Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Оценка 4.9

Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка +2
10.12.2024
Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
урок по сусанину 1.docx

 

 

Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Цель:

Познакомить учащихся с основными героями оперы «Иван Сусанин».

Задачи.

1.      Познакомить детей с содержанием оперы.

2.      Развить кругозор детей, посредством различных видов искусства и наук.

3. На примере персонажей воспитать чувство патриотизма, гордости за Россию, ставшую великим государством через испытания сложных исторических периодов.

Оборудование.

Проектор, экран, компьютер, презентация,  фрагменты из оперы М.И. Глинка «Иван Сусанин»; портрет М.И.Глинки  и некоторые фотографии, иллюстрирующие его биографию.

 

 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

 

Организация  учащихся на уроке.

Музыкальное приветствие: У.: Здравствуйте, ребята!

 

Здравствуйте, учитель

 

 

 

Личностные:

Знать основные моральные нормы.

Развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Организовывать свои действия.

Определять своё рабочее место под руководством учителя

2.

Актуализация знаний учащихся по теме

Обозначение темы урока

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано множество произведений в разных видах искусства (живописи, литературе, народном творчестве, архитектуре, кино, театре и музыке). Они прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До нашего времени дожили древние былины, которые воспитывают мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Какие произведения разных видов искусства, прославляющие Россию, вы знаете?

Слайд 1. Молодцы, вы привели много примеров. Русские композиторы, художники, поэты очень часто обращаются в своих произведениях к теме защиты Родины.

Слайд 2. Одним из таких произведений является опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Вам что-либо известно об этом человеке? Кто он?

Слайд 3. Сегодня на уроке мы познакомимся с оперой М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)  https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=лбложка%20иван%20сусанин

 

 

-Фильм «Т34»

-Фильм «Декабристы»

- Слово о Полку Игореве.

- Знаменитая картина «Фашист пролетел»

- Песня Газманова «Россия»

Ответы детей

Регулятивные:

Воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание ан перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

Коммуникативные:

 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение  нового материала

Слушание и анализ произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 4. Поговорим для начала о самом композиторе. М. Глинка(1815-1857) – это великий русский композитор. Родился он в селе Новоспасском Смоленской губернии. М. Глинка – основатель русской классической музыки. Знаменитый русский композитор Михаил Глинка широко известен во всём мире. Этот гениальный человек чувствовал музыку так, как мало кто может, и ещё при жизни он пользовался громкой славой как в Российской Империи, так и далеко за её пределами.   В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

 

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=глинка

 

Слайд 5. М.Глинка жил в 19 веке, и застал Отечественную войну 1812 года, которая всколыхнула самосознание русского народа, вызвала интерес к собственной истории.

 

 Слайд 6. Вы знакомы  с декабристами? Кто они такие?

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&lr=1091&text=Отечественная%20война%201812

 

Декабристы – участники оппозиционных царскому правительству тайных обществ 1810-х - 1820-х годов. Они были дворянами и военными, стремившимися ограничить самодержавие и отменить крепостное право в интересах народа. В декабре 1825 года они организовали в Санкт-Петербурге и на юге России неудачную попытку восстания.

М.Глинка был знакомы со многими декабристами, его интересовали их идеи, желание делать страну лучше и бороться за счастливое будущее страны. Его это натолкнуло на создание оперы. Как вы думаете, какая тема оперы будет? Жанр?

Кто-то знаком, или помнит с прошлых уроков о содержании оперы?

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить русского претендента на московский престол, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал в дом Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью. Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь, тем самым был спасён.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до монастыря.

Ребята, как видите версий две, а вывод напрашивается один: Иван Сусанин -настоящий герой, патриот, он совершил настоящий подвиг, отдал свою жизнь за отечество, спас будущего наследника на престол, не оставил родину без предводителя.

Слайд 7. Хочу рассказать вам интересный факт: До того как М.И.Глинка написал свою оперу, Одноименная опера на этот же сюжет уже существовала. Её автором был популярный в свое время российский композитор итальянского происхождения Катерино Альбертович Кавос. Глинка приступил к работе на тот же сюжет. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной, но и стал её первым дирижером; эта постановка прошла 9 декабря 1836 г. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях.

Слайд 8. Смысл оперы можно выразить строками известной думы «Иван Сусанин» К. Рылеева(один из декабристов и поэт) https://ya.ru/images/search?from=tabbar&lr=1091&text=Рылеева

https://biography.wikireading.ru/hvsmTBHu2o?ysclid=lvaygpk158782908620

Слайд 9.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело.

Предателя, мнили, во мне вы нашли?

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

 

Подвиг Ивана Сусанина запечатлен не только в музыке и стихах, но и в живописи. Давайте обратимся с вами к следующим полотнам

Слайд 10.

Ярким примером Баранов А. -  Подвиг Ивана Сусанина, Фаюстов Максим Васильевич -  Иван Сусанин  (второй вариант) (2004).

https://ogurcova.livejournal.com/1335499.html?ysclid=lvayr7lms3375513606

 

https://kulturolog-ia.livejournal.com/419000.html?ysclid=lvayp3fglp86560162

Слайд 11.

Перейдём к изучению оперы. На слайде представлено краткое содержания. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=26fb3ee0300d64d245d570d5a70d8ed0000d657b-4390495-images-thumbs&n=13

Слайд 12.

В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя". Послушайте его и скажите о чём.

