Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 12
г.Тобольска
Хасанова А.Ф.
Интегрированный урок математики/литературного чтения «Работаем с числами»/ П.П,Ершов «Конег-Горбунок», в 1 классе.
Цели урока:
Образовательные – закрепить знания детей: если число увеличилось, то к нему прибавляем, а если число уменьшилось- вычитаем ; выбирать арифметические знаки;
- упражняться в сравнение чисел;
- составлять задачи, анализировать;
- проектировать способ коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Планируемые результаты образования
Предметные: знают понятия «увеличивать» , « уменьшать», сравнивать, составлять и решать задачи.
Межпредметные: познавательные-общеучебные умения, постановка и решение практической задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: работа с информацией, понимать возможность различных позиций, ориентироваться на позицию других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Познавательные: общеучебные умения, постановка и решение практической задачи.
Личностные: высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважать мнение других.
Оборудование: книжная выставка « Конек-Горбунок, веер цифр, Танграм, презентация, карточки, фото: столицы, рыбы-кит, дворца Солнца и Месяца, жар-птицы.
Этап урока. |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечание |
1.Организационный момент
|
Раз, два, три, четыре, пять – Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи! |
Настрой на работу, доброе пожелание |
Приветствие друг друга.
|
|
2. Актуализация знании. Постановка цели |
Мы сегодня в гостях у
сказки. – За горами, за лесами -Узнали сказку? Обращение к книжной выставке. - В гостях у нас сегодня герои сказки П.П.Ершова “Конёк – Горбунок” - О П.П. Ершове на м расскажет …(Приложение 1 о Ершове - 1ученица). |
Формулировка задания
Просмотр отрывка Читает учитель |
Рассказывает ученик |
Слайд 1 Отрывок из сказки.
Слайд 2 |
3. Устный счет |
Сколько лет было автору? На доске появляется цифра 19 Работа с веером цифр и в тетради: -Покажите, в числе 19 сколько десятков, единиц? презентация - Покажите предыдущее число, последующее число - Сколько в нем десятков, сколько единиц? Запишите. - В каком году П.П.Ершов написал сказку? (1834) - Из каких цифр состоит данное число? Покажите. На доске появляются цифры: 1 8 3 4 -185 летний юбилей со дня выхода первого издания сказки. На доске появляются цифры 1 8 5 - Покажите, какое число повторяется три раза (1) -Покажите, число, повторяющееся 2 раза (8) |
|
|
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
3.Определение темы урока. |
Выпишите: наибольшее число, наименьшее. Покажите веером. На сколько 1 меньше 8- Работа в парах. На партах у вас листочки запишите числа в порядке увеличения и от 1 до 9 и допишите недостающие. - Что у вас получилось? (числовой ряд) - Назовите тему урока (Работаем с числами) -Предложите, какие виды работ мы можем выполнять с числами. - увеличиваем, уменьшаем, сравниваем, решаем задачи, складываем и вычитаем. На уроке необходимо рассуждать, думать, сравнивать, замечать и это поможет справиться со всеми заданиями. |
Формулировка задания Подведение учащихся к формулированию темы урока. |
Формулирование темы урока |
|
4.Работа по теме урока.
|
Старший умный был детина Дружбу с цифрами водил Все село он обходил И порядок наводил. Работа в парах. - Помогите Даниле навести порядок в нумерации домов. (Приложение 2) Обвести красный карандашом наибольшее число. Обвести синем карандашом наименьшее число. Проверка (слайд № 7) Оцените свою работу, если вы справились без ошибок поставьте + |
Формулировка задания
|
Дают определения.
Выполняют работу на карточках Обмениваются, проверяют и оценивают работу. |
Слайд 6, 7
|
5.Физминутка
|
Сегодня мы в сказке Из-за парты тихо встали 2. Потянулись к звездным далям. 3. Спрятались (присели) от бед и опасностей. 4. Улыбнулись друзьям и солнышку. 5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами. |
Выполнение задания вместе с учащимися |
Проводят ученики. Выполняют упражнения |
|
6. Работа по теме урока.
|
Работа с веером цифр: - Сколько раз в года Царь-девица сходила с «окияна на землю»? (2 раза) - Сколько лет рыба–кит не мог получить прощения? (10 лет) - Сколько коней, вместе с Коньком-Горбунком, Иван получил от кобылицы? (три) - Сколько ушей у трех коней? (6) - Сколько копыт у трех лошадей (3*4= 12) - У Иванушки два брата. Сколько братьев у каждого? (2)
Младший, хоть и был дурак,
Решение примеров самостоятельно. Работа в р. тетради с. 11. Приложение 2 В
долгом времени аль вскоре, А в караул отправится самый смелый и умелый: расставить вместо звездочек >, <, = Карточки: У вас на листочках даются пары чисел, поставьте знаки сравнения. Приложение 3 -Работаем внимательно, самостоятельно. - Проверим: встаньте те, кто выполнил работу так же как на слайде. Молодцы! - Ребята, какую работу мы выполняли? (Сравнивали числа). |
Формулирует задания
Формулировка задания
|
Работают с веером цифр.
Решают примеры самостоятельно.
Выполняют работу на карточках
|
Слайд 8, 9
Слайд 10
Слайд 11
|
7. Гимнастика для глаз.
8. Работа с Танграмом |
«Что Иванушка невесел? Что головушку повесил?» - Говорит ему конёк. «Помоги мне, горбунок! Видишь, вздумал царь жениться, знашь на тоненькой царице, Так и шлёт на окиян, -Говорит коньку Иван. – Дал мне сроку три дня только; Тут попробовать изволь-ка Перстень дьявольский достать! Да велела заезжать Эта тонкая царица Где-то в терем поклониться Солнцу, месяцу, притом И спрошать кое об чём…» Тут конёк: «Сказать по
дружбе, эта службишка, не служба; Служба всё, брат, впереди! Ты теперя спать
поди; А назавтра, утром рано, Мы поедем к окияну».
- По форме, какой геометрической фигуры описал путь Иванушка на коньке? (по форме треугольника, треугольник они должны увидеть в пространстве). - Покажите из Танграма получившуюся фигуру. - Постройте лошадь, используя фигуры Танграма. (Приложение 4) Проверяют, соотносят со схемой на слайде. Встаньте те, у кого фигура получилась такой же. |
Формулирует учитель
|
Выполняют задание
Выполняют самостоятельно работу. |
Слайд 12, 13 |
9. Рефлексия. |
У вас на партах, у каждого лежит перо жар птицы, оно приносит успех счастье. Закончите Жар-птицу. Пусть она приносить удачу, успех ,счастье. |
Формулировка задания
|
|
Слайд 14 |
10. Итог урока.
|
Много
ль времени, аль мало Спасибо,
ребята, |
Обращение внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
|
Слайд 18
|
Приложение 1.
Петр Павлович Ершов в 1834 г. написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Ершову тогда было 19 лет. Успех её был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.
Родную Сибирь, ласково называл «северной красавицей». Он мечтал исследовать этот мало изученный край и написать о нем в очерках. Он преподавал в Тобольской гимназии, а затем дослужился до директора и руководства училищ губернии. Примечательно то, что одним из его учеников был будущий ученый Д. И. Менделеев. Умер писатель в августе 1869 года в Тобольске, где и был похоронен. Сказка же о Коньке-Горбунке продолжала жить. Она была переведена на многие языки и породила массу подражаний.
Приложение 2
Приложение 3
3*6 8*10 2*4 9*5 4*7 6 11
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.