Интегрированный урок ОПЕРА А.П. БОРОДИНА «КНЯЗЬ ИГОРЬ» ОБРАЗ ИГОРЯ
Цель:
Познакомить учащихся с основными героями оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Задачи.
1. На примере древнерусской повести «Слово о полку Игореве» и оперы А.П. Бородина
«Князь Игорь» показать лучшие черты характера Князя Игоря - героя Древней Руси.
2. Провести сравнительный анализ персонажей.
3. На примере литературного и музыкального произведений воспитать чувство
патриотизма, гордости за Россию, ставшую великим государством через испытания
сложных исторических периодов.
Оборудование.
Проектор, экран, компьютер, презентация, фрагменты из фильма по опере А.П.Бородина «Князь Игорь»; портрет А.П.Бородина и некоторые фотографии, иллюстрирующие его биографию.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Организация учащихся на уроке. |
У: Здравствуйте, ребята!
|
Здравствуйте, учитель
|
Личностные: Знать основные моральные нормы. Развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные: Организовывать свои действия. Определять своё рабочее место под руководством учителя |
2. |
Актуализация знаний учащихся по теме Обозначение темы урока |
Слайд 1. Событие, о котором пойдет сегодня речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому. Игорь Святославич — князь Новгород-Северский (1180–1198) .Он же является главным героем «Слова о полку Игореве». https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9195055/pub_6491f893584cca03fcafccba_6491fbe78cde1a1137de5d64/scale_1200
Слайд 2. Кто-нибудь слышал, что-то о «Слово о полку Игореве»? «Слово о полку Игореве» — это произведение древнерусской литературы, в основе сюжета которого лежит поход русских витязей против половцев под предводительством князя Игоря, потерпевшего неудачу. Как вы думаете, какая главная тема этого произведения? https://imgur.com/sqAwIfc
Главная тема «Слова о полку Игореве» — патриотизм. Именно на нём основан и сюжет произведения, и его основная мысль.
Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Традиционно в истории литературы принято считать, что это был современник или даже очевидец событий.
Слайд 3. Литературное произведение получило отражение в разных видах искусства. Например «Слово» стало предметом внимания художников, среди которых были Н. Рерих, В. Васнецов и В. Фаворский. https://storage.yandexcloud.net/wr4img/479558_img_59.jpg https://alanschool.ru/wp-content/uploads/2019/06/Kratkoe_soderzhanie_slova_o_polku_igoreve_po_chastyam_chitat_onlayn_kratkiy_pereskaz_po_glavam_1-1.jpg https://imgur.com/uUHfvkz «Слово о полку Игореве» в поэзии
«...О, радость древних лет, Боян!
Также, оно стало основой для создания оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». А что такое опера?
Слайд 5. Верно, давайте определим тему сегодняшнего урока.
И сегодня я всему классу ставлю задачу. На нашем уроке мы будем обращаться к различным наукам. Ваша задача записывать интересные факты. |
Ответы детей.
Ответы детей.
Чтение отрывка.
Опера — это музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. А. П. Бородина опера «Князь Игорь».
|
Коммуникативные: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.
Регулятивные: планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
Личностные: трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства. |
3.
|
Объяснение нового материала Слушание и анализ произведений
|
Слайд 6. 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере В.В. Стасов, который был музыкальным и художественным критиком, предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве».
Слайд 7. А.П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля. Давайте обратим внимание на карту. (город в сумской области. Является вотчиной новгород-сиверских князей Ольговичей), изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/175411/pub_5c76e857ea446500b38bed53_5c79283a677b0c00b3a3ede9/scale_1200
Слайд 8. Поговорим о самом композиторе. Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург. https://sun1-87.userapi.com/impg/BeV3K8wWwOttSg3yhLgMYn5rkCGMxIKVRvpRzg/WGCzmFRlfik.jpg?size=770x812&quality=95&sign=2128a83ec5a085c2c095969af9fbc4bb&c_uniq_tag=81MvLcgDcUr_r0DSyMQj7RVGxH_Y-gD4DV6mnABJ8ek&type=album
Он был внебрачным сыном, поэтому из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность.
