Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Иркутский авиационный техникум»
(ГБПОУИО «ИАТ»)
Авторская методическая разработка
Интегрированное занятие-семинар (математика + физика)
«Решение физических задач математическими методами»
Разработала: Бурлак Е.Е., преподаватель
для студентов 1 курса специальностей:
15.02.08 Технология машиностроения
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
24.02.01 Производство летательных аппаратов
Иркутск 2021
Аннотация: методическая разработка интегрированного занятия-семинара «Решение физических задач математическими методами» направлена на формирование и развитие представлений о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования физических явлений и процессов. Реализация межпредметных связей физики и математики помогает сформировать подходы к решению практических задач, как с физической, так и с математической точки зрения. Предложен нетрадиционный вид занятия – интегрированный семинар, реализующий МПС физики и математики. Данная разработка предназначена для работы с обучающимися первого курса учреждений СПО. Содержание соответствует требованиям ФГОС СОО и программе подготовки специалистов среднего звена.
Рассмотрена цикловой комиссией ОД и МЕН ГБПОУИО «ИАТ» Протокол № 3 от 19.11. 2021 г. Председатель ЦК ОД и МЕН ____________К.Н. Копылова
|
|
Утверждаю Зам. директора по методической работе ГБПОУИО «ИАТ» _____________ О.Ю.Безносова
|
Методист
_________________ Д.Н.Вишневская
Разработала: преподаватель физики Е.Е.Бурлак
Рецензент: Н.В. Пыляева , преподаватель физики
Пояснительная записка
При изучении различных дисциплин обучающиеся получают всесторонние знания о природе и обществе, но простое накопление знаний еще недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник ОУ должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления обучающихся способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ наук.
Осуществление связи курса физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно естественно-математических и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. Важно также, что на занятиях по физике обучающиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, межпредметные связи необходимы и для успешного изучения физики.
Физика неразрывно связана с математикой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента или теоретических исследований. Поэтому содержание и методы преподавания физики зависят от уровня математической подготовки обучающихся. Программа по физике составлена так, что она учитывает знания обучающихся и по математике. В связи с этим, целью данной разработки явилось усовершенствование методики преподавания физики, при использовании МПС с математикой при решении практических задач.
Методическая разработка направлена на формирование и развитие основных физических и математических понятий у обучающихся, на закрепление и углубление знаний, в применении к решению задач.
Предложен нетрадиционный вид занятия – интегрированный семинар по решению задач, реализующий МПС физики и математики. Методическая разработка предназначена для работы с обучающимися первого курса учреждений СПО. Разработка соответствует требованиям ФГОС СОО и программе подготовки специалистов среднего звена.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Преподаватель: Бурлак Елена Евгеньевна
Дисциплина: Физика
Специальности:
15.02.08 Технология машиностроения
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
24.02.01 Производство летательных аппаратов
Курс: 1
Тема занятия: Решение физических задач математическими методами
Вид занятия: интегрированное занятие-семинар (математика + физика)
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний
Образовательная технология: технология проблемного обучения
Цели:
Формирование навыков переносить математические знания и умения в другие предметные области, в частности, в физику; строить и применять математическую модель некоторой физической ситуации.
Образовательная |
Развивающая |
Воспитательная |
-применение полученных знаний на практике (алгоритм решения уравнений и неравенств; таблицу производных, физический смысл производной; преобразования графиков тригонометрических функций; стандартный вид числа) -формирование навыков решения задач по математике с физическим содержанием и задач по физике с математическим содержанием |
-развитие логического мышления, умения делать сравнение, анализ и выводы. -развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой. -развитие умения оценивать выполненную работу; |
стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий; воспитание умения работать в группе. |
Компетенции
ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Ожидаемые результаты обучения:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни
|
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
Ресурсы:
Основные источники |
Дополнительные источники |
Электронные образовательные ресурсы |
МТР |
Жданов Л.С. Физика : учебник для СПО / Л.С. Жданов. - М. : Альянс, 2006. - 512 с. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.]. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 464 с. : ил. – ISBN 978-5-09-026651-2/ |
1.Муравьёв А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2010. 2.Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. – Москва: АСТ: 2013.
