Интегрированные занятия

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированные занятия Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированные занятия  Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду   существует   предметная   система   обучения   и   часто   получается,   что   знания   остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда   целостно   воспринимают   всю   картину   окружающего   мира.   Интегрированные   занятия представляют   собой   объединение   нескольких   видов   деятельности.   Так,   на   занятии   «Поможем Федоре» (для детей 4­5 лет) детям предлагались задания разного характера: 1)  Математические  (к   Федоре   вернулась   посуда,   её   надо   расставить   на   полки,   каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов) 2)  Задания,   направленные   на   закрепление   знаний   об   окружающем   мире.   (Федора   решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: ­ ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.) 3)  Задания,   направленные   на   развитие   речи,   мимики,   жестов.   (В   поисках   ложки   Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра­драматизация по этой сказке. 4)  Продуктивная деятельность  (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты. Занятия   интегрированного   характера   вызывают   интерес,   способствуют   снятию перенапряжения,   перегрузки   и   утомляемости   за   счёт   переключения   их   на   разнообразные   виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают  с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:   социальные, в том числе нравственно-этические;  эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно- эстетические;  логико-математические;  естественно-научные. Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица­лебедь» (для детей 6­7 лет). Здесь даются:  присущих этим птицам. животному миру.  естественно-научные знания: об образе жизни и характерных особенностях,  социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к  эмоционально-чувственные: идёт разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию.  художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь». Продуктивная деятельность – дети рисуют летящих лебедей. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы, так теме «Нос» посвящено занятие «Путешествие в Носарию». Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта   которой   напоминает   силуэт   носа.   В   этой   стране   детей   ждут   незабываемые   встречи   в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети   сравнивают   их   носы   с   машинами   и   орудиями   труда.   На   одной   из   улиц   они   встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос», но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу». Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.имеют отличительные особенности:  учебного материала;  необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность Частью этого занятия была работа по валеологии, где шёл разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своими носом. В заключение дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей   отмечается   повышенный   интерес   к   содержанию   тех   задач,   которые   решаются   на   этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Тематика занятий разнообразна. Занятие «Репортаж с золотого луга» ­ посвящено мёду, «В гостях у пряничных человечков» ­ изготовлению   пряников,   «Автосервис»   ­   транспорту.   На   таких   занятиях   происходит взаимопроникновение  материала из  разных разделов воспитания  и обучения через  разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития   и   изодеятельности,   на   другом   –   экологического,   социального   воспитания   и театрализованной деятельности. Реализация   задач   происходит   через   проблемные   ситуации,   экспериментальную   работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии. Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. Количество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но  логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;  свободное размещение наглядного материала;  смена динамических поз;  привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей. Так,   часть   занятий   проводится   совместно   с   музыкальными   руководителями,   это   такие занятия, как «Ярмарка», «Зимняя сказка», «Весенняя капель». Занятия с преподавателями по изодеятельности включают задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. На занятии «Чудо на ладони» обобщались знания о насекомых, а в заключение дети рисовали бабочку. На занятии «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математического характера, а с преподавателями дети выполняли коллективную аппликацию «Космическое пространство». Работа   по   данной   теме   проводится   третий   год,   и   теперь   уже   можно   сделать   некоторые выводы: 1.Занятия   интегрированного   характера   способствуют   формированию   целостной   картины мира,   так   как   предмет   или   явление   рассматривается   с   нескольких   сторон:   теоретической, практической, прикладной; 2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность; 3.Переход   от   одного   вида   деятельности   на   другой   позволяет   вовлечь   каждого   ребёнка   в активный процесс; 4.Интегрированные   занятия   объединяют   детей   общими   впечатлениями,   переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; 5.Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско­взрослое сообщество; 6.Интеграция   помогает   сократить   количество   занятий,   освободить   время   для   игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей. 23