Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи».
Оценка 5

Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство +1
17.06.2024
Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи».
Урок будет интересен для учителей литературы и ИЗО
ПЕЙЗАЖ УРОК.docx

Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи».

Класс: 6

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

Мотивация УД

Звучит МУЗЫКА. На слайде – КАРТИНА c изображением природы.

Девочка читает стихотворение

СТИХОТВОРЕНИЕ «Все в тающей дымке…» Н. Рыленков

-Здравствуйте, ребята.

-Вы прослушали стихотворение.

- О чем оно? Какова его ТЕМА? Что нарисовал словами поэт?

-Какие ЧУВСТВА оно у вас вызвало?

Учащийся

 

Учитель

 

 

Ответ: Картины природы

Ответы учеников

 

 

-Вы также обратили внимание на картину.

Как называются картины с изображеним природы?

Какие разновидности пейзажа вы знаете?

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник в 16-17 вв..

До этого он служил фоном для бытовых сцен.

Впервые пейзажная живопись появилась очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов, его цель состояла в том, чтобы вызвать глубокие размышления. Картины на шёлковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник, чтобы погрузиться в чтение стихов

 

ИТАК, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

ТЕМА: Образ природы в лирике и живописи

- Мы поговорим о том, какие средства используют поэты и художники, чтобы запечатлеть образ природы в своих произведениях.

Учитель

 Природа – пейзаж    КИТАЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

Записывают тему урока

 

 

-Можно ли выразить настроение с помощью красок? Каким образом?

Перед вами две картины, давайте их рассмотрим и сравним

Какое настроение у вас вызывает 1 картина? Почему? Какие худ. Средства для этого использовал художник? А вторая картина?

В литературе поэт – тоже ХУДОЖНИК, но он пишет СЛОВАМИ. Его палитра – это лексика, тропы и приемы.

В чем же отличие художника от поэта?

В этом – отличие

А в чем сходство?

Чем ПРОНИКНУТО произведение, будь то КАРТИНА или СТИХОТВОРЕНИЕ

Итак, пейзажная лирика многопланова. Два ПЛАНА: предметный и чувственный.

Сейчас мы попытаемся это увидеть и услышать.

Учитель (Слайд 4)

Ответы

 

 

 

 

Учитель(Слайд 5)

 

Ответы учащихся

Учитель

 

Настроение автора. Это чувства, эмоции, отношение к изображаемому

 

 

.

 

 

КАРТИНА. ЛЕВИТАН «Вечерний звон» Звучит СТИХОТВОРЕНИЕ

ТЮТЧЕВ «Вечер»

 

Услышали ли вы то настроение, какое выразил поэт? Похоже ли оно на настроение    на картине?

 

Поэт может передать настроение не только с помощью специально подобранных слов, но также с помощью приемов, создающих МУЗЫКАЛЬНОСТЬ стихотворения. Это приемы ЗВУКОПИСИ и фигура АНАФОРЫ

 

АНАФОРА: Какое слово повторяется в начале строк?

 

 

Учащийся

 

Учитель

 

Ответ: ДААА

Учитель. Звукопись: аллитерация и ассонанс

ЗАПИСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ТЕТРАДЬ

Работа со стихотворением на листах

Повтор СОНОРНЫХ (Слоговые, плавные)

 

Ответ: КАК веет:

Размеренность, гармония, музыкальность

 

 

 

 

А сейчас давайте попробуем увидеть и прочувствовать другое НАСТРОЕНИЕ

ДРУГАЯ КАРТИНА – САВРАСОВ. «Осень. Деревушка у ручья», стихотворение Бунина «Не видно птиц…»

Какие чувства вызвала картина? Созвучна ли она со стихотворением Бунина и почему?

-Ведущую роль в пейзаже играет ЦВЕТ.

Помогает ли ЦВЕТ передать НАСТРОЕНИЕ?