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов :http://fcior.edu.ru [сайт] http://school-collection.edu.ru/ [сайт] http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b1ae4d4-9f25-c597-c8de-a3f2e677f59b/118892/[сайт] http://pedsovet.org [сайт] Репетитор по математике https://ege-ok.ru/category/reshenie-tekstovyih-zadach[сайт] Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС (Менеджер образования [сайт] http://www.menobr.ru/materials/19/37639/) Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [сайт] https://math-ege.sdamgia.ru/test?theme=84
|
компьютер, медиапроектор, доска, раздаточный материал |
Деятельность преподавателя Содержание учебного материала |
Деятельность обучающегося |
Результат
|
Название этапа: Организационно-мотивационный Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Прием: беседа Время: 5 минуты |
||
Проверяют готовность обучающихся к занятию. Создают эмоциональный настрой к учению. Учитель физики (УФ): Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный интегрированный урок математики и физики. Учитель математики (УМ): Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова: «Так много в математике физики, как много в физике математики, и я уже перестаю находить разницу между этими науками» А. Эйнштейн Проводят физико-математическую дуэль «Что важнее и главнее?» УМ: Что может быть многограннее и любопытнее, чем изучение математики. Конечно мой предмет самый главный, потому что математика - королева всех наук. УФ: однако именно физика разгадала много загадок природы и научилась применять открытые и изученные законы с пользой для человека. УМ: зато нигде, как в математике, ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от конкретного ответа разговорами вокруг да около вопроса (Александр Александров) УФ: А Эрнест Резерфорд говорил: Все науки делятся на две группы – физику и коллекционирование марок. УМ: «Математика уже тем полезна, что она трудна!»- возражал академик Александр Александров УФ: «Физика - это важнейшая наука, ведь именно она учит понимать природу» утверждал Эрик Роджерс УМ: Аристотель утверждал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость – а это важнейшие виды прекрасного»! УФ: «Математика царица всех наук, но служанка физики» Эрик Темпл Белл УМ: Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, некоторые даже не всегда можно предвидеть. Марк Башмаков УФ: Лучше всего продвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом. Френсис Бэкон УМ: Физика и стала собственно точной наукой, благодаря введению в неё Ньютоном математического аппарата. Озвучивают тему урока. |
Готовятся к уроку. Записывают тему урока в тетрадь. Настраиваются на занятие, осмысливают тему. |
Осознанная мотивация к обучению, готовность к работе. |
Название этапа: Фиксирование индивидуального затруднения Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая Метод: Проблемная беседа с элементами проблемного изложения Прием: Обсуждение, работа в группах. Время:10 минут |
||
УМ: Итак, ребята. Вы конечно знаете, что математика – нужная и важная наука. Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему "Как человек без математики жил". Премия так и осталась не выданной, потому что не нашлось ни одного сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно, с математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера.. УФ: Однако и физика для нас не менее важна. Именно физика создает основу для изучения разнообразных конкретных явлений и закономерностей, которые составляют предмет других естественных наук. Говоря о роли физики, выделим три основных момента: 1.физика является для человека важнейшим источником знания об окружающем мире. 2.физика обеспечивает продвижение по пути технического прогресса. 3.физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей. Поэтому можно говорить соответственно о научном, техническом и гуманитарном потенциалах физики, что и предопределило ту исключительно важную роль, какую играет физика в современном мире. УМ: Мы вам предлагаем сегодня задачи по физике и математике (из банка открытых заданий ЕГЭ). Сравните их, и попробуйте сформулировать - в чем отличие этих задач. 1.Велосипедист, двигаясь под уклон, проехал расстояние между двумя пунктами со скоростью, равной 15 км/ч. Обратно он ехал вдвое медленнее. Какова средняя путевая скорость на всем пути? 2. Движение двух велосипедистов заданы уравнениями х1=2t и x2=100-8t. Найдите координату x места встречи велосипедистов. Велосипедисты двигаются вдоль одной прямой. (Ответ дайте в метрах.) 3. Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью, на 16 км/ч большей скорости первого, в результате чего прибыл в пункт B одновременно с первым автомобилем. Найдите скорость первого автомобиля. Ответ дайте в км/ч. 4.Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 200 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 15 км/ч, стоянка длится 10 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 40 часов после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч. |
