ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК:
ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА
“Применение матанализа при решении физических задач”.
Учитель физики
МОУ СОШ №2 р.п.Колышлей
Колышлейского района
Пензенской области:
Рыжкова Елена Николаевна
Учитель математики
МОУ СОШ №2 р.п.Колышлей
Колышлейского района
Пензенской области:
Маркина Ирина Николаевна
Колышлей 2020
Цель урока:
§ Продолжить работу по применению методов математического анализа при решении физических задач;
§ закрепить навыки вычисления определенного интеграла для нахождения физических величин: электрического заряда, перемещения, количества теплоты, работы, переменной силы;
§ продолжить работу по ознакомлению учащихся с методами научного познания мира;
§ продолжить развитие навыков современной работы в группе малого состава.
Оборудование: гальваномерт, катушка, магнит полосовой, соединительные провода.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА
Учитель физики. “Что касается математики, то она интересует меня лишь постольку, поскольку я могу применить её в физике”, - этими словами -
А. Эйнштейна мы хотим начать интегрированный урок физики и математики. На прошлом таком уроке мы говорили о применении производной при решении физических задач. Сегодня мы продолжим разговор об использовании методов математического анализа для решения задач.
Учитель математики. Для этого повторим основные теоретические вопросы:
1. Сформулируйте определение первообразной.
2. В чём заключается основное свойство первообразной и её геометрический смысл.
3. Запишите формулу Ньютона – Лейбница.
4. Сформулируйте теорему о площади криволинейной трапеции.
5. Сформулируйте определение интеграла и его геометрический смысл.
II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Учитель физики: А сейчас в процессе работы в группах при решении задач вы должны получить одно из высказываний о математике.
· каждая группа получает задание;
· на доске кодовая таблица и лента для букв.
При правильном выполнении задания получится фраза Ермакова В. П.:
«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления».
КОДОВАЯ ТАБЛИЦА:
В |
|
Д |
|
Е |
1 |
И |
27 |
К |
|
Л |
|
М |
|
Н |
0 |
О |
|
П |
|
Р |
|
С |
12 |
Т |
2 |
У |
20 |
Ф |
|
Ц |
|
Ш |
|
Ь |
47 |
Ы |
7,5 |
Я |
340 |
1.
Вычислите:.
2.
Вычислите:.
3.
Вычислите:.
4.
Вычислите:.
5.
Вычислите:.
6.
Вычислите:.
7.
Вычислите:.
8.
Вычислите:.
9. Материальная точка движется по прямой
со скоростью, определённой формулой t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды, считая от начала
движения (t = 0)?
10.
Вычислите:.
11.
Вычислите:.
12. Материальная точка движется по прямой со скоростью
определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды считая от начала
движения (t=0)?
13. Материальная точка движется по прямой со скоростью,
определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды считая от начала
движения (t=0)?
14. Вычислите:.
15. Вычислите:.
16. Вычислите:.
17. Вычислите:.
18. Вычислите:.
19. Вычислите:.
20. Вычислите:.
21. Вычислите:.
22. Вычислите:.
23. Материальная точка движется по прямой со скоростью,
определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды, считая от начала
движения (t=0)?
24. Вычислите:.
25. Вычислите:.
26. Вычислите:.
27. Вычислите:.
28. Вычислите:.
29. Вычислите:.
30. Вычислите:.
31. Вычислите:.
32. Вычислите:.
33. Материальная точка движется по прямой со скоростью,
определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в сантиметрах в секунду).
Какой путь пройдёт точка за 3 секунды считая от начала движения (t=0)?
34. Вычислите:.
35. Вычислите:.
36. Вычислите:.
37. Вычислите:.
38. Вычислите:.
39. Вычислите:.
40. Вычислите:.
41. Материальная точка движется по прямой
со скоростью определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды считая от начала
движения (t=0)?
42. Материальная точка движется по прямой
со скоростью определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды считая от начала
движения (t=0)?
43. Вычислите:.
44. Вычислите:.
45. Вычислите:.
46. Вычислите:.
47. Материальная точка движется по прямой со скоростью,
определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в сантиметрах в секунду).
Какой путь пройдёт точка за 3 секунды считая от начала движения (t=0)?
48. Вычислите:.
49. Вычислите:.
50. Материальная точка движется по прямой со скоростью,
определяемой формулой (t измеряется в секундах, а скорость в
сантиметрах в секунду). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды, считая от начала
движения (t=0)?
51. Скорость поезда, движущегося под
уклон, задана уравнением . Вычислите
длину уклона, если поезд прошёл его за 20секунд.
Из-за сложности ответов некоторые задания повторяются.
