Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Оценка 4.9

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Оценка 4.9
Интерактивная доска +2
doc
русская литература
5 кл—7 кл
19.11.2023
Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
0002241c-00dc6f01.doc

 

 

 

Неделя русского языка и литературы

Интегрированный урок литературы и музыки.

ТЕМА:

 М.Ю. Лермонтов.

 Изображение

 Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

 

 

 

 

 

 

Учитель Шапкова И.В

Класс : 5В

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок литературы и музыки

в 5-м классе по теме

«М.Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

 

Учитель  Шапкова Ирена Викторовна

МАОУ Лицей №7 г. Черняховск

ВИД: урок - интегрированный

ТИП: формирование новых знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа.

        Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

 

ЦЕЛЬ: - познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино»;

-  познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер;

 -  развивать умения анализировать текст;

- умение делать   выводы и аргументировать свою точку зрения;

 - воспитывать в растущем человеке такие духовные  понятия как любовь к    Родине, к народу.

- показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства. Воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России.

- воспитание патриотических чувств на основе произведения  (литература,  музыка, ИЗО).

- дать первоначальное понятие слов: монолог, диалог, идея и тема произведения

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- обучать самостоятельному анализу художественного текста, 

- учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке,

- формировать устойчивый интерес к предмету.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- развивать навыки выразительного чтения,

- формировать навыки коммуникативного характера.

 

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:

- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-  компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр

- выставка книг М.Ю.Лермонтова “Бородино” (различные издания).

- репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года.

- презентация

Ресурсы: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация «Словарь терминов», озвученный М.Казаковым диафильм 1964 года «Бородино» (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=BO4_ZXela_c),

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1.                     бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

2.                     добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

3.                     картечь - артиллерийский снаряд.

4.                     драгун - солдат или офицер кавалерии.

5.                     улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

6.                     кивер - высокий головной убор у военных.

7.                     лафет - станок, на который укрепляется пушка.

8.                     редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

 

Эпиграф к уроку:                    "Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

М.Лермонтов.

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.»

Котарбиньский Т.

Ход урока.

1.   МУЗЫКА. Звучит «Богатырская симфония».

Учитель музыки.  Впечатления от прослушанного .

- В чем сила данного произведения?

- Когда оно звучит?

- Какие эмоции вызывает эта музыка?

- Какой жанр этой музыки?

- на что настраивает такая музыка?

2.Учитель  литературы.   Оргмомент.  Актуализация знаний

В эти осенние месяцы по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 202-летию битвы под Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей отечественной войне 1812 года.

Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага.

Стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.

Перед вами портрет поэта (слайд №1). Вы видите лицо совсем молодого поколения. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли

Определение цели и задач урока.

(Ребята еще накануне разбиты по интересам на группы, которые готовили  свой материал:  группа библиографов,  историков,  языковедов, музыкантов.)

  3. Беседа с классом. Групповая работа.  Группа библиографов.

 Слово о писателе. Работа по теме урока. Проверка домашнего задания

– Михаил Юрьевич Лермонтов написал так  потому, что действительно очень любил этот город.
– Ребята, как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так любил Москву? (Родился в Москве).
– Кем был его отец? (Армейским офицером).
– Кто воспитывал Михаила? (Бабушка).
– Как называлось имение бабушки Лермонтова? (Тарханы).

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом Бородинском  сражении.  После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить   офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.

5. Учитель лит-ры: С детских лет поэт слышал рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения.

Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец 
Не знал покоя под конец. 
В слезах угасла мать моя. 
От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет.

 Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой Бородинской битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого, Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение.

“Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. Почему так его назвали, вы мне скажите, когда назовете годы его жизни. Вы знаете, когда родился Лермонтов

Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области.

Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.

Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатав­шимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдо­ва.  

Слово о Д.Давыдове (выступление ученика со своей презентацией «Денис Иванович Давыдов», далее звучит песня Д.Давыдова в исполнении ученицы под гитару).

 – Давайте расшифруем название стихотворения, которое мы будем читать.

6.   Слово историкам.

- Что же произошло тогда в далёком 1812 году?

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (ответы детей)

В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить:

-«Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»

Исторические события в произведении.

Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие – бородинское сражение отечественной войны 1812 года. Пришло время обратиться к произведению. Но прежде чем его слушать, проведем словарную работу.

7.  Словарная работа . Группа языковедов. Работа с малоизвестными словами в стихотворении. Презентация.

редут  – квадратное земляное укрепление на поле боя;
          мусью – мсьё (франц.) – обращение к французу;
          лафет – боевой станок, на котором укрепляется пушка;
          кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.

мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;

картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

бивак - стоянка войск под открытым небом;

кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;

улан, драгун - солдаты конных полков;

басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

Через 25 лет после Бородинской битвы Лермонтов напишет стихотворение «Бородино», которое станет  одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенным гимном русскому народу, отстоявшему родину от врага. Но помните, что просмотренный биографический факт говорит лишь о поводе к созданию стихотворения. Содержание стихотворения «Бородино» на самом деле намного шире, оно отражает богатый духовный опыт Лермонтова и никак не сводится к одному биографическому факту

8. Слушание озвученного диафильма «Бородино» в исполнении М.Казакова.

 Первое впечатление. Опрос детей. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

9. Исследование текста. Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

Вопросы для беседы:

1. Определите жанр стихотворения.

2. Как построено стихотворение? В чём особенность

    композиции баллады?

3. От чьего имени ведётся повествование о Бородинском сражении? Как звучит его роль?

4. Сколько всего строф в балладе? 13 и одна повторяется

5. Какие строфы повторяются дважды? С какой целью это было

    сделано автором?

