Интегрированное внеклассное мероприятие «Математические мотивы в художественной литературе».
Оценка 5

Интегрированное внеклассное мероприятие «Математические мотивы в художественной литературе».

Оценка 5
Мероприятия
docx
математика
7 кл—9 кл
18.06.2018
Интегрированное  внеклассное мероприятие  «Математические мотивы в художественной литературе».
Данное мероприятие знакомит учащихся с учёными - математиками, которые одновременно являлись известными поэтами и с творениями поэтов, которые могут быть полезны математикам. Интегрированное мероприятие способствует развитию творческой активности учащихся, повышает познавательный интерес к математике. В работе представлен занимательный литературный материал.
Интегрированное внеклассное мероприятие.docx
Интегрированное  внеклассное мероприятие Тема: «Математические мотивы в художественной литературе». Цель:  знакомство с учёными ­ математиками, которые одновременно являлись известными поэтами и с творениями поэтов, которые могут быть полезны математикам.   Задачи: образовательные  (формирование   познавательных   УУД):    создание   условий   для систематизации,   обобщения   и   углубления       знаний   учащихся   о   связи   математики   и литературы;   ­  воспитательные  (формирование   коммуникативных   и   личностных   УУД):   умение слушать и вступать в диалог;      ­ развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся;  повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления,   формулирования   и проверки гипотез ). Ход мероприятия Учитель:  Из всех наук математика считается самой абстрактной. Справедливо ли это? Действительно, многие её понятия, методы, теоремы кажутся какими­то неестественными, придуманными.   Именно  кажутся.   Ведь   источник   всех   математических   выдумок   –   сама жизнь. Уж, кажется, что может быть дальше от математики, чем поэзия или проза?   Но, внимательно  вглядываясь  в  некоторые  стихотворные  строчки, можно  не без  удивления обнаружить, что их авторы – весьма грамотные математики, хотя бы потенциально, и они очень тонко чувствуют многие важнейшие понятия математики. Примеров много. 1) Б. Заходер. Стихотворение «Попугай» ­ Если сможешь, угадай,  Что нам скажет попугай? ­ То и скажет, полагаю,  Что вдолбили попугаю! Эти стихи –  иллюстрация к понятию тождественного отображения. 2) С. Маршак Вот дом, Который построил Джек. А вот пшеница, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек. Неплохой   пример   того,   что   подмножество   подмножества   данного   множества содержится в этом множестве. 3) Б. Заходер. Стихотворение «Джонни» (вольный пер. с англ.). Жил на свете Джонни. Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечего покушать, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть, Нечего бояться, Нечего терять… Весело живётся, Нечего сказать! А это пример нулевого вектора – все координаты равны нулю. 4) С. Маршак.  Стихотворение «Три Мудреца» (вольный пер. с англ.). Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы мой рассказ. Это пример прямопропорциональной зависимости времени плавания от прочности таза (график линейной функции – прямая). 5) А вот примеры прямой и обратной пропорциональности из строк П. Вяземского. Чтоб более меня читали, Я стану менее писать. 6) М. Ю. Лермонтов не только знал, что не всякая функция имеет предел, но и нашёл конкретный пример. Как я хотел себя уверить, Что не люблю её, хотел, Неизмеримое измерить, Любви безбрежной дать предел. 7) Следующее стихотворение С. Маршака может быть отличным примером прямой и обратной теорем. Здесь я покоюсь, Джимми Хогг, Авось грехи простит мне бог, Как я бы сделал, будь я бог, А он покойный Джимми Хогг! Учитель: Интеллигентному человеку не лишне иметь представление о поэтах, творчество которых так или иначе говорит об их особых симпатиях к математике. Например, 1) Немецкий поэт­математик и философ­миситк Фридрих фон Харденберг (псевдоним – Новалис), 1772­1801, изучал философию и право в университетах  Иены, Лейпцига, Виттеберга   и   горное   дело   во   Фрейберге.   Достаточно   прочитать   его   поэтически­ философские   «Фрагменты»,   чтобы   убедиться   в   том,   что   автор   обожествлял математику и математиков. 2) Математическая   ветвь   научной   поэзии   Валерия   Яковлевича   Брюсова   (1873­1924) включает   в   себя   несколько   стихотворений,   звучащих   как   гимны   математике.   