Интегрированный урок ОПЕРА А.П. БОРОДИНА «КНЯЗЬ ИГОРЬ» ОБРАЗ ИГОРЯ
Оценка 4.7

Интегрированный урок ОПЕРА А.П. БОРОДИНА «КНЯЗЬ ИГОРЬ» ОБРАЗ ИГОРЯ

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
10.12.2024
Интегрированный урок ОПЕРА А.П. БОРОДИНА «КНЯЗЬ ИГОРЬ» ОБРАЗ ИГОРЯ
урок князь игорь 1.docx

 

 

Интегрированный урок ОПЕРА А.П. БОРОДИНА «КНЯЗЬ ИГОРЬ» ОБРАЗ ИГОРЯ

Цель:

Познакомить учащихся с основными героями оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

Задачи.

1. На примере древнерусской повести «Слово о полку Игореве» и оперы А.П. Бородина

«Князь Игорь» показать лучшие черты характера Князя Игоря - героя Древней Руси.

2. Провести сравнительный анализ персонажей.

3. На примере литературного и музыкального произведений воспитать чувство

патриотизма, гордости за Россию, ставшую великим государством через испытания

сложных исторических периодов.

Оборудование.

Проектор, экран, компьютер, презентация,  фрагменты из фильма по опере А.П.Бородина «Князь Игорь»; портрет А.П.Бородина и некоторые фотографии, иллюстрирующие его биографию.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организация  учащихся на уроке.

У: Здравствуйте, ребята!

 

Здравствуйте, учитель

 

Личностные:

Знать основные моральные нормы.

Развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

 

Регулятивные:

Организовывать свои действия.

Определять своё рабочее место под руководством учителя

2.

Актуализация знаний учащихся по теме

Обозначение темы урока

Слайд 1. Событие, о котором пойдет сегодня речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому. Игорь Святославич — князь Новгород-Северский (1180–1198) .Он же является главным героем «Слова о полку Игореве».

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9195055/pub_6491f893584cca03fcafccba_6491fbe78cde1a1137de5d64/scale_1200

 

Слайд 2. Кто-нибудь слышал, что-то о «Слово о полку Игореве»?

«Слово о полку Игореве» — это произведение древнерусской литературы, в основе сюжета которого лежит поход русских витязей против половцев под предводительством князя Игоря, потерпевшего неудачу.

Как вы думаете, какая главная тема этого произведения?

https://imgur.com/sqAwIfc

 

Главная тема «Слова о полку Игореве» — патриотизм. Именно на нём основан и сюжет произведения, и его основная мысль.

 

Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен.

Традиционно в истории литературы принято считать, что это был современник или даже очевидец событий.

 

Слайд 3. Литературное произведение получило отражение в разных видах искусства.

Например  «Слово» стало предметом внимания художников, среди которых были Н. Рерих, В. Васнецов и В. Фаворский.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/479558_img_59.jpg

https://alanschool.ru/wp-content/uploads/2019/06/Kratkoe_soderzhanie_slova_o_polku_igoreve_po_chastyam_chitat_onlayn_kratkiy_pereskaz_po_glavam_1-1.jpg

https://imgur.com/uUHfvkz

«Слово о полку Игореве» в поэзии
Российский академик Д.С. Лихачев говорил о том, что «Слово» имеет высокую значимость для литературы. Он подчеркивал, что произведение было переведено на различные языки мира, поэты вдохновлялись поэмой и писали свои стихотворения, используя мотивы и образы памятника древнерусской литературы.
Слайд 4. Особенностью поэтического мира «Слова» является его образность и звучность, что при внимательном прочтении приводит к повышенно способности восприятия. По этой причине «Слово» стало вдохновителем многих поэтов для написания своих произведений.
Произведение «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского ярко тому подтверждение. Сейчас один из вас прочтёт отрывок.

 

«...О, радость древних лет, Боян!
Ты, арфой ополченный,
Летал пред строями славян, И гимн гремел священный.
Петру возник среди снегов
Певец - податель славы;
Честь Задунайскому — Петров;
О камские дубравы...»