В возрасте десяти лет стал интересоваться химией. Окончил Медико-хирургическую академию Петербурга. Химия, наряду с музыкой стала делом его жизни. Бородин подготовил, провел и напечатал двадцать одно химическое исследование. Слайд 9. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
https://sun9-32.userapi.com/impg/c855020/v855020310/1c3f12/PhWWbPSHHEo.jpg?size=807x376&quality=96&sign=60091696c60527bcc319710d87ee1a04&c_uniq_tag=0opOsHSDgo6IVUeO399O9Q7ha9qBuJeZw00CO0pme9k&type=album
Слайд 10. В Петербурге молодой ученый познакомился с музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки. https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5298771/pub_64018feb4e7d0c677e1dd0bd_6401a5238297f70ba234ad83/scale_1200
Каких композиторов из перечисленных вы знаете? Слышали на прошлых урока? Да, многих вы слышали, знаете. Все эти люди были близким кругом, и даже семьёй для Бородина. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Александр Порфирьевич считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. История создания оперы «Князь Игорь» такова: мысль написать оперу возникла у Бородина ещё в конце 60-х годов, когда все его друзья и единомышленники, члены «Могучей кучки», обращались к историческому прошлому нашей родины. М.И. Глинка создаёт патриотическую оперу «Иван Сусанин», Н.А. Римский-Корсаков вдохновился русской историей и написал оперу «Псковитянка» о последних днях вольности псковской и о грозном царе Иване, М.П. Мусоргский обратился к не менее сложному периоду русской жизни - «смутному времени» - и создал «Бориса Годунова». Бородину тоже захотелось обратиться к историческому прошлому России, но подходящего сюжета он найти никак не мог. Блестящую идею подал В.В. Стасов.
Стасов говорил «Мне казалось, что тут заключаются все задачи, какие потребны для таланта и художественной натуры Бородина: широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность, Восток в многообразнейших его проявлениях».
Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Таким и является «Князь Игорь».
Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку – Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники – восхваляются, бедствия и сложности – воспринимаются с болью, а хорошие события – радуют весь русский люд, включая современного зрителя.
Сегодня мы с вами посмотрим видеофрагменты оперы, и нашей задачей будет сделать сравнительную характеристику персонажей.
Слайд 11. Видеофрагмент. Сцена затмения. https://youtu.be/yvPTYOJvVOc?si=3JSZxxqIMPFSW1GE
Слайд 12. - Какой фрагмент вы посмотрели? Удалось ли Бородину выразить эмоциональный накал? Как ведёт себя Игорь при общем смятении? Как проявляется его характер? https://i.mycdn.me/videoPreview?id=64228166167&type=32&idx=0&tkn=K3AVvSv1W2lKdOoYu34TsrFWxvU&fn=external_8 https://sun9-86.userapi.com/impg/7TxGXVC4qc-S62H-llZAxQCSGBJZkgrksBirow/_EpA9HPiY4E.jpg?size=871x463&quality=96&sign=cb302bdbf9e1dcc4155bcae4d34b1f23&type=album
Сейчас мы с вами посмотрим одну из центральных сцен оперы – арию Игоря, в которой наиболее полно и разносторонне обрисован главный герой оперы. Мы видим и мужественного, доблестного воина, патриота, и нежного, горячо любящего супруга. Ария Игоря – один из лучших номеров оперы. Она состоит из пяти разделов, плавно переходящих один в другой, показывающий различные настроения и состояния Игоря. Это и тяжелые переживания о поражении, раздумья, наполненные мучительной тоской, и страстное стремление к свободе, мечты о новом походе на врага, неудержимый порыв, и героическое мужество, и светлые, лирические мысли о Ярославне, полные теплоты и горячей любви.
Слайд 13. Видеофрагмент. Ария Игоря. https://youtu.be/TLVHROczdO0?si=-MuXhSPOJZPnmh59
- Какие чувства переживает Игорь? Как представил характер Игоря Бородин?
Антипод Игоря, брат Ярославны князь Галицкий – персонаж, «вычитанный» из «Ипатьевской летописи». Законченный портрет своевольного гуляки, «князя-босяка». Послушаем его песню и дадим характеристику.
Слайд 14. Видеофрагмент. Песня Галицкого. https://youtu.be/79b-Huc9TDU?si=aEGUDKY4QN-T6zr3 -Каким нам предстаёт Князь Галицкий? -Какие у него мысли?
