.

- Давайте подойдем  к этому стенду. Посмотрите, чьи это портреты?

(Ответы детей).

- Да, это портреты ваших мам. Узнаете, чья это мама? А это чья?

А какие они – ваши мамы?

(Ответы детей).

- Как вы думаете, почему фотографии мам расположены вокруг солнышка?

(Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей добротой и лаской, ее любовь светит нам как солнышко...)  

- Как любит вас мама?         

 (Воспитатель обращается к детям по-очереди и они рассказывают о своих мамах)

-  Много мам есть на свете, но мы с вами уже знаем, что есть еще Божья мама – матерь всех мам. Она любит всех людей, особенно детей, оберегает, защищает, помогает.

- Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца. Любовь матери к своему ребенку – особая, жертвенная.  Это такая любовь, когда человек может отдать для другого самое для него дорогое, с чем трудно расстаться, а иногда и свою жизнь. Так любят вас ваши мамы и папы.

- А вы любите своих родителей?

 (Ответы детей).                                                                           

- Подскажите, пожалуйста, что каждому из нас нужно делать, чтобы мама, папа почувствовали нашу любовь и заботу о них?

 (Рассказы детей).               

- Молодцы. А в православии есть такое понятие, как почитание родителей — это любовь, соединенная с уважением.

(Звучит музыка с колокольным звоном).

- Ребята, что вы слышите? Как называется эта музыка, и кто ее написал?

- А что необычное, кроме мелодии, мы услышали?

Дети: Звон колоколов.

- А где звонят колокола?

Дети: В церкви.

- Верно, колокола звонят в церкви, или как его еще называют – в храме. Они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.

- Мы с вами тоже были недавно в храме при монастыре.  Кто помнит, в честь кого построен этот храм?

Дети: В честь апостолов Петра и Павла. Их изображения есть над входом в храм.

- Давайте посмотрим видеофрагмент и вспомним, что вы видели  и слышали в храме.

(видеофрагмент)

- Оком вам рассказала настоятельница?

Дети: О Богоматери.

- А что это на экране?

Дети: Это икона.

- Правильно, это икона. Что такое икона?

(Ответы детей)

«Иконка»:
Над кроватью, чуть в сторонке, Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд Ее лучится; если мама отлучится,

То не страшно мне одной – Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь, на икону помолюсь.

- Кто изображен на этой иконе? 

(Богородица, Матерь Божия) 

- Вы помните имя Богородицы? (Мария)

- Дети, давайте вспомним, что вам в храме рассказывали о Богородице. Кого мы называем Богородицей?

Дети: Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле. Она была самой-самой доброй, поэтому Она стала мамой Бога. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Сыном. И Он, как Сын, всегда внимательно слушает Её молитвы и спасает тех, за кого Она заступается.

- У иконы, которую вы видите на экране, есть свое название – «Покров Пресвятой Богородицы».

- Что на ней изображено?

(Дети рассматривают икону и рассказывают, что они видят)

- Кто-нибудь знает, что такое «покров»? На что похоже это слово? (Воспитатель помогает, подводит к слову «покрывало»)

- Молодцы, как много вы знаете. А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «ДОБРЫЕ СЛОВА»

Детям раздаются осенние листочки. Даётся задание придумать доброе (вежливое, ласковое) слово, которое они хотели бы подарить Богородице за её безграничную доброту. Отдавая свой листок, они называют слова вслух. Воспитатель собирает их в букет.

- Посмотрите. Ребята, на ваших глазах появился настоящий букет добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этого всегда хотела Богородица.

- Мы говорили о том, что православная Церковь отмечает много праздников. Праздник, который вчера праздновал весь православный мир, связан с Богородицей, и называется он  Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень важный праздник. Нам о нем рассказывали в монастыре, давайте вспомним его историю.

         Рассказ «Покрова Пресвятой Богородицы» (сопровождается иллюстрациями)

         - Это произошло очень-очень давно в далёкой стране Византии. На государство наступали враги. Они жгли и разрушали дома, приносили людям горести и беды.