Обсуждают проблему, сами формулируют вопросы, например: «Для чего нам математика и физика?», и пытаются ответить на них: «Просыпаясь, мы смотрим на часы; в трамвае или денежные расчеты и т. д. Без математики нельзя троллейбусе нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить было бы изучить ни физику, ни географию, ни информатику, ни черчение». Приходят к выводу (формулируют проблему): Очень часто в жизни нам приходится решать практические задачи. При этом приходится анализировать ситуацию и создавать математическую модель объекта или процесса. Ученикам предлагается две группы задач межпредметного содержания. Необходимо провести сравнение и сделать вывод. Учащиеся знакомятся с содержанием задач, анализируют, предлагают ответы. |
Осмысление проблемы и способов ее решения . |
Название этапа: Целеполагание Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: Обсуждение Прием: Создание и решение проблемной ситуации Время: 5 минут |
|
|
Предлагает сформулировать цель занятия. Уточняет понимание обучающимися поставленной цели занятия: Определите сходство и различие задач, предложенных вам. Сделайте вывод, какие знания вам понадобятся больше- по физике или математике, какие трудности при их решении могут возникнуть? Как вы думаете, о чем у нас сегодня будет урок и какова наша с вами цель урока? |
Обсуждают проблему, формулируют цель занятия: Научиться решать задачи по физике, используя математические знания и методы. Записывают в тетрадь. |
Формулировка и осознание цели. |
Название этапа: Повторение и актуализация знаний Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая Метод: Эвристический или частично-поисковый Прием: решение примеров и задач Время:15 минут |
|
|
1) Упражнения для разминки (устный счет) УМ : При решении задач прикладного характера значения величин даны в стандартном виде. Давайте вспомним приведение чисел к стандартному виду. в= а∙10n, 1≤a<10 2)Представьте число в стандартном виде 1)0,0035=3,5∙10-3 2) 0,67∙102 =6,7∙102 3) 4300=4,3∙103 4)3900∙104 =3,9∙107 3) Решите устно:
4) Разбор задачи на доске: Задача 1 Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t2. Найдите её скорость в момент времени t=2c. УФ: пожалуйста, защитите свой способ решения. Как видим, можно решать задачу по-разному, но результат будет один и тот же. |
Решают устно. Решают задачу разными способами, разбирают на доске 1 способ v(t)= x’ (t)=(-2+4t+3t2)' =4+6t v(2)=16 м/с 2 способ х=х0+v0t+at2/2 х0=-2 м v0=4 м/с a=6 м/с2 v(t)= x' (t)=4+6t v(2)=16 м/с |
Актуализация знаний. Готовность к их применению к решению задач. |
Название этапа: комплексное применение знаний Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельная работа Метод: Решение практических задач с физическим содержанием Прием: Работа в группах Время:25 минут |
|
|
Организует работу с маршрутной картой, консультирует. Стимулирует обучающихся активно применять полученные знания. Мы предлагаем вам решить практические задачи. Тексты задач предложены вам в маршрутных картах. При анализе решения задачи заполните оценочную таблицу. 1 группа Задача 2 После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время t падения небольших ка-мешков в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле h=5t2, где h — расстояние в метрах, t— время падения в секундах. До дождя время падения камешков составляло 0,6 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,2с? Ответ выразите в метрах. 2 группа Задача 3 Скорость автомобиля, разгоняющегося с места старта по прямолинейному отрезку пути длиной 1 км с постоянным ускорением а (км/ч2), вычисляется по формуле v=√2al , Определите наименьшее ускорение, с которым должен двигаться автомобиль, чтобы проехав 1км, приобрести скорость 100 км/ч. Ответ выразите в км/ч2 Сделайте вывод, какие трудности возникли? УМ: мы предлагаем решить задачи в группах и устно защитить их решение. Представитель каждой группы рассказывает остальным учащимся о задаче, над которой работала его группа. Один ученик объясняет физический смысл задачи и строит математическую модель данной физической ситуации. Другой ученик показывает решение задачи уже алгебраическим методом. 1 группа Задача 4 Высоту над землей (в метрах) подброшенного вверх камня можно вычислить по формуле h(t)=1,4+14t−5t2 , где t - время в секундах. Сколько секунд камень будет находиться на высоте более 8 метров? 2 группа Задача 5 На тело, находящееся на горизонтальной плоскости, действуют 3 горизонтальные силы (см. рисунок). Каков модуль равно действующей этих сил, если F1 = 1 H? Сделайте вывод, какие трудности возникли? УМ: Рассмотрим еще одну задачу, которая довольно часто вызывает затруднения и мы хотим, чтобы и вы попробовали решить её (на доске) Задача 6 Зависимость температуры (в
