Интегрированный урок ИЗО по теме "Историческая картина"

  • docx
  • 29.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала интегрированный урок изо 23.04.docx

Тема: Историческая картина

(Мамаев Курган, Сталинградская битва)

Цель: содействие формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости и верности своему Отечеству

Задачи:

1.       Формирование устойчивого интереса к изучению истории Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны.

2.       Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда.

3.       Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.

4.       Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.

5.       Обучение рисования мемориала Мамаев Курган

Оборудование: Проектор, листы со стихами и текстами, краски, палитра, кисточки, листы для черчения, простые карандаши, ластики.

УУД:

Ход урока:

1.       Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. А теперь давайте улыбнемся друг другу и сядем на места.

План урока на доске, обратите внимание на все этапы урока. Есть ли какие-то вопросы по плану работы?  (актуализация знаний, тема, цель, работа по теме, создание творческого проекта, итоги)

Итак, сегодня у нас не обычный урок. А что бы узнать, чему он посвящен, я предлагаю прослушать запись.

2.       Сообщение темы и цели урока.

(сообщение об объявлении войны, священная война. )

- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Вы правы тема урока будет касаться Великой Отечественной войны. Давайте мы с вами заполним табличку, что мы знаем о ВОВ, что бы вы хотели узнать, а в конце урока, когда будем подводить итоги запишем что мы сегодня узнали.

- Что мы знаем о ВОВ?

- Что бы вы хотели узнать?

- Ребята, вы все молодцы. Как вы знаете тема ВОВ, большая и мы её будем затрагивать на других уроках и классных часах. Но сегодня  я хотела бы рассказать вам о крупнейшей сухопутной битве, которая длилась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943. Никто не помнит название этой битвы? Давайте в табличке обведем Сталинградскую битву в кружочек.  Пожалуйста прочитайте стихотворение.

Читает ученик.

Открытые степному ветру,

Дома, разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой.

Встал фронтом поперек России –

И всю ее прикрыл собой.

Итак, тема урока – Сталинградская битва, Мамаев Курган, что бы поставить цель урока – обратим внимание на план. Что мы сегодня должны сделать? Цель урока – создание творческого проекта по теме «Сталинградская битва, Мамаев Курган»

3.       Работа по теме урока.

В битве на Волге принимали непосредственное участие поэты, писатели-фронтовики и художники. Итак, каким мы видим начало Сталинградской битвы в поэзии? Кто прочитает второе стихотворение, которое я раздала вам на листочках?

Ученик.

…Здесь битва небывалая идет.

На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще

И изрыгает бешенство огня.

И на ветру пронзительно скрежещет

Снарядом раздробленная броня.

Ученик. Итак, начало битвы. По числу участвующих самолетов и весу бомб воздушный налет на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России.

Вот так изобразил художник Горенко А. «Штурм Мамаева кургана»

- Обратите внимание, что мы видим здесь лето, а земля покрыта чем-то бело-серым, что это как вы считаете? (пепел)

- Ребята, какими бы цветами мы изобразили Сталинградскую битву?

(Темными, красным, оражевым, красным – цвета огня)

- Давайте сравним выбранные нами цвета с цветами на картинах художников, отражающие начало битвы и изображающие солдат. Какие цвета мы видим?

- Далее шел оборонительный период. Оборонительный период Сталинградского сражения продолжался почти три месяца. Пока они отстаивали развалины каждого дома, бились за комнаты, лестничные площадки, воронки и подвалы «уличным боем». Ставка Верховного Главного Командования приступила к разработке плана разгрома врага и создания сил и средств для его осуществления. План предстоящего наступления получил кодовое название “Уран”.  Конечно и в то время живопись и литература были рядом. И среди героев этой битвы были как писатели, так и художники. Перед вами под номером 3  стихотворение Чичёва, посвящённое  Б.К. Дормидонтову, художнику, гвардейцу-сталинградцу. Кто готов прочитать?

 Что такое уличный бой,

Мы, ровесник, не знаем с тобой.

Но у деда спроси, у отца,

И ответят, суровость лица

В разговоре нелёгком храня:

– Это бой кирпича и свинца,

Это бой, где бетон и броня –

Все обрушивалось на меня.

Это бой, где по окнам плюёт

Озверевший вконец пулемёт,

Где дерутся этаж на этаж –

Верхний наш, а нижний не наш,

Где из фляги глоток вина

Ты отпить товарищу дашь…

Бой на улице – это война,

Где спасенье и смерть – стена…

- Решающим этапом Сталинградской битвы стала операция «Кольцо». С 27 января войска Донского фронта приступили к ликвидации противника, а 31 января в подвале универмага был пленен вместе со своим штабом генерал – фельдмаршал Паулюс. 31 января прекратила сопротивление южная группировка врага, северная – сопротивлялась до 2 февраля.

- И вот она Победа в этой нелегкой битве. Теперь в Волгограде, в Мамаевом Кургане установлен вот такой памятник этой жестокой битве, победа в которой далась советским войскам не простой ценой.

Мамаев курган сорок третьего года,

Где насмерть стояли Отчизны сыны,

Мамаев курган – это память народа,

Мамаев курган – это гордость страны!

4.       Творческий проект.

- Итак, ребята, теперь я предлагаю вам собрать всю информацию вместе в нашем творческом проекте. Над проектом мы буем работать по группам. Перед Иллюстраторами уже лежит ватман, который мы будем оформлять в соответствии с темой урока. Ребята, какой памятник мы выберем центральной фигурой? (три памятника на выбор). Литераторы, работают с литературой на своем столе. Здесь у вас стихотворения, справки и сводки, из них нужно выбрать те, что соответствуют теме и помочь Иллюстраторам расположить их на ватмане. Ребята, а кто знает, что такое сводки? Сводка – это объединенные, сведенные вместе данные, сведения о чем-либо. Информаторы, будут работать с компьютером и искать информацию о героя Сталинградской битвы. Журналисты же, возьмут интервью у наших гостей и нескольких учащихся и оформят информационный листок. Не забываем о правилах поведения и о том, что работаем сообща.

5. Подведение итогов.

- Итак ребята, битва была выиграна, несмотря на множество сложностей и потерь. И в Мамаевом Кургане каждую весну цветут цветы. А мы вернемся к нашей табличке. Что мы с вами сегодня узнали? Цель была достигнута? Давайте повесим наш проект на доску.

Спасибо за урок.