План интегрированного урока "Музыка + Математика"
.Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.
Задачи:
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята!
-Ребята по школе проходит неделя физико-математического цикла. В школе пройдут занимательные уроки, конкурсы математических газет, олимпиады, тестирования и в завершении всего - большой математический праздник.
-Поэтому, сегодня, на уроке музыки, мы тоже постараемся не отходить от общей, математической темы. Тема сегодняшнего урока: " Музыка и математика"
-Сейчас, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
-В древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.
Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.
Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать , играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.
( далее следует обычный набор упражнений, для подготовки к пению:
- попевки, распевание слогов;
- упражнения с речевым аппаратом;
-работа над дыханием.)
На своих занятиях, я часто использую элементы народного творчества - потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.
Одно из упражнений на дыхание, которое очень нравиться детям, называется " Семь Егорок". Взяв хорошее, опорное дыхание, ребенок считает "Егорок, проговаривая вслух : "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох. При подготовке к пению, в этот раз, я акцентировала внимание детей на работе с речевым аппаратом и дыханием. Поэтому, когда мы перешли к скороговоркам, дети сразу предложили "посчитать Егорок"
-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалку про Егорок?
( Ответы детей сводятся к тому, что это упражнение тренирует и развивает дыхание, речевой аппарат, так как считать нужно быстро, четко проговаривая все звуки.)
!!!!!!учитель обращает внимание на то, что в этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию. )
-Поэтому, выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел. А так же, как и многие другие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.
Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.
А теперь, время слушания музыки. Настройтесь, сядьте поудобней, вслушайтесь, возможно, вам оно покажется знакомым. (Д. Кабалевский "Клоуны"
- Какие чувства, настроения выражены в этом произведении? ( ответы детей)
-Эту музыку написал Д. Кабалевского, называется она "Клоуны"?
- Как вы думаете, почему? ( потому, что слышится две темы, два характера. Когда в музыке изображён весёлый клоун хочется улыбаться, а когда грустный - хмуриться.)
-А в музыке называется противоположное звучание? ( мажор - минор)
-Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Посмотрите на доску, (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно). давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору.
(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.
- Ребята, что вы заметили? ( есть лишние слова)
- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности)
- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!
-Вывод : И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!
А теперь, время игры! Музыкальная викторина! Вы отвечаете на вопросы, связанные с музыкой, а я с помощью математики, считаю верные ответы! Можно сделать три ошибки, так как в итоги викторины необходимо дать не меньше семи правильных ответов.
(Подведение итогов)
Ответом на последний вопрос служит количество нот - до, ре , ми, фа, соль, ля, си. (на доске открываются нотный стан и семь нот)
-Как вы думаете, почему нот, имеющих точное название именно семь?
- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь?
( Неделя, семь_ я, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д. )
- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую напрвленность, об этом вы по-подробнее поговорите на других уроках.
Наш урок подходит к концу, у нас еще есть время, чтобы определить еще одну музыкально - математическую связь.
- Чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.
Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
Сопоставление целого числа и целой длительности. ( наглядно показываем, как целое делят на части, например иллюстрация - торт
математика |
Музыка ( длительность нот) |
Целое число (торт) |
Целая нота |
Делим на пополам (половина торта) |
Половина целой ноты - половинная |
Делим торт на четыре части (получаем одну четвертую) |
Делим целую ноту на 4 части – ( четвертная) |
На восемь ( одна восьмая) |
На восемь ( восьмая, восьмушка) |
На шестнадцать ( одна шестнадцатая) |
На шестнадцать ( Шестнадцатая) |
-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.
Ребята сегодня мы нашли нити взаимодействия музыки и математики.
В завершении этого чудесного урока- открытия я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!
Песенное попурри.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.