градусах Кельвина) от времени (в минутах) для нагревательного элемента
некоторого прибора была получена экспериментально и на исследуемом интервале
температур дается выражением: Сделайте вывод, какие трудности возникли? |
Решают задачи, обсуждают в группах. Представляют решение. Задача 2 Решение 1 группы: h1=5(0,6)2=1,8 м h2=5(0,4)2= 0,8м h= h2- h1=1м Ответ: 1 м Задача 3 Решение 2 группы: v=√2al. a=v2/2l a=5 000 Ответ:5000 км/ч2 Задача 4 Решение 1 группы 1,4+14t - t2=8 t2-2,8t+1,32 =0 t2-2,8t+1,32 =0 t1=6,2 с t2=7,8 с t2 - t1 = 7,8-6,2=1,6 Ответ: 1,6 с Задача 5 Решение 2 группы Складываем векторы, получаем F=F1+F2+F3 F3 -F1=2-1=1 (Н) F31+F2=√12+32= √10 (Н) Задача 6 Решение. 1400+200t-10t2=1760 t2-20t+36=0 t1=2 (мин) t2=18 (мин) Ответ: 2 мин
Задачу на доске решают математики, а физики оценивают результат и делают чисто физический вывод. |
Анализ и осмысление имеющихся знаний и способов их применения. Формирование взаимосвязи различных методов решения задач. |
Название этапа: Включение в систему знаний (применение в измененной ситуации) Форма организации деятельности обучающихся: работа фронтальная и в парах Метод: Самостоятельная работа, обсуждение решений Прием: Решение задачи на основе эксперимента. Время: 20 минут |
|
|
УФ: демонстрация опытов «Расширение жидкости и твердых тел при нагревании» 1 опыт «Расширение жидкости при нагревании» 2 опыт «Расширение твердого тела при нагревании» Учащимся предлагается решить задачу на расширение тел при нагревании. Задача 7 При температуре 0°C рельс имеет длину l0 =10 м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса, и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону l(t°) = l0 (1 + α ∙ t°), где α = 1.2 ∙ 10-5 (°C) — коэффициент теплового расширения, t° — температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 3 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия. УМ: Сделайте вывод, какие трудности возникли? Обсуждение: 1) Какая опасность возникает при повышении температуры на железной дороге? 2) Где ещё может возникнуть опасность при расширении жидкости или твердых тел при нагревании? Задача 8 Какую работу совершил одноатомный газ в процессе, изображенном на PV-диаграмме (см. рисунок)? Сделайте вывод, какие трудности возникли? Рекомендации На что необходимо обратить внимание при решении задач прикладного характера: 1.Не забывайте про единицы измерения, если это необходимо (переводим метры в сантиметры, наоборот и пр.) 2.Не упускайте из виду, в каких единицах измерения требуется записать ответ (например, решив задачу, вы получили 0,5 часа, в условии сказано записать ответ в минутах, получается 30 минут; если запишете 0,5 ч – это ошибка и потерянный балл, хотя задача решена верно). |
Наблюдают опыты, обсуждают. Решают задачи, разбирают решение на доске. Разбирают решение задачи 7. . Примерное решение. Ответ: Данное явление наблюдается в строительстве домов, дорог, на железной дороге и др.
Решение задачи 8: Работа А газа равна площади фигуры под графиком процесса представленного в осях PV (давление – объём). Площадь под графиком-это площадь трапеции А= (0.2∙105+0.05∙105)/2 ∙0.2= 2500 Дж Ответ: 2500 Дж |
Получение алгоритма решения задач. |
Название этапа: Подведение итогов. Рефлексия и самоконтроль Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: самоанализ Прием: Заполнение листа самооценки, анкетирование Время:7 минут |
|
|
УМ: Так какая наука главнее физика или математика? УФ: А я еще раз хочу обратить ваше внимание на тему нашего урока «Решение задач с физическим содержанием». Таким задачам много внимания уделяется на практике, вы постоянно будете с ними сталкиваться на производстве, в своей профессиональной деятельности, а не только в экзаменационных заданиях. Думаем, решение этих задач будет вызывать гораздо меньше затруднений, если вы будете осознанно применять математические знания и методы. Вот почему мы сегодня уделили внимание именно заданиям такого вида. УМ: Мы благодарим всех выступавших на уроке. Выставляют оценки, комментируют. УФ: Ребята как вы думаете, нужны ли подобные уроки? Что полезного вы взяли из этого урока? Что понравилось? Что не понравилось? Наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам в оценочном листе оценить свою деятельность на уроке. |
Делают вывод: обе науки взаимосвязаны между собой, обе важны. Заполняют лист самооценки Отвечают на мини-анкету рефлексии. Обмениваются маршрутными листами и выставляют оценки друг другу.
|
Самооценка и взаимооценка результатов урока.. |
Название этапа: Домашнее задание Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: комментирование Прием: запись в тетради Время:3 минуты |
|
|
Учащимся даётся задание решить остальные задачи срок 2 недели и найти в интернете в открытом банке заданий другие виды задач с физическим содержанием. Комментирует домашнее задание |
Запись домашнего задания. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.