6. Определите тему, идею баллады.

5.  Как построено стихотворение?

Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой, темой. (словарь с.251 учебника)

10. С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения  (в костюме).

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все, что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями.

 Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.

На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.

Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию  П.И.Багратиона.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил  Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

"Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...

-Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении.  Что вы запомнили из рассказа?

11.  Проследите логику развития сюжета баллады.

    - Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

    - Завязка: "И вот нашли большое поле…"

    - Кульминация: "Ну ж был денёк!"

    - Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

Кто герои баллады?

Чем объясняется героизм русских солдат?

 Как ведут себя солдаты перед боем?

12. Группа историков.

Бородино – это название села, которое находилось близко от Москвы, (слайд 4). Именно здесь произошло решающее сражение, которое повернуло весь ход Отечественной войны 1812 года. Сражались русские с французами (, слайд 5). Русскую армию возглавлял Кутузов (демонстрация портрета на слайде), французскую – Наполеон (демонстрация портрета на слайде). Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (, слайд 6).  Русский народ одержал в этой войне победу. Сегодня на уроке мы с вами прочтём о том, как русский солдат, который участвовал в Отечественной войне 1812 года, рассказывает молодым солдатам о Бородинском сражении.

– За подвиги в Отечественной войне 1812 года солдаты награждались вот такими медалями (показать медаль, сделанную из бумаги). А я вас буду награждать за знания. За каждый правильный ответ учащимся выдаётся по одной медальке. Кто заработает больше всех медалей,  тому присваивается звание «Герой школьных наук». У кого медалей окажется пять или более – получает за урок оценку «пять».

13.  Беседа с классом.

- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?

(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)

- От чьего имени ведется рассказ?

(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)

- С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями)

- Перечитайте эти строки

Покажите голосом, что солдаты - богатыри, чтобы мы интонационно почувствуем их силу, могущество. (Читают 2-3 уч.)

- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!)(слайд 4)

- И вот мы на поле боя в с. Бородино! (Слайд 5)

Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ... (одеваю кивер на ученика).

(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)

Родины и хорошо понимающего, за что он борется ).

Да, мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа, отстоявшего родину в Бородинской битве. Любовь к Родине и готовность защищать ее даже ценой собственной жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва – осуществление воли народа.

Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

14.  Анализ художественных средств стихотворения.

Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.  Выпишите их.

1. Французы двинулись, как тучи ...
Земля тряслась, как наши груди ...
Носились знамена, как тени…)

- С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение)

Огонь блестел....
Звучал булат, картечь визжала, 
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...

(Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов)

- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сражений!”

Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы

завтра бой затеять новый 
И до конца стоять ...”

(таблица заполняется в течение урока и дома)

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

фразеологизмы

Фразеологические обороты: "ушки на макушке", "ломить стеною","постоим мы головою", "до конца стоять

 

 

Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

15. Подведение итога урока.

С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?

Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей). Почему же Россия помнит про день Бородина?

       -В самый ответственный момент нашей истории люди

        проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество,

        сумели не только остановить врага, но и прогнать его

        прочь со своей земли.

  Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении?

   - Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками.

   - Отразил беспредельную любовь простых людей к своей

16.  Рефлексия – игра : «Лучший рассказчик»

– Ребята, представьте себе, что вам довелось участвовать в Бородинском сражении. Вы – бывалые бойцы, а совсем ещё юные солдаты хотят узнать у вас, что же интересного происходило в Бородинской битве. Как вы будете им рассказывать про этот бой? (С гордостью, с грустью о тех, кто погиб). Лучшему ученику предлагается показать, как нужно прочесть слова старого солдата.
– А теперь давайте поиграем. К доске вызываются учащиеся (два  человека), им выдаются киверы. Школьникам предлагается прочесть по очереди (по одной строфе) рассказ старого солдата:

– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

– Ребята, скажите вам понравились рассказчики? Молодцы.
– А если бы действительно на Россию напали враги, вы бы стали защищать свою Родину?

Действительно так. Через полтораста лет Москва снова окажется под угрозой, и потомки «богатырей», вдохновленные словами Лермонтова, отдадут свои жизни, но не подпустят врага к столице.

17. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Музыка «Браво ребятушки»- маршевая музыка того времени.- исполнение классом.

Звучит музыка М.Глинки «Бородино».

Делает выводы по музыкальному сопровождению.

18. Рефлексия.

- Почему нас сегодня волнуют чувства людей, живших почти 200 лет назад?(Потому что автор говорит нам о вещах, которые никогда не перестанут волновать человека: о любви к родине, о чувстве товарищества, о верности долгу, об ответственности каждого  за судьбу своих потомков.  Пока мы будем стремиться быть похожими на героев Бородина, наш народ непобедим ) 

Заключительное слово  учителя:

- Нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

- В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

 

. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события. Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился после нашего путешествия. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа.

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе по теме «

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе по теме «

ОБОРУДОВАНИЕ: - компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр - выставка книг

ОБОРУДОВАНИЕ: - компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр - выставка книг

Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему

Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой

Исторические события в произведении

Исторические события в произведении

От чьего имени ведётся повествование о

От чьего имени ведётся повествование о

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за

Сегодня на уроке мы с вами прочтём о том, как русский солдат, который участвовал в

Сегодня на уроке мы с вами прочтём о том, как русский солдат, который участвовал в

Анализ художественных средств стихотворения

Анализ художественных средств стихотворения

Метафоры Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

С гордостью, с грустью о тех, кто погиб)

С гордостью, с грустью о тех, кто погиб)

В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле

В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023