Занятие с использованием интегрированных коррекционно-развивающих упражнений, рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.Данное занятие проводится со старшими дошкольниками имеющих общее недоразвитие речи. Цель занятия: развитие коммуникативных умений детей старшей группы художественно-эстетическим воспитанием.Цель: развитие коммуникативных умений детей старшей группы, с помощью художественно-эстетического воспитания.
Интегрированное психолого-логопедическое занятие «Страна
разноцветных эмоций»
Цель: развитие коммуникативных умений детей старшей группы, с помощью
художественно-эстетического воспитания.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
продолжать знакомить детей с эмоциями радость и страх;
развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и
умение выражать это состояние в мимике и жестах;
учить снимать напряжение;
развивать способность сопереживать;
совершенствовать координацию речи с движением.
Коррекционно-развивающие:
совершенствовать зрительно-двигательную координацию, внимание,
концентрацию, устойчивость;
умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение
логически мыслить.
Воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения, развивать умение слушать и
слышать, оказывать взаимопомощь, прививать интерес к окружающему
миру.
Предварительная работа:
1. Разучивание логоритмического упражнения, пальчиковой гимнастики.
2. Обыгрывание этюдов на выражение эмоций.
3. Рисование «взлохмаченных» человечков кисточками.
4. Разучивание мимического упражнения.
Оборудование:
пиктограммы «радость», «страх»;
релаксационная музыка;
заготовки «взлохмаченных» человечков;
зеркала, ватные палочки, гуашь;
салфетки, стаканчики, веревка.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку
Логоритмическое упражнение «На лужайке».
На лужайке по утру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш венок. (Встают в круг, берутся за руки.)
Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяя круг.)
Раздвигайте круг по шире.
А теперь мы ручейки,
Побежим в перегонки. (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять, (Смыкается круг, опять бегут по кругу.)
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи, (Останавливаются, тянутся на носочках.)
Мы резвы и горячи.
Прыгаем мы на носочках (Прыгают на носочках, руки на поясе.)
В зеленеющих кусточках.
Психолог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте
поздороваемся с ними как легкий ветерок. Представьте себе, что вы
превратились в легкий ветерок. Прошепчите приветствие так, как это сделал бы
ветер.
Молодцы! Присаживаемся на стулья.
Логопед: Ребята, мы сегодня будем корчить рожицы и показывать друг другу
радостные и испуганные лица. А для начала разогреем мышцы лица. Вспомним
нашу игру «Морщинки».
Цель: избавление от напряжения в забавной форме.
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз,
вдох-выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – слева.
Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос –
вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица., лицо спокойное. Поднимите и
опустите плечи. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Молодцы!
Психолог: мы с вами отдохнули, успокоили свое дыхание. А теперь посмотрите на
лицо этого человека. (Показывает пиктограмму «Радость».)
Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или
радостный? (Дети отвечают.)Да, этот человек радостный. Посмотрите, у него улыбка, глаза прищурены, брови
приподняты. Давайте попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого
нужно сделать? (Прищурить глазки и улыбнуться.)
Логопед: А теперь давайте подойдем к зеркалу, улыбнемся и посмотрим на себя:
у всех ли получилась улыбка, у всех ли прищурены глазки, у всех ли приподняты
бровки? (Дети подходят к столу, на котором стоят зеркала.)
Молодцы, какие у всех получились радостные лица. Присаживаемся на места.
Психолог: Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы послушайте ее
внимательно.
Этюд «Встреча с другом».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека
и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.
У мальчика был друг. Настало время и им пришлось расстаться. Мальчик остался
в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному.
Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как выходит его
товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения – плечи
опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость.)
- Попробуем разыграть эту сценку.
- У вас отлично получилось!Логопед: Ребята, о каком чувстве мы с вами говорили? (О радости.)
Психолог: А теперь посмотрите на это лицо. Как вы думаете, какое чувство
испытывает этот человек? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза,
рот, он вот-вот закричит, брови приподняты. Какое же это может быть чувство?
Да, это чувство страха.
Давайте и мы с вами попробуем изобразить страх на своем лице. Что для этого
нужно сделать? (Широко открыть глаза, рот, брови приподнять.) Еще выставите
перед собой одну руку, как будто вы отгораживаетесь.
Логопед: А теперь посмотрите на себя в зеркало: (работа с зеркалами) у всех ли
широко открыты глаза, у всех ли приподняты брови, у всех ли открыт рот, и кто
забыл отгородиться рукой? Молодцы, у всех на лице получилось чувство страха.
Вновь возвращаемся на свои места.
Психолог: Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно
слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.
(Проигрывание ситуации.)
Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние
другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния,
дать опыт проживания негативной ситуации.
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки,
рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»!
Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой.
Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и
хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.
- Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку?
- Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?
Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-
то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…
В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали,
начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он
широко ими размахивает.
И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?
Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.
У вас отлично получилось!
Логопед: Ребята, о каком чувстве сейчас мы с вами говорили? А как его можно
показать?Психолог: А сейчас, ребята представьте себе, что вы художники. Давайте
дорисуем рожицы взлохмаченных человечков – «радостного» и «испуганного».
Для этого нам нужно сесть за столы. Спокойно проходим и занимаем места.
Логопед: Но перед тем как рисовать, нужно разогреть пальчики. Выполним
пальчиковую гимнастику.
«Человечек»
Вот человечек идет по дорожке.
И высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ногу встал, покачался и упал.
Молодцы! А теперь можно приступать к выполнению задания. Вспомните, как мы
изобразим радость, а как грусть…
Педагог раздает приготовленные заготовки каждому ребенку.
Дети рисуют красками и ватными палочками. Звучит спокойная музыка.
По завершению происходит обсуждение рисунков – у всех ли получилось.
Психолог: А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я выложила из
веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут найти себе место. Сядьте
поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте
глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто
почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти. На
этом наше занятие заканчивается. До свидания.