Давайте ПРОАНАЛИЗИРУЕМ КАРТИНУ САВРАСОВА   «Деревушка у ручья» и СТИХОТВОРЕНИЕ БУНИНА , используя таблицу, которую будем заполнять в группах

 

Учитель

 

Ученик - читает

Учитель

Ответы

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

Живопись

Цветовые эпитеты и слова, указывающие на цвет, но его не называющие

Лексика – Ключевые образы. Ассоциативные ряды. Приемы.

Краски

Оттенки

Контрасты

Черный – чернеть, чернота.

Серый – сереть, серость//сырость. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о цвете через СОЗВУЧИЕ.

 

 

Аллитерация . ЗАПИСЬ

 

Краски

Оттенки

Контрасты

Синий, голубой, фиолетовый,

коричневый, охра

Бледно-серый,

чёрно-коричневый, бежевый, сине-серый

 

Тусклый, темный, побуревший, почерневший

 

 

 

 

 

 

Черный – чернеть, чернота, чернила…

Серый – сереть, серость

Тлеть –

Чахнуть –

Больной –

Пустота -

 

 

Дождь

Ветер

Грибы

Сырость

Овраги

Свалявшаяся сухая

Трава

Глушь

Кусты

Поля

Степь

Далёкие деревни

Ружье

АЛЛИТЕРАЦИЯ -

 

////////////////////////////////

///////////////////////////////////

///////////////////////////////////

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Охарактеризуем ПРОСТРАНСТВО, погоду и НАСТРОЕНИЕ

Место – глухое, заброшенное, неуютное.

Погода – пасмурная

 Настроение – грустное, тоскливое, ощущение одиночества.

Ребята, а ведь СЛОВОМ тоже МОЖНО РИСОВАТЬ!                          

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Давайте попробуем сами нарисовать картину Переходим к заданию

*СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ.

 

Перед вами 3 картины. Каждая группа может выбрать только 1 картину

Вам необходимо:

подобрать лексику – слова, описывающие виды природы.

Затем к ключевым словам-существительным подберите определения и глаголы.

Так, вы будете использовать ТРОПЫ – ЭПИТЕТЫ и ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ. Перед вами словарики тропов. Вы можете использовать эти прилагательные и глаголы или подобрать свои, чтобы ОЖИВИТЬ образы.

 

СЛУШАЕМ ОТВЕТЫ

 

Давайте сделаем ВЫВОД.

-Пейзаж и пейзажная лирика МНОГОПЛАНОВЫ. Природа – ЖИВАЯ.

Вот, как сказал об этом поэт:

 

ЧТЕНИЕ: Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

 

Какие понятия мы использовали для анализа пейзажной лирики?

 

Д/з: Картина ЛЕВИТАНА. БОЛЬШАЯ ВОДА. Подобрать, проанализировать, назвать ключевые ОБРАЗЫ (Предметный план), как поэт передал цвет – ЦВЕТОПИСЬ и НАСТРОЕНИЕ.

 

 

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ: а теперь давайте проверим вашу интуицию. Попробуйте подобрать названия картинам. И проверим, соответствует ли оно названию самого автора.

 

 

 

Работают с картинами:

 выбирают 1 картину,

Описывают – называют предметный план

Подбирают тропы

 

 

 

 

Учащийся

 

Учитель

 

 

 

 

 

 


 

Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи»

Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи»

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник в 16-17 вв

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник в 16-17 вв

Учитель Природа – пейзаж

Учитель Природа – пейзаж

Сейчас мы попытаемся это увидеть и услышать

Сейчас мы попытаемся это увидеть и услышать

КАРТИНА. ЛЕВИТАН «Вечерний звон»

КАРТИНА. ЛЕВИТАН «Вечерний звон»

Живопись Цветовые эпитеты и слова, указывающие на цвет, но его не называющие

Живопись Цветовые эпитеты и слова, указывающие на цвет, но его не называющие

Давайте попробуем сами нарисовать картину

Давайте попробуем сами нарисовать картину

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ: а теперь давайте проверим вашу интуицию

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ: а теперь давайте проверим вашу интуицию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024