Интегрированное обучение

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние.
Иконка файла материала Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников.doc
Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников Содержание современного образования ориентировано на  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее  самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной  современному уровню знаний и уровню образовательной программы,  картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1]. Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на  уроке способствует интегрированное обучение. Интегрированное обучение – система, которая объединяет,  соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. Очень важно сформировать у детей целостную картину мира.  При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ  окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные  знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую  “картинку – представление”, способствующую созданию истинной  системы знаний и правильному миропониманию. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие  самостоятельности, познавательной активности и интересов  учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя  обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему  развитию способностей, активизации мыслительных процессов у  учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным  наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через  интегрированные уроки и применение интегрированных курсов. В педагогике под интегрированным уроком следует понимать  урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал  нескольких предметов [5]. Основой разработки интегрированных уроков является  интегративно­тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в  котором за содержательную, методическую и организационную  единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел)  учебной дисциплины. Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе  изучения темы. Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения  (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые  выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннееединство и органическую целостность. Таким образом, они выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных  предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг  которых и происходит объединение, концентрация учебного  материала, т. е ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные  темы) в единую систему. Интегративно­тематический подход позволяет установить, что  изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного  предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин  учебного плана начальной школы, т. е. в изучаемой теме могут  действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные  связи одновременно. Нужно пересмотреть материал таким образом,  чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно,  комплексно, т. е. учесть взаимосвязь естественнонаучного,  гуманитарного и художественно­эстетического циклов, позволяющих  рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии [10]. Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе  материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из  других предметов является только “фоном” для основного предмета.  С нашей точки зрения, при интегрированном обучении учебные  предметы должны быть самостоятельными и равноправными по  содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на  изучение данного объекта. В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного  обучения предлагает использовать “интегрированный” учебный день  – проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких  предметных уроков, объединенных раскрытием общей комплексной  проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает  конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих  уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются  задачам предметного обучения и общепредметным учебно­ воспитательным целям [4]. Считаем, что при такой организации обучения “стираются”  границы между учебными предметами, что способствует целостному  восприятию изучаемого явления. Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения  на формирование способности к речевому творчеству у младших  школьников. Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От  уровня развития речи и мышления зависит качество дальнейшего  обучения и воспитания младших школьников.Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в  начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г.  Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и других. Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в  устной или письменной форме, соответствующих данной теме,  подчиненные основной мысли, при помощи предложений,  расположенных в определенной последовательности. Творчество – естественное состояние ребенка в период  дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки  заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель,  лишь только в той форме, которая соответствует уроку (письмо,  рисование, труд). Важнейшим препятствием для творчества, таким образом,  выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее  принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные  рамки, невозможность свободного выбора собеседников и  сотрудников и т. п. [9]. Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма,  разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения  нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема  заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное  состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая  фраза, образно­словесный символ, лейтмотив проходит через  несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3]. Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие  творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под  музыку на данную тему, сценический этюд и т. д. Апробируя данную методику на практике, мы получили  результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о  положительном влиянии интегрированного обучения на  формирование способности к речевому творчеству у младших  школьников. Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке,  прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого  произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо  позаботиться о создании определенной ситуации общения, о  возникновении у детей потребности вступить в него [8]. Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с  накопления чувственного опыта ребенка, который в последствии, при  наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшуютворческую работу – минисочинение по данной теме. Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить  некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя любимая  игрушка” (2 кл., 1­4). Данная тема соединяет четыре учебных  предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык. На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с  произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В.  Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним. К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во  вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают их  любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования,  выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде  книжечки – сложенный пополам альбомный лист). На уроке музыки используются песенные импровизации,  придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”. Завершающим уроком по данной теме является урок русского  языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая игрушка” и  заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с  изображением игрушки. Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на  стенд для того, чтобы дать возможность учащимся ознакомиться с  работами своих одноклассников. При таком построении обучения учитель не только формирует  навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи  учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и  глубокого проникновения в лексическое значение слова, развивает  чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально  воспринимать музыку, импровизировать, подбирать мелодии к  стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению. Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала  личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго  запоминаются [2]. Одним из важнейших условий в организации творческих учебных  занятий является создание атмосферы доброжелательности и  доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом  самовыражении. Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1­4) “Моя любимая игрушка” 1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены  игрушкам. 2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий ктекстам стихотворений А. Барто “Игрушки”. 3. Изобразительное искусство – рисование по представлению  любимой игрушки. 4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”. 1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге. 2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского  “Подарок Зимы” “Щелкунчик” 3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток 4. Изобразительное искусство – декоративное рисование  “Вологодская снежинка”. 5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на  ватмане в виде классной газеты. “Новогоднее чудо” 1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке. 2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др. 3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” — лепка из  пластилина. 4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с  натуры. 5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”. Тема заканчивается новогодним утренником. “Зимушка­Зима” 1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме. 2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”. 3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация. 4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние  забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”. 5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”. 6. Русский язык – сочинение “Зимушка­Зима”. “Моя мамочка” 1. Чтение – стихи о маме. 2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”. 3. Трудовое обучение – подарок для мамы. 4. Изобразительное искусство – мамин портрет. 5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”. Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”. “Космическое путешествие” 1. Чтение – рассказы и стихи о космосе. 2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля. 4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”. 5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс). “Весна­красна” 1. Чтение –знакомство с произведениями о весне. 2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др. 3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике  оригами. 4. Изобразительное искусство – веточка вербы. 5. Русский язык – сочинение “Весна­красна”. Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую  значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в  слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков  грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному  развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к  изучаемому материалу. При этом каждый учитель сохраняет свою  индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы  уроков.