1. |
В |
|
|
|
|
2. |
М |
|
3. |
А |
|
4. |
Т |
|
5. |
Е |
|
6. |
М |
|
7. |
А |
|
8. |
Т |
|
9. |
И |
|
10. |
К |
|
11. |
Е |
|
|
|
|
12. |
С |
|
13. |
Л |
|
14. |
Е |
|
15. |
Д |
|
16. |
У |
20 |
17. |
Е |
|
18. |
Т |
|
|
|
|
19. |
П |
|
20. |
О |
|
21. |
М |
|
22. |
Н |
|
23. |
И |
|
24. |
Т |
2 |
25. |
Ь |
47 |
|
|
|
26. |
Н |
0 |
27. |
Е |
1 |
|
|
|
28. |
Ф |
|
29. |
О |
|
30. |
Р |
|
31. |
М |
|
32. |
У |
20 |
33. |
Л |
|
34. |
Ы |
7,5 |
|
|
|
35. |
А |
|
|
|
|
36. |
П |
|
37. |
Р |
|
38. |
О |
|
39. |
Ц |
|
40. |
Е |
1 |
41. |
С |
12 |
42. |
С |
12 |
43. |
Ы |
7,5 |
|
|
|
44. |
М |
|
45. |
Ы |
7,5 |
46. |
Ш |
|
47. |
Л |
|
48. |
Е |
1 |
49. |
Н |
0 |
50. |
И |
27 |
51. |
Я |
340 |
III. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Учитель физики: На уроках физики нам довольно часто требуется установить изменение физических величин по заданным условиям. Математические исследования могут помочь в этом.
Задача 1. Докажите, что
действующее (эффективное) значение силы переменного
тока в цепи равно .
Решение: Действующее
(эффективное) значение силы переменного тока - это значение силы такого
постоянного тока, при протекании которого в резисторе в течение одного периода
выделяется такое же количество теплоты, что и при протекании данного
переменного тока: Q=. Пусть переменный ток
изменяется по синусоидальному закону:
, где
-
круговая частота. Тогда
Учитель математики: Используем тождество понижения степени:
Итак,
Т. к. функция sin периодическая, то
подставив пределы интегрирования во второе слагаемое получаем, что оно равно
нулю.
т. о.
Учитель физики: А мы с вами знаем,
что по определению это количество теплоты т.
о.
откуда
Учитель математики:
Задача 2. Определить заряд,
прошедший за промежуток времени от мин до
мин через поперечное сечение
проводника, если известно, что сила тока изменяется по закону
где А=1А, В=0,02
А/с,
С=0,003 А/.
Учитель физики:
Решение: Запишем краткое условие:
Дано: Сила тока определяется зарядом, прошедшим через
поперечное сечение
проводника за единицу времени, т. е.
первой производной
от заряда по времени:
Отсюда заряд
вычисляется по формуле:
А=1А, Учитель математики: Подставив сюда выражение для I
В=0,02 А/с, и данные из условия задачи получим:
С=0,003 А/
,
q-?
=
=
Ответ:
Учитель физики:
Задача 3. Круговой виток
находится в магнитном поле, индукция которого изменяется по законуОпределите
силу тока в витке и заряд, прошедший через поперечное сечение за промежуток от
до
Площадка
витка находится под углом
к силовым
линиям магнитного поля. Радиус витка r, сопротивление R. (опыт Фарадея).
Решение. Согласно закону
электромагнитной индукции Магнитный поток
через виток:
откуда
Тогда сила тока:
Сила тока по
определению
Следовательно,
Тогда
Окончательно имеем:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Зависимость
скорости точки, движущейся прямолинейно, выражается формулой (
-скорость
в метрах в секунду, t- время в секундах). Найдите:
а) координату точки
в момент времени если при t=2 равна 2;
б) координату точки при t=3,5 , если в момент t=1 она равнялась 1.
2. а) Камень подброшен вертикально вверх с крыши здания высотой 20 м. Какова начальная скорость камня, если через 1с он находился на высоте 30 м?
б) Камень подброшен
вертикально вверх с крыши здания с начальной скоростью Какова
высота здания, если через 2с после начала полёта камень находился на высоте 30 м?
3. Вычислить работу, которую нужно затратить на сжатие пружины на 3 см, если сила в 2 Н сжимает эту пружину на 1 см.
4. Вычислить работу, которую нужно затратить при растяжении пружины на 8 см, если сила в 3 Н растягивает пружину на 1 см.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Задача: Скорость
прямолинейно движущейся точки меняется по закону (
Время t изменяется в секундах, скорость
-
в метрах в секунду). Найдите зависимость изменения координаты точки, если в
момент t=0:
а) точка находилась в начале координат;
б) координата точки равна 1.
Решение:
а)
.
б)
V. ОКОНЧАНИЕ УРОКА.
Учитель математики : Мы сегодня ещё раз нашли точки соприкосновения двух наук – физики и математики.
Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы.
Спасибо всем, урок окончен
Учитель физики МОУ СОШ № 2 р. п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области, руководитель районного методического объединения учителей физики Колышлейского района, учитель высшей квалификационной категории – Рыжкова Елена Николаевна.
Учитель математики МОУ КСОШ № 2 р. п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области, руководитель районного методического объединения учителей математики Колышлейского района, учитель высшей квалификационной категории - Маркина Ирина Николаевна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.