Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ по бурятскому языку «Балма Баабгай хоёрой hонирхолтой ябадал».
Оценка 4.6

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ по бурятскому языку «Балма Баабгай хоёрой hонирхолтой ябадал».

Оценка 4.6
docx
31.05.2024
Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ по бурятскому языку «Балма Баабгай хоёрой hонирхолтой ябадал».
конспект.docx

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ по бурятскому языку «Балма Баабгай хоёрой hонирхолтой ябадал».

 

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Дата проведения: 19.04.2016 год.

Составила: ДамбаеваЧимитмаДашабыловна, МБДОУ № 95 «Рябинушка»

 

Цель:

·         Актуализация словаря по теме: «Балма Баабгай хоёр». Совершенствование грамматического строя речи.

 

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя к изучению бурятского языка;

• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Закрепить в сознании детей через игру: «Дуратай ба дурагyй».

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

• Активизировать словарный запас детей;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Развивать чувство взаимопомощи

 

Закреплять навык координации пения и движения, при исполненииёхора.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

 

 

 

Дидактический материал:

Демонстрационный: Ноутбук, интерактивная доска, презентация, мультик про пчел, фонограмма песни «Наадая», ёхор; диск с пиктограммами (настроение), плакат с изображением девочка Балма и медведь, видео с детьми, альбомные листы и фломастеры на количество детей; опыт с медом – прозрачные стаканы, несколько видов меда, вода, йод, салфетки, чайная ложка, химический карандаш.

 

Раздаточный: альбомные листы с нарисованными лицами, фломастеры.

 

 

Ход занятия

Дети входят под звучание мелодии бурятской песни и встают всередине зала.

 

- Ребята, посмотрите, у меня есть необычный плакат с картинками. Кто здесь изображен? (девочка – Балма, медведь - баабгай).

- Сегодня мы узнаем, что им нравится, а что не нравится, и какие эмоции они испытывают. И все это мы узнаем с помощью таких разноцветных стрелок и разноцветных пиктограмм с настроениями, которые будут появляться в этом окошке.

- Посмотрите, какое настроение здесь изображено? (веселое - хорошее) Какого оно цвета? Ямар унгэтэйб? (желтого- шара) А теперь, скажите, куда указывает шара стрелка? (на картинку, где Балма поет - дуулана)

- Раз настроение веселое, значит, Балма любит петь – Балма дуулаха дуратай (повторить)

      - Давайте, посмотрим, как Балма поет с другими ребятами.

(Разучить песенку «Дуратайб» и спеть вместе с детьми с видео).

 

- А сейчас я покручу диск с пиктограммами(крутить) Какое настроение? (обида - плохое), ямар унгэтэйб? (синего- хухэ) А хухэ стрелка куда показывает? Кто обиделся, значит?

- Видите, на заднем фоне поют девочки, а медведь не поет, значит, он не хочет? Баабгай дуулаха дурагуй – медведь не хочет петь - дурагуй.

- Вызнаете, есть даже поговорка «Медведь на ухо наступил», так говорят про тех, кто не умеет петь и давайте скажем по –бурятски: «Баабгай шэхэн дээрэ гэшхэбэ».

- А что он хочет делать? (спать – унтаха дуратай)

- А как вы думаете, почему баабгай не поет? Ответы детей (издает глухой рев)

- Позвать ребенка покрутить диск. Какое настроение? (счастливое - смеется),ямар унгэтэйб? (красного- улаан) Куда показывает цвет счастья? Балма танцует – хатарна, Балма хатарха дуратай али дурагуй? (ответы детей)

- Давайте, мы с вами пойдем танцевать ёхор.

(Садятся на места)

- Давайте, узнаем какое следующее настроение (ребенок крутит диск)

- Какое настроение? (страх)ямар унгэтэйб? (коричневого -хурин) А кто чего боится? (девочки танцуют- хатарна, а баабгай хатарха дуратай али дурагуй?) (ответы детей)

- А танцевать почему баабгай не хочет? Ответы детей (толстый, большой, неповоротливый, неуклюжий,)

- А что он хочет делать? Ягоды кушать – жэмэс эдихэ дура…тай – продолжают дети.