(Прослушивание). https://ya.ru/video/preview/1302454518434131414

В хоре воплощена непреклонная воля русского народа к победе. Широкие распевы; народный склад; одноголосный запев; мужественные, герои­ческие интонации.

Слайд 13.

Дальше действие происходит осенью в селе Домнино. Смысл событий – Антонида(дочь) и Собинин хотят пожениться, но Сусанин откладывает свадьбу, считая, что сейчас время для праздника неудачное, потому что в стране беда.

Но в итоге разрешение на свадьбу получено, она состоится зимой. 2-е действие- Характеристика польской шляхты. Действие происходит во дворце польского короля. Завязка оперы. Поляки узнают о русском царе и решают взять его в заложники, отряд отправляется помочь тем, кто воюет с отрядом Минина, с народным ополчением.

В 3-м действии используется приём вторжения. В его основе конфликт русских и поляков. 2-ая половина действия - приход в дом поляков, сцена с Сусаниным, требование стать проводником к отряду к царю. Сусанин уводит поляков, Ваня убегает к отряду.

Вот как раз в этой сцене мы знакомимся с героическим образом Вани. Ваня  (приёмный сын Сусанина). Он сирота, но в доме Сусанина он нашёл любовь, сочувствие, заботу, тёплый уютный дом. После прихода поляков Сусанин посылает Ваню предупредить ополченцев (отряд Минина, участвующий в изгнании поляков с русской земли) об опасности для молодого царя - польском отряде. Это поручение отца мальчик выполняет, совершает свой героический поступок. В 4 действии он поёт небольшую арию "Бедный конь в поле пал, я бегом добежал".

Слайд 14.

Прослушивание https://youtu.be/BXcHF53hYM4?si=iYVOywLdkvnPnqa2

Слайд 15.

О чём он поёт? Почему его поступок можно назвать героическим? И можно ли назвать его таковым? Прочитайте слова на слайде.

 

Он знает, что его отец не вернётся, понимает это, но мужественно исполняет свой долг. Он маленький мальчик, на которого возложили ответственность. Ему нужно предупредить о приближении врагов. Вы бы могли совершить такой поступок?

 

4 действие. Тем временем  (Сцена в лесу) Ария Сусанина Речитатив «Чуют правду, смерть близка». Послушайте о чём он поёт, и какое состояние у героя.

Слайд 16.

Прослушивание https://youtu.be/mztedByaYXI?si=xiP1teV_viIlac-F

 Лирический, тоскливый, трагический характер арии показывает, что перед нами не воин, а простой человек, который жертвует собой во благо родины, ищет поддержки у Бога. Ему тяжело и страшно уходить из жизни, но он проявляет силу духа, твёрдость, решительность, мужество.

В четвертом действии происходит гибель главного героя. Скажите, почему подвиг Сусанина героический?

Слайд 17. Заключительный хор «СЛАВЬСЯ!» передает торжество и ликование народа. https://youtu.be/vO6fRblZDqE?si=C1sAfOYYpnkb0EAO

Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Толпы народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь».

Медленно входят Антонида, Ваня и Собинин. Они грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

https://www.belcanto.ru/susanin.html?ysclid=lvb0d9ys5d139410027

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Люди, которые хотели отмены крепостного права.

 

 

 

     

 

Ответы детей.

 

- В ней рассказывается о подвиги Сусанина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Гордо и величаво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запыхавшись, он поёт свой монолог и молитву у стен монастыря.

Ребёнок читает.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Личностные:

Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

Регулятивные:

Понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

 проявлять открытость.

Коммуникативные:

Воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога.

Познавательные:

Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

Предметные результаты:

Осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них.

 

4.

Обобщение, Подведение итогов.

 

 Подведём итоги нашего сегодняшнего урока.  О чём мы говорили?

Кто является её композитором?

 

Чем вдохновился Глинка для написания оперы?

 

 

 

 В каком веке написана опера?

Почему это опера является патриотической?

 

 

                                                                         

 

 

 

Верно, какие музыкальные номера мы прослушали из оперы?

 

 

 

О патриотической опере «Иван Сусанин»

Михаил Иванович Глинка.

Поступком декабристов.

В 19.

Сусанин отдал свою жизнь ради своей страны, ради её будущего. Он герой и настоящий патриот родины.

Хор «Славься», песню Ваня, Арию Сусанина.

 Личностные:

Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;

Коммуникативные:

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения.

Познавательные:

Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

5.

Домашнее задание

Отлично, вы хорошо потрудились, спасибо за урок. Домашнее задание у вас будет творческим. Каждый сам придумает и нарисует афишу. В ней вы должны раскрыть героический поступок Сусанина, чтобы заинтересовать зрителей.

 

Личностные:

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

Познавательные:

Самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок Опера М.И

Интегрированный урок Опера М.И

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Сусанин». Вам что-либо известно об этом человеке?

Сусанин». Вам что-либо известно об этом человеке?

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

И душу изменой свою не погубит!

И душу изменой свою не погубит!

Слайд 13. Дальше действие происходит осенью в селе

Слайд 13. Дальше действие происходит осенью в селе

О чём он поёт? Почему его поступок можно назвать героическим?

О чём он поёт? Почему его поступок можно назвать героическим?

Славься, славься, святая Русь»

Славься, славься, святая Русь»

О патриотической опере «Иван Сусанин»

О патриотической опере «Иван Сусанин»

Обобщение, Подведение итогов

Обобщение, Подведение итогов

Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2024