В опере очень ярко, интересно и обширно показан «другой мир» - быт и жизнь восточного народа. Сразу же ощущается резкое различие двух миров – и в укладе жизни, и в колорите природы. Яркими, сочными красками нарисованы половецкие сцены. В них Бородин показал всё богатство музыкального фольклора народов востока. Композитор не использовал подлинных восточных мелодий, но он вдумчиво изучил мелодику, особенности лада среднеазиатских напевов и претворил их в своей музыке. Здесь же мы знакомимся ещё с одним персонажем – Кончаком – половецким ханом – воинственным, диким, хищным, смелым воином. Посмотрев следующий фрагмент Слайд 15. Видеофрагмент. Сцена Игоря и Кончака из 2 действия. https://youtu.be/0mSN95rMojM?si=9xw1qMTW9x18y1GT
- Какие черты характера героев подчеркивает композитор? - Как он выражает это через музыку? Зачем Бородин вводит этого героя в оперу? Слайд 16. https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2F0mSN95rMojM%2F0.jpg&lr=1091&pos=11&rpt=simage&text=кончак%20из%20фильма https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1574327/pub_601eab1e5fadcc22a905cdd0_601eb67153bb652e6aaab3bb/scale_1200
И, конечно же, невозможно представить оперу без её замечательной героини – нежной, любящей, преданной Ярославны. Она показана как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение войска, разорение края, пленение мужа. Её обращение к силам природы придают образу исконные черты древней славянской женщины. Почувствовав беду, «Ярославна рано плачет въ Путивле на забрале» - на городской стене Путивля Ярославна горько оплакивает печальную судьбу Игоря. Слайд 17. Видеофрагмент. Плач Ярославны. https://youtu.be/JQ3CiRuWVRA?si=92ZTCgmsEhIqwpru https://stihi.ru/pics/2019/07/28/5246.jpg https://i.ytimg.com/vi/pWlT_fMIo6s/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AH-CYAC0AWKAgwIABABGGUgSyhIMA8=&rs=AOn4CLAm8pwEft4_nxFbpGsuylTu4b1-Yw
- Почему состоялся побег Игоря? - Как ведёт себя природа? - Что испытывает Ярославна? Как она переживает? Слайд 18. Итак, вдали показываются всадники, с великой радостью Ярославна узнает Игоря. Слайд 19. Видеофрагмент. Возвращение Игоря. https://youtu.be/NTjRa1mstOc?si=LBgyx635oOg0Sbgg
- Почему Бородин именно так заканчивает оперу? Чем продиктован такой финал.
А сейчас мы сделаем сравнительную характеристику всех персонажей, с которыми мы познакомились. В таблице у нас 2 столбца: Поступки героев и их музыкальное сопровождение. Сейчас будете выходить к доске и заполнять таблицу.
|
Глинка!Римский Корсаков!
Торжественный, гордый! Русский народ восхваляет князя.
Игорь бесстрашен, твёрд, непоколебим – им движет чувство долга, любовь к Родине, он стоек перед лицом испытаний.
Песня Галицкого – характеристика легкомысленного человека, все интересы которого заключаются в бесшабашной гульбе. Разудалый характер песни подчеркивается резкими акцентами в сопровождении, лихим плясовым ритмом.
Ответ учащихся.
Прославление русского воина, показать ещё ярче героизм, мужество, смелость, честность Игоря.
Ответы учащихся.
Опера заканчивается финальным хором, прославляющим русскую , обобщающим героические образы и выражающим главную патриотическую идею оперы.
Работа детей. |
Коммуникативные: Воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога.
Личностные: Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики; восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
Регулятивные: Понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; проявлять открытость.
Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.
Предметные результаты: Осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них.
|
4. |
Обобщение, Подведение итогов.
|
Подведём итог урока и разбора оперы. О чём эта опера? Произведение Бородина пронизано идеей народного патриотизма. Оно раскрывает во всем величии беззаветную преданность русского народа своей родине. Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы. Какие герои предстают перед нами ярким примером патриотизма и преданности? Каким качествам настоящего патриота учит нас опера?
|
-ответы детей.
-Князь Игорь и Ярославна.
- Мужеству, вере в лучшее, само отваге, силе духа, ответственности, заботе о близких. |
Личностные: знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; Коммуникативные: выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.
|
5. |
Домашнее задание |
Спасибо вам за урок, на домашнее задание вам нужно будет создать собственный кроссворд, который будет связан с сегодняшним уроком. В нём могут быть интересные факты про Бородина, про саму оперу, персонажей. Минимум должно быть 12 слов. |
|
Личностные: знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; Познавательные: Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.