Предмет: Интегрированное занятия (чтение и обучение грамоте: письмо)
Возрастная группа: 4-5 лет
Тема: Знакомство с Буквой « Э»
Описание методической разработки.
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в малых группах для детей 4 -5 лет. Урок знакомит малышей с буквой «Э» и, соответственно, звуком «Э». Кроме того, в занятие включены интегрированные элементы по предмету «Обучение грамоте. Письмо», дети будут обучаться правильному и последовательному написанию буквы. В процессе урока детям будет предложен просмотр научного видео, что поможет настроиться на тему занятия и сконцентрировать внимание. Ссылка на видео прикреплена в разделе «Вводная часть». Коллективные игры, элементы аудирования, красочные раздаточные материалы (см. приложение) сделают урок интересным и захватывающим. Все необходимые материалы для педагога и детей можно найти в разделе «Приложение».
Цель занятия:
1. Познакомить детей с буквой и звуком «Э».
2. Развивать навыки аудирования.
3. Вспомнить понятия «гласный» и «согласный» звук.
4. Обобщить полученные ранее знания.
5. Научиться писать букву «Э».
6. Вспомнить правила посадки за партой ,технику письма.
7. Продолжать развивать умение ориентации на рабочем листе.
8. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление, воображение.
9. Обогатить лексический запас.
10. Развивать умение грамотно и последовательно выражать свои мысли.
11. Учиться самостоятельно делать выводы.
Оборудование:
1) Прописи «Буква Э» (см. приложение)
2) Карточки «Найди предметы» (см. приложение)
3) Проектор, экран, колонки.
4) Картинки: эму, поэт, алоэ (см. приложение)
5) Раздаточный материал для чтения с буквой «Э» ( см. приложение)
Ход занятия.
1) Вводная часть.
Дорогие ребята! Мы сегодня с вами отправляемся на прогулку в сказочный лес! И нас там ждет необычная встреча.
Просмотр видео про эхо.
https://yandex.ru/efir?stream_id=435fe02b5500dc909fc326554f45335d&from_block=player_context_menu_yavideo
Итак, кто же это живет в лесу?
Всё повторит с большим успехом, В горах больших дразнилка … . (эхо)
Давайте вместе произнесем эээхо! Какой вы слышите первый звук?
2. Основная часть.
Э! Правильно! Звук «Э» — он какой: гласный или согласный? Давайте попробуем его «пропеть». Верно, этот звук очень любит петь, поэтому он относится к группе гласных звуков. Платье какого цвета он любит носить — красного или синего?
При произнесении звука «Э» рот широко открыт, язык лежит в «ямочке» домика. Произнесите все звук «Э».
Посмотрите на доску. Какие предметы вы видите?
(На доске картинки: эму, поэт, алоэ. Учитель под картинками подписывает названия предметов и проводит с учениками анализ слов)
Давайте проанализируем, в каких позициях может находиться буква «Э» в словах. В первом случае – первая, во втором – в середине, в третьем – на конце. Сделайте вывод о том, где в названиях предметов может спрятаться звук «Э»,
(Дети делают вывод)
Коллективная игра «Найди звук»
(развитие навыков аудирования, первичное закрепление)
Ребята, теперь, когда мы познакомились с новым для нас звуком, давайте поиграем и потренируемся слышать его в словах. Я буду называть различные предметы, если вы услышите звук «Э», то хлопните в ладоши. Если его нет в слове, то поднимете обе руки вверх.
Картина
Поэма
Бизон
Эскимос
Юбка
Эклер
Этикет
Ракета
Остановка
Какие вы молодцы! Были очень внимательными, и ни один звук «Э» от вас не спрятался!
3.Письмо буквы «Э».
(Обобщение пройденного материала, обучение последовательному написанию букву «Э», развитие мелкой моторики и навыков письма, правила посадки при письме)
(Учитель раздает прописи с буквой «Э», см. приложение)
Сегодня мы с вами не только познакомимся со звуком «Э», но и научимся писать букву «Э». Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?
(Ответы детей)
Анализ алгоритма написания буквы.
Посмотрите на доску. Как вы думаете, из скольких элементов (частей) она состоит?
(Два элемента).
Какой будем писать первым?
Овальная линия вправо, затем прямая линия посередине.
Сядьте ровно, спинка прямая, грудь не прижимается к парте. Давайте проверим своего соседа, готов ли он к письму?
Возьмите карандаши и попробуйте написать букву в воздухе. Какие вы молодцы. Теперь можно приступать к письму.
(Учитель контролирует последовательность написания)
4. Закрепление материала.
Мы отлично поработали! Пока наши пальчики будут отдыхать от письма, я хочу проверить, насколько вы внимательны и узнаете ли букву «Э» среди других!
(Учитель раздает распечатки «Найди слова с буквой «Э», см. приложение)
Давайте назовем предметы, которые вы видите и обведем только те из них, в названиях которых вы услышите звук «Э».
Мы с вами нашли все 4 слова! Но букве было бы скучно одной. Давайте попробуем ее познакомить с другими жителями алфавита, соединить и прочитать то, что у нас получится!
Коллективное чтение.
Работа по распечатке «Чтение слогов и слов с буквой Э», см. приложение.
5. Итог занятия
Мы с вами провели сегодня большую работу и отлично потрудились! Давайте подведем итог занятия.
С какой буквой познакомились?
Какой звук обозначает?
Гласный или согласный?
В какой позиции может стоять в слове?
Из скольки элементов состоит?
6. Домашнее задание
Нарисовать 5 предметов, в названиях которых есть буква «Э». Подписать (с помощью взрослых) названия предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.