Интегрированный урок физики и информатики 10 класс по теме "Измерение мощности и сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра"
· Трусов Александр Анатольевич
учитель физики.
МБОУ Пичаевская СОШ
Цели урока:
· закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Законы постоянного тока”.
· проверить умения определять цену деления прибора, измерять силу тока и напряжение, читать график зависимости силы тока от напряжения, определять по графику сопротивление проводника.
· показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике.
Задачи урока:
Тип урока:
Интегрированный урок по физике и информатике
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
Итак, цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с физическими величинами работа и мощность электрического тока, усвоить основные формулы, узнать от чего зависит работа и мощность электрического тока, научиться решать задачи.
Сегодня мы проведём нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по физике. С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.
II. Повторение
На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Законы постоянного тока”, закрепим умение решать задачи по данной теме, собирать электрические цепи.
Рис 1.
Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ (электронной таблице).
1. Как запустить табличный процессор?
2. Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
3. Как ввести в ячейку формулу?
4. Что такое диапазон ячеек?
5. Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
ІІІ. Практическая работа
Соберите цепь рис. 2 состоящую из источника тока, амперметра, вольтметра, резистора, ключа, соединительных проводов.
1) Измерьте силу тока в цепи;
2) Измерьте напряжение на резисторе;
3) Рассчитайте сопротивление резистора;
4) Рассчитайте мощность резистора;
5) Рассчитайте работу электрического тока;
6) Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу №1
рис. 2
IV. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel”
Таблица №1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
I, А |
U, В |
R, Ом |
t, мин |
P, Bт |
А, Дж |
0,2 |
1 |
|
1 |
|
|
0,3 |
1,5 |
|
3 |
|
|
0,4 |
2 |
|
5 |
|
|
Преподаватель физики проверяет результаты работы:
Эти формулы должны были набрать учащиеся
I, А |
U, В |
R, Ом |
t, мин |
P, Bт |
А, Дж |
0,2 |
1 |
=B2/A2 |
1 |
=B2*A2 |
=E2*D2*60 |
0,3 |
1,5 |
=B3/A3 |
3 |
=B3*A3 |
=E3*D3*60 |
0,4 |
2 |
=B4/A4 |
5 |
=B4*A4 |
=E4*D4*60 |
Пример таблицы
I, А |
U, В |
R, Ом |
t, мин |
P, Bт |
А, Дж |
0,2 |
1 |
5 |
1 |
0,2 |
12 |
0,3 |
1,5 |
5 |
3 |
0,45 |
81 |
0,4 |
2 |
5 |
5 |
0,8 |
240 |
Постройте график зависимости силы тока, от напряжения
Ответить на вопросы:
a) Каковы цена деления и предел измерения каждого прибора?
b) Как изменить пределы измерения приборов?
c) Какова погрешность при измерении данными приборами силы тока и напряжения?
Учитель:
Какой закон вы использовали при решении этой задачи? Посмотрите следующие задачи. Какой закон будете использовать при решении этих задач?
Задача 1. Электрическая плитка при силе тока тока 5А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
Решим задачу с помощью ЭТ:
Эти формулы должны были набрать учащиеся:
Дано: |
|
Решение: |
||||
I= |
5 |
A |
||||
t= |
180 |
c |
R=Q/I*I*t |
|||
Q= |
1080 |
Дж |
R= |
=B4/B2*B2*B3 |
Дж |
|
Найти |
|
|||||
R |
|
Ответ: |
=B4/B2*B2*B3 |
Дж |
V. Закрепление умений и навыков
Задача 2. Рассчитайте расход энергии электрической лампой, включённой на 10 мин в сеть напряжением 127В, если сила тока в лампе 0,5А.
Решается учащимися самостоятельно в ЭТ.
VI. Домашнее задание: п.42–44, упр.19 № 3,4
VII. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.