Пригласить ребенка покрутить диск. Какое настроение? (спокойное) ямар унгэтэйб? (голубого - сэнхир) А что можно делать в спокойном настроении, судя по картинке? (рисовать - зураха) А теперь переведите на бурятский язык  – Балма любит рисовать (дети переводят) А вы любите зураха? Давайте скажем по -бурятски мне нравится рисовать – би зураха дуратайб.

- А сейчас пойдем рисовать. Видите, пустые лица, нарисуйте разные эмоции на  этих лицах.

- Давайте, узнаем какое следующее настроение. (Ребенок крутит диск) Равнодушное,ямар унгэтэйб? (серого - боро). Кто здесь равнодушный? Смотрите, дети рисуют -зурана, а баабгай зураха дурагуй. Что я сказала? (или добиться, чтобы дети сами сказали) Что баабгайда нравится делать? (отдыхать – баабгай амарха дуратай).

- Ну, а рисовать почему не любит баабгай? Ответы детей (толстые лапы с когтями, нет пальцев)

- Какая следующая эмоция? (улыбка) Ямар унгэтэйб? (зеленого - ногоон) А кто и почему улыбается? (Балма играет - наадана– Балма наадаха дуратай)

- А вы любите играть? Скажите по бурятски – мне нравится играть (би наадаха дуратайб)

- Пойдем, сыграем в игру «Нравится – не нравится». Все девочки Балмы, а мальчики- баабгай.

Я буду говорить на бурятском языке, Балма любит петь – девочки изображают пение, … рисование, танец.

Баабгай не любит петь – дуулаха дурагуй, видите, спит (педагог показывает спящего), не любит рисовать – зураха, равнодушен (педагог показывает – руки скрестить перед грудью, голова  вверх, в сторону), не любит танцевать- хатарха, даже страшно ему (педагог показывает на лице страх, руками за голову схватиться).

- Давайте, узнаем следующую эмоцию. Ребенок крутит диск. Удивление, ямар унгэтэйб? (фиолетового – улаан-хухэ ) Чему удивляется баабгай? (целая бочка меда- бал досталась ему). Мед по бурятски переводится бал, а кушать – эдихэ. Скажите, на бурятском языке медведь любит кушать мед – баабгай бал эдихэ дуратай.

Предложить посмотреть видео сюжет про пчел.

- Ребята, давайте поможем медведю. Как проверить мед настоящий или искусственный.

1.     если мед набрать ложкой. И последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий;

2.     нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что – нибудь химическим карандашом. Если рисунок станет синим, значит, мед не настоящий.

3.     Если в сладкую медовую воду капнуть 4-5 каплей йода и вода станет синей – мед не настоящий.

4.     Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.

5.     На блюдце капаем 1 ч. ложку меда и добавляем 3 ч. л. воды и качаем из стороны в сторону,в разные стороны – образуется сота(рисунок). Это значит настоящий.

6.     У ненастоящего меда структура грубая, при растирании на пальцах остаются комочки.

7.     На лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, нужно капнуть мед. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просочится сквозь бумагу – это «неправильный» мед. В настоящем меде вода отсутствует.

8.     Опустим в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достать его. В качественном меде хлеб затвердеет. Если наоборот, хлеб размягчился или вовсе расползся, то перед нами сахарный сироп.

 

- Ну, вот мы с вами и узнали, что нравится и не нравится делать Балме и Баабгайда. Также, мы научились отличать настоящий зугын бал от искусственного.

Организация окончания деятельности:

Я очень довольна вашими рассказами, ответами.Наше занятие закончилось, вам понравилось? И мне тоже, очень вы понравились.Каждый из вас может определить искусственный мед от настоящего. Что вам больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли?Спасибо. Баяртай!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Ребята, посмотрите, у меня есть необычный плакат с картинками

Ребята, посмотрите, у меня есть необычный плакат с картинками

Давайте, узнаем какое следующее настроение

Давайте, узнаем какое следующее настроение

На лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, нужно капнуть мед

На лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, нужно капнуть мед
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024