 

 

Также, оно стало основой для создания оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

А что такое опера?

 

 

Слайд 5. Верно, давайте определим тему сегодняшнего урока.

 

И сегодня я всему классу ставлю задачу. На нашем уроке мы будем обращаться к различным наукам. Ваша задача записывать интересные факты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение отрывка.

 

 

 

 

Опера — это музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова.

А. П. Бородина опера  «Князь Игорь».

 

 

 

Коммуникативные:

 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

 

Регулятивные:

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

 

Личностные:

трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства.

3.

 

Объяснение  нового материала

Слушание и анализ произведений

 

Слайд 6. 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере  В.В. Стасов, который был  музыкальным и художественным критиком,  предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве».

 

Слайд 7. А.П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля. Давайте обратим внимание на карту.

(город в сумской области. Является  вотчиной новгород-сиверских князей Ольговичей), изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем)

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/175411/pub_5c76e857ea446500b38bed53_5c79283a677b0c00b3a3ede9/scale_1200

 

 

Слайд 8. Поговорим о самом композиторе. Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург.

https://sun1-87.userapi.com/impg/BeV3K8wWwOttSg3yhLgMYn5rkCGMxIKVRvpRzg/WGCzmFRlfik.jpg?size=770x812&quality=95&sign=2128a83ec5a085c2c095969af9fbc4bb&c_uniq_tag=81MvLcgDcUr_r0DSyMQj7RVGxH_Y-gD4DV6mnABJ8ek&type=album

 

 Он был внебрачным сыном, поэтому из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность.

 

В возрасте десяти лет стал интересоваться химией. Окончил Медико-хирургическую академию Петербурга. Химия, наряду с музыкой стала делом его жизни. Бородин подготовил, провел и напечатал двадцать одно химическое исследование.

Слайд 9. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

 

https://sun9-32.userapi.com/impg/c855020/v855020310/1c3f12/PhWWbPSHHEo.jpg?size=807x376&quality=96&sign=60091696c60527bcc319710d87ee1a04&c_uniq_tag=0opOsHSDgo6IVUeO399O9Q7ha9qBuJeZw00CO0pme9k&type=album

 

Слайд 10. В Петербурге молодой ученый познакомился с музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5298771/pub_64018feb4e7d0c677e1dd0bd_6401a5238297f70ba234ad83/scale_1200

 

Каких композиторов из перечисленных вы знаете? Слышали на прошлых урока?

Да, многих вы слышали, знаете. Все эти люди были близким кругом, и даже семьёй для Бородина.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Александр  Порфирьевич считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

История создания оперы «Князь Игорь» такова: мысль написать оперу возникла у Бородина ещё в конце 60-х годов, когда все его друзья и единомышленники, члены

«Могучей кучки», обращались к историческому прошлому нашей родины. М.И. Глинка создаёт патриотическую оперу «Иван Сусанин», Н.А. Римский-Корсаков вдохновился русской историей и написал оперу «Псковитянка» о последних днях вольности псковской и о грозном царе Иване, М.П. Мусоргский обратился к не менее сложному периоду русской жизни - «смутному времени» - и создал «Бориса Годунова».

Бородину тоже захотелось обратиться к историческому прошлому России, но подходящего сюжета он найти никак не мог. Блестящую идею подал В.В. Стасов.

 

Стасов говорил «Мне казалось, что тут заключаются все задачи, какие потребны для таланта и художественной натуры Бородина:

широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность,

Восток в многообразнейших его проявлениях».

 

 

 

Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Таким и является «Князь Игорь».

 

Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку – Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники – восхваляются, бедствия и сложности – воспринимаются с болью, а хорошие события – радуют весь русский люд, включая современного зрителя.

 

 

Сегодня мы с вами посмотрим видеофрагменты оперы, и нашей задачей будет сделать сравнительную характеристику персонажей.

