Интегрированный урок ИЗО и Литературы «Образ природы в лирике и живописи».
Класс: 6
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Мотивация УД |
Звучит МУЗЫКА. На слайде – КАРТИНА c изображением природы. Девочка читает стихотворение |
СТИХОТВОРЕНИЕ «Все в тающей дымке…» Н. Рыленков -Здравствуйте, ребята. -Вы прослушали стихотворение. - О чем оно? Какова его ТЕМА? Что нарисовал словами поэт? -Какие ЧУВСТВА оно у вас вызвало? |
Учащийся
Учитель
Ответ: Картины природы Ответы учеников |
|
|
-Вы также обратили внимание на картину. Как называются картины с изображеним природы? Какие разновидности пейзажа вы знаете? В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник в 16-17 вв.. До этого он служил фоном для бытовых сцен. Впервые пейзажная живопись появилась очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов, его цель состояла в том, чтобы вызвать глубокие размышления. Картины на шёлковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник, чтобы погрузиться в чтение стихов
ИТАК, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ТЕМА: Образ природы в лирике и живописи - Мы поговорим о том, какие средства используют поэты и художники, чтобы запечатлеть образ природы в своих произведениях. |
Учитель Природа – пейзаж КИТАЙ
Учитель
Записывают тему урока |
|
|
-Можно ли выразить настроение с помощью красок? Каким образом? Перед вами две картины, давайте их рассмотрим и сравним Какое настроение у вас вызывает 1 картина? Почему? Какие худ. Средства для этого использовал художник? А вторая картина? В литературе поэт – тоже ХУДОЖНИК, но он пишет СЛОВАМИ. Его палитра – это лексика, тропы и приемы. В чем же отличие художника от поэта? В этом – отличие А в чем сходство? Чем ПРОНИКНУТО произведение, будь то КАРТИНА или СТИХОТВОРЕНИЕ Итак, пейзажная лирика многопланова. Два ПЛАНА: предметный и чувственный. Сейчас мы попытаемся это увидеть и услышать. |
Учитель (Слайд 4) Ответы
Учитель(Слайд 5)
Ответы учащихся Учитель
Настроение автора. Это чувства, эмоции, отношение к изображаемому
. |
|
|
КАРТИНА. ЛЕВИТАН «Вечерний звон» Звучит СТИХОТВОРЕНИЕ ТЮТЧЕВ «Вечер»
Услышали ли вы то настроение, какое выразил поэт? Похоже ли оно на настроение на картине?
Поэт может передать настроение не только с помощью специально подобранных слов, но также с помощью приемов, создающих МУЗЫКАЛЬНОСТЬ стихотворения. Это приемы ЗВУКОПИСИ и фигура АНАФОРЫ
АНАФОРА: Какое слово повторяется в начале строк?
|
Учащийся
Учитель
Ответ: ДААА Учитель. Звукопись: аллитерация и ассонанс ЗАПИСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ТЕТРАДЬ Работа со стихотворением на листах Повтор СОНОРНЫХ (Слоговые, плавные)
Ответ: КАК веет: Размеренность, гармония, музыкальность
|
|
|
А сейчас давайте попробуем увидеть и прочувствовать другое НАСТРОЕНИЕ ДРУГАЯ КАРТИНА – САВРАСОВ. «Осень. Деревушка у ручья», стихотворение Бунина «Не видно птиц…» Какие чувства вызвала картина? Созвучна ли она со стихотворением Бунина и почему? -Ведущую роль в пейзаже играет ЦВЕТ. Помогает ли ЦВЕТ передать НАСТРОЕНИЕ? Давайте ПРОАНАЛИЗИРУЕМ КАРТИНУ САВРАСОВА «Деревушка у ручья» и СТИХОТВОРЕНИЕ БУНИНА , используя таблицу, которую будем заполнять в группах
|
Учитель
Ученик - читает Учитель Ответы
Учитель
|
Живопись |
Цветовые эпитеты и слова, указывающие на цвет, но его не называющие |
Лексика – Ключевые образы. Ассоциативные ряды. Приемы. |
|
Краски Оттенки Контрасты |
Черный – чернеть, чернота. Серый – сереть, серость//сырость. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о цвете через СОЗВУЧИЕ. |
Аллитерация . ЗАПИСЬ |
|
Краски Оттенки Контрасты Синий, голубой, фиолетовый, коричневый, охра Бледно-серый, чёрно-коричневый, бежевый, сине-серый
Тусклый, темный, побуревший, почерневший
|
Черный – чернеть, чернота, чернила… Серый – сереть, серость Тлеть – Чахнуть – Больной – Пустота -
|
Дождь Ветер Грибы Сырость Овраги Свалявшаяся сухая Трава Глушь Кусты Поля Степь Далёкие деревни Ружье АЛЛИТЕРАЦИЯ -
|
|
//////////////////////////////// |
/////////////////////////////////// |
/////////////////////////////////// |
|
ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Охарактеризуем ПРОСТРАНСТВО, погоду и НАСТРОЕНИЕ Место – глухое, заброшенное, неуютное. Погода – пасмурная Настроение – грустное, тоскливое, ощущение одиночества. Ребята, а ведь СЛОВОМ тоже МОЖНО РИСОВАТЬ! |
Содержание педагогического взаимодействия |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
|
Давайте попробуем сами нарисовать картину Переходим к заданию *СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ.
Перед вами 3 картины. Каждая группа может выбрать только 1 картину Вам необходимо: подобрать лексику – слова, описывающие виды природы. Затем к ключевым словам-существительным подберите определения и глаголы. Так, вы будете использовать ТРОПЫ – ЭПИТЕТЫ и ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ. Перед вами словарики тропов. Вы можете использовать эти прилагательные и глаголы или подобрать свои, чтобы ОЖИВИТЬ образы.
СЛУШАЕМ ОТВЕТЫ
Давайте сделаем ВЫВОД. -Пейзаж и пейзажная лирика МНОГОПЛАНОВЫ. Природа – ЖИВАЯ. Вот, как сказал об этом поэт:
ЧТЕНИЕ: Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
Какие понятия мы использовали для анализа пейзажной лирики?
Д/з: Картина ЛЕВИТАНА. БОЛЬШАЯ ВОДА. Подобрать, проанализировать, назвать ключевые ОБРАЗЫ (Предметный план), как поэт передал цвет – ЦВЕТОПИСЬ и НАСТРОЕНИЕ.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ: а теперь давайте проверим вашу интуицию. Попробуйте подобрать названия картинам. И проверим, соответствует ли оно названию самого автора.
|
Работают с картинами: выбирают 1 картину, Описывают – называют предметный план Подбирают тропы
Учащийся
Учитель
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.