Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние.
Интегрированное обучение как условие развития
речевого творчества у младших школьников
Содержание современного образования ориентировано на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной
современному уровню знаний и уровню образовательной программы,
картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1].
Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на
уроке способствует интегрированное обучение.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет,
соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе
чего формируется у детей целостное восприятие мира.
Очень важно сформировать у детей целостную картину мира.
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова,
звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ
окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные
знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую
“картинку – представление”, способствующую созданию истинной
системы знаний и правильному миропониманию.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие
самостоятельности, познавательной активности и интересов
учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя
обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему
развитию способностей, активизации мыслительных процессов у
учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным
наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через
интегрированные уроки и применение интегрированных курсов.
В педагогике под интегрированным уроком следует понимать
урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал
нескольких предметов [5].
Основой разработки интегрированных уроков является
интегративнотематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в
котором за содержательную, методическую и организационную
единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел)
учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е.
происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе
изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения
(понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые
выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннееединство и органическую целостность. Таким образом, они выполняют
функцию системообразующих связей в содержании учебных
предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг
которых и происходит объединение, концентрация учебного
материала, т. е ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные
темы) в единую систему.
Интегративнотематический подход позволяет установить, что
изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного
предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин
учебного плана начальной школы, т. е. в изучаемой теме могут
действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные
связи одновременно. Нужно пересмотреть материал таким образом,
чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно,
комплексно, т. е. учесть взаимосвязь естественнонаучного,
гуманитарного и художественноэстетического циклов, позволяющих
рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии [10].
Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе
материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из
других предметов является только “фоном” для основного предмета.
С нашей точки зрения, при интегрированном обучении учебные
предметы должны быть самостоятельными и равноправными по
содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на
изучение данного объекта.
В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного
обучения предлагает использовать “интегрированный” учебный день
– проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких
предметных уроков, объединенных раскрытием общей комплексной
проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает
конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих
уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются
задачам предметного обучения и общепредметным учебно
воспитательным целям [4].
Считаем, что при такой организации обучения “стираются”
границы между учебными предметами, что способствует целостному
восприятию изучаемого явления.
Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения
на формирование способности к речевому творчеству у младших
школьников.
Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От
уровня развития речи и мышления зависит качество дальнейшего
обучения и воспитания младших школьников.Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в
начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены исследования
Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г.
Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и других.
Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в
устной или письменной форме, соответствующих данной теме,
подчиненные основной мысли, при помощи предложений,
расположенных в определенной последовательности.
Творчество – естественное состояние ребенка в период
дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки
заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель,
лишь только в той форме, которая соответствует уроку (письмо,
рисование, труд).
Важнейшим препятствием для творчества, таким образом,
выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее
принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные
рамки, невозможность свободного выбора собеседников и
сотрудников и т. п. [9].
Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма,
разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения
нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема
заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное
состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая
фраза, образнословесный символ, лейтмотив проходит через
несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3].
Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие
творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под
музыку на данную тему, сценический этюд и т. д.
Апробируя данную методику на практике, мы получили
результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о
положительном влиянии интегрированного обучения на
формирование способности к речевому творчеству у младших
школьников.
Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке,
прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого
произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо
позаботиться о создании определенной ситуации общения, о
возникновении у детей потребности вступить в него [8].
Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с
накопления чувственного опыта ребенка, который в последствии, при
наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшуютворческую работу – минисочинение по данной теме.
Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить
некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя любимая
игрушка” (2 кл., 14). Данная тема соединяет четыре учебных
предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык.
На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с
произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В.
Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.
К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во
вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают их
любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования,
выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде
книжечки – сложенный пополам альбомный лист).
На уроке музыки используются песенные импровизации,
придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
Завершающим уроком по данной теме является урок русского
языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая игрушка” и
заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с
изображением игрушки.
Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на
стенд для того, чтобы дать возможность учащимся ознакомиться с
работами своих одноклассников.
При таком построении обучения учитель не только формирует
навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи
учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и
глубокого проникновения в лексическое значение слова, развивает
чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально
воспринимать музыку, импровизировать, подбирать мелодии к
стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению.
Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала
личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго
запоминаются [2].
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных
занятий является создание атмосферы доброжелательности и
доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом
самовыражении.
Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (14)
“Моя любимая игрушка”
1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены
игрушкам.
2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий ктекстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
3. Изобразительное искусство – рисование по представлению
любимой игрушки.
4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.
1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.
2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского
“Подарок Зимы”
“Щелкунчик”
3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток
4. Изобразительное искусство – декоративное рисование
“Вологодская снежинка”.
5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на
ватмане в виде классной газеты.
“Новогоднее чудо”
1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.
2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и
др.
3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” — лепка из
пластилина.
4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с
натуры.
5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.
Тема заканчивается новогодним утренником.
“ЗимушкаЗима”
1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.
3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.
4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние
забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.
5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.
6. Русский язык – сочинение “ЗимушкаЗима”.
“Моя мамочка”
1. Чтение – стихи о маме.
2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.
3. Трудовое обучение – подарок для мамы.
4. Изобразительное искусство – мамин портрет.
5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.
Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.
“Космическое путешествие”
1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.
2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.
4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.
5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие
на Марс).
“Веснакрасна”
1. Чтение –знакомство с произведениями о весне.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.
3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике
оригами.
4. Изобразительное искусство – веточка вербы.
5. Русский язык – сочинение “Веснакрасна”.
Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую
значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в
слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков
грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному
развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к
изучаемому материалу. При этом каждый учитель сохраняет свою
индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы
уроков.