Это «Числа», «К портрету Лейбница», «Мир N измерений» и некоторые другие. В. Брюсов. Числа. Мечтатели, сибиллы и пророки, Дорогами, запретными для мысли, Проникли – вне сознания – далёко,  Туда, где светят царственные числа. Предчувствие разоблачает тайны, Проводником нелицемерным светит: Едва откроется намёк случайный, Объемлет нас непересказанный трепет… Вам поклоняюсь, вас желаю, числа! Свободные, бесплотные, как тени, Вы радугой связующей повисли К раздумиям с вершины вдохновенья! Учитель:  Не лишено интереса и обратное явление, когда авторами мировых шедевров художественной литературы оказываются математики. Например, 1) Математик,   астроном,   философ   и   поэт,   классик   персидской   и   таджикской литературы Омар Хайям. Он написал около четырёхсот четверостиший (рубай). 2) Математик   и   логик   Чарлз   Л.   Доджсо   (1832­1898),   в   течение   26   лет   бывший профессором в Оксфорде, на досуге написал сказку «Приключения Алисы в Стране Чудес», сразу ставшую «детской книгой №1» Англии. Сам же автор с этого момента стал знаменитым Льюисом Кэрролом. Говорят,  когда  королева  Виктория,  придя  в   восторг  от  знакомства   с  «Алисой», потребовала всё, что написал Кэррол, ей положили на стол охапку… трактатов по геометрии. И «Приключения Алисы» и их продолжение – «В Зазеркалье» ­ родились из устных   рассказов,   которыми   автор   забавлял   маленьких   детей   своих   знакомых. Основной сюжетный мотив   сказок составляют причудливые сны Алисы. Отсутствие дидактизма придаёт книгам особую прелесть. Но «небылицы» Кэррола интересны и для взрослых.   В   сказках   легко   замечается   насмешка   над   нравами   поздневикторианской Англии.   В   «Приключениях…»   затрагивается   множество   тонких   логических   и философских вопросов. Это послужило Бертрану Расселу основанием для того, чтобы отнести сказку к категории книг «Только для взрослых». Учитель:  Поэтическое  мироощущение  присуще  не  только  поэтам.   Им  обладают  люди, которые в жизни не написали ни одной стихотворной строчки. Это очень ценное качество человеческой личности. Оно обогащает человека, делает его жизнь многосторонней. В этом плане ценен опыт поэтов –учёных. На их примере особенно наглядно можно видеть, какое могучее   воздействие   на   их   работу   в   области   науки   оказывает   поэтическое   восприятие жизни, органическое сочетание в одном лице учёного и деятеля в области искусства. «Поэзия и наука тождественны, если под наукою должно разуметь не одни схемы знаний,   но   сознание   кроющейся   в   них   мысли!   Поэзия   и   наука   тождественны,   как постигаемые не одного какой­нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом «разум».                                                                                          Белинский В. «Я   обязан   высшим   духовным   вдохновением   сочинениям   Гёте,   Фауст   которого является   быть   может,   величайшим   художественным   произведением,   Шекспиру   и другим, но лишь благодаря Шиллеру, я стал собой. Без него я был бы человеком с тем же носом и бородою, но я никогда бы не был собой».                                                                                           Л. Больцман Учитель: Известны такие факты: 1. М. В. Ломоносов многие свои научные труды  выразил средствами поэзии. 2. Древнеримский философ и писатель Лукреция сочинил свою знаменитую книгу «О природе вещей» в стихах. 3. Василий   Владимирович   Шулейкин   (1895­1979)   –   академик,   доктор   физико­ математических наук, профессор, лауреат Государственной премии, член КПСС. Основное   направление   его   научно­исследовательских   работ   –   изучение   физики моря. Шулейкин В. В. Пробрёл известность в научной среде как поэт и композитор. Литература   (проза   и   поэзия)   и   наука   с   момента   своего   зарождения   неразрывно, органически   связаны   между   собой.   В   познании   жизни,   в   практической   деятельности человека   они   шли   рука   об   руку,   взаимодействуя   между   собой,   и   тем   способствовали прогрессу общества.

Интегрированное внеклассное мероприятие «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное  внеклассное мероприятие  «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное внеклассное мероприятие «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное  внеклассное мероприятие  «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное внеклассное мероприятие «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное  внеклассное мероприятие  «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное внеклассное мероприятие «Математические мотивы в художественной литературе».

Интегрированное  внеклассное мероприятие  «Математические мотивы в художественной литературе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018