(показ иллюстрации)

И тогда император, его жена, придворные и множество людей пошли в храм и стали горячо молиться об избавлении от врага.

И вдруг они увидели Божию Матерь, идущую по воздуху. Она была озарена небесным светом и окружена Ангелами и Святыми. Преклонив колена, Пресвятая Богородица долго молилась за христиан. Она просила Господа нашего – Иисуса Христа принять молитвы людей, просящих у неё защиты. Закончив молиться,  Она сняла с головы покрывало и распростёрла его над бывшими в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. И покров этот блистал «ярче солнечных лучей»  (показ иконы).  Затем Богородица исчезла. Сделалось невидимым и её покрывало. Но люди ещё долго ощущали благодать, осенившую храм.

Дети читают стихотворения:

— Пресвятая Богородица нас охраняет,

От бед, невзгод оберегает,

Благословлен ее Покров,

Зажжем свечу сегодня вновь.

— Помоги нам и прости,

Матерь Божья, защити,

Ты рукой своей чудесной

Все печали отгони.

— Избавь от зла нас и от гнева,

Пошли нам радость и любовь.

И нас спаси, Святая Дева,

Ты — наш Божественный Покров!

         Физкультурная минутка»Покров»

Дети идут по кругу со словами

«Покров, Покров,

Нашу землю покрывай

И детей защищай»

         Воспитатель накрывает их легким красивым покрывалом. Если  кто-то из детей не успел встать под покрывало, остальные берут его за руки и вводят в круг.

                - Молодцы. Размялись? А теперь продолжим нашу беседу.

- В старину к  этому дню убирали весь урожай. Поэтому для  крестьянина праздник Покрова исстари был еще и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. В Покров крестьяне старались наблюдать за погодой, чтобы предсказать, какой будет зима.

- Ребята, какие  народные приметы, связанные с этим праздником  вы знаете?

         «Какой Покров — такова осень»,

         «На Покров ветер с востока — к холодной зиме»,

         «Если в Покров ветер с севера — к холодной зиме, а если дует с юга, то к теплой».  

         (Воспитатель просит детей объяснить значение этих народных примет. Слушает и комментирует их ответы).

- А еще Покров — конец хороводам, начало посиделок. Начинались свадьбы, поэтому в  народе сложил о нем поговорки. Какие вы знаете?

         — «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

         — «Покров землю покроет, где листом, где снежком»

         — «Покров — натопи избу без дров».

Дети объясняют смысл и значение этих поговорок.

(Особенно педагог обращает внимание на последнюю: в ней говорится, что на посиделки, свадьбу собиралось так много гостей, что от их дыхания становилось жарко, как в натопленной избе.)

- И в наши дни в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы просим защиты и помощи у Царицы небесной. И Она хранит нас, посылая нам добрых своих спутников – Ангелов (показ иллюстрации).

- Давайте сегодня по старинной русской традиции сотворим себе маленьких Ангелов-хранителей. Проходите за столы. Я сейчас объясню вам, как их сделать (объяснение и показ) (во время работы звучит спокойная мелодия, а воспитатель индивидуально помогает и контролирует детей).

- Вот и готовы наши ангелочки! Давайте подарим их всем гостям. Но так как гостей у нас больше, то подарим и тех ангелочков, которые раньше в группе сделали другие дети.

— Всех с Покровом поздравляем,

И желаем каждый час,

Чтоб Мария, Матерь Божья,

Навсегда хранила вас!


 

Интегрированное занятие «Покрова

Интегрированное занятие «Покрова

Да, это портреты ваших мам. Узнаете, чья это мама?

Да, это портреты ваших мам. Узнаете, чья это мама?

Оком вам рассказала настоятельница?

Оком вам рассказала настоятельница?

Нам о нем рассказывали в монастыре, давайте вспомним его историю

Нам о нем рассказывали в монастыре, давайте вспомним его историю

Воспитатель накрывает их легким красивым покрывалом

Воспитатель накрывает их легким красивым покрывалом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020