 

  Слайд 11. Видеофрагмент. Сцена затмения. https://youtu.be/yvPTYOJvVOc?si=3JSZxxqIMPFSW1GE

 

Слайд 12.

- Какой фрагмент вы посмотрели? Удалось ли Бородину выразить эмоциональный накал? Как ведёт себя Игорь при общем смятении? Как проявляется его характер?

https://i.mycdn.me/videoPreview?id=64228166167&type=32&idx=0&tkn=K3AVvSv1W2lKdOoYu34TsrFWxvU&fn=external_8

https://sun9-86.userapi.com/impg/7TxGXVC4qc-S62H-llZAxQCSGBJZkgrksBirow/_EpA9HPiY4E.jpg?size=871x463&quality=96&sign=cb302bdbf9e1dcc4155bcae4d34b1f23&type=album

 

Сейчас мы с вами посмотрим одну из центральных сцен оперы – арию Игоря, в которой наиболее полно и разносторонне обрисован главный герой оперы. Мы видим и мужественного, доблестного воина, патриота, и нежного, горячо любящего супруга. Ария Игоря – один из лучших номеров оперы. Она состоит из пяти разделов, плавно переходящих один в другой, показывающий различные настроения и состояния Игоря.

Это и тяжелые переживания о поражении, раздумья, наполненные мучительной тоской, и страстное стремление к свободе, мечты о новом походе на врага, неудержимый порыв, и героическое мужество, и светлые, лирические мысли о Ярославне, полные теплоты и горячей любви.

 

Слайд 13.

 Видеофрагмент. Ария Игоря. https://youtu.be/TLVHROczdO0?si=-MuXhSPOJZPnmh59

 

- Какие чувства переживает Игорь? Как представил характер Игоря Бородин?

 

Антипод Игоря, брат Ярославны князь Галицкий – персонаж, «вычитанный» из «Ипатьевской летописи».

Законченный портрет своевольного гуляки, «князя-босяка». Послушаем его песню и дадим характеристику.

 

Слайд 14.

Видеофрагмент. Песня Галицкого. https://youtu.be/79b-Huc9TDU?si=aEGUDKY4QN-T6zr3

-Каким нам предстаёт Князь Галицкий?

-Какие у него мысли?

 

В опере очень ярко, интересно и обширно показан «другой мир» - быт

и жизнь восточного народа. Сразу же ощущается резкое различие двух миров – и в укладе жизни, и в колорите природы. Яркими, сочными красками нарисованы половецкие сцены.

В них Бородин показал всё богатство музыкального фольклора народов востока.

Композитор не использовал подлинных восточных мелодий, но он вдумчиво изучил мелодику, особенности лада среднеазиатских напевов и претворил их в своей музыке.

Здесь же мы знакомимся ещё с одним персонажем – Кончаком – половецким ханом – воинственным, диким, хищным, смелым воином. Посмотрев следующий фрагмент

Слайд 15.

Видеофрагмент. Сцена Игоря и Кончака из 2 действия. https://youtu.be/0mSN95rMojM?si=9xw1qMTW9x18y1GT

 

-  Какие черты характера героев подчеркивает композитор?

- Как он выражает это через музыку? Зачем Бородин вводит этого героя в оперу?

Слайд 16.

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2F0mSN95rMojM%2F0.jpg&lr=1091&pos=11&rpt=simage&text=кончак%20из%20фильма

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1574327/pub_601eab1e5fadcc22a905cdd0_601eb67153bb652e6aaab3bb/scale_1200

 

И, конечно же, невозможно представить оперу без её замечательной героини – нежной, любящей, преданной Ярославны. Она показана как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение войска, разорение края, пленение мужа. Её обращение к силам природы придают образу исконные черты древней славянской женщины.

Почувствовав беду, «Ярославна рано плачет въ Путивле на забрале» - на городской стене Путивля Ярославна горько оплакивает печальную судьбу Игоря.

Слайд 17.

  Видеофрагмент. Плач Ярославны.  https://youtu.be/JQ3CiRuWVRA?si=92ZTCgmsEhIqwpru

https://stihi.ru/pics/2019/07/28/5246.jpg

https://i.ytimg.com/vi/pWlT_fMIo6s/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AH-CYAC0AWKAgwIABABGGUgSyhIMA8=&rs=AOn4CLAm8pwEft4_nxFbpGsuylTu4b1-Yw

                                                                                            

-  Почему состоялся побег Игоря?

-  Как ведёт себя природа?

- Что испытывает Ярославна? Как она переживает?

Слайд 18.

Итак, вдали показываются всадники, с великой радостью Ярославна узнает Игоря.

Слайд 19.

  Видеофрагмент. Возвращение Игоря. https://youtu.be/NTjRa1mstOc?si=LBgyx635oOg0Sbgg

 

 

 

 

-  Почему Бородин именно так заканчивает оперу? Чем продиктован такой финал.

 

А сейчас мы сделаем сравнительную характеристику всех персонажей, с которыми мы познакомились. В таблице у нас 2 столбца: Поступки героев и их музыкальное сопровождение. Сейчас будете выходить к доске и заполнять таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глинка!Римский Корсаков!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торжественный, гордый! Русский народ восхваляет князя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игорь бесстрашен, твёрд, непоколебим – им движет чувство долга,

любовь к Родине, он стоек перед лицом испытаний.

 

Песня Галицкого – характеристика легкомысленного человека, все интересы которого заключаются в бесшабашной гульбе. Разудалый характер песни подчеркивается резкими акцентами в сопровождении, лихим плясовым ритмом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся.

 

 

 

 

 

 

Прославление русского воина, показать ещё ярче героизм, мужество,

смелость, честность Игоря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Опера заканчивается финальным хором, прославляющим русскую , обобщающим героические образы и выражающим главную патриотическую идею оперы.

 

Работа детей.

Коммуникативные:

Воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

 

Регулятивные:

Понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

 проявлять открытость.

 

Познавательные:

Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

Предметные результаты:

Осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них.

 

4.

Обобщение, Подведение итогов.

 

Подведём итог урока и разбора оперы. О чём эта опера?

Произведение Бородина пронизано идеей народного патриотизма. Оно раскрывает во всем величии беззаветную преданность русского народа своей родине. Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы.  Какие герои предстают перед нами ярким примером патриотизма и преданности?

Каким качествам настоящего патриота учит нас опера?

 

-ответы детей.

 

 

 

-Князь Игорь и Ярославна.

 

- Мужеству, вере в лучшее, само отваге, силе духа, ответственности, заботе о близких.

 

Личностные:

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

Коммуникативные:

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения.

Познавательные:

Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

5.

Домашнее задание

Спасибо вам за урок, на домашнее задание вам нужно будет создать собственный кроссворд, который будет связан с сегодняшним уроком. В нём могут быть интересные факты про Бородина, про саму оперу, персонажей. Минимум должно быть 12 слов.

 

Личностные:

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

Познавательные:

Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок ОПЕРА А.П

Интегрированный урок ОПЕРА А.П

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Игоря, потерпевшего неудачу.

Игоря, потерпевшего неудачу.

Ты, арфой ополченный, Летал пред строями славян,

Ты, арфой ополченный, Летал пред строями славян,

BeV3K8wWwOttSg3yhLgMYn5rkCGMxIKVRvpRzg/WGCzmFRlfik

BeV3K8wWwOttSg3yhLgMYn5rkCGMxIKVRvpRzg/WGCzmFRlfik

Каких композиторов из перечисленных вы знаете?

Каких композиторов из перечисленных вы знаете?

Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами

Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами

Слайд 13. Видеофрагмент.

Слайд 13. Видеофрагмент.

Какие черты характера героев подчеркивает композитор? -

Какие черты характера героев подчеркивает композитор? -

NTjRa1mstOc?si=LBgyx635oOg0Sbgg -

NTjRa1mstOc?si=LBgyx635oOg0Sbgg -

Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования

Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования

Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования

Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2024