«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад № 103 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Конспект
интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по теме: «Путешествие в зимний лес. Звуки «з, зь».
Составили и провели:
учитель-логопед Ульянова Н.А.
педагог-психолог Ефимкина Н.В.
Владимир
2012
Цель: работать над речевым материалом по теме «Зима»; формировать навыки словообразования и словоизменения; формировать связную речь; автоматизация звуков з, зь в речи детей; развивать умение детей быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Задачи:
Образовательные:
1) развивать фонематическое восприятие;
2) автоматизировать правильное произношение звуков «з, зь» в слогах, словах, предложениях;
3) учить составлять распространённые предложения;
4) активизировать глагольную лексику;
5) учить образовывать приставочные глаголы; притяжательные прилагательные;
6) учить составлять рассказ-описание по наглядным моделям
Коррекционно-развивающие:
1) развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение;
2) совершенствовать мелкую и общую моторику;
3) формирование навыков позитивной коммуникации;
4) закреплять умение детей передавать разные эмоциональные состояния
Воспитательные:
1) воспитание интереса к занятиям;
2) воспитание уверенности в себе, самостоятельности
Ход занятия
1. Организационный момент
Кинезиологическое упражнение проводит педагог-психолог.
2. Артикуляционная гимнастика
Проводит учитель-логопед.
3. Сообщение темы занятия
Входит педагог-психолог с конвертом.
Педагог-психолог:
- Здравствуйте!
- Дети, я получила письмо от Волшебной Снежинки. Послушайте, что в нем написано: «Девочки и мальчики! Меня похитила злая ведьма. Чтобы меня освободить, вы должны правильно выполнить все её задания (Снежинка).
- Сначала вы должны собрать рассыпавшиеся картинки.
(Дети делятся на три подгруппы и складывают разрезные картинки).
Учитель-логопед:
- Какое время года изображено на картинках? (Зима).
- Зима принесла вам два своих любимых звука – «з, зь».
4. Характеристика звуков «з, зь» по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение звуков «з, зь» цветовыми символами
5. Развитие фонематического восприятия
Учитель-логопед:
- Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук «з» - хлопните в ладошки, а если услышите звук «зь» - поднимите руку. (Зонт, корзина, зебра, замок, бизон, зяблик, обезьяна, зайка).
6. Произношение звуков «з, зь» в слогах
Учитель-логопед:
- Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком «з», а вы – с мягким звуком «зь»: зы…(зи), зу…(зю), за…(зя).
7. Произношение звуков «з, зь» в словах. Словообразование и словоизменение.
Учитель-логопед:
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в лес.
- Как мы назовём лес зимой? (Зимний лес).
- Лес весь в снегу? Какой это лес? (Заснеженный лес).
- Лес похож на сказку. Какой это лес? (Сказочный лес).
- Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду)
- Какие сапоги? (Зимние сапоги)
- Какую шапку? (Зимнюю)
(Дети выстраиваются друг за другом).
- Слушайте внимательно: «Мы идём по узкой тропинке. А ты?» (Учитель-логопед обращается к кому-либо из детей)
Ребёнок: «Я тоже иду по узкой тропинке».
- Мы идём по белому пушистому снегу.
- А ты? (Я тоже иду по белому пушистому снегу).
- Мы шли-шли и на полянку пришли. На полянке так много снега. Давайте слепим снеговика.
8. Упражнение на релаксацию «Снеговик».
Проводит педагог-психолог.
Педагог-психолог: «Давайте изобразим, как мы лепим снеговика. А теперь представьте, что мы принесли его домой. Снеговик стал таять. (Дети изображают тающего снеговика).
9. Психогимнастика. Игра «Изобрази эмоции».
Педагог-психолог: «Ребята, а вы рады приходу зимы? Покажите, как вы радуетесь. А теперь представьте, что вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой». (Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.
10. Активизация глагольного словаря. Словообразование.
Учитель-логопед:
- На волшебной полянке мамы диких животных.
- Кто на полянке? Назовите мам.
- Кто это? (Бельчиха)
- Кто это? (Лисица) и т.д.
- Мамы ищут своих детёнышей.
- Как бельчиха голос подаёт? (Бельчиха цокает) и т.д.
11. Образование притяжательных прилагательных. Составление распространённых предложений.
Учитель-логопед:
- Не откликаются детёныши? Давайте их все вместе поищем.
- Чьи это ушки? (Это заячьи ушки)
- Кто выбежал из-за пенька? (Зайчонок выбежал из-за пенька).
(Аналогично с другими животными).
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Мы снова пойдем по узкой тропинке. (Дети возвращаются на свои места).
12. Составление рассказа-описания по наглядным моделям.
Проводит учитель-логопед.
13. Рефлексия. Упражнение «Снежинка».
Проводит педагог-психолог.
Педагог-психолог: «Дети, вы освободили Снежинку из плена злой ведьмы. Вы правильно выполнили все задания. (Педагог-психолог показывает детям снежинку).
Дети вместе с учителем-логопедом и педагогом-психологом передают из рук в руки снежинку, подбирая по одному слову о том, как они себя чувствуют с приходом зимы: спокойно, радостно, весело, бодро, празднично, счастливо и т.п.
14. Психогимнастика.
Дети повторяют за педагогом-психологом движения:
«Раз, два, три, четыре, пять!
(Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная
с большого).
Все умеем мы играть.
Сжимать и разжимать пальцы.
Отдыхать умеем тоже –
(Покачать расслабленными руками).
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
(Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос)
Ой, как пахнет здесь зимой
Отдыхайте все со мной.
15. Итог занятия.
- Итак, куда мы с вами совершали путешествие?
- Кого мы видели в лесу?
- Что вам понравилось на занятии?
Библиография
1. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого-логопедических занятий. – СПб. – 2010. – с. 127-129.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. - 2010. – с. 28.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. – 1999. – с. 123.
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. – 1991. – с. 89.
5. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Логопед. – 2009. № 